Повторение изученного по теме «Сочинительные и подчинительные союзы»

  • docx
  • 16.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Союзы сочинительные и подчинительные.docx

Повторение изученного по теме «Сочинительные и подчинительные союзы»

 

Тип урока: обобщение изученного материала

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

Цели:

Образовательные:

¾    повторение изученного о союзах;

¾    формирование умения различать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

¾    обогащение речи учащихся пословицами и поговорками;

¾    выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении.

Развивающие:

-        развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Воспитательные:

-        воспитание любви и уважения к родному языку, мотивации к учению.

Ход урока:

I.Организационный момент.

N-Запись числа и вида работы

II.Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний учащихся.

N Словарная работа

Задание: Прочитать пословицы, соединив начало и конец. Выписать слова с непроверяемыми гласными в корне. Выделить орфограмму.

Орлам случается и ниже кур спускаться,

а делом не ленись.

Зеркало не виновато,

но курам никогда до облак не подняться.

Языком не торопись,

а старость – с веслом на челне.

Юность – на всех парусах,

что рожа кривовата.

 

N  Самопроверка с доски:

  /                  /                   /                 /

 

Облако, зеркало, язык, человек

- Прежде, чем мы пойдем дальше, отгадайте мини-квест. Какие буквы в таблице с N пословицами отличаются? (з, ю, о. с)

-Что вы можете сделать с этими буквами? (составить слово)

N - Какое слово у вас получилось? (союз)

N- Назовите слова, которые в пословицах соединяют простые предложения в составе сложного.

(а, но, что)

 

IV. Терминологический диктант. Ребята записывают в тетрадь только ответы.

1.Части речи в русском языке делятся на  самостоятельные и … (служебные)

2.К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)

3.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного,  называется… (союз)

4.По количеству слов союзы бывают … (простые и составные).

5. По значению союзы делятся на … (сочинительные и подчинительные)

N Проверка

 

 

V. Введение в тему

-Прочитайте предложения. Вставьте на месте пропусков подходящие слова.

Бушевала метель, …альпинисты сидели в палатках.

(Бушевала метель,  и альпинисты сидели в палатках)

… стало темнеть, туристы разожгли костер.

(Когда стало темнеть, туристы разожгли костер)

-Какой частью речи являются пропущенные в предложениях слова? (союзы)

-Какой союз вы употребили в первом предложении? (сочинительный, соединительный)

-А во втором предложении? (подчинительный, временной)

 

VI.  Интерактивное задание «Наглядный русский язык»

 

VII.  Объявление  темы и целей урока.

N – Как вы думаете, какая из записанных тем наиболее полно будет отражать тему урока сегодня:

1.     Союзы

2.     Повторение изученного по теме «Сочинительные и подчинительные союзы»

3.     Сочинительные и подчинительные союзы

- Правильно, ребята. Сегодня мы повторим все, что изучил о союзах сочинительных и подчинительных.

N Запишите тему урока: Повторение изученного по теме «Сочинительные и подчинительные союзы»

 

VIII. Тренировочные упражнения

N Задание 1. Составьте из простых предложений сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.

1)    Наступило резкое похолодание. Из Арктики проникли массы холодного воздуха.

2)    Тихо на вершины гор ложится туман. Луна  сонно глядится в озеро.

3)    Проверка:

4)    Наступило резкое похолодание, потому что из Арктики проникли массы холодного воздуха. [    ], ( потому что …).

5)    Тихо на вершины гор ложится туман, и луна сонно глядится в озеро.  [  ], и [   ].

 

Задание 2. Прочитайте предложения. Определите, какие союзы в них употреблены. Преобразуйте  сложносочиненные предложения с союзом И в сложноподчиненные, употребив подчинительные союзы  потому что, так как, когда

 

Ветер стих, и ущелье затянул густой серый туман.

Мы встали рано, и день показался нам очень длинным.

Стало быстро темнеть, и солдаты разбили лагерь в лесу.

Проверка:

Когда ветер стих, ущелье затянул густой серый туман.

День показался нам очень длинным, потому что мы встали рано. 

Солдаты разбили лагерь в лесу, так как стало быстро темнеть. 

 

 

IX. Работа в группах (задание на выбор)

ПРОВЕРКА

 

N ФИЗМИНУТКА

 

Задание 1

Прочитайте отрывок. Как называется это произведение и кто его автор? Восстановите в тексте союзы.

 

Яшка и Володя  шли по деревне, и туман отступал перед ними. Они вышли на бугор, прошли тропкой через льняное поле, и тут совсем неожиданно перед ними открылась река. Она была небольшой, а берега её густо поросли ракитником.  Володя готов был хоть сейчас начать ловить, но Яшка шел все дальше берегом реки. Они почти по пояс вымокли в росе, когда Яшка шепотом сказал, что они пришли.

Размотав удочки, он передал одну из них Володе, отсыпал ему в спичечную коробку червей и глазами показал место, где ловить.

 

(по Ю. Казакову  «Тихое утро»)

 

Задание 2

Закончите предложения так, чтобы получились сложные предложения. Подчеркните грамматические основы.

 

Мы опоздали на концерт, потому что автобус приехал поздно.

Шли проливные дожди, и река вышла из берегов .

Путешественники  вышли к тому месту, где был разбит лагерь .

Задание 3

Прочитайте загадки. Рядом напишите отгадки.

Найдите и подчеркните союзы

 

Сыплется большой горох на голову, а подобрать никто не может 

 град

Если день нахмурится,
Если дождь пойдет —
Выйдет он на улицу,
Надо мной вспорхнет  

зонт

За окошком завывает,
Тёплым, ласковым бывает,
Но и может всё на свете
Разломать, разрушить...

ветер

Когда плывёт - прекрасен,
Когда шипит - опасен.

гусь

 

XI. Интерактивный тренажер по теме «Союзы»

1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:

А) союз

Б) предлог

В) частица

2. Укажите неверное утверждение.

Союзы делятся на:

А) сочинительные и подчинительные

Б) простые и составные

В) производные и непроизводные

3. Выберите ответ, где все слова в ряду - союзы:

А) как, который, и

Б) за, да, чтобы

В) потому что, где, но.

4. Укажите предложение, в котором союз И соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)

А) Я вернусь и все вам расскажу.

Б) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

В) На улице сегодня стоит сильный мороз и поездка отменяется.

5. Укажите сложносочиненное предложение:

А) Мы не могли идти дальше, потому что заблудились.

Б) Никто не знал пути домой, и мы долго искали дорогу.

В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.

6. Укажите сложноподчиненное предложение:

А) Осень наступила быстро, и вскоре пошли сильные дождь.

Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались вдали.

В)  Когда над тайгой спустился туман, я подплыл к берегу.

Проверка


1.а

2. в

3. в

4. а

5.б

6. в


 

XII. Итог урока. Рефлексия.

1. Я оцениваю свои знания данной темы на…

2. Я смогу безошибочно найти союзы…

3. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы…

4. Я смогу объяснить товарищу данную тему…

5. Я ставлю себе оценку за работу на уроке…

 

 

XIII. Домашнее задание: (дифференцированное)  

Повышенный уровень

1. Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза.

1)  По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла  ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов.

2)   Вечерняя заря начинается  ( ) когда солнце уже заходит за край земли.

3)  Река сверкала то голубым ( ) то зеленым светом.

4)  Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли.

Средний уровень

2. Запишите предложения, выделите союзы. Определите тип союза

1)    Огонь в лампе потускнел, но через секунду снова разгорелся. (М. Горький)

2)    Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (К. Паустовский)

3)     Татьяна видит дом пустой, где жил недавно наш герой. (А.С. Пушкин)

4)     Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад. (Пословица)