Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение»
Оценка 4.9

Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение»

Оценка 4.9
docx
29.05.2021
Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение»
Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение».docx

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока: Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение»
Цель урока:

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Бессоюзное сложное предложение»;

развивать умения определять смысловые отношения между частями сложного предложения, правильно ставить знаки препинания, комментировать их постановку, находить БСП в тексте, самостоятельно строить БСП;

формировать речевуюкоммуникативнуюинформационную компетентности; воспитывать способность осознавать эстетическую ценность языковых явлений, наблюдательность, настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.

Планируемые результаты:

·         Личностные УУД: Самоопределение личности (стремление иметь собственное мнение, развитие самостоятельности и логического рассуждения), смыслообразование (значение и роль этой темы в подготовке и сдаче ОГЭ, приложение волевых усилий в усвоении учебного материала, умение адекватно реагировать на трудности в изучении темы и не бояться сделать ошибку).

·         Регулятивные УУД: ставить цели на урок, составлять план достижения цели, осуществлять самопроверку и самооценку деятельности, соотносить цели и результаты деятельности, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

·         Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

·         Предметные результаты: отличать БСП от других видов предложений, определять характер смысловых отношений между предложениями в бессоюзном сложном предложении, выражать их с помощью интонации, сопоставлять БСП с синонимичными ССП и СПП. Совершенствовать пунктуационные навыки и умение проводить синтаксический разбор предложения.

Тип урокаурок обобщения и систематизации знаний
Оборудованиекомпьютерпрезентация, индивидуальные карточки оценивания учебник.

 

 

Ход  урока

1.Организационный момент

2. Постановка темы, цели, задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа с притчей.

Один ученик спросил своего наставника:

- Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?

- Вставай!

- А на следующий раз?

- Снова вставай!

- Сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?

- Падай и поднимайся, пока жив! Ведь тот, кто упал и не поднялся, мертв.

Ø Прокомментируйте услышанное.

Бернард Шоу, известный ирландский драматург, романист и сценарист, говорил: «Человек — все равно, что кирпич: обжигаясь, он становится твердым».

Я вам желаю не сдаваться перед трудностями, преодолевать их не только на сегодняшнем уроке, но в жизни, быть твердыми, настойчивыми в  покорении  новых вершин.

Ø Работа со словами Бернарда Шоу  (слова выведены на экран (слайд 1)).

Ø Определить грамматическую основу, тип сложного предложения.

Ø Объяснить постановку знаков препинания.


Тема урока: Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение».

Учащиеся самостоятельно определяют цели урока.

 

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Групповая работа. Составление  интеллект – карты (групповой проект).

1 группа: определение БСП, чем оно отличается от ССП и СПП;

2 группа: смысловые отношения  возникают  между частями  предложений  в  составе  бессоюзного сложного предложения;

3 группа: запятая в БСП;

4 группа: тире в БСП;

5 группа: двоеточие в БСП;

6 группа: точка с запятой в БСП.

 

Коммуникативный практикум.
Задание: составьте связный рассказ в научном стиле о смысловых отношениях между частями предложений в составе бессозного сложного и знаках препинания в них. 


3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений

Интерактивное упражнение " Верю - не верю». (Самопроверка). ( слайд 2)

ØЗадание:  согласны с утверждением,  ставьте«+»не согласны«-».

За  правильно  выполненное  задание  вы получите  1,5 баллаЕсли у вас  возникли  сомненияможете воспользоваться интеллект - картой.

1Если части БСР выражают одновременность или последовательность действийто между ними ставится запятая. (+) 

2. Если второе предложение выражает причину того о чем говорится в первом, то между ними ставится тире.(-)

3Если части БСР менее связаны по смыслу очень распространеныа в середине уже есть запятаято ставится точка с запятой.(-)

4Когда первое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором, то ставится тире.(+)

5. Если вторая часть БСР раскрываетпоясняетдополняет содержание первой, то ставится запятая.(-)
6Когда содержание одного предложения противопоставляется содержанию другогото 

ставится тире.(+)

 

4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний.

А. «Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум) (слайд 3)

Кто скажетчто означает слово КОРРЕКТОР
Ø Корректор – человеккоторый проверяет и исправляет текстготовя его к печати
Ø
Задание: определить грамматическую основу в предложении, расставить знаки препинания, прокомментировать  свой выбор. За правильно  выполненные  задания  вы  получите 3,5 балла.

Предложения

Знаки препинания.

Как проверить?

Молвит слово *  соловей поёт.

Тире.

Сравнение (словно)

Дурное слово как смола* пристанет* не отлепишь.

Своя ноша не тянет * свой дым глаз не ест.

Плохой друг подобен тени*  только в светлые

дни его и видишь.

За двумя зайцами погонишься*  ни одного

не поймаешь.

Раз солгал *на век лгуном стал.

Острый язык *дарование *длинный язык*

наказание.

 

Ø Объясните правописание выделенных слов.

Ø Подберите синоним к слову ДАРОВАНИЕ.

Ø Объясните значение  слова НОША.

ФИЗМИНУТКА для глаз

Б. Творческое конструирование с элементами взаимопроверки.               (слайд 4)
Ø Задание: заменить соединительные конструкции синонимичными бессоюзными

объяснить употребление знаков препинанияВыставляют  баллы  в индивидуальные  карточки оценивания. За каждый правильный ответ 0,25б.

1На свете все пройдета правда останется.
2Если раньше встанешьто больше сделаешь.
3Старые люди говорятчто два  хитрых мудрого не перевесят.

4Знайчто только доброе добро в сердце имеет.
5Наука учит многоа жизнь еще больше.
6Убедиться пораесли сделаешь злото не жди добра.
Справка
1На свете все пройдет-правда останется.
2Раньше встанешь – больше сделаешь.
3Старые люди говорятдва хитрых мудрого не перевесят.
4Знайтолько доброе в сердце имеет.
5Наука учит много – жизнь еще больше.
6Убедиться порасделаешь зло – не жди добра. (0,25 балла)


Г. Пазлы.

Ø Задание: продолжить предложения, расставить знаки препинания и пояснить их постановку. Выставляют баллы в индивидуальные карточки оценивания (4 балла)
1Твой труд в народе не лишивсь (–)
2Я всегда думал и думаю (:)
3Говори малослушай много (,)
4Смерть не страшна для человека (–)
Справка:... без горячей любви к природе человек не может быть художником;

               ... думай еще больше;  ...остаются его дела; ... ты напрасно жилзря родился.

Ø Выполнить синтаксический разбор предложений по вариантам:1в. - предложение 3, 2в. – 4.

ДТестовый лабиринт (задания в формате ОГЭ). Самопроверка.

Задание: выбрать правильный ответ и записать его (вариант ответа).

1.Укажите бессоюзное сложное предложение.

а) Мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его ру­ками, еще можно найти свежие лесные цветы.

б) Лето выдалось сырое и холодное, деревья были мокрые, вес в саду глядело неприветливо, уныло.

в) Вековые теплые деревья сомкнулись над головами бойцом, и солнце не могло пробиться сквозь листву.

2.Укажите, какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены):  [ ] — [ ]. 

а)Хотите избежать стресса постарайтесь понять причину конфликта и обсудить её с кем-либо.
б)Я не решался будить жену она всю ночь укачивала Сонечку и задремала только на рассвете.
в)Она радостно захлопала в ладоши наконец-то сбывалась её давнишняя мечта!
г)Зимой звёзды на небе ярко блестят жди лютой стужи

д)Это был Эдвард Григ волшебник и великий музыкант!

3.Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части:

а) Он ушёл_ внизу тут же начался оживлённый разговор.

б) Ждали Соколова положенное время_ он всё не приходил.

в) Виктор Петрович удивился_ почему его никто не ищет?

г) Он сделал шагов десять и замер_ с улицы во двор влетели три чёрные машины.

д) Обращаться со словом нужно честно_ оно высший подарок человеку.

4. Пунктуационная ошибка допущена в предложениях:

а) Все эти огромные богатства: нефть и газ, уголь и калийные соли, железные руды, бокситы, золото таит в себе земля.
б) Счастье есть удовольствие без раскаяния.
в) Галина Уланова одна из лучших балерин современности.
г) В глухом высоком ельнике страшно: он весь скрипит.
д) Останусь жив — буду проситься в лесники.

5. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

а) Писательство одно из самых заманчивых и одновременно самых тяжёлых занятий в мире.
б) «История государства Российского» есть не только создание великого учёного, но и подвиг честного человека.

в) На листьях деревьев, на траве, на крышах домов и сараев, покрытых камышом, всюду до полудня лежала обильная роса.

г) Поведение Нагульнова все расценивали по-разному: кто-то одобрял, кто-то порицал, кто-то сдержанно помалкивал.

д) Хочешь добиться успеха — приложи максимум усилий.

Оцените свою работу. Все верно - поставьте «5», допустили одну ошибку – «4»,  две ошибки – «3». Если больше двух ошибок, мы поработаем над изучением темы дома и завтра на уроке.

5. Итоги урока. Рефлексия.

 - Итак, пришла пора подвести итоги. Вы сдаёте таблицу самооценки. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

Ø Как вы думаете, были ли реализованы  на  цели, которые поставили в начале урока?

Ø Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?

Прием «РЮКЗАК».

Рюкзак перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно «пропустить ход". Пример: я научился составлять…; я разобрался в …; я наконец-то запомнил…, я испытывал трудности…

6. Сообщение домашнего задания.

Ø Дифференцированные задания:

1.Выполнить упражнение 3 (с. 140-141).

2.Составить БСП с разными смысловыми отношениями между частями (3-5), выполнить синтаксический разбор 1 предложения.


 

Урок русского языка в 9 классе

Урок русского языка в 9 классе

А на следующий раз? - Снова вставай! -

А на следующий раз? - Снова вставай! -

Когда первое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором, то ставится тире

Когда первое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором, то ставится тире

На свете все пройдет , а правда останется

На свете все пройдет , а правда останется

Он сделал шагов десять и замер_ с улицы во двор влетели три чёрные машины

Он сделал шагов десять и замер_ с улицы во двор влетели три чёрные машины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021