Методическая разработка по работе с педагогами дошкольной организации
Тема: «Повышение качества работы с дошкольниками посредством методов подгруппой работы в НОД»
Цель: повышение методической компетентности педагогов по использованию методов подгрупповой работы в НОД
Форма проведения: деловая игра по типу «Сто к одному». Пед.коллектив делится на две команды и выбирает капитана команды.
Вопросы к деловой игре по типу «Сто к одному»:
1 тур. На один и тот же вопрос каждый член команды дает свой ответ. Капитан команды выбирает по своему усмотрению правильный ответ и называет его. На экране дается правильный ответ. Если команда дала правильный ответ, то получает один балл. Если неправильный, то на этот же вопрос предлагается ответить другой команде.
Вопросы:
1. Каким нормативным документом регламентируется использование индивидуального подхода в ДО?
Ответ: ФГОС ДО регламентирует принципы дошкольного образования и его задачи. Индивидуализация ДО является одним из принципов ДО и одной из его задач.
2. Что подразумевает под собой понятие индивидуализации дошкольного образования и для чего ее осуществлять?
Ответ: индивидуализация ДО – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).
3. Какие формы, методы работы с дошкольниками способствуют решению задачи ФГОС по созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями?
Ответ: Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями реализуется в следующих формах: подгрупповых и индивидуальных НОД, СОД и организации развивающей среды в соответствии с принципами, определенных ФГОС. А также посредством следующих методов работы: карточек с заданиями разной степени сложности на решение одной образовательной задачи; карточек с заданиями, направленных на решение разных задач во время одного НОД; пооперационных карт с различной степенью свернутостью действий; вопросов к детям разной степени сложности по уровню знаний программного содержания или уровню развития познавательных функций. А также организации коллективной деятельности детей по решению разных образовательных задач подгруппами целиком или поэтапного решения несколькими подгруппами одной образовательной задачи, но в любом случае так, чтобы получилась в итоге коллективная работа.
4. Какие задачи решает использование подгрупповой работы в НОД?
Ответ: Использование подгрупповой работы в НОД решает следующие задачи:
· Способствует созданию благоприятной психологической атмосферы для детей, в которой снижен риск получения ребенком негативного опыта познавательной деятельности;
· Ребенок получает положительный опыт познавательной деятельности и у него формируется познавательная активность;
· Ребенок решает посильную образовательную задачу в рамках программного содержания цели НОД;
· Педагог имеет возможность увидеть недостатки и достижения каждого обучающегося и оказать своевременную помощь.
2 тур. Игра капитанов. Отвечает капитан той команды, который нажмет на звонок быстрее соперника. Если капитан не ответил на вопрос правильно, то возможность для ответа передается капитану другой команды.
Вопросы:
1. До введения ФГОС ДО в 2014 году, это называлось словом «занятие».
2. ФГОС ДО определил пять направлений развития и образования детей. Каких?
3. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества - к какому направлению развития дошкольников относится?
4. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе относится к задаче какого направления развития дошкольников?
5. ХЭР включает в себя такие виды НОД как…
6. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации предполагает такое направление развития и образования дошкольников как…
3 тур. Каждому члену команды предлагается вопрос индивидуально. Баллы начисляются команде за каждый правильный ответ.
Вопросы:
1. Какие вопросы необходимо решить при использовании подгрупповой работы на этапе планирования? (постановка цели, определение задач по использованию подгрупповой работы, подбор заданий для детей).
2. Исходя из каких параметров определяются задания для подгрупповой работы в НОД? (программной цели НОД, достижения детей на прошлом занятии);
3. Как узнать достижения детей на предыдущих НОД по какому-либо направлению развития детей? (из журнала наблюдений);
4. Для чего ведется журнал наблюдений развития детей и освоения ими образовательной программы? (для своевременного планирования коррекционной работы с детьми);
5. Назовите наименования ячеек в таблице журнала наблюдений (ФИ ребенка, название лексической темы, дата, СКР, ПР, РР, ФР, ХЭР, критерии, выводы);
6. Откуда взять критерии для наблюдений развития детей и освоения ими образовательной программы? (из цели/задач НОД/образовательной деятельности в режимных моментах на текущей неделе);
7. Сколько критериев по каждому направлению развития используется? (столько, сколько НОД было проведено и сколько целей проведенной образовательной деятельности в режимных моментах было реализовано)
8. Для чего делать вывод по наблюдениям за текущую неделю? (для того, чтобы увидеть, сколько детей не «взяли» пройденный материал, и на основании этого корректировать используемые педагогические приемы. А также для планирования ИОМов на будущий период.
9. Какая основная цель ИОМа? (коррекция освоения образовательной программы)
10. Как поставить задачи для ИОМа при его планировании? (ИОМы на будущий период составлять исходя из выводов по журналу наблюдений за прошедший период. А на начало учебного года по результатам мониторинга за прошедший учебный год).
11. Как сделать выводы по окончании срока реализации ИОМа? (Выводы по окончании срока реализации ИОМа следует делать исходя из факта достижения планируемых результатов).
12. На каком этапе в структуре НОД можно использовать метод подгрупповой работы? (на любом после мотивации детей в зависимости от типа занятия).
13. На каком этапе в структуре НОД можно использовать метод подгрупповой работы, если тип занятия – ознакомление с новым материалом? (после объяснения нового материала).
14. На каком этапе в структуре НОД можно использовать метод подгрупповой работы, если тип занятия – закрепление или повторение программного материала? (в начале, в середине, в конце НОД, а также многократно или в течение всего НОД).
15. Какой метод подгрупповой работы можно применить в НОД по изо- деятельности? (предложить сильным детям нарисовать дополнительные детали или предметы изображения; использовать шаблоны для слабых детей на обучающем типе НОД; предложить пооперационные схемы; использовать частично подготовленные работы для дальнейшего изображения детям; предложить слабым детям упрощенный способ изображения; использовать метод коллективной работы в распределением работы между детьми).
16. Какой метод подгрупповой работы можно применить в НОД по конструированию? (пооперационные схемы; коллективная работа; усложнение в виде дополнительных деталей к основной модели для конструирования; повторное изготовление модели отличное по величине, цвету, сложности изготовления, с дополнительными деталями; привлечение к помощи товарищам или составлению работ в коллективную композицию).
17. Какой метод подгрупповой работы можно применить в НОД по ФЦКМ? (вопросы к детям разной степени сложности по содержанию темы, основываясь на ранее полученные знания; карточки с изображением изучаемых объектов для слабых детей на исключение лишнего, для сильных - на обобщение ключевых понятий по изучаемой теме; карточки с подсказками на установление взаимосвязи между объектами для слабых детей, без подсказок – для сильных детей и пр.)
18. Какой метод подгрупповой работы можно применить в НОД по ФЭМП? (вопросы к детям разной степени сложности по содержанию темы, основываясь на ранее полученные знания; карточки с заданиями по любому разделу ФЭМП для слабых детей с подсказками, для сильных без подсказок).
19. Как организовать подгрупповую работу с детьми в НОД фронтальной по ФЭМП в разновозрастной группе для детей старшего дошкольного возраста? (предложить детям 6-7 лет самостоятельную работу на карточках на закрепление материала, изученного на подгрупповом занятии, а детям 5-6 лет объяснять новый материал в это время. Затем предложить 5-6 летним детям карточки на закрепление нового материала, а в это время проверить выполнение задания у 6-7 летних детей.)
20. Какие требования к индивидуальным карточкам для дошкольников предъявляются? (красочность, понятность предмета изображения, много разовость использования)
Подведение итогов игры. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.