Региональный конкурс методических работ
молодых преподавателей
«Моя профессия – мое будущее!»
Номинация: Методическая разработка урока (занятия)
с использованием инновационных технологий
Методическая разработка урока (занятия)
по ОУД.08 "Физика"
Тема:" Обобщающий урок по теме «Кинематика»"
Профессия: 23.01.03 Автомеханик
Автор работы: Минаева А. А., преподаватель ГБПОУ РО «КТСиА»
2019
Цель занятия: повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Кинематика».
Задачи:
Образовательная:
- систематизировать уровень усвоения знаний по теме «Кинематика».
Развивающая:
- способствовать развитию познавательной активности;
- развивать умения логически мыслить, самостоятельно формулировать
выводы на основе анализа и решения поставленных задач;
- развивать умение работать с информацией;
- развивать умение принимать коллективные решения.
Воспитательная:
- воспитание личностных качеств (чувство толерантности, инициативность, трудолюбие, умение сотрудничать в коллективе);
- формирование личной ответственности за принимаемые решения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Технология: педагогика сотрудничества, технология группового обучения.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Межпредметные связи: математика, литература, спец.предметы.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития;
- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации.
Метапредметные:
- применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
- умение вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации.
Предметные:
- владение базовыми понятиями по теме: «Механическое движение»;
- умение решать задачи;
- умение поиска информации в источниках различного типа для решения и объяснения разных видов задач;
- владение умением применять полученные знания для выполнения заданий разных типов.
Данные результаты направлены на формирование у обучающихся общих компетенций:
- ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Оборудование и методическое обеспечение урока:
- дидактический материал (раздаточный материал: задания для групп, тексты задач, конструктор формул, тексты заданий);
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, мел, доска, ватман, маркеры, магниты, учебник;
- учетные листы, презентация.
Литература:
1.Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО/под ред. Т.И. Трофимовой. – М., 2017
ПЛАН УРОКА
№
|
Элементы занятия |
Время, минут |
Содержание |
Методы |
1. |
Организационный момент |
1 мин |
|
|
2. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности 1) Мотивация 2) Целеполагание |
5 мин |
Ответы на вопросы, просмотр слайда, мозговой штурм. |
Наглядный, словесный |
3. |
Актуализация знаний |
3 мин |
Ответы на вопросы |
Словесный |
4. |
Обобщение и систематизация знаний 1) «Кроссворд» |
5 мин |
Обучающиеся отгадывают кроссворд и его проверка |
Практический, частично-поисковый |
2) «Формулы» |
5 мин |
Обучающиеся составляют из предложенных букв и знаков формулы и их проверка |
Практический, частично-поисковый |
|
3) «Исключи лишнее» |
4 мин |
Обучающиеся определяют лишнее понятие и объясняют почему |
Практический, частично-поисковый |
|
55. |
Применение знаний и умений 4) «Брейн – ринг» |
5 мин |
Обучающиеся описывают виды движения в устройстве автомобиля |
Практический, частично-поисковый |
66. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 5) Решение литературных задач 6) решение графических задач |
10 мин |
Обучающиеся объясняют физические явления связанные с движением. |
Практический |
7. |
Формулирование выводов по изученному материалу |
5 мин |
Оценки, домашнее задание |
Групповой Фронтальный |
8 |
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
2 мин |
Рефлексия «Телеграмма» |
Рефлексивный |
тЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
№ |
Этап урока. Его цель |
Форма деятельности |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Способы организации деятельности |
1 |
Организационный момент Цель: организация начала занятия, настраивание обучающихся на учебную деятельность |
|
Проверяет готовность обучающихся к уроку, отмечает отсутствующих на занятии. |
|
|
2 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся |
Обсуждение проблемной ситуации |
Подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет план занятия. |
Высказывают свое мнение, формулируют совместно с преподавателем тему и цель занятия. |
Фронтальный |
3 |
Актуализация знаний Цель: выявить уровень знаний по теме «Кинематика» |
Беседа |
Формулирует задание |
Отвечают на поставленные вопросы |
Фронтальный |
4 |
Обобщение и систематизация знаний Цель: систематизировать и закрепить полученные знания по теме «Кинематика» |
Решение проблемной ситуации |
Формулирует задание, организует проверку |
Выполняют задания, объясняют результат |
Групповой
|
5 |
Применение знаний и умений Цель: выявить уровень знаний по теме |
Описание видов движения в устройстве автомобиля |
Формулирует задание, контролирует выполнение работы |
Выполняют задания, объясняют результат |
Групповой |
6 |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Цель: закрепить полученные знания по теме |
Решение задач |
Формулирует задание, организует проверку |
Выполняют задания, объясняют результат |
Групповой |
7 |
Формулирование выводов по изученному материалу Цель: подвести итоги работы группы в целом, оценить деятельность обучающихся на занятии, самооценивание обучающимися своей работы на уроке |
|
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке, |
Анализируют возникшие трудности при выполнении заданий |
Групповой, фронтальный |
|
Задание на дом Цель: объяснить объем и способы выполнения домашнего задания |
Ознакомление с предложенным заданием |
Дает инструктаж по выполнению домашнего задания |
|
Фронтальный |
8 |
Рефлексия (подведение итогов занятия). «Телеграмма» |
|
Отмечает успешность (или не успешность) овладения содержанием занятия |
Оценивают эффективность своей деятельности на занятии |
Групповой, фронтальный |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
1) мотивация
- Назовите примеры равномерного прямолинейного, равноускоренного движения, которое вы наблюдали в повседневной жизни.
- Назовите примеры механического движения в автомобиле. (возможные варианты ответов: поступательное движение поршня в цилиндре двигателя; вращение коленчатого вала; вращение крыльчатки центробежного насоса; вращение вентилятора)
- Да, правильно. Посмотрите, как выглядит это в автомобиле. (Слайд: поступательное движение поршня в цилиндре двигателя; вращение коленчатого вала; вращение крыльчатки центробежного насоса; вращение вентилятора)
- На этом уроке мы повторим материал по теме «Кинематика».
- Запишите тему урока «Обобщающий урок по теме «Кинематика»» (слайд)
- Какие цели мы поставим? (слайд: повторить основные понятия, формулы, решать задачи по данной теме.)
2) целеполагание
Работать мы будем в группах. В каждой группе есть модератор, в первой команде..., во-второй.... Фиксировать вклад, который вы внесли для победы команды будем в «Учетных листах» (слайд)
Преподаватель фиксирует набранные группой баллы за каждое задание: один балл за правильность решения, второй за скорость.
3. Актуализация знаний
- Повторим некоторые физические понятия…
- Что изучает наука физика?
- Дайте определение «Механика»-это..
- «Кинематика»- это..
- Траекторией называют- ..
- В связи с этим движение бывает…
- Что такое перемещение.., путь..
4. Обобщение и систематизация знаний
1) «Кроссворд»
У каждой группы на столе лежит кроссворд, вам дается 5 минут, чтобы решить его! (Слайд пустой кроссворд с вопросами)
Кроссворд
1 |
з |
в |
у |
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
д |
в |
и |
ж |
е |
н |
и |
е |
|
3 |
м |
а |
с |
с |
а |
|
|
|
|
4 |
к |
а |
ч |
е |
л |
и |
|
|
|
|
|
|
5 |
и |
н |
е |
р |
ц |
и |
я |
|
Вопросы:
1. Механическая волна, имеющая частоту от 20 до 20000 Гц.
2. Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.
3. Мера инертности тела.
4. Колебательная система (для детей).
5. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
Подведение итогов конкурсного задания. Кроссворд проверяется по ключевому слову «УДАЧИ» (слайд с заполненными ячейками)
Модераторы в «Учетных листах» отметьте работу обучающихся.
2) «Формулы»
На столах в конверте лежат буквы, означающие физические величины и знаки арифметических операций. С их помощью составить максимальное количество формул, Повторение уместен:
Результат: 6 формул : v = s / t, a = (v - v0) / t, x = x0 + s, λ = v / ν,
T = 1 / ν, ω = √ g / l
Каждая группа заполняет свой бланк ответов с объяснением. Проверка у доски.(Кто быстрее и больше)
Подведение итогов конкурсного задания. Модераторы в «Учетных листах» отметьте работу обучающихся.
3) «Исключи лишнее»
Каждом столбике из шести предложенных слов нужно выбрать одно лишнее и объяснить выбор. (слайд)
1 Скорость |
2 Частота |
3 Динамометр |
4 Радиан |
Сила |
Период |
Весы |
Период |
Энергия |
Фаза |
Спидометр |
Килограмм |
Секундомер |
Амплитуда |
Линейка |
Секунда |
Период |
Скорость |
Минута |
Герц |
Амплитуда |
Температура |
Секундомер |
Метр |
Подведение итогов конкурсного задания. Модераторы в «Учетных листах» отметьте работу обучающихся.
5. Применение знаний и умений
4) «Брейн – ринг»
Модераторы групп выбирают листы-задания, где указаны виды движений:
- Указать какие механизмы в устройстве автомобиля демонстрируют прямолинейное движение.
- Указать какие механизмы в устройстве автомобиля демонстрируют движение по окружности.
- Указать какие механизмы в устройстве автомобиля демонстрируют колебательное движение.
- Указать какие механизмы в устройстве автомобиля демонстрируют волновое движение.
Подведение итогов конкурсного задания. Модераторы в «Учетных листах» отметьте работу обучающихся.
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
5) Решение литературных задач
Ребята на листах оформляют решение задач.
Задача 1
Борис Акунин. «Коронация»
В романе Бориса Акунина «Коронация» героиню должны для встречи повезти на карете. Чтобы героиня не знала, куда ее повезут, ей завяжут глаза. «– Кое-что у нас все-таки есть, – с загадочным видом произнес Фандорин и, понизив голос, будто сообщая некую важную тайну, добавил.
– Я научил Эмилию считать скрип колес.
– Скрип колес?
– Ну да. Любая ось, даже идеально смазанная, издает скрип, который, если прислушаться, являет собой циклическое повторение одного и того же набора звуков.
– Ну и что?»
Каким образом Фандорин по скрипу колес предлагает определить, куда повезут Эмилию?
Задача 2
Отрывок из рассказа О′ Генри «Поросячья этика»
«Я вынул мою свинью из мешка, тщательно установил ее, долго прицеливался и дал ей такого пинка, что она вылетела из другого конца аллеи - на двадцать футов впереди своего визга».
Задача: С какой силой должен был ударить поросенка герой рассказа, чтобы описанный случай произошел в действительности? Массу поросенка примем равной 10 кг, а продолжительность удара 0,05 сек.
Подведение итогов конкурсного задания. Модераторы в «Учетных листах» отметьте работу обучающихся.
6) Решение графических задач
Ребята на листах оформляют решение задач.
- Укажите начальную скорость
- При времени движении 1 секунда, укажите конечную скорость.
- Вычислите ускорение на данном участке
- Запишите уравнение скорости и перемещения.
Подведение итогов конкурсного задания. Модераторы в «Учетных листах» отметьте работу обучающихся
7. Формулирование выводов по изученному материалу
1) Оглашение модераторами результатов, занесенных в учетные листы;
2) Оценка работы обучающихся (представлена в виде таблицы на слайде)
2)Д .з.
Задача 1. С каким ускорением движется гоночный автомобиль, если его скорость за 6 с увеличивается со 144 до 216 км/ч?
Задача 2. За какое время ракета приобретает первую космическую скорость 7,9 км/с, если она будет двигаться с ускорением 50 м/с 2 ?
8. Рефлексия (подведение итогов занятия). «Телеграмма»
Описание: приём актуализации субъективного опыта. Каждый обучающиеся группы в бланке телеграммы одним словом записывает самое важное, что уяснил/ запомнил на уроке. Модератор читает, полученную телеграмму.
- Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать.
Приложение 1
Учетные листы
№ |
ФИ обучающегося |
«Кроссворд» |
«Исключи лишнее» |
«Брейн-ринг» |
Решение литературных задач |
Решение графических задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.