Повторение изученного по теме «Сочинительные и подчинительные союзы»

Повторение изученного по теме «Сочинительные и подчинительные союзы»

docx
16.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Союзы сочинительные и подчинительные.docx

Повторение изученного по теме «Сочинительные и подчинительные союзы»

 

Тип урока: обобщение изученного материала

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

Цели:

Образовательные:

¾    повторение изученного о союзах;

¾    формирование умения различать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

¾    обогащение речи учащихся пословицами и поговорками;

¾    выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении.

Развивающие:

-        развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Воспитательные:

-        воспитание любви и уважения к родному языку, мотивации к учению.

Ход урока:

I.Организационный момент.

N-Запись числа и вида работы

II.Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний учащихся.

N Словарная работа

Задание: Прочитать пословицы, соединив начало и конец. Выписать слова с непроверяемыми гласными в корне. Выделить орфограмму.

Орлам случается и ниже кур спускаться,

а делом не ленись.

Зеркало не виновато,

но курам никогда до облак не подняться.

Языком не торопись,

а старость – с веслом на челне.

Юность – на всех парусах,

что рожа кривовата.

 

N  Самопроверка с доски:

  /                  /                   /                 /

 

Облако, зеркало, язык, человек

- Прежде, чем мы пойдем дальше, отгадайте мини-квест. Какие буквы в таблице с N пословицами отличаются? (з, ю, о. с)

-Что вы можете сделать с этими буквами? (составить слово)

N - Какое слово у вас получилось? (союз)

N- Назовите слова, которые в пословицах соединяют простые предложения в составе сложного.

(а, но, что)

 

IV. Терминологический диктант. Ребята записывают в тетрадь только ответы.

1.Части речи в русском языке делятся на  самостоятельные и … (служебные)

2.К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)

3.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного,  называется… (союз)

4.По количеству слов союзы бывают … (простые и составные).

5. По значению союзы делятся на … (сочинительные и подчинительные)

N Проверка

 

 

V. Введение в тему

-Прочитайте предложения. Вставьте на месте пропусков подходящие слова.

Бушевала метель, …альпинисты сидели в палатках.

(Бушевала метель,  и альпинисты сидели в палатках)

… стало темнеть, туристы разожгли костер.

(Когда стало темнеть, туристы разожгли костер)

-Какой частью речи являются пропущенные в предложениях слова? (союзы)

-Какой союз вы употребили в первом предложении? (сочинительный, соединительный)

-А во втором предложении? (подчинительный, временной)

 

VI.  Интерактивное задание «Наглядный русский язык»

 

VII.  Объявление  темы и целей урока.

N – Как вы думаете, какая из записанных тем наиболее полно будет отражать тему урока сегодня:

1.     Союзы

2.     Повторение изученного по теме «Сочинительные и подчинительные союзы»

3.     Сочинительные и подчинительные союзы

- Правильно, ребята. Сегодня мы повторим все, что изучил о союзах сочинительных и подчинительных.

N Запишите тему урока: Повторение изученного по теме «Сочинительные и подчинительные союзы»

 

VIII. Тренировочные упражнения

N Задание 1. Составьте из простых предложений сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.

1)    Наступило резкое похолодание. Из Арктики проникли массы холодного воздуха.

2)    Тихо на вершины гор ложится туман. Луна  сонно глядится в озеро.

3)    Проверка:

4)    Наступило резкое похолодание, потому что из Арктики проникли массы холодного воздуха. [    ], ( потому что …).

5)    Тихо на вершины гор ложится туман, и луна сонно глядится в озеро.  [  ], и [   ].

 

Задание 2. Прочитайте предложения. Определите, какие союзы в них употреблены. Преобразуйте  сложносочиненные предложения с союзом И в сложноподчиненные, употребив подчинительные союзы  потому что, так как, когда

 

Ветер стих, и ущелье затянул густой серый туман.

Мы встали рано, и день показался нам очень длинным.

Стало быстро темнеть, и солдаты разбили лагерь в лесу.

Проверка:

Когда ветер стих, ущелье затянул густой серый туман.

День показался нам очень длинным, потому что мы встали рано. 

Солдаты разбили лагерь в лесу, так как стало быстро темнеть. 

 

 

IX. Работа в группах (задание на выбор)

ПРОВЕРКА

 

N ФИЗМИНУТКА

 

Задание 1

Прочитайте отрывок. Как называется это произведение и кто его автор? Восстановите в тексте союзы.

 

Яшка и Володя  шли по деревне, и туман отступал перед ними. Они вышли на бугор, прошли тропкой через льняное поле, и тут совсем неожиданно перед ними открылась река. Она была небольшой, а берега её густо поросли ракитником.  Володя готов был хоть сейчас начать ловить, но Яшка шел все дальше берегом реки. Они почти по пояс вымокли в росе, когда Яшка шепотом сказал, что они пришли.

Размотав удочки, он передал одну из них Володе, отсыпал ему в спичечную коробку червей и глазами показал место, где ловить.

 

(по Ю. Казакову  «Тихое утро»)

 

Задание 2

Закончите предложения так, чтобы получились сложные предложения. Подчеркните грамматические основы.

 

Мы опоздали на концерт, потому что автобус приехал поздно.

Шли проливные дожди, и река вышла из берегов .

Путешественники  вышли к тому месту, где был разбит лагерь .

Задание 3

Прочитайте загадки. Рядом напишите отгадки.

Найдите и подчеркните союзы

 

Сыплется большой горох на голову, а подобрать никто не может 

 град

Если день нахмурится,
Если дождь пойдет —
Выйдет он на улицу,
Надо мной вспорхнет  

зонт

За окошком завывает,
Тёплым, ласковым бывает,
Но и может всё на свете
Разломать, разрушить...

ветер

Когда плывёт - прекрасен,
Когда шипит - опасен.

гусь

 

XI. Интерактивный тренажер по теме «Союзы»

1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:

А) союз

Б) предлог

В) частица

2. Укажите неверное утверждение.

Союзы делятся на:

А) сочинительные и подчинительные

Б) простые и составные

В) производные и непроизводные

3. Выберите ответ, где все слова в ряду - союзы:

А) как, который, и

Б) за, да, чтобы

В) потому что, где, но.

4. Укажите предложение, в котором союз И соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)

А) Я вернусь и все вам расскажу.

Б) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

В) На улице сегодня стоит сильный мороз и поездка отменяется.

5. Укажите сложносочиненное предложение:

А) Мы не могли идти дальше, потому что заблудились.

Б) Никто не знал пути домой, и мы долго искали дорогу.

В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.

6. Укажите сложноподчиненное предложение:

А) Осень наступила быстро, и вскоре пошли сильные дождь.

Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались вдали.

В)  Когда над тайгой спустился туман, я подплыл к берегу.

Проверка


1.а

2. в

3. в

4. а

5.б

6. в


 

XII. Итог урока. Рефлексия.

1. Я оцениваю свои знания данной темы на…

2. Я смогу безошибочно найти союзы…

3. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы…

4. Я смогу объяснить товарищу данную тему…

5. Я ставлю себе оценку за работу на уроке…

 

 

XIII. Домашнее задание: (дифференцированное)  

Повышенный уровень

1. Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза.

1)  По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла  ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов.

2)   Вечерняя заря начинается  ( ) когда солнце уже заходит за край земли.

3)  Река сверкала то голубым ( ) то зеленым светом.

4)  Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли.

Средний уровень

2. Запишите предложения, выделите союзы. Определите тип союза

1)    Огонь в лампе потускнел, но через секунду снова разгорелся. (М. Горький)

2)    Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (К. Паустовский)

3)     Татьяна видит дом пустой, где жил недавно наш герой. (А.С. Пушкин)

4)     Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад. (Пословица)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)