"Повторение и обобщение знаний о глаголе. 4 класс"
Оценка 4.6

"Повторение и обобщение знаний о глаголе. 4 класс"

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
русский язык
4 кл
18.02.2019
"Повторение и обобщение знаний о глаголе. 4 класс"
"Глагол" - одна из самых сложных тем в курсе "Русского языка" для учащихся начальных классов. Материал урока позволяет повторить и обобщить все знания, полученные детьми по этой теме. Разнообразие материала, переключение видов деятельности позволяет облегчить усвоение учащимися знаний по теме.
Беседа о глаголе.doc
Тема урока: «Повторение и обобщение знаний о глаголе. 4 класс» «БЕСЕДА О ГЛАГОЛЕ» 1. Организационный момент (приветствие гостей, проверка готовности  к  уроку). После выполнения каждого упражнения дети получают по одной буквы из слова СПРЯЖЕНИЕ. Таким образом они выходят в конце урока на тему следующего. 2. Знакомство с темой урока. Минутка чистописания. Прочитайте   стихотворение,   найдите   глаголы,   выпишите   их   (каллиграфическим почерком) и поставьте вопрос к каждому глаголу (устно). Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду –  Всё в действие придёт: Летит ракета, Люди строят зданья, Цветут сады, И хлеб в полях растёт. На какие вопросы отвечают глаголы. Давайте вспомним, что называется глаголом? Тема нашего сегодняшнего урока: «Беседа о глаголе». Шутка: «Часть речи, которая упала с печи и ударилась об пол, называется глагол». Слово   глагол   по­старославянски   «слово».   Предки   наши   рассматривали   его   как слово из слов, важнейший вид слов. По   частоте   употребления   глагол   занимает   второе   место   после   имени существительного. Самыми употребительными являются, например, следующие глаголы: мочь,   сказать,   говорить,   знать,  стать,   видеть,   хотеть,   пойти,   дать,   стоять,   жить,   иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, значить, сделать. С 3. Инфинитив. Неопределенная   форма,   или   инфинитив,   ­  начальная   форма   глагола.   Инфинитив неизменен в своих привычках, а по­научному это неизменяемая форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, ни на род (примеры глаголов из немецкого языка: machen, haben).   На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола? Какое окончание имеет неопределенная форма? Выпишите глаголы в неопределенной форме, подчеркните основу в них: Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по десять раз. П 4. Правописание ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах. Предположим, ученик На пятёрки учит…ся, Очень любит он учит…ся И от книг не мучит…ся. Где тут – тся? Где тут – тсья? Надо разобрат…ся. ЧТО ДЕЛАТЬ? Учиться. ЧТО ДЕЛАЕТ? Учится. Превосходный ученик Из его получится. Спишите четверостишие, вставьте, где надо Ь: Р Предположим, ученик Спит весь день и ленит…ся, Он учит…ся не желает, На «авось» надеет…ся. 5. НЕ с глаголом. Глаголу очень нравится Всё делать очень живо… Частица НЕ – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не жнёт и не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется РАЗДЕЛЬНО! Спишите, вставив вместо точек подходящие по смыслу глаголы: Правда в огне не …, в воде не … . Дело словом не … . Семеро одного не … . Словарь: заменишь, горит, ждут, тонет. Я 6. Совершенный и несовершенный вид глагола. Учитель: Плохо, Петров, ты ничего не знаешь. Ученик: Я учил… Учитель: А надо бы не учить, а выучить. Глагол несовершенного вида (т.е. действие не завершено) учить ничего не говорит о результатах этого действия. То ли дело глагол выучить, вот он сообщает о том, что наше действие достигло результата, совершилось. Как узнать, какой перед нами глагол, совершенного или несовершенного вида? (с помощью вопросов: что делать? что сделать?). С помощью слова буду: буду учить (несовершенный вид), буду выучить – сочетание не получается (совершенный вид). Рядом с глаголом напишите его видовую пару: вспомнить – … нарисовать ­ … постелить ­ … ходить ­ … помнить ­ … болтать ­ … Ж 7. Изменение глагола по числам. Они учили, я учил. Я играл, они играли. Как изменяется глагол, Вы, конечно, угадали? Найдите глаголы в этом четверостишье, выпишите их и заполните таблицу: Единственное число (ед. ч.) Множественное число (мн. ч.) Инфинитив (неопр. ф.) 8. Изменение глагола по временам. Е Этот хитренький глагол Себе время изобрёл. «Ухожу», ­ кричал сегодня. А вчера кричал: «Ушёл!» Завтра скажет: «Я уйду!» Позавидуйте ему!  Прочитайте   стихотворение,   выделенные   глаголы   поставьте   в   настоящем, прошедшем и будущем времени (заполните таблицу): Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. (Ф. Тютчев) Прошедшее время (прош. вр.) Настоящее время (наст. вр.) Будущее время (буд. вр.) Н Шутка:  Учитель вызывал к доске ученика: ­ Если я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются», ­ какое это время? Мальчик долго думал, потом воскликнул: ­ Утро! 9. Изменение глагола по лицам. У глагола есть лицо, Не одно, а целых три! Если хочешь их запомнить, Повнимательней смотри! Измените глагол по лицам и числам: решать. Составьте одно предложение. Лицо 1­ е 2­ е 3­ е Единственное число Множественное число я решаю ты решаешь он решает мы решаем вы решаете они решают Я часто решаю сложные задачи. И 10. Роль глагола в предложении. Жил­был Глагол. Он считал, что каждый просто обязан приносить какую­нибудь пользу людям. И вот однажды он пошёл по белу свету счастье искать. Шёл, шёл, видит – сидит Существительное на камушке и плачет. ­ Что ты так пригорюнилось? ­ Да вот, живу­живу, а для чего – не знаю. Никакой пользы не приношу. ­ Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде. Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое. ­ Что ты кручинишься, Прилагательное? ­ Не к чему мне мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где. ­ Пойдем с нами счастье искать. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что­то делали, трудились – скучать было некогда. Встретили   их очень  дружелюбно  и  пригласили   работать в  Предложении.  Друзья наши с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. 11. Возможности глагола. Светает.   Звонит,   просыпаюсь,   не   встаю,   натягиваю,   сплю…   Будит,   сердится: «Опоздаешь!» Встаю, одеваюсь, умываюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу… Жду,   жду   –   не   идет.   Бегу,   бегу,   бегу…   Опаздываю.   Звенит.   Опоздал.   Вхожу. Смотрят, записывают, пробираюсь, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу – не знаю; знал – забыл. Получил, пошёл, сел. Звенит. Бегут, кричат, толкаются. Купил, откусил, дал откусить, проглотил. Звенит! Бежим, рассаживаемся, достаём, раскладываем. Сосредоточиваемся,   решаю,   не   могу   решить,   сижу,   оглядываюсь,   заглядываю:   «Дай списать!» Списываю, ошибаюсь, перечёркиваю. Не успел решить, не успел списать. Звенит. Подписываю, сдаю. Кончились! Бежим, машем, кричим. Прибежал.   Открыл,   достал,   подогрел,   поел.   Включил,   сел,   смотрю.   Достал, прочитал, решил, начал писать… Кричат, бегают. «Забил…» «Промазал!» Бросаю писать. Бегу,   кричу,   забиваю…   Упал,   зацепился,   порвал…   Идут,   кончили   работать,   зовут… Вспоминаю – вспомнил, не написал, не выполнил. Смотрит, говорит, спрашивает, кричит. Молчу, соплю, не отвечаю. Ем, пью, моюсь, иду спать, завёртываюсь, натягиваю, засыпаю.   12. Подведение итогов. 13.  Вставьте буквы: (Л.Чеснокова) Име…м – не цен…м, потеря…м – плач…м. Можем ли мы точно сказать, какие буквы надо вставить? Проверить, вспомнить правило, которое должны применить? Е Мы   многое   знаем   о   глаголе,   но   еще   не   все.   Материал,   с   которым   мы   будем знакомиться на следующих уроках сможет нам помочь при выполнении этого задания, и мы обязательно к нему вернемся. Какое   слово   получилось   у   нас?   СПРЯЖЕНИЕ   (глаголов).   Это   будет   темой следующего урока. 14.  Если вам понравился сегодняшний урок, то нарисуйте ротик под буквой А, если вы устали и урок не понравился, нарисуйте ротик под буквой Б.                                                                                        А:                                                                                                                                                                                                                               Б: * При подготовке урока использованы материалы из книги В.В.Волиной «Весёлая грамматика. Глагол».

"Повторение и обобщение знаний о глаголе. 4 класс"

"Повторение и обобщение знаний о глаголе. 4 класс"

"Повторение и обобщение знаний о глаголе. 4 класс"

"Повторение и обобщение знаний о глаголе. 4 класс"

"Повторение и обобщение знаний о глаголе. 4 класс"

"Повторение и обобщение знаний о глаголе. 4 класс"

"Повторение и обобщение знаний о глаголе. 4 класс"

"Повторение и обобщение знаний о глаголе. 4 класс"

"Повторение и обобщение знаний о глаголе. 4 класс"

"Повторение и обобщение знаний о глаголе. 4 класс"

"Повторение и обобщение знаний о глаголе. 4 класс"

"Повторение и обобщение знаний о глаголе. 4 класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019