Повторение изученного по теме «Сочинительные и подчинительные союзы»
Тип урока: обобщение изученного материала
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.
Цели:
Образовательные:
¾ повторение изученного о союзах;
¾ формирование умения различать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
¾ обогащение речи учащихся пословицами и поговорками;
¾ выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении.
Развивающие:
- развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к родному языку, мотивации к учению.
Ход урока:
I.Организационный момент.
N-Запись числа и вида работы
II.Проверка домашнего задания
III. Актуализация знаний учащихся.
N Словарная работа
Задание: Прочитать пословицы, соединив начало и конец. Выписать слова с непроверяемыми гласными в корне. Выделить орфограмму.
Орлам случается и ниже кур спускаться, |
а делом не ленись. |
Зеркало не виновато, |
но курам никогда до облак не подняться. |
Языком не торопись, |
а старость – с веслом на челне. |
Юность – на всех парусах, |
что рожа кривовата. |
N Самопроверка с доски:
/ / / /
Облако, зеркало, язык, человек
- Прежде, чем мы пойдем дальше, отгадайте мини-квест. Какие буквы в таблице с N пословицами отличаются? (з, ю, о. с)
-Что вы можете сделать с этими буквами? (составить слово)
N - Какое слово у вас получилось? (союз)
N- Назовите слова, которые в пословицах соединяют простые предложения в составе сложного.
(а, но, что)
IV. Терминологический диктант. Ребята записывают в тетрадь только ответы.
1.Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … (служебные)
2.К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)
3.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного, называется… (союз)
4.По количеству слов союзы бывают … (простые и составные).
5. По значению союзы делятся на … (сочинительные и подчинительные)
N Проверка
V. Введение в тему
-Прочитайте предложения. Вставьте на месте пропусков подходящие слова.
Бушевала метель, …альпинисты сидели в палатках.
(Бушевала метель, и альпинисты сидели в палатках)
… стало темнеть, туристы разожгли костер.
(Когда стало темнеть, туристы разожгли костер)
-Какой частью речи являются пропущенные в предложениях слова? (союзы)
-Какой союз вы употребили в первом предложении? (сочинительный, соединительный)
-А во втором предложении? (подчинительный, временной)
VI. Интерактивное задание «Наглядный русский язык»
VII. Объявление темы и целей урока.
N – Как вы думаете, какая из записанных тем наиболее полно будет отражать тему урока сегодня:
1. Союзы
2. Повторение изученного по теме «Сочинительные и подчинительные союзы»
3. Сочинительные и подчинительные союзы
- Правильно, ребята. Сегодня мы повторим все, что изучил о союзах сочинительных и подчинительных.
N Запишите тему урока: Повторение изученного по теме «Сочинительные и подчинительные союзы»
VIII. Тренировочные упражнения
N Задание 1. Составьте из простых предложений сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.
1) Наступило резкое похолодание. Из Арктики проникли массы холодного воздуха.
2) Тихо на вершины гор ложится туман. Луна сонно глядится в озеро.
3) Проверка:
4) Наступило резкое похолодание, потому что из Арктики проникли массы холодного воздуха. [ ], ( потому что …).
5) Тихо на вершины гор ложится туман, и луна сонно глядится в озеро. [ ], и [ ].
Задание 2. Прочитайте предложения. Определите, какие союзы в них употреблены. Преобразуйте сложносочиненные предложения с союзом И в сложноподчиненные, употребив подчинительные союзы потому что, так как, когда
Ветер стих, и ущелье затянул густой серый туман.
Мы встали рано, и день показался нам очень длинным.
Стало быстро темнеть, и солдаты разбили лагерь в лесу.
Проверка:
Когда ветер стих, ущелье затянул густой серый туман.
День показался нам очень длинным, потому что мы встали рано.
Солдаты разбили лагерь в лесу, так как стало быстро темнеть.
IX. Работа в группах (задание на выбор)
ПРОВЕРКА
N ФИЗМИНУТКА
Задание 1
Прочитайте отрывок. Как называется это произведение и кто его автор? Восстановите в тексте союзы.
Яшка и Володя шли по деревне, и туман отступал перед ними. Они вышли на бугор, прошли тропкой через льняное поле, и тут совсем неожиданно перед ними открылась река. Она была небольшой, а берега её густо поросли ракитником. Володя готов был хоть сейчас начать ловить, но Яшка шел все дальше берегом реки. Они почти по пояс вымокли в росе, когда Яшка шепотом сказал, что они пришли.
Размотав удочки, он передал одну из них Володе, отсыпал ему в спичечную коробку червей и глазами показал место, где ловить.
(по Ю. Казакову «Тихое утро»)
Задание 2
Закончите предложения так, чтобы получились сложные предложения. Подчеркните грамматические основы.
Мы опоздали на концерт, потому что автобус приехал поздно.
Шли проливные дожди, и река вышла из берегов .
Путешественники вышли к тому месту, где был разбит лагерь .
Задание 3
Прочитайте загадки. Рядом напишите отгадки.
Найдите и подчеркните союзы
Сыплется большой горох на голову, а подобрать никто не может |
град |
Если день
нахмурится, |
зонт |
За
окошком завывает, |
ветер |
Когда плывёт -
прекрасен, |
гусь |
XI. Интерактивный тренажер по теме «Союзы»
1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:
А) союз
Б) предлог
В) частица
2. Укажите неверное утверждение.
Союзы делятся на:
А) сочинительные и подчинительные
Б) простые и составные
В) производные и непроизводные
3. Выберите ответ, где все слова в ряду - союзы:
А) как, который, и
Б) за, да, чтобы
В) потому что, где, но.
4. Укажите предложение, в котором союз И соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)
А) Я вернусь и все вам расскажу.
Б) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.
В) На улице сегодня стоит сильный мороз и поездка отменяется.
5. Укажите сложносочиненное предложение:
А) Мы не могли идти дальше, потому что заблудились.
Б) Никто не знал пути домой, и мы долго искали дорогу.
В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.
6. Укажите сложноподчиненное предложение:
А) Осень наступила быстро, и вскоре пошли сильные дождь.
Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались вдали.
В) Когда над тайгой спустился туман, я подплыл к берегу.
Проверка
1.а
2. в
3. в
4. а
5.б
6. в
XII. Итог урока. Рефлексия.
1. Я оцениваю свои знания данной темы на…
2. Я смогу безошибочно найти союзы…
3. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы…
4. Я смогу объяснить товарищу данную тему…
5. Я ставлю себе оценку за работу на уроке…
XIII. Домашнее задание: (дифференцированное)
Повышенный уровень
1. Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза.
1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов.
2) Вечерняя заря начинается ( ) когда солнце уже заходит за край земли.
3) Река сверкала то голубым ( ) то зеленым светом.
4) Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли.
Средний уровень
2. Запишите предложения, выделите союзы. Определите тип союза
1) Огонь в лампе потускнел, но через секунду снова разгорелся. (М. Горький)
2) Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (К. Паустовский)
3) Татьяна видит дом пустой, где жил недавно наш герой. (А.С. Пушкин)
4) Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад. (Пословица)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.