УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
В 5 КЛАССЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРОК-ДЕЛОВАЯ ИГРА
«Повторим орфографию».
(правописание орфограмм в корне, приставке, окончании)
Грамоте учиться всегда пригодится.
Пословица.
Планируемые результаты:
Предметные:
Опознавать орфограммы в корне, окончании, приставках разных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных, классифицировать орфограммы в тексте, группировать орфограммы по видам.
Метапредметные:
Уметь вести самостоятельный поиск информации; выполнять задания в группе и паре; аргументировать свой ответ.
Личностные:
Уметь оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Комментарий для учителя
Традиционные формы на уроке повторения не вызывают интереса и , следовательно, не служат повышению уровня обученности школьников. Чтобы вызвать интерес к уроку и инициировать работу, реально формирующую орфографические и пунктуационные навыки на уровне, врожденной грамотности, учитель обращается к творческому взаимодействию с учащимися. Предлагается такая форма работы , когда ученик становится на место учителя, который готовит дидактический материал для урока. Начинается деловая игра « Я- учитель».
Опережающие задания:
К уроку учащиеся готовят текст для контрольного списывания ( этим текстом могут пользоваться ученики параллельного класса или одноклассники). Текст должен помочь проверить , как учащимися освоен пройденный материал. Чтобы все правильно выполнить, ничего не забыть, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Работа будет организована по группам – 4 человека. Эвристическая задача- мгновенно вызвать интерес и внимание к заданию. Предлагается недеформированный текст. Вместе с учениками вырабатывается порядок работы: подчеркнуть в тексте «ошибкоопасные» места ( по мнению школьников). Сначала эту работу выполняют индивидуально, ее результаты обсуждают в группах.
I. На доску проецируется текст.
- Перед вами - письмо одной неграмотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля:
Дядя, прашу тебя, помаги твоей плимяннице Оле, А то небудет наги в этой противной школи. Мне вчера за дектант на слова учитель поставил «два», А сам сказал, что маю работу даже несмок прочитать. Попроси его, дядя, исправить двойку и паставить мне пять.
( Если ученики находят ошибку, называют орфорграмму и объясняют ее, на экране в тексте высвечивается правильный вариант буквы.)
- Значение какого раздела науки о языке помогло вам исправить ошибки и понять текст? ( Орфография)
- Проверка опережающего д/з (Зачем нужна орфография?)
II. Работа с недеформируемым текстом.
Летнее утро легко поднимает с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами. Я заметил, что часто грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик. Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезет вдруг на дороге или на тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь еще штук пять. И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. |
Группам раздаются «полуслепые» таблицы, которые в ходе совместной работы заполняются учащимися(всеми в группе)
Виды орфограмм в корне.
Проверяемые гласные и согласные |
Непроверяемые гласные и согласные |
Чередующиеся гласные |
Гласные и, а, у после шипящих |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды орфограмм в приставке
Безударные гласные |
Буквы з,с на конце |
|
|
Виды орфограмм в окончании
Буквы е-и в падежных окончаниях существительных |
Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных |
Безударная гласная в личном окончании глагола |
|
|
|
Три ученика на отдельном листе выполняют орфографический разбор выбранных слов ( из таблицы)
Три других ученика на отдельном листе выполняют дополнительные задания: разные виды разборов, о которых группа договорилась заранее.
Далее учащиеся пары меняются листами и проверяют выполненную работу.
После проверки и обсуждения результатов группа выбирает трех редакторов, которые готовят окончательный вариант справочных листов, сверяя их ,по необходимости, со словарем.
Оставшиеся три участника группы аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему ( подготовленные учащимися).
Выполненные задания сдаются учителю, который благодарит учащихся и особо подчеркивает то, что их работы очень пригодятся ему для уроков.
Если дети не обратили внимание на то, что учитель в таблице указал не все изученные орфограммы, учитель дает задание: Назовите слова с орфограммами, не указанными в таблицах. (1. отправиться, собираться, попадаются, прячется;2. замечаешь, срезаешь; 3. кончаются .)
Учитель благодарит учащихся: Вы прошли проверку на орфографическую зоркость(умение видеть и объяснять орфограммы)
Деформированный текст
Летн… утро ле..ко п..днима…т с постел.. . Над р..кой еще р..ст..лается туман. Скоро он пр..п..дает в прозрач(?)н..м воздух.. и освоб..жда..т сизую крону до..муч.. топ..ля, потом в..рхушки ч..ремухи. Пора отпр..вляться за гр..бами. Я з..метил, что ч..сто гр..бы п..падаются возле бере.. . Б..ре..ка друж..т с гр..бами. По ее п..кровом р..стет всем извес..ный п..дб..резовик. П..досиновик – гр..б яркий, стройный. Он не вылез..т вдру.. на д..рог.. или на тропк… Ж..вет он в высок..м осинник.. и не пряч..тся. Издали замеча..шь его яркую шляпку. Ср..заешь один гриб, а рядом вид..шь еще штук пять. И разом грибы кон(?)чаются, но у вас уже полная к..рзинка. Можно соб..раться д..мой.
|
Первый справочный лист
Наименование орфограмм |
Примеры |
Проверяемые гласные и согласные в корне слова |
Легко(лёгок). над рекой (речка), пропадает(пропасть), освобождает(свобода), дремучего(дремлет), верхушки(верх),отправляться(отправить), за грибами(гриб), бер1з( берёзы), известный(известие), гриб(грибы) |
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова |
тополя, черемухи, корзинка |
Чередующиеся гласные в корне слова |
расстилается( а после корня) расстелить растёт ( а –перед- ст-, щ-). собираться ( а после корня ). |
Гласные и, а, у после шипящих |
часто ( ча-ща- пиши с буквой –а-), живёт (жи-ши). |
Безударные гласные в приставке слова |
расстилается ( неизменяемая гласная в приставке) пропадает, заметил, покровом,подберёзовик, подосиновик. |
Буквы з-с на конце |
расстилается с- перед глух. согл.) |
Буквы е-и в падежных окончаниях существительных |
с постели ( сущ. 3 скл) в воздухе ( сущ. 2 скл. предл.п.) на дороге ( сущ. 1 скл. предл.п) на тропке ( сущ. 1 скл, предл.п.) в осиннике ( сущ. 2 скл. предл.п) |
Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных |
Летнее утро ( проверяем окончание по вопросу какое?) в прозрачном ( каком?) дремучего(какого?) тополя, осиннике (каком?) высоком. |
Безударная гласная в личном окончании глагола |
Освобождает – гл. 1 спр.(освобождать) дружит- гл. 2 спр.(дружить) не вылезет – гл.1 спр. не прячется – гл.1 спр. видишь – видеть –гл.2 спр и скл. |
Второй справочный лист
Виды разбора |
Примеры |
Фонетический разбор |
Яркий- 2 слога, яр-кий [йарк’ий] Я- [й ]- согласный,звонкий, парный, мягкий непарный -[а]гласный, ударный. Р- [р] -согласный, звонкий парный, твердый парный. К- [к’]- согласный,глухой парный, мягкий парный. И- [и]- гласный, безударный Й- [й]- согласный, мягкий непарный, звонкий непарный 5б. 6зв. |
Морфемный разбор |
расстилается |
Словообразовательный разбор |
осиннике осина (суффиксальный) |
Морфологический разбор ( укажите морфологические признаки имени существительного) |
(на) дороге ( где? на чём?)- имя существительное 1.Обозначает предмет, неопред.форма – дорога. 2.Морфологические признаки: неодушевленное, нарицательное, 1 скл, ж.р., ед.ч.,предл.п. 3. не вылезет (где?) на дороге (обстоятельство) |
Синтаксический разбор |
Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. [-,= и = ---,---]. ( Повест.,невоскл.,простое, нераспр.,осложнено однородными сказуемыми и дополнениями) |
Пунктуационный разбор |
Подосиновик- гриб яркий, стройный. 1- [_ -=] Тире между подлежащим и сказуемым 2- разделяет однородные определения 3 – завершение повествовательного предложения. |
В качестве домашнего задания учитель предлагает:
первый уровень: составить аналогичный текст с заданиями и образцом его выполнения;
второй уровень: взять недеформированный текст с подчеркнутыми орфограммами из учебника и подготовить к нему только справочные листы;
третий уровень: выполнить упражнение из учебника ( с деформированным текстом).
Рефлексия: продолжить предложение: Грамотным должен быть каждый человек, для того чтобы…… Но есть профессия, для которой необходимо быть грамотным. Эта профессия называется корректор (новое слово, обратиться к словарю) ( на экране высвечивается название профессии и картинка иллюстрирующая работу корректора) и лексическое значение слова.
Ответьте на вопрос: в чем вы видите сходство нашей совместной работы с работой корректора?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.