ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ «ФИЗИЧЕСКИХ ФОКУСОВ».
Оценка 4.9

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ «ФИЗИЧЕСКИХ ФОКУСОВ».

Оценка 4.9
doc
24.03.2020
ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ  ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ «ФИЗИЧЕСКИХ ФОКУСОВ».
ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ.doc

 

 

 

 

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ ФИЗИКИ  ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ

«ФИЗИЧЕСКИХ ФОКУСОВ».

 

      Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса обучающихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Считается, что интерес выступает как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Особой и важной областью общего проявления интереса является познавательный интерес. В самом общем определении, это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. 

       Ценность  познавательного интереса состоит в тенденции человека углубиться в суть познаваемого. 
         Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для школьников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности обучающихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса. 
        Важную роль в решении этой проблемы отводят занимательности. Занимательность - прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся.  Занимательность можно рассматривать как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии ситуативного, эпизодического интереса, на стадию   устойчивого познавательного интереса. При  этом важно правильно понимать занимательность, как фактор, влияющий на психические процессы, ясно осознать цель использования  таких приемов, и применять их на уроке в комплексе с другими дидактическими средствами.  Проще говоря, все хорошо в меру и, как говорят медики, нужно соблюдать дозировку. Только тогда это будет способствовать приближению научных истин к пониманию учеников, способствовать лучшему протеканию познавательных процессов. Одним из приемов,  направленных на формирование познавательных интересов, являются физические фокусы.

Фокусы, показываемые в цирке, вызывают оживленные дискуссии, бу­дят мысль и, как правило, остаются в памяти зрителей, уж если не на всю жизнь, то очень надолго, поскольку стимулируют человека самому искать объяснение увиденного, используя свой багаж знаний. Если он имеет богатое воображение, хорошо развитую память и вообще много знает, то чаще всего догадывается о "секрете" фокуса.

    Разбудить любознательность, заста­вить взглянуть на обычные явления через призму физических законов мож­но не только на физических вечерах, но и на уроках, даже во время перемен с помощью опыта-"фокуса". Если тради­ционный демонстрационный опыт, показываемый учителем, ученик обычно осмысливает сразу, то "фокус", как правило, ставит его в тупик; для объяс­нения требуется внимательность и наблюдательность, раздумья и еще раз раздумья. Каждый  фокус ученик старается повторить, а так как в ходе урока это сделать трудно, то фокус он воспро­изводит дома, показывая родителям, друзьям, ищет совместно разгадку. Тем самым эксперимент-фокус повышает интерес к предмету и к знаниям. Разга­дывая "секрет" фокуса, ученик развива­ет свои умственные способности, начи­нает применять знания в незнакомой жизненной ситуации. Таким образом, этот вид учебного эксперимента разви­вает творческие возможности ребят.

    Фокусы можно показывать:
    1. перед изучением физического явления;
    2. после изучения физического явления;
    3. на внеклассных занятиях.
       В  дополнении    к  этому,   я   выделила   на каждом   уроке  три - пять  минут,    которым дала    название  "Галилео".    В    течение   этого   времени    я   или   ученик    демонстрирует какой-либо    фокус,   необязательно  по  изучаемой  в  данный момент теме. Это может  быть  фокус  по   давно   или   недавно   изученной  теме,   тогда  это хороший  способ вспомнить и закрепить    изученный    ранее   материал.   Это    может   быть   фокус   по  теме,     которую школьники    будут   изучать   на  следующих  уроках.   В  этом   случае  обучающиеся  будут поставлены  в "тупик",  а  в  процессе  изучения  материала вместе с учениками  секрет  этого  фокуса     будет     разгадан.       Данный      способ      может       подтолкнуть      учеников     к самостоятельному  поиску  в учебниках,  дополнительной   литературе   разгадки   фокуса,   а это уже хороший знак.

      Старшие школьники   показывают   физические   «фокусы»   младшим   школьникам   на внеклассных   занятиях. Это одна из возможностей успешности   для ученика: он   прекрасно показывает  фокусы с   физическим содержание,  умеет  их объяснить,   позиционирует   себя как  заметную  фигуру  в  школе.   Чем  больше  подобных возможностей   для  ребенка  быть успешным,   тем  выше  адаптивный  потенциал школы,  предмета,  учителя.   Использование физических фокусов,  является  одной  из веских  составляющих поддержания интереса к предмету, к учению вообще.   

Так как фокусы-опыты рассчитаны на учащихся, то они должны быть достаточно просты, связаны с учебным материалом, а их разгадка иметь физи­ческий смысл, а не являться следствием "ловкости рук". К экспериментам-фоку­сам можно отнести такие физические опыты, постановки которых не просто неожиданна для зрителей, но кажется им невероятной. Например: показываем падение различных тел в заранее откачанной трубке Ньютона. Дети поражены: шарик и перышко камнем падают вниз одновременно. Но стоит учителю сделать "волшебные пассы" - и все идет привычно. Иногда ответ находят сразу. Иногда после рассмотрения теоретического материала. Но интерес в обоих случаях стойкий и неподдельный. 

     Практика показала: фокус, показы­ваемый на уроке  не должен объясняться и демонстриро­ваться более двух раз. При этих усло­виях практически все стараются этот опыт воспроизвести, если не в классе, то дома.

Оборудование для опытов нужно выбирать самое доступное и элементар­ное. На последующих уроках можно фокус повторить и попросить дать исчерпывающий ответ. Он обязательно будет.

            Можно    использовать   простой,   но   эффектный    фокус.   При  изучении  темы: "Строение вещества" подойдет фокус "Дым без огня ".  
    "Говорят,   что дыма  без   огня не бывает,  - говорит учитель,    -  однако  сейчас  на  ваших глазах в этом стакане появится дым".
   Учитель  ставит  на   стол   стакан   и  накрывает  его  блюдечком. Через несколько секунд в стакане начинает клубиться дым.   Учитель  снимает  блюдечко  и опрокидывает стакан: дым начинает вихриться из него клубами.

   Секрет фокуса:   за несколько  минут  до  показа  следует ополоснуть стакан нашатырным спиртом,   а   на   блюдце  из  пипетки  капнуть   соляной  кислоты   (10% - й раствор).     При взаимодействии этих двух веществ образуется эффект дыма.
   Полученный     дым    состоит     из    мельчайших    кристалликов     нашатыря.    Нашатырь образуется   в    результате   химической   реакции  выделяющегося   из  нашатырного  спирта аммиака   и   испаряющегося   с    ватки   хлористого   водорода.    По   характеру     движения клубов  можно судить  о  том,   что   перемешивание газов,  аммиака и хлористого водорода, происходит самопроизвольно, безо всякого вмешательства извне. Такое перемешивание носит название диффузии.

Берем пустую бутылку (из-под лимонада, воды), перевора­чиваем ее. Указательный палец прикла­дываем ко дну, а большой палец этой же руки упираем в стенку бутылки. Таким образом, используя только два пальца, бутылку поднимают и переме­щают.

Секрет фокуса состоит в том, что пальцы руки нужно предварительно хорошо протереть с помощью чистого и сухого носового платка, который у "фокусника" нахо­дится в кармане, и тем самым снять с них слой жира и пота. Коэффициент трения увеличивается и бутылку можно удержать в руке.

"Фокусник"  на   глазах  у  зрителей надувает  детский воздушный шарик.  Завязывает его. Кладет  на  стол.  Берет  со  стола тонкую заостренную спицу и протыкает шарик так, что все видят:  конец   спицы  находится  внутри шарика.  Затем   он  вытаскивает   спицу   и,   держа
шарик в руках,  предлагает  зрителям   повторить  его  действия.   Ничего  не  выходит:    при малейшем  прикосновении  к шарику спицей он лопается.

Секрет фокуса в том, что на место протыкания шарика долж­на быть приклеена тонкая бесцветная прозрачная пленка. Когда "фокусник" кладет шарик на стол, то там уже лежит незаметный небольшой квадратный кусочек этой пленки липкой стороной вверх; он быстро прилипает к шарику. Эта плен­ка не позволяет расширяться отверстию от спицы, так как она менее эластична, чем материал шарика.

   В заключение хотелось бы сказать, что многие демонстрации, показываемые учителем, можно немного видоизменив демонстрировать как фокусы. Временами для этого достаточно сказать лишь одно слово - Фокус! И вы заметите, что у детей в глазах будет появляться именно та искорка, которая так необходима учителю, на которую посмотришь, и хочется увидеть ее хотя бы еще раз.


Список литературы:

1.Журнал «Юный техник», № 1, 2010

2.Лучинина Ю. А. «Нетрадиционный урок как средство повышения познавательной деятельности учащихся» // электронный журнал «Методист», № 1, 2007

3.Персональный сайт учителя физики Лях В. П. «Физические фокусы»

 


ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Каждый фокус ученик старается повторить, а так как в ходе урока это сделать трудно, то фокус он воспро­изводит дома, показывая родителям, друзьям, ищет совместно разгадку

Каждый фокус ученик старается повторить, а так как в ходе урока это сделать трудно, то фокус он воспро­изводит дома, показывая родителям, друзьям, ищет совместно разгадку

Учитель снимает блюдечко и опрокидывает стакан: дым начинает вихриться из него клубами

Учитель снимает блюдечко и опрокидывает стакан: дым начинает вихриться из него клубами

Список литературы: 1.Журнал «Юный техник», № 1, 2010 2

Список литературы: 1.Журнал «Юный техник», № 1, 2010 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020