Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера "
Оценка 4.8

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера "

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
обществознание
8 кл
04.01.2022
Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера "
Повторение темы:" Социальная сфера"
Социальная сфера. итог.docx

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Социальная сфера».

Цель и задачи: обобщить и систематизировать знания по теме «Социальная сфера».

Тип урока: урок развивающего контроля.

Планируемые результаты:                                                   

предметные:                                                                                                                                                                            применять и объяснять основные понятия изученной темы;                                                                          обобщать и систематизировать полученные знания;                                                                    оценивать роль социальных норм в жизни человека и общества;                                           анализировать явления социальной действительности;                                                                 решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; систематизировать информацию,                                                                                                      выбирать верные критерии для ее сравнения, сопоставления;                                                    соотносить  поступки с социальными нормами;                                                                        выявлять актуальные социальные проблемы и устанавливать пути их решения;

метапредметные УУД —

1)      коммуникативные:

2)      организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;                                 

3)      находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон;

4)      формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

5)      владеть устной и письменной речью;

6)      формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний поданной теме;

 

2) регулятивные: с

оотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели;

оценивать правильность решения учебной задачи;

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

 

3) познавательные:

создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

давать определения понятий;

развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации;

предъявлять результаты своей деятельности в письменной и устной форме; 

 

личностные УУД:

формирование и развитие познавательного интереса к изучению обществознания, важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности;

определение своей жизненной позиции (смысл, цели, интересы и т. д.);

 умение применять полученные знания в практической деятельности;

 понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

Оборудование:

1.      учебник Обществознание под редакцией Л.Н. Боголюбова,8 класс, М , Просвещение,2015

2.      пакет с рабочим материалом для работы в группах

3.      проектор

4.      мультимедийная презентация

5.      С.В.Краюшкина Тесты  по обществознанию к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой,Н.И.Городецкой «Обществознание.8 класс», Москва,«Экзамен».2016

6.      Рабочий лист

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Мы изучили тему6 «Социальная сфера». На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим материал в ходе практической деятельности.

Вопросы к классу

·         — Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?

·         — На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Итак, давайте начнем

III. Работа по теме урока                                                                                                                                           Класс делится на 5  группы по 6 человек

Конкурс 1. «Разминка» (мозговой штурм)

Каждая группа получает задание: написать как можно больше терминов по определённой теме

·         Социальная структура общества,

·         Социальные статусы и роли,

·         Семья,

·         Нация и межнациональные отношения,

·         Отклоняющееся поведение).

Работа выполняется на рабочих листах .озвучивается и взаимопроверяется

Предполагаемые ответы:

Первая группа: «Социальная структура общества»

Социальная мобильность (виды)                                                Виды социальной мобильности

Классы                                    Сословия                                            Касты

Страты                        Социальные группы (виды)                          Люмпены

Маргиналы                         Социальные лифты

Вторая группа: «Социальные статусы и роли»

Статус (виды)                      Роль                                    Гендер

Социальный лифт              Санкции (виды)

Третья группа: «Семья»

Семья                Брак                             Нуклеарная семья

Традиционная  семья                               Либеральная семья

Четвёртая группа: «Нация и межнациональные отношения»

Этнос               Род                 Племя                       Народность                      Нация

Дифференциация                  Интеграция              Национализм                      Патриотизм

Пятая группа: «Отклоняющееся поведение»

Социальные нормы                Девиация           Делинквентное поведение    Санкции (виды)

 

Дискуссия по теме

Учитель: Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом выражается социальная стратификация общества, ведущая к социальному неравенству. В наиболее схематичном виде социальное неравенство, социальное расслоение выражается в делении общества на низшие (бедные), средние и высшие слои (богатые).

 

Существует мнение, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делаю, чтобы выбраться наверх. Другие думают иначе: бедность – это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в период экономических кризисов, войн, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи. Каково ваше мнение? Какие аргументы вы приведете в защиту своей позиции?

 

Задание на доске: Какая, на ваш взгляд, схема более правильная? Почему?

А. Социальная структура = страта + страта + страта

           Б. Социальная структура : страта

                                   

                                    страта

                                              

                                                              страта

                                                                           

                                                                              страта

Учитель: Социальные группы и люди в открытом демократичном обществе могут менять свои социальные позиции, свой социальный статус и роли. Изменение социальных позиций групп и людей называется социальной мобильностью.

- Назовите признаки понятий “социальная мобильность”, “социальный статус”, “социальная роль”.

- В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей? Покажите на конкретных примерах.

 

Учитель: Согласны ли вы со следующими суждениями:

1. Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества.

2. Причинами горизонтальной мобильности служат: социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов и др.

3. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной  страны в другую.

 

Учитель: Социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль - важные понятия социальной сферы общества.

-  Что такое социальный контроль? Зачем необходимо регулировать общественные отношения?

-  В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?

-  Какие санкции, на ваш взгляд, более эффективны и почему?

Учащиеся вспоминают понятия, приводят примеры.


 

Задания для конкурса 2.

 «Головоломка»

Что бы это значило?

Для 1-5  группы

 

 

 

 

 

Пояснение:

Социальные лифты,

 мандарин- китайский чиновник-мандарин, сдающий экзамен для получения статуса

 

 

 

 

Пояснение:

 ( Социальные нормы: моральные, этические, эстетические, правовые, религиозные…)

 

 

 

Пояснение

Стратификация.

Слои общества:  элита

                                   

                                    средний слой

                                              

                                                              маргиналы

                                                                           

                                                                              люмпены

 

 

 

 

Пояснение

           Девиация   (+ и - )     и делинквенция ( преступность)

 

                                                 

 

 

Пояснение

Этнос: род- племя- народность- нация

 

                                                 


 

Работа с текстом

Задание: прочитайте приведенный текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберете из предполагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, и другими показателями и предполагающее определённые права, и обязанности называется социальным _____________ (1). Каждая личность в обществе выполняет определённые социальные _______ (2): для школьника и студента – это учёба, для солдата – служба, для профессора – преподавание. У каждой личности таких функций много. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сыном и т.д. Один статус личность приобретает по _______ (3) и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребёнка являются гражданами России, он тоже сразу является ________ (4) России, так же предписанным является статус мужчины, статус национальности и т.д.) Другие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигаемыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, учителя, чемпиона мира. Принятая в обществе ________ (5) статусов является основой социальной __________ (6).»

 

А) функция                                                      Д) гражданин

Б) статус                                                           Е) стратификация

В) рождение                                                    Ж) социализация

Г) иерархия

 

Ответ:

1

2

3

4

5

6

б

а

в

д

г

е

 

 

                                           Тестовый контроль

С.В.Краюшкина Тесты  по обществознанию к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой,Н.И.Городецкой «Обществознание.8 класс», Москва,«Экзамен».2016

1 группа- тест 16, стр104

2 группа -тест13, стр. 85

3 группа –тест 15, стр.98

4 группа- тест 14, стр.91

5 группа -тест 16, стр104


 

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Социальная сфера»

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Социальная сфера»

Оборудование: 1. учебник

Оборудование: 1. учебник

Социальная мобильность (виды)

Социальная мобильность (виды)

Учитель: Социальные группы и люди в открытом демократичном обществе могут менять свои социальные позиции, свой социальный статус и роли

Учитель: Социальные группы и люди в открытом демократичном обществе могут менять свои социальные позиции, свой социальный статус и роли

Задания для конкурса 2. «Головоломка»

Задания для конкурса 2. «Головоломка»

Пояснение: ( Социальные нормы: моральные, этические, эстетические, правовые, религиозные…)

Пояснение: ( Социальные нормы: моральные, этические, эстетические, правовые, религиозные…)

Пояснение Стратификация. Слои общества: элита средний слой маргиналы люмпены

Пояснение Стратификация. Слои общества: элита средний слой маргиналы люмпены

Пояснение Девиация (+ и - ) и делинквенция ( преступность)

Пояснение Девиация (+ и - ) и делинквенция ( преступность)

Пояснение Этнос: род- племя- народность- нация

Пояснение Этнос: род- племя- народность- нация

Работа с текстом Задание: прочитайте приведенный текст, в котором пропущен ряд слов

Работа с текстом Задание: прочитайте приведенный текст, в котором пропущен ряд слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2022