Обобщение и систематизация знаний по теме: «Социальная сфера».
Цель и задачи: обобщить и систематизировать знания по теме «Социальная сфера».
Тип урока: урок развивающего контроля.
Планируемые результаты:
предметные: применять и объяснять основные понятия изученной темы; обобщать и систематизировать полученные знания; оценивать роль социальных норм в жизни человека и общества; анализировать явления социальной действительности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; систематизировать информацию, выбирать верные критерии для ее сравнения, сопоставления; соотносить поступки с социальными нормами; выявлять актуальные социальные проблемы и устанавливать пути их решения;
метапредметные УУД —
1) коммуникативные:
2) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
3) находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон;
4) формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
5) владеть устной и письменной речью;
6) формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний поданной теме;
2) регулятивные: с
оотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели;
оценивать правильность решения учебной задачи;
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
3) познавательные:
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
давать определения понятий;
развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации;
предъявлять результаты своей деятельности в письменной и устной форме;
личностные УУД:
формирование и развитие познавательного интереса к изучению обществознания, важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности;
определение своей жизненной позиции (смысл, цели, интересы и т. д.);
умение применять полученные знания в практической деятельности;
понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.
Оборудование:
1. учебник Обществознание под редакцией Л.Н. Боголюбова,8 класс, М , Просвещение,2015
2. пакет с рабочим материалом для работы в группах
3. проектор
4. мультимедийная презентация
5. С.В.Краюшкина Тесты по обществознанию к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой,Н.И.Городецкой «Обществознание.8 класс», Москва,«Экзамен».2016
6. Рабочий лист
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Мы изучили тему6 «Социальная сфера». На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим материал в ходе практической деятельности.
Вопросы к классу
· — Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?
· — На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
Итак, давайте начнем
III. Работа по теме урока Класс делится на 5 группы по 6 человек
Конкурс 1. «Разминка» (мозговой штурм)
Каждая группа получает задание: написать как можно больше терминов по определённой теме
· Социальная структура общества,
· Социальные статусы и роли,
· Семья,
· Нация и межнациональные отношения,
· Отклоняющееся поведение).
Работа выполняется на рабочих листах .озвучивается и взаимопроверяется
Предполагаемые ответы:
Первая группа: «Социальная структура общества»
Социальная мобильность (виды) Виды социальной мобильности
Классы Сословия Касты
Страты Социальные группы (виды) Люмпены
Маргиналы Социальные лифты
Вторая группа: «Социальные статусы и роли»
Статус (виды) Роль Гендер
Социальный лифт Санкции (виды)
Третья группа: «Семья»
Семья Брак Нуклеарная семья
Традиционная семья Либеральная семья
Четвёртая группа: «Нация и межнациональные отношения»
Этнос Род Племя Народность Нация
Дифференциация Интеграция Национализм Патриотизм
Пятая группа: «Отклоняющееся поведение»
Социальные нормы Девиация Делинквентное поведение Санкции (виды)
Дискуссия по теме
Учитель: Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом выражается социальная стратификация общества, ведущая к социальному неравенству. В наиболее схематичном виде социальное неравенство, социальное расслоение выражается в делении общества на низшие (бедные), средние и высшие слои (богатые).
Существует мнение, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делаю, чтобы выбраться наверх. Другие думают иначе: бедность – это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в период экономических кризисов, войн, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи. Каково ваше мнение? Какие аргументы вы приведете в защиту своей позиции?
Задание на доске: Какая, на ваш взгляд, схема более правильная? Почему?
А. Социальная структура = страта + страта + страта
Б. Социальная структура : страта
страта
страта
страта
Учитель: Социальные группы и люди в открытом демократичном обществе могут менять свои социальные позиции, свой социальный статус и роли. Изменение социальных позиций групп и людей называется социальной мобильностью.
- Назовите признаки понятий “социальная мобильность”, “социальный статус”, “социальная роль”.
- В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей? Покажите на конкретных примерах.
Учитель: Согласны ли вы со следующими суждениями:
1. Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества.
2. Причинами горизонтальной мобильности служат: социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов и др.
3. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страны в другую.
Учитель: Социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль - важные понятия социальной сферы общества.
- Что такое социальный контроль? Зачем необходимо регулировать общественные отношения?
- В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?
- Какие санкции, на ваш взгляд, более эффективны и почему?
Учащиеся вспоминают понятия, приводят примеры.
Задания для конкурса 2.
«Головоломка»
Что бы это значило?
Для 1-5 группы
Пояснение:
Социальные лифты,
мандарин- китайский чиновник-мандарин, сдающий экзамен для получения статуса
Пояснение:
( Социальные нормы: моральные, этические, эстетические, правовые, религиозные…)
Пояснение
Стратификация.
Слои общества: элита
средний слой
маргиналы
люмпены
Пояснение
Девиация (+ и - ) и делинквенция ( преступность)
Пояснение
Этнос: род- племя- народность- нация
Работа с текстом
Задание: прочитайте приведенный текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберете из предполагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, и другими показателями и предполагающее определённые права, и обязанности называется социальным _____________ (1). Каждая личность в обществе выполняет определённые социальные _______ (2): для школьника и студента – это учёба, для солдата – служба, для профессора – преподавание. У каждой личности таких функций много. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сыном и т.д. Один статус личность приобретает по _______ (3) и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребёнка являются гражданами России, он тоже сразу является ________ (4) России, так же предписанным является статус мужчины, статус национальности и т.д.) Другие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигаемыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, учителя, чемпиона мира. Принятая в обществе ________ (5) статусов является основой социальной __________ (6).»
А) функция Д) гражданин
Б) статус Е) стратификация
В) рождение Ж) социализация
Г) иерархия
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
б |
а |
в |
д |
г |
е |
Тестовый контроль
С.В.Краюшкина Тесты по обществознанию к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой,Н.И.Городецкой «Обществознание.8 класс», Москва,«Экзамен».2016
1 группа- тест 16, стр104
2 группа -тест13, стр. 85
3 группа –тест 15, стр.98
4 группа- тест 14, стр.91
5 группа -тест 16, стр104
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.