ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ — КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.6

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ — КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.6
docx
04.11.2021
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ — КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается понятие компетентности, педагогической компетентности, виды педагогических компетентностей. Приведены анализ характеристик педагога в зависимости от его стажа, базовые компетенции педагогов и их оценки.
Дмитренко К.С. - Повышение профессиональной компетентности педагогов.docx

Повышение профессиональной компетентности педагогов — как основное условие повышения качества образования

 

Дмитренко К. С.
учитель математики и информатики

МОУ «Школа № 138 г. Донецка»
г. Донецк, ДНР

 

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается понятие компетентности, педагогической компетентности, виды педагогических компетентностей. Приведены анализ характеристик педагога в зависимости от его стажа, базовые компетенции педагогов и их оценки.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Компетентность, оценка, способность, качество образования, образовательная ситуация, учебный процесс.

Компетенция – это совокупность полномочий, прав и обязанностей образовательного учреждения или педагога; ряд вопросов, в которых учитель имеет опыт и познания; умение устанавливать подходящее соответствие между знанием и ситуацией.

Профессиональная педагогическая компетентность – это способность идеально, продуктивно, систематично, учитывая развитие современной науки и интересов учителя, делать прогноз, выполнять педагогическую деятельность в пределах образовательного пространства.

Ниже перечислены главные уровни профессиональных компетентностей педагога.

·                   Обученность;

·                   Подготовленность;

·                   Профессиональный опыт;

·                   Профессионализм.

К видам педагогических компетентностей можно отнести базовую, творческую, интеллектуальную, социальную, поведенческую, проектную культуру, рефлексивную, профессиональную мобильность.

Все профессиональные характеристики учителя можно объединить в два блока: предметную и психолого - педагогическую компетентности.

Предметная компетентность:

1)                Использование знаний и умении по преподаваемому предмету.

2)                Учитывая специфику предмета владеть структурой конкретной темы.

Психолого – педагогическая компетентность:

1)                Учитывать возрастные особенности обучающихся.

2)                Применять различные педагогические технологии.

3)                Культура учителя.

Каждый учитель проходит 4 основные стадии своего становления как профессионала.

Стадия

Стаж работы

Характеристика

I

Молодые специалисты
1-5 лет

Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. В связи с небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку.

Возникают трудности при разграничении важных характеристик от второстепенных в учебно-воспитательном процессе, выделяют компоненты ситуаций и подвергают их анализу, как психологическому так и педагогическому анализу.

II

Опытные учителя
5-10 лет

Самостоятельно организовывают и планируют свою деятельность и деятельность детей. Их особенностью является умение справляться нестандартными ситуациями.

III

Профессионалы
10-20 лет

Период “профессионального мастерства”. Умеют целостно увидеть педагогическую реальность. Выделяют важные элементы педагогической практики.

IV

Эксперты
Свыше 20 лет

Схватывают сложные ситуации, которые требуют незамедлительного решения.

Таблица 1

В данной таблице показывается процесс движения от молодого специалиста к учителю-эксперту, а именно отражаются изменения в аспектах профессионального поведения.

Профессиональный опыт учителя напрямую влияет на способы обучения и самообучения при повышении своего педагогического мастерства. Иными словами, педагогический опыт определяет выбор дидактической стратегии при повышении квалификации.

Профессиональный уровень преподавателя невозможно измерить точным баллом, точной величиной. Любая его оценка является относительной и содержит в себе элементы субъективизма, которые можно свести к минимуму рейтинговой системой оценок. В основном (и это справедливо) профессионализм преподавателя определяется оценкой его умений и навыков.

Педагог осуществляет одновременно преобразующую и управляющую функции.

Но для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Поэтому определение профессиональной компетентности учителя выражает единство в его теоретической и практической готовности к выполнению педагогических действий и характеризуется его профессионализмом.

Сущность подготовки учителя по тому или иному предмету представляется его квалификационной характеристикой — нормативной моделью компетентности педагога, которая отображает научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.

Квалификационная характеристикаэто, свод общих требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.

Важной квалификационной характеристикой каждого учителя является его умение создавать на уроке «развивающую среду», которую можно осуществить реализуя образовательные ситуаций:

1.                 Мотивировать обучающихся на выполнение той или иной работы, деятельности.

2.                 Самостоятельная, учебная работа обучающегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений - поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).

3.                 Обучающиеся выполняют самостоятельный выбор темы, над которой хотят работать, сами выбирают уровень сложности выполняемых заданий, в какой форме они будут представлены и т.д.).

4.                 Должна присутствовать групповая проектная работа учащихся (самостоятельно определяют тему и проблему, распределяют обязанности, осуществляют планирование, дискуссируют, оценивают и обсуждают результаты).

5.                 Обучающиеся участвуют в дискуссиях, которые представлены в различных формах.

6.                 Система оценивания, которая позволяет и помогает обучающемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Также можно отметить что учебный процесс будет эффективным и результативным если учитель его создал сам и зависеть он будет на прямую от его умения :

1.                  Поощрять за попытки самостоятельной деятельности.

2.                 Показывать интерес в положительном результате обучающихся, при достижении поставленных целей.

3.                 Подталкивать к постановке трудных, но реализуемых целей.

4.                 Подталкивать к выражению своей точки зрения, а не навязывать мнение окружающих.

5.                 Подталкивать к использованию иных способов мышления и поведения.

6.                 Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.

7.                 Создавать, разные мотивационные формы, которые позволяют включать в мотивированную деятельность разных обучающихся и поддерживать их активность.

8.                 Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.

9.                 Создавать такие условия при которых обучающиеся сами проявляют инициативу основываясь своим представлением.

10.            Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.

11.            Учить задавать вопросы и высказывать предложения.

12.            Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.

13.            Учить относиться с пониманием к другим людям, которые имеют иные ценности, интересы и способности.

14.            Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.

15.            Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

16.            Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

17.            Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.

18.            Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

19.            Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

20.            Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.

21.            Делиться с обучающимися своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.

22.            Показывать обучающимся, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

23.            Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.

24.            Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.

25.            Показывать, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является главным шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Подводя итог можно отметить что кроме умений, которые были перечислены в список компетентностей современного педагога, учителя можно добавить:

1.                 Умение изучать новое вместе с обучающимися, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

2.                 Умение планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся

3.                 Умение мотивировать обучающихся, и включать их разные виды деятельности, для наработки требуемых компетенций.

4.                 Умение создавать такой «сценарий» учебного процесса, при котором необходимо использовать различные формы организации деятельности и включать разных обучающихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

5.                 Уметь выбирать материал для обучающихся учитывая их способности, склонности, интересы, возможности.

6.                 Владеть проектным мышлением и уметь организовать проектную работу обучающихся и руководить процессом ее выполнения.

7.                 Использовать такую систему оценивания, которая позволяет обучающимся адекватно оценивать свои , возможности, достижения и совершенствовать их.

8.                 Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.

9.                 Уметь вести уроки в виде диалога, дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся не боялись, а хотел бы высказаться по поводу своих сомнений, точки зрения на обсуждаемый предмет, рассуждая не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.

10.            Владеть мультимедийными технологиями и уметь пользоваться ими во время учебного процесса.

Я думаю что в современном мире и в современных условия, для того чтоб давать качественное образование, каждый учитель должен вести активную жизненную позицию и постоянно повышать и совершенствовать свое мастерство и свои умения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Болотов В.А, В.В.Сериков Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика №10, 2003, С.8-14

2.                 Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?// Народное образование 2004 №4 С136-144

3.                 Ильенкова С.Д. и др. Социальный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1998.

4.                 Ильясов Д.Ф., О.А. Ильясова Особенности проектирования образовательных программ . Школьные технологии №5, 2004 С.3-13. 

5.                 Казарницкая Т., Головина И., Каплич Л., Уварова И., Цветкова Т.Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки.  Директор 2002 №6, С.16-25.

6.                 Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона  С.Пб.2001

7.                 Нестеров В.В. Белкин А.С.  Педагогическая компетентность. Екатеринбург. 2003.


 

8.                

Повышение профессиональной компетентности педагогов — как основное условие повышения качества образования

Повышение профессиональной компетентности педагогов — как основное условие повышения качества образования

Все профессиональные характеристики учителя можно объединить в два блока: предметную и психолого - педагогическую компетентности

Все профессиональные характеристики учителя можно объединить в два блока: предметную и психолого - педагогическую компетентности

II Опытные учителя 5-10 лет

II Опытные учителя 5-10 лет

Сущность подготовки учителя по тому или иному предмету представляется его квалификационной характеристикой — нормативной моделью компетентности педагога, которая отображает научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений…

Сущность подготовки учителя по тому или иному предмету представляется его квалификационной характеристикой — нормативной моделью компетентности педагога, которая отображает научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений…

Также можно отметить что учебный процесс будет эффективным и результативным если учитель его создал сам и зависеть он будет на прямую от его умения :…

Также можно отметить что учебный процесс будет эффективным и результативным если учитель его создал сам и зависеть он будет на прямую от его умения :…

Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы

Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы

Умение планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся 2

Умение планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся 2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2021