Урок русского языка в 9 классе
Тема
урока: Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение»
Цель урока:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Бессоюзное сложное предложение»;
развивать умения определять смысловые отношения между частями сложного предложения, правильно ставить знаки препинания, комментировать их постановку, находить БСП в тексте, самостоятельно строить БСП;
формировать речевую, коммуникативную, информационную компетентности; воспитывать способность осознавать эстетическую ценность языковых явлений, наблюдательность, настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.
Планируемые результаты:
· Личностные УУД: Самоопределение личности (стремление иметь собственное мнение, развитие самостоятельности и логического рассуждения), смыслообразование (значение и роль этой темы в подготовке и сдаче ОГЭ, приложение волевых усилий в усвоении учебного материала, умение адекватно реагировать на трудности в изучении темы и не бояться сделать ошибку).
· Регулятивные УУД: ставить цели на урок, составлять план достижения цели, осуществлять самопроверку и самооценку деятельности, соотносить цели и результаты деятельности, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
· Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
· Предметные результаты: отличать БСП от других видов предложений, определять характер смысловых отношений между предложениями в бессоюзном сложном предложении, выражать их с помощью интонации, сопоставлять БСП с синонимичными ССП и СПП. Совершенствовать пунктуационные навыки и умение проводить синтаксический разбор предложения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: компьютер, презентация, индивидуальные карточки оценивания, учебник.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Постановка темы, цели, задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Работа с притчей.
Один ученик спросил своего наставника:
- Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
- Вставай!
- А на следующий раз?
- Снова вставай!
- Сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?
- Падай и поднимайся, пока жив! Ведь тот, кто упал и не поднялся, мертв.
Ø Прокомментируйте услышанное.
Бернард Шоу, известный ирландский драматург, романист и сценарист, говорил: «Человек — все равно, что кирпич: обжигаясь, он становится твердым».
Я вам желаю не сдаваться перед трудностями, преодолевать их не только на сегодняшнем уроке, но в жизни, быть твердыми, настойчивыми в покорении новых вершин.
Ø Работа со словами Бернарда Шоу (слова выведены на экран (слайд 1)).
Ø Определить грамматическую основу, тип сложного предложения.
Ø Объяснить постановку знаков препинания.
Тема урока: Повторение темы «Бессоюзное сложное
предложение».
Учащиеся самостоятельно определяют цели урока.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Групповая работа. Составление интеллект – карты (групповой проект).
1 группа: определение БСП, чем оно отличается от ССП и СПП;
2 группа: смысловые отношения возникают между частями предложений в составе бессоюзного сложного предложения;
3 группа: запятая в БСП;
4 группа: тире в БСП;
5 группа: двоеточие в БСП;
6 группа: точка с запятой в БСП.
Коммуникативный практикум.
Задание: составьте связный рассказ в научном стиле о смысловых отношениях между частями предложений в составе
бессозного сложного и знаках препинания в них.
3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений
Интерактивное упражнение " Верю - не верю». (Самопроверка). ( слайд 2)
ØЗадание: согласны с утверждением, ставьте«+», не согласны- «-».
За правильно выполненное задание вы получите 1,5 балла. Если у вас возникли сомнения, можете воспользоваться интеллект - картой.
1. Если части БСР выражают одновременность или последовательность действий, то между ними ставится запятая. (+)
2. Если второе предложение выражает причину того о чем говорится в первом, то между ними ставится тире.(-)
3. Если части БСР менее связаны по смыслу очень распространены, а в середине уже есть запятая, то ставится точка с запятой.(-)
4. Когда первое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором, то ставится тире.(+)
5. Если вторая
часть БСР раскрывает, поясняет, дополняет содержание первой, то
ставится запятая.(-)
6. Когда содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого, то
ставится тире.(+)
4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний.
А. «Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум) (слайд 3)
Кто скажет, что означает слово КОРРЕКТОР?
Ø Корректор – человек, который проверяет и исправляет текст, готовя его к печати.
Ø
Задание: определить грамматическую основу в предложении, расставить знаки
препинания, прокомментировать свой выбор. За правильно выполненные задания вы получите 3,5 балла.
Предложения |
Знаки препинания. Как проверить? |
Молвит слово * соловей поёт. |
Тире. Сравнение (словно) |
Дурное слово как смола* пристанет* не отлепишь. |
|
Своя ноша не тянет * свой дым глаз не ест. |
|
Плохой друг подобен тени* только в светлые дни его и видишь. |
|
За двумя зайцами погонишься* ни одного не поймаешь. |
|
Раз солгал *на век лгуном стал. |
|
Острый язык *дарование *длинный язык* наказание. |
Ø Объясните правописание выделенных слов.
Ø Подберите синоним к слову ДАРОВАНИЕ.
Ø Объясните значение слова НОША.
ФИЗМИНУТКА для глаз
Б. Творческое конструирование с элементами взаимопроверки.
(слайд 4)
Ø Задание: заменить соединительные конструкции синонимичными бессоюзными,
объяснить употребление знаков препинания. Выставляют баллы в индивидуальные карточки оценивания. За каждый правильный ответ 0,25б.
1. На свете все пройдет, а правда останется.
2. Если раньше встанешь, то больше сделаешь.
3. Старые люди говорят, что два хитрых мудрого не перевесят.
4. Знай, что только доброе добро в сердце имеет.
5. Наука учит много, а жизнь еще больше.
6. Убедиться пора, если сделаешь зло, то не жди добра.
Справка
1. На свете все пройдет-правда останется.
2. Раньше встанешь – больше сделаешь.
3. Старые люди говорят: два хитрых мудрого не перевесят.
4. Знай: только доброе в сердце имеет.
5. Наука учит много – жизнь еще больше.
6. Убедиться пора: сделаешь зло – не жди добра. (0,25 балла)
Г. Пазлы.
Ø
Задание: продолжить предложения, расставить знаки препинания и пояснить их
постановку. Выставляют баллы в индивидуальные карточки оценивания (4
балла)
1. Твой труд в народе не лишивсь (–)
2. Я всегда думал и думаю (:)
3. Говори мало, слушай много (,)
4. Смерть не страшна для человека (–)
Справка:... без горячей любви к природе человек не может быть художником;
... думай еще больше; ...остаются его дела; ... ты напрасно жил, зря родился.
Ø Выполнить синтаксический разбор предложений по вариантам:1в. - предложение 3, 2в. – 4.
Д. Тестовый лабиринт (задания в формате ОГЭ). Самопроверка.
Задание: выбрать правильный ответ и записать его (вариант ответа).
1.Укажите бессоюзное сложное предложение.
а) Мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы.
б) Лето выдалось сырое и холодное, деревья были мокрые, вес в саду глядело неприветливо, уныло.
в) Вековые теплые деревья сомкнулись над головами бойцом, и солнце не могло пробиться сквозь листву.
2.Укажите, какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены): [ ] — [ ].
а)Хотите
избежать стресса постарайтесь понять причину конфликта и обсудить её с
кем-либо.
б)Я не решался будить жену она всю ночь укачивала Сонечку и задремала только на
рассвете.
в)Она радостно захлопала в ладоши наконец-то сбывалась её давнишняя мечта!
г)Зимой звёзды на небе ярко блестят жди лютой стужи
д)Это был Эдвард Григ волшебник и великий музыкант!
3.Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части:
а) Он ушёл_ внизу тут же начался оживлённый разговор.
б) Ждали Соколова положенное время_ он всё не приходил.
в) Виктор Петрович удивился_ почему его никто не ищет?
г) Он сделал шагов десять и замер_ с улицы во двор влетели три чёрные машины.
д) Обращаться со словом нужно честно_ оно высший подарок человеку.
4. Пунктуационная ошибка допущена в предложениях:
а) Все
эти огромные богатства: нефть и газ, уголь и калийные соли, железные руды,
бокситы, золото таит в себе земля.
б) Счастье есть удовольствие без раскаяния.
в) Галина Уланова одна из лучших балерин современности.
г) В глухом высоком ельнике страшно: он весь скрипит.
д) Останусь жив — буду проситься в лесники.
5. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
а)
Писательство одно из самых заманчивых и одновременно самых тяжёлых занятий в
мире.
б) «История государства Российского» есть не только создание великого учёного, но
и подвиг честного человека.
в) На листьях деревьев, на траве, на крышах домов и сараев, покрытых камышом, всюду до полудня лежала обильная роса.
г) Поведение Нагульнова все расценивали по-разному: кто-то одобрял, кто-то порицал, кто-то сдержанно помалкивал.
д) Хочешь добиться успеха — приложи максимум усилий.
Оцените свою работу. Все верно - поставьте «5», допустили одну ошибку – «4», две ошибки – «3». Если больше двух ошибок, мы поработаем над изучением темы дома и завтра на уроке.
5. Итоги урока. Рефлексия.
- Итак, пришла пора подвести итоги. Вы сдаёте таблицу самооценки. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
Ø Как вы думаете, были ли реализованы на цели, которые поставили в начале урока?
Ø Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?
Прием «РЮКЗАК».
Рюкзак перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно «пропустить ход". Пример: я научился составлять…; я разобрался в …; я наконец-то запомнил…, я испытывал трудности…
6. Сообщение домашнего задания.
Ø Дифференцированные задания:
1.Выполнить упражнение 3 (с. 140-141).
2.Составить БСП с разными смысловыми отношениями между частями (3-5), выполнить синтаксический разбор 1 предложения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.