Повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей с использованием интерактивного обучения

  • docx
  • 01.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Павлова Е.Н..docx

Повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей с использованием интерактивного обучения

 

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей с использованием интерактивного обучения.

Использование компьютерной техники улучшает педагогический процесс, позволяет индивидуализировать обучение для детей с особыми потребностями и повышает эффективность деятельности.

Взаимодействие с компьютером привлекает внимание детей, начиная с игр и переходя к учебным заданиям, что способствует развитию важных психологических навыков, таких как мотивация к познанию, произвольная память и концентрация внимания, что готовит детей к обучению.

Важность использования интерактивных технологий подтверждается введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образовани, который подчёркивает необходимость применения инновационных подходов в работе с дошкольниками, включая внедрение интерактивного обучения.

Использование интерактивных игр актуально по следующим причинам:

- основаны на игровой деятельности;

- поддерживают развитие всех органов чувств;

- способствуют повышению самооценки ребенка (звуковые эффекты служат системой поощрений);

- формируют устойчивую мотивацию и сотрудничество между ребёнком и специалистом;

- активизируют взаимодействие с родителями;

- экономят время и ресурсы [5].

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Тяжелые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга. 

Над исследованием психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста трудились отечественные ученые и психологи - Л.Ф. Обухова, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин.

Тяжелые нарушения речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, звукопроизношения, просодики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи считают Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина.

К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия (речевое нарушение связано с поражением двигательных отделов центральной нервной системы), алалия (тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическим поражением речевых центров мозга), афазия (частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон мозга), заикание (нарушение темпо-ритмической стороны речи, для которого характерно повторение слогов, слов, частые запинки и т.д), ринолалия (врожденное расщепление мягкого или твердого неба).

К тяжелым нарушениям речи относится общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития). Величина нарушений определяется согласно уровневой характеристике речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР), рассмотренной Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой.

Первый уровень характеризуется отсутствием речи («безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами.  

Второй уровень включает, кроме жестов и «лепетных» слов, искажённые, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура [9].

В силу отставания речевой функции для психического и интеллектуального развития у детей присутствует целый ряд вторичных отклонений, которые находят своё отражение в психической деятельности. А именно отмечается патология в эмоционально-волевой сфере личности, в недоразвитии всей познавательной деятельности.

Все психические процессы у ребенка - память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение - развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.).

Дети с подобными расстройствами сталкиваются со следующими трудностями:  слуховое восприятие нарушено из-за проблем с фонематическим слухом и слабой активности припоминания. Зрительное восприятие ограничено бедностью и нечёткостью зрительных образов, а также проблемами с операциями синтеза при составлении картинок из частей. Пространственное восприятие затруднено из-за сложностей в различении понятий «слева», «справа», «между», «над» и «под».

Память: продуктивность запоминания снижена — дети медленно запоминают информацию и быстро её забывают.

Внимание неустойчиво, возникают трудности с планированием и контролем своих действий, концентрацией на словесном материале. Непроизвольный характер внимания детей с ТНР, приводит к тому, что ребёнок легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель (шум, сирена, и т.д.). Словесная инструкция воспринимается фрагментально, неточно, что ведёт к большому количеству ошибок при дифференцировке, например, по форме, цвету или расположению фигур.

По данным Ю.Ф. Гаркуши и О.Я. Усановой, на протяжении всей работы дети невнимательны, не всегда замечают и устраняют свои ошибки самостоятельно.

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то у детей с ТНР вызывают большие трудности словесные задания логической направленности. Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается как наглядно – действенное, так и наглядно - образное мышление. Недоразвитие словесно - логического мышления, приводит к тому, что дети с большим трудом устанавливают сходства и различия между предметами по важным признакам. Часто их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны между собой.

В своих исследованиях Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова отмечают, что для большинства детей с тяжёлым нарушением речи характерна ригидность мышления [1].

В ходе своих наблюдений Л.С. Выготский утверждал, что задержка развития воображения является следствием задержки в развитии речи.

В.П. Глухов в своих работах также делал выводы, что дети данной категории по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников. Что у них процессы воображения и деятельности однообразны, быстро истощаются, им требуется дополнительное время для включения в работу, наличие длительных пауз.

Эмоционально-волевая сфера незрелая, есть трудности произвольного поведения, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. Нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения. Заниженная самооценка, повышенная обидчивость и ранимость, тревожность, агрессивное поведение разной степени выраженности.

Тяжёлое нарушение речи у ребёнка характеризуется неспособностью обучаться по стандартной общеобразовательной программе без посторонней помощи.

Для эффективной коррекции тяжелых нарушений речи требуется комплексный подход с участием различных специалистов: педиатра, отоларинголога, ортодонта, невролога, ортопеда (для медицинского сопровождения), детского психолога, логопеда, дефектолога.

В основе работы с порталом «Мерсибо» лежат исследования, посвящённые разработке научно обоснованных принципов и требований к информационным педагогическим технологиям обучения. (Авторы В. П. Беспалько и О. И. Кукушкина).

В. П. Беспалько в своих работах, например в книге «Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия)», говорит о возможности индивидуализации образования путём персонализации обучения. Автор считает, что с появлением компьютеров открылся радикально новый подход к образовательной работе. По его мнению, появилась возможность перевести педагогический труд в высокопроизводительный автоматизированный режим. Автор отмечает, что целью образования определяется, к чему должна стремиться соответствующая педагогическая система, а цель обучения — наиболее эффективное движение к этой цели. Если поставлена ошибочная цель образования, то, при самом эффективном обучении, получится дурное образование [2].  

 О. И. Кукушкина в своих работах, например в докладе «Особые дети в обычной школе», говорит о необходимости интеграции систем и специалистов общего и специального образования для продуктивного совместного обучения. Автор отмечает, что самый надёжный путь к инклюзии — это ранняя помощь детям с ОВЗ и группы риска. Автор подчеркивает, что чрезмерное усложнение среды для ребёнка с ОВЗ вредно и даже опасно, поскольку может приводить к остановкам в развитии. 

На примере образовательного сайта «Мерсибо», который представляет собой онлайн-платформу для специалистов, педагогов, детей и их родителей. Ресурс соответствует требованиям ФГОС и СанПин, подходит для детей с нормативным развитием и ОВЗ, неговорящих и «трудных» детей. Программа разработана командой педагогов, логопедов и психологов под руководством Е. А. Дробышевой, опытного учителя-логопеда и дефектолога, федерального эксперта в области инклюзивного образования. Цель игр — развитие речи, моторики, мышления, а также обучение грамоте, чтению и счёту детей в возрасте от 2 до 10 лет.

Портал предлагает игры в нескольких вариантах: онлайн, на карточках, дисках и флешках. Игры можно использовать как дома, так и в учебных заведениях. Методика обучения разработана с учётом возможностей каждого ребёнка. Родители и педагоги могут следить за игровым процессом и объяснять детям различные аспекты во время игры. На сайте доступны бесплатные вебинары и платные мастер-классы с участием ведущих специалистов [4].

 Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.

Интерактивное обучение происходит при постоянном, активном взаимодействии всех участников учебного процессаЗнания применяются на практике, что улучшает их усвоение и запоминание. Кроме того, дети развивают коммуникативные навыки.

Обучение может быть организовано в различных форматах: индивидуальном, парном, групповом, коллективном или фронтальном. Педагог выбирает подходящую компьютерную программу, учитывая условия обучения, и использует ее для развития памяти, мышления, воображения и речи воспитанника.

Продукт состоит из двух частей: мотивационной, привлекающей внимание ребёнка, и развивающей, включающей учебные задания. Голоса персонажей озвучены известными актёрами, что позволяет детям слышать грамотную речь.

Используется методика обучения, основанная на использовании интерактивных игр. Многие игры позволяют настраивать сложность учебных задач, что обеспечивает индивидуальный подход к работе с каждым ребёнком.

Коррекционная работа может проводиться в разных направлениях: улучшение просодических элементов речи (дыхание, темп, ритм, развитие воздушной струи); развитие артикуляции, мимики и мелких моторных навыков; работа с фонематическими процессами (слух, восприятие, представление, анализ и синтез); развитие лексико-грамматических навыков (обогащение и активизация словарного запаса, грамматически правильное использование слов в предложениях); развитие связной речи.

       На занятиях активно используется Программно-дидактический комплекс «Логомер 2», включающий 90 интерактивных игр по различным темам.

Первоначальный этап логопедической работы направлен  на развитие речевого дыхания и воздушной струи; артикуляции речевого аппарата.

Дыхательные упражнения помогают сформировать диафрагмальное дыхание, увеличивают его продолжительность и силу, а также учат правильно распределять выдох. Дети с энтузиазмом помогают хитрому мышонку в истории «Кот и сосиска» или прогоняют вредных жучков с дерева в игре «Ветерок и жучки».

 «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» предлагают  разнообразные упражнения для тренировки звуков под музыкальное и речевое сопровождение. Вместе с Клоуном дети могут тренировать произношение звука «л», с Тигрёнком — издавать рёв, а с Сусликом — свистеть.  «Малышастика» - игра, которая помогает размять лицевые мышцы. «Настольные пальчики» повторяют действия весёлых Привидений и активно развивают мелкую и общую моторику.

Раздел «Неречевые звуки» направлен на развитие аудиального восприятия, что способствует развитию слухового внимания и памяти, необходимые для обучения дифференциации фонем. В игре-загадке «Кто сказал МУ?» дети угадывают животное по звуку и видят картинку. Побывав «В гостях у жучков» есть возможность установить собственные правила: узнать, чем занимаются персонажи, придумать им имена и роли в семье, составить рассказ.

Звуковое моделирование формирует чувство ритма и произношения звуков, расширяет словарный запас. Процесс формирования чёткой речи начинается с повторений. Даже малыш может легко произносить простые звуковые сочетания в игре «Тик-так звуки». Помогли грибникам выйти из леса, повторив необычные звуки, значит, у ребят отличный слух («Грибники»).

Блок «Произношение звуков» ориентирован на автоматизацию выработанных звуков и их дифференциацию. На помощь «приходит» попугай Дормидонт. Собирая корзинку для бабушки вместе с внучкой, дети многократно повторяют слова с определёнными звуками и запоминают их. Правильный выбор слов для полива волшебного семечка превратит его в «Аленький цветочек» и поможет в тренировке парных согласных .

Зефирная Меланья и Карамельный Джо учат различать твёрдость и мягкость согласных, и дети с удовольствием строят для них «Сладкий дом» из зефира или карамели. Надо помочь овцам найди лишнюю картинку, чтобы раскрыть Волка, притаившегося под овечьей шкурой. Так персонажи помогают развивать фонематический слух и восприятие у ребят.

Игра «Хитрые половинки» тренирует внимание и способность выбирать правильный слог из набора букв, созвучных нужному слогу. Это влияет на усвоение грамматики, звукового анализа, навыков письма и чтения.

 Раздел «Лексики и Грамматики» расширяет словарный запас по разным темам, учит словообразованию и словоизменению. Весёлый турист помогает с предлогами. Три поросёнка приглашают на «Дискотеку» тренироваться в согласовании притяжательных прилагательных «мой», «моя», «моё». На рынок идём, если знаем множественное число и родительный падеж. Игры «Потерянный хвост», «Кто лишний!», «Рабочий инструмент» развивают логическое мышление.

Связно выражать свои мысли - важный навык. Говорить последовательно, понимать, запоминать и пересказывать истории  («Несчастный случай»), улучшить дикцию, внимание («Невнимательный художник») или составить рассказ по сюжетным картинкам («Что сначала») — всё это будет развито в рубрике по формированию связной речи.

Чтение — один из способов речевой деятельности, который формирует письменное общение. Игры становятся полезным инструментом в развитии активного словаря, грамотной речи и логико-грамматических навыков. С удовольствием изучают буквы с Волком и спасают Слона из ловушки.

Важно не перегружать занятия использованием компьютера и чередовать работу на нём с другой деятельностью. Также необходимо точно определять место и задачу компьютера на занятиях. Интерактивные игры занимают небольшую часть занятия и включают задания, выполняемые в течение нескольких минут.

Такие игры удобны, когда нужно оживить интерес детей и переключить их внимание. Важно, чтобы игровые элементы служили расширению и глубокому пониманию учебного материала, а не превращались в его заменитель. Также необходимо соблюдать баланс между развлечением и образовательным содержанием: игра должна быть интересной, но не настолько, чтобы основное внимание перешло на игровой процесс, а учебная цель ушла на второй план.  Важно учитывать, что интерактивные игры не заменяют привычные методы и технологии работы, а выступают дополнительным источником информации и наглядности (Приложение 2).

Мероприятия с использованием компьютерных игр проводятся с обязательным соблюдением условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН . В работе с порталом «Мерсибо» было организовано взаимодействие с родителями, которым предоставлялись рекомендации по использованию интерактивных игр для улучшения речи ребёнка. Родители и дети играли дома вместе. Применение портала «Мерсибо» позволило создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать родителей на достижение положительных результатов в развитии детей.

Литература

1.                     Белякова, Л.И., Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями:/ Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н., Усанова, Э.Л.  Фигередо. - Межвуз. сб. науч. тр. - М., 1991. - 72-87 с.

2.                     Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) — учебно-методическое пособие/ В. П. Беспалько. - Москва — Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж — МОДЭК. 2002. –352 с. Серия: «Библиотека педагога-практика». [Электронный ресурс] https://staff.tiiame.uz/storage/users/445/books/lOWXGlW2IHjNyzqHQiTDtqxcYZybBPQrsqUfXQW4.pdf

3.                     Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи/ Ю.Ф. Гаркуша. -  Москва, ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. — 128 с.

4.                     Использование игр образовательного портала «Мерсибо» в логопедической практике с детьми с общим недоразвитием речи второго уровня речевого развития (ОНР). – URL: [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igr-obrazovatelnogo-portala-mersibo

5.                     Интерактивные игры как средство повышения познавательной

активности дошкольников. – URL: [Электронный ресурс] ttps://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnyeigry


 

Скачано с www.znanio.ru