«Повторим орфографию». (правописание орфограмм в корне, приставке, окончании)
Оценка 4.8

«Повторим орфографию». (правописание орфограмм в корне, приставке, окончании)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл—6 кл
10.10.2022
«Повторим орфографию». (правописание орфограмм в корне, приставке, окончании)
Традиционные формы на уроке повторения не вызывают интереса и , следовательно, не служат повышению уровня обученности школьников. Чтобы вызвать интерес к уроку и инициировать работу, реально формирующую орфографические и пунктуационные навыки на уровне, врожденной грамотности, учитель обращается к творческому взаимодействию с учащимися. Предлагается такая форма работы , когда ученик становится на место учителя, который готовит дидактический материал для урока. Начинается деловая игра « Я - учитель».
Урок - деловая игра.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

В 5 КЛАССЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

УРОК-ДЕЛОВАЯ ИГРА

 

«Повторим орфографию».

(правописание орфограмм в корне, приставке, окончании)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грамоте учиться всегда пригодится.

Пословица.

Планируемые результаты:

Предметные:

            Опознавать орфограммы в корне, окончании, приставках разных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных, классифицировать орфограммы в тексте, группировать орфограммы по видам.

Метапредметные:

Уметь вести самостоятельный поиск информации; выполнять задания в группе и паре; аргументировать свой ответ.

Личностные:

Уметь оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Комментарий для учителя

Традиционные формы на уроке повторения не вызывают интереса и , следовательно, не служат повышению уровня обученности школьников. Чтобы вызвать интерес к уроку и инициировать работу, реально формирующую орфографические и пунктуационные навыки на уровне, врожденной грамотности, учитель обращается к творческому взаимодействию с учащимися. Предлагается такая форма работы , когда ученик становится на место учителя, который готовит дидактический материал для урока. Начинается деловая игра « Я- учитель».

Опережающие задания:

К уроку учащиеся готовят текст для контрольного списывания ( этим текстом могут пользоваться ученики параллельного класса или одноклассники). Текст  должен помочь проверить , как учащимися освоен пройденный материал. Чтобы все правильно выполнить, ничего не забыть, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Работа будет организована по группам – 4 человека. Эвристическая задача- мгновенно вызвать интерес и внимание к заданию. Предлагается недеформированный текст. Вместе с учениками вырабатывается порядок работы: подчеркнуть в тексте «ошибкоопасные» места ( по мнению школьников). Сначала эту работу выполняют индивидуально, ее результаты обсуждают в группах.

I. На доску проецируется текст.

 - Перед вами -  письмо одной  неграмотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля:

            Дядя, прашу тебя, помаги твоей плимяннице Оле, А то небудет наги в этой противной школи. Мне вчера за дектант на слова учитель поставил «два», А сам сказал, что маю работу даже несмок прочитать. Попроси его, дядя, исправить двойку и паставить мне пять.

( Если ученики находят ошибку, называют орфорграмму и объясняют ее, на экране в тексте высвечивается  правильный вариант буквы.)

 - Значение какого раздела науки о языке помогло вам исправить ошибки и понять текст? ( Орфография)

 - Проверка опережающего д/з (Зачем нужна орфография?)

II. Работа с недеформируемым текстом.

Летнее утро легко поднимает с постели.

Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом  верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.

    Я заметил, что часто грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.

      Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезет вдруг на дороге или на тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь еще штук пять.

      И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.

 

Группам раздаются «полуслепые» таблицы, которые в ходе совместной работы заполняются учащимися(всеми в группе)

Виды орфограмм в корне.

Проверяемые гласные и согласные

Непроверяемые гласные и согласные

Чередующиеся гласные

Гласные и, а, у после шипящих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды орфограмм в приставке

Безударные гласные

Буквы з,с на конце

 

 

 

Виды орфограмм в окончании

Буквы е-и в падежных окончаниях существительных

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных

Безударная гласная в личном окончании глагола

 

 

 

 

Три ученика на отдельном листе выполняют орфографический разбор выбранных слов ( из таблицы)

 

Три других ученика на отдельном листе выполняют дополнительные задания: разные виды разборов, о которых группа договорилась заранее.

 

Далее учащиеся пары меняются листами и проверяют выполненную работу.

 

После проверки и обсуждения результатов  группа выбирает трех редакторов, которые готовят окончательный вариант справочных листов, сверяя их ,по необходимости, со словарем.

 

Оставшиеся три участника группы аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему ( подготовленные учащимися).

 

Выполненные задания сдаются учителю, который благодарит учащихся и особо подчеркивает то, что их работы очень пригодятся ему для уроков.

 

Если дети не обратили внимание на то, что учитель в таблице указал не все изученные орфограммы, учитель дает задание: Назовите слова с орфограммами, не указанными в таблицах. (1. отправиться, собираться, попадаются, прячется;2. замечаешь, срезаешь; 3. кончаются .)

 

Учитель благодарит учащихся: Вы прошли проверку на орфографическую зоркость(умение видеть и объяснять орфограммы)

 

Деформированный текст

 

Летн… утро ле..ко п..днима…т с постел.. . Над р..кой еще р..ст..лается туман. Скоро он  пр..п..дает в прозрач(?)н..м воздух.. и освоб..жда..т сизую крону до..муч.. топ..ля, потом в..рхушки ч..ремухи. Пора отпр..вляться за гр..бами. Я з..метил, что ч..сто гр..бы п..падаются возле бере.. . Б..ре..ка друж..т с гр..бами. По ее п..кровом р..стет всем извес..ный п..дб..резовик.

П..досиновик – гр..б яркий, стройный. Он не вылез..т вдру.. на д..рог.. или на тропк… Ж..вет он в высок..м осинник.. и не пряч..тся. Издали замеча..шь его яркую шляпку. Ср..заешь один гриб, а рядом вид..шь еще штук пять.

И разом грибы кон(?)чаются, но у вас уже полная к..рзинка. Можно соб..раться д..мой.

 

 

Первый справочный лист

 

Наименование орфограмм

Примеры

Проверяемые гласные и согласные в корне слова

Легко(лёгок). над рекой (речка), пропадает(пропасть), освобождает(свобода), дремучего(дремлет), верхушки(верх),отправляться(отправить), за грибами(гриб), бер1з( берёзы), известный(известие), гриб(грибы)

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова

тополя, черемухи, корзинка

Чередующиеся гласные в корне слова

расстилается( а  после корня) расстелить растёт ( а –перед- ст-, щ-).

собираться ( а после    корня ).

Гласные и, а, у после шипящих

часто ( ча-ща- пиши с буквой –а-),

живёт (жи-ши).

Безударные гласные в  приставке слова

расстилается ( неизменяемая гласная в приставке)

пропадает, заметил, покровом,подберёзовик, подосиновик.

Буквы з-с на конце

расстилается с- перед глух. согл.)

Буквы е-и в падежных окончаниях существительных

с постели ( сущ. 3 скл)

в воздухе ( сущ. 2 скл. предл.п.)

на дороге ( сущ. 1 скл. предл.п)

на тропке ( сущ. 1 скл, предл.п.)

в осиннике ( сущ. 2 скл. предл.п)

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных

Летнее утро ( проверяем окончание по вопросу какое?)

в прозрачном ( каком?)

дремучего(какого?) тополя,

осиннике (каком?) высоком.

Безударная гласная в личном окончании глагола

Освобождает – гл. 1 спр.(освобождать)

дружит- гл. 2 спр.(дружить)

не вылезет – гл.1 спр.

не прячется – гл.1 спр.

видишь – видеть –гл.2 спр и скл.

 

Второй справочный лист

 

Виды разбора

Примеры

Фонетический разбор

Яркий- 2 слога, яр-кий [йарк’ий]

Я- [й ]- согласный,звонкий, парный, мягкий непарный

 -[а]гласный, ударный.

Р- [р] -согласный, звонкий парный, твердый парный.

К- [к’]- согласный,глухой парный, мягкий парный.

И- [и]- гласный, безударный

Й- [й]- согласный, мягкий непарный, звонкий непарный

5б. 6зв.

Морфемный разбор

расстилается

Словообразовательный разбор

осиннике      осина  (суффиксальный)

Морфологический разбор ( укажите морфологические признаки имени существительного)

(на) дороге ( где? на чём?)- имя существительное

1.Обозначает предмет, неопред.форма – дорога.

2.Морфологические признаки:

неодушевленное, нарицательное, 1 скл, ж.р., ед.ч.,предл.п.

3. не вылезет (где?) на дороге (обстоятельство)

Синтаксический разбор

Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает  сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи.

[-,= и = ---,---]. ( Повест.,невоскл.,простое, нераспр.,осложнено однородными сказуемыми  и дополнениями)

Пунктуационный разбор

Подосиновик- гриб яркий, стройный.

1- [_ -=] Тире между подлежащим и сказуемым

2- разделяет однородные определения

3 – завершение повествовательного предложения.

 

 

          В качестве домашнего задания учитель предлагает:

первый уровень: составить аналогичный текст с заданиями и образцом его выполнения;

 

второй уровень: взять недеформированный текст с подчеркнутыми орфограммами из учебника и подготовить к нему только справочные листы;

 

третий уровень: выполнить упражнение из учебника ( с деформированным текстом).

 

Рефлексия: продолжить предложение: Грамотным должен быть каждый человек, для того чтобы……    Но есть профессия, для которой необходимо быть грамотным. Эта профессия называется корректор (новое слово, обратиться к словарю) ( на экране высвечивается название профессии и картинка иллюстрирующая работу корректора) и лексическое значение слова.

Ответьте на вопрос: в чем вы видите сходство нашей совместной работы с работой корректора?


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Грамоте учиться всегда пригодится

Грамоте учиться всегда пригодится

Летнее утро легко поднимает с постели

Летнее утро легко поднимает с постели

Выполненные задания сдаются учителю, который благодарит учащихся и особо подчеркивает то, что их работы очень пригодятся ему для уроков

Выполненные задания сдаются учителю, который благодарит учащихся и особо подчеркивает то, что их работы очень пригодятся ему для уроков

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных

В качестве домашнего задания учитель предлагает: первый уровень: составить аналогичный текст с заданиями и образцом его выполнения; второй уровень : взять недеформированный текст с подчеркнутыми…

В качестве домашнего задания учитель предлагает: первый уровень: составить аналогичный текст с заданиями и образцом его выполнения; второй уровень : взять недеформированный текст с подчеркнутыми…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2022