«Повышение уровня физической готовности старших дошкольников к школе посредством реализации комплекса
подвижных игр»
Содержание.
Информация об опыте…………………………………………………................2
Технология опыта………………………………………………………………..7
Результативность опыта…………………………………………………………15
Библиографический список……………………………………………………..18
Приложение к опыту…………………………………………………………….20
1. Диагностические тесты
«Повышение качества физической готовности старших дошкольников к обучению в школе на основе включения в образовательный процесс подвижных игр».
2. Перспективный план работы тема: «Использование подвижных и спортивных игр для формирования физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
3. Комплекс утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста с элементами подвижных игр.
4. Картотека «Игры на спортивной площадке» (дворовые игры).
5. НОД по физической культуре в старшей группе на основе народных подвижных игр.
6. Работа с родителями
Родительское собрание на тему "Вместе весело играть".
7. Работа с педагогами
Методика проведения подвижных игр.
8. План проведения спортивно-массовых мероприятий по реализации муниципального проекта «Формирование модели здоровьесбережения участников образовательных отношений муниципальных ДОУ».
РАЗДЕЛ I.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Условия возникновения и становления опыта
Опыт возник и создавался в условиях Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад №70 «Центр развития ребёнка Светлячок» города Белгорода в рамках исследования влияния преемственных связей ДОУ и начального звена школы по использованию эффективных форм и методов работы в формировании физической готовности старших дошкольников к обучению в школе, использования инновационных компонентов организации образовательного процесса.
В ходе изучения и осмысления понятия - физическая готовность к обучению в школе, освещенного в работах А.А.Фадеева, который одним из первых исследователей сформулировавших идеи о том, что физическая готовность определяется морфологическим и функциональным развитием организма, и доказавшим, что если ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранять осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из за быстрой утомляемости, что для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц [12, с.9] пришла уверенность в правильности выбранной темы опыта. Это подтверждается и государственными документами.
В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63), а образование – непрерывным. Преемственность обеспечивается, прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами ДО и НОО. В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО заложено много точек соприкосновения.
Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС ДО. Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного и физического потенциала, базовой культуры личности.
Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования, одной из которых, очень важной является физическое развитие.
Показатели слабой физической готовности детей к обучению в школе, задачи преемственных связей ДОУ и начального звена школы заложенные в государственных документах способствовали определению целей и начала работы над опытом по теме: «Повышение уровня физической готовности старших дошкольников к школе посредством реализации комплекса подвижных игр».
Элементы опыта апробировались в ходе ежедневной организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей, в совместных физкультурно-игровых мероприятиях ДОУ и школы, спартакиадах с родителями, детьми микрорайона, в ходе реализуемого на базе ДОУ муниципального проекта «Формирование модели здоровьесбережения участников образовательных отношений в муниципальном ДОУ», в соответствии с постановлением администрации г. Белгорода от 1 октября 2012г. № 195 «Об утверждении Положения об управлении проектами в городском округе «Город Белгород»».
Для изучения исходного и контрольного состояния уровня физической готовности старших дошкольников к обучению в школе с учётом использования подвижных игр, авторами опыта проводилась диагностика двигательных способностей старших дошкольников. При проведении диагностики учитывались преемственные позиции образовательных программ ДОУ и НОО, опрос (анкетирование) детей подготовительной к школе группы проводился с учётом индивидуальных качеств обучающихся.[3,c.54]. Обязательное условие - педагогический эксперимент проводился с согласия родителей. (Приложение №1 )
Актуальность перспективность опыта
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года (Распоряжение правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р) направлена на создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения. Для этого необходима реализация комплекса мер, одна из которых – обеспечение преемственности программ физического воспитания в образовательных учреждениях.
Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка.
За последнее 10-летие в Российской Федерации значительно ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного возраста. По результатам всероссийской диспансеризации детей только 32,1% признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2% — хронические заболевания. Результаты выборочных научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время не более 10% детей 5—7 лет можно считать абсолютно здоровыми и физически развитыми.
Определяет направление совершенствования физических качеств подрастающего поколения через разнообразные формы работы и постановление правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года №529-пп государственной программы Белгородской области "Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области на 2014 - 2020 годы".
Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), утверждённых приказом Минспорта России от 08 июля 2014 года №575 так же ориентирует на повышение качества работы с детьми, т.к. к I ступени разработанных тестов относится возрастная группа от 6 до 8 лет.
Данный опыт работы актуален для решения задач, поставленных в ФГОС ДО и ФГОС НОО, в которых говорится о том, что необходимо создать благоприятные условия для практико-ориентированного подхода и развития личности ребёнка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая, а так же обеспечения преемственных связей в образовании и единых стартовых возможностей для всех детей к обучению в школе.
Всё вышеперечисленное ориентирует педагогов на качественно новые формы деятельности при формировании физической готовности старших дошкольников к обучению в школе, в чём и убеждены авторы опыта.
Прекрасным средством формирования физической готовности к обучению в школе являются подвижные игры. Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. [11, с.67]
В опыте педагоги раскрывают роль преемственных связей со школой по организации подвижных игр, способствующих как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества, культуры народа.
Противоречия
В условиях реформирования образования, обновления его содержания обнаруживается противоречие между социально-практической значимостью подготовки детей к обучению в школе, в том числе и физической, и отсутствием реального опыта в преемственности между ДОУ и школой.
Вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением различных моделей обучения стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности на различных ступенях образования. И если на уровне целей, задач и принципов согласованность представлена, то на уровне методов, средств и форм она часто отсутствует. Актуальность и противоречие обусловили проблему.
Проблема: Каковы возможности преемственных связей ДОУ и начального звена школы в использовании подвижных игр при формировании физической готовности будущих школьников?
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в разработке и создании необходимых условий для преемственных связей в работе ДОУ и начального звена школы, содействующих повышению уровня физической подготовленности старших дошкольников к обучению в школе, развития их двигательных качеств через организацию подвижных игр.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом велась в течение трех лет поэтапно, с момента обнаружения противоречия (сентябрь 2013 года) до момента выявления результативности (март - май 2016года).
1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь - ноябрь 2013 года. На начальном периоде проводилась аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания и образования с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
2 этап – основной (формирующий) - декабрь 2013- март 2016 гг. На формирующем этапе была проведена апробация и использование в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания старших дошкольников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. В процессе формирования необходимых для обучения в школе физических качеств у старших дошкольников через использование подвижных игр обеспечивалось взаимодействие с начальной школой.
3 этап – заключительный (контрольный) – март - май 2016 года. Обработка и интерпретация данных. Соотношение результатов с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего включения в образовательный процесс выработанной стратегии преемственных связей ДОУ и начального звена школы при формировании необходимых для обучения в школе физических качеств у старших дошкольников через использование подвижных игр; оценка результатов; описание работы.
Диапазон опыта
Диапазон опыта включает в себя создание единой системы образовательного пространства в рамках взаимодействия ДОУ и начального звена школы на основе использования подвижных игр.
Развивающие ситуации в системе: «Весёлые соревнования – школьник и дошкольник», «НОД – включение подвижных игр во все этапы физкультурных занятия», «НОД – включение специалистов ДОУ и школы», «Взаимодействие ДОУ - семья», «Образовательная деятельность совместно с социальными партнёрами физкультурно-спортивной направленности».
Теоретическое обоснование темы
Физическое здоровье ребенка - важнейший показатель его готовности в освоении школьной программы [16, с.9].
Теоретическую базу работы над опытом составили следующие направления, разрабатываемые в современной педагогике: принцип преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями системы образования (Т. И. Алиева, Ш. А. Амонашвили, А. Г. Арушанова, Н. А. Гордова, О. Князева, М. Маханева, Л. А. Парамонова и др.); готовность к школьному обучению (М. М. Безруких, Л. Г. Голубева, Н. И. Гуткина, А. Дружинин, О. Дружинина, С. А. Езопова, С. П. Ефимова, С. Коноваленко, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, С. О. Филиппова и др.); диагностика состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, готовности к школе (С. П. Громова, Л. Е., Журова, А. А. Зайцев, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова, С. В. Маланов, К.Н. Поливанова, М. Рунова, В. Н. Степаненкова, В. Н. Шебеко и др.); развивающая педагогика оздоровления детей (Б. Б. Егоров, В. Т. Кудрявцев); теория и методика физического воспитания дошкольников (Т. Богина, Е. И. Вавилова, В. К. Велитченко, О. Е. Веннецкая, Н. А. Гордова, А. В. Кенеман, Т. И. Осокина, Л. И. Пензулаева, Н. В. Полтавцева, М. Рунова, Э. Я. Степаненкова, Д. В. Хухлаева, В. Н. Шебеко и др.).
Проблема исследования физической готовности является значимой для педагогики и психологии, что и определило необходимость её изучения.
Прогрессивные русские ученые - педагоги, гигиенисты (П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова и многие другие) вели исследования в данной области, и раскрыли роль подвижной игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.
Выдающийся русский анатом, психолог и педагог П.Ф.Лесгафт создал оригинальную, не имеющую себе подобных во всей мировой педагогике, теорию физического образования и воспитания в России. Большое место в ней отводится подвижной игре. Многие идеи П.Ф.Лесгафта до настоящего времени не утратили своего значения.
По определению П.Ф. Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни». «Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».
В.Г. Марц. Стремился к тому, чтобы подвижные игры как ценное средство физического и морального воспитания были внедрены в школы, в детские сады. Марц рассматривал подвижные игры как средство физического и нравственного воспитания детей, он разработал методику руководства играми, считал, что от руководства во многом зависит успех игры.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в разработке авторами алгоритма внедрения подвижных игр в систему работы ДОУ, основанного на включении в образовательную деятельность преемственных связей ДОУ и начального звена школы, разработке форм участия в образовательной деятельности социальных партнёров из физкультурно-спортивных организаций города.
РАЗДЕЛ II.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: Поиск оптимальных форм преемственных связей ДОУ и начального звена школы по формированию физической готовности старших дошкольников к обучению в школе, через систему подвижных игр, как эффективного фактора в развитии их духовных и физических сил.
Данная целенаправленная деятельность выдвигает следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме опыта.
2. Раскрыть сущностную характеристику физической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить эффективные формы взаимодействия ДОУ и начального звена школы.
4. Разработать алгоритм использования в образовательном процессе ДОУ подвижных игр для формирования у старших дошкольников физической готовности к обучению в школе, через:
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) через подвижную игру;
– накопление и обогащение в ходе использования подвижных игр двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, активном использовании подвижных игр в самостоятельной деятельности в течение дня и в домашних условиях.
- Поддержание у детей положительного отношения к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье, развивать физические качества.
Гипотеза: Включение преемственных связей ДОУ и начального звена школы по использованию в образовательном процессе системы подвижных игр, будут способствовать повышению уровня физической готовности детей к обучению в школе.
Работая над опытом, педагоги придерживались убеждения, что формирование физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе через подвижные игры будет успешнее, если:
- если игровая деятельность в образовательном процессе детского сада будет строиться с учётом программных задач начальной школы;
- реализуемый комплекс мероприятий будет построен на основе решения конкретных проблемно-игровых ситуаций, направленных на развитие физических качеств с учётом психолого-педагогических и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
- формирование физической готовности будет обеспечиваться организацией занятий на положительном мотивационном и эмоциональном фоне активного совместного взаимодействия детей с учащимися начальной школы, педагогами, родителями и социальными партнёрами.[5,с.35]
Содержание образования и средств достижения цели
Для успешного обучения в школе ребёнку необходима не только умственная, нравственно - волевая готовность, но и прежде всего, физическая. [12, с.72]
Фактор физического здоровья приобретает особое значение ещё и потому, что в нашей стране, здоровье населения стало национальной проблемой. Для решения её, в целях укрепления здоровья населения, а детей в первую очередь, президент Владимир Владимирович Путин и предложил возродить систему ГТО в новом формате с современными нормативами.
В начале работы над опытом педагоги встретились с педагогами школы для установления единства деятельности на основе анализа программ ДОУ и НОО, наблюдения педагогического процесса с учащимися, выработке алгоритма в единстве образовательной деятельности.
Затем в ДОУ проводили наблюдение, беседы, знакомство с индивидуальными особенностями каждого ребенка, всё это проводилось в естественных привычных для детей условиях, а так же с выбора методов диагностического тестирования - на констатирующем и контрольном этапе деятельности.
Диагностические тесты авторы опыта давали в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме. Они не требуют дополнительной подготовки и сложного оборудования для их проведения и обладают высокой статистической достоверностью. Тесты на физическую подготовленность дошкольников позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость); сформированность двигательных умений и навыков. (Приложение №1)
Авторы включили в решение проблемы выдвинутой в опыте ряд задач по руководству самостоятельной двигательной деятельностью детей, которые были выработаны совместно с учителями начальных классов и учителем физкультуры школы, по организации подвижных игр. Это постепенное вовлечение малоподвижных детей в активную деятельность, а чрезмерно подвижных переключать на более спокойную. [10, с.102]
Педагоги избрали следующие приемы руководства:
· установление контакта педагога с каждым ребенком для выполнения его интереса к играм, упражнения, пособиям;
· умелое воздействие педагога на двигательную активность детей;
· установление связи в содержании организованной и самостоятельной двигательной деятельности;
· рациональное использование физкультурных пособий;
· организация пространства для самостоятельной двигательной деятельности;
· совместное выполнение упражнений;
· поощрение творческой инициативы и самостоятельности ребенка;
· объединение детей с разным уровнем двигательной активности в совместные игры;
· использование игровых упражнений разной степени интенсивности.
Описанная технология работы способствует реализации обозначенной в опыте идеи.
Важно отметить, что авторам опыта необходимо было продумать время и место использования всех методов, приёмов, технологий в системе работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к физической культуре на основе подвижных игр, осуществить их подбор, учитывая развитие различных физических качеств и программные требования в начальной школе. Поэтому педагогами подбирались формы работы в соответствии с содержанием, целями и задачами занятий, прогулок, экскурсий, игровой деятельностью с позиции их целесообразности, с учетом возраста дошкольников, их интересов и выработанных условий реализации с учётом школьной программы, планом работы по преемственности ДОУ и школы, графиком спортивных мероприятий в школе, для посещения их с дошкольниками.
Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует развитию других качеств, авторы опыта убеждены, что необходимо пристальное внимание всех педагогов, работающих с детьми, в том числе и преподавателей школы, и соблюдение при проведении подвижных игр, следующих правил:
•Помоги, но не навреди.
• Заинтересуй, но не настаивай.
• Каждый ребенок индивидуален. [10,с.38]
В организацию работы с детьми по внедрению подвижных игр в систему образовательной деятельности авторы включали:
1. Разучивание подвижных игр:
· игры с бегом,
· игры с прыжками,
· игры с метанием,
· игры на развитие ловкости, выдержки, находчивости, воображения, силы,
· игры на развитие мелкой моторики.
2. Проведение интегрированных познавательно-физкультурных занятий с включением подвижных игр.
3. Организация кружковой работы «Крепыши».
4. Проведение праздников и развлечений, досугов, игр - состязаний по разученным и полюбившимся детьми подвижным играм.
5. Экскурсии в школьный спортзал и на спортивную площадку школы.
6. Посещение школьного музея, библиотеки для знакомства с экспозициями спортивных заслуг учащихся.
7. Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителем физкультуры школы и учениками начальной школы.
8. Участие в совместной физкультурно-спортивной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности.
9. Совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников («Школа светофорных наук», «Веселые старты», «День здоровья») и др.
Авторы опыта в целях разностороннего физического развития детей использовали подвижные игры подразделяя их по принципу количества участников, типу игры и времени года на:
. Групповые игры (без разделения на команды) «Пятнашки», «Салки», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Два Мороза», «Совушка» и т.д.
. Командные игры. Успей взять кеглю. Точный удар. Перестрелка. Квадрат. Бег за флажками и т.п.
. Игры-эстафеты. Бег по кочкам. Эстафеты. Передал - садись. Пингвин с мячом. Передача мячей…
. Соревнования - поединки. «Петушиный бой», «Не теряй равновесия», «Перетягивание с веревкой».
. Общеразвивающие игры.
«Пустое место», «Салки: ноги от земли», «Ловля обезьян».
. Игры со скакалками, мячами.
«Удочка», «Зеркало», «Забегалы», «Снайпер», «Не давай мяч водящему»…
. Игры с бегом, прыжками, метанием.
«Прыгающие воробьи», «Волк во рву», «Мяч соседу», «Метка в цель».
. В зимнее время на воздухе.
«Попади снежком в цель», «Гонки снежных комов», «Салки со снежками», «Эстафеты на санках», «Кто быстрей»… [12,с.83]
В ходе работы над опытом выработана система правильного отбора и руководства подвижными играми, чтобы они приобрели решающее значение в воспитании чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности; настойчивости в достижении поставленной цели, смелости, готовности к преодолению трудностей [13, с.22].
В своей работе педагоги опирались на концепцию глубокого смысла подвижных игр — их полноценную роль в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа [14, с.39]
В организации занятий «подвижные игры» педагоги опирались на принцип использования межпредметных связей - с природоведением (например, в таких вопросах, как гигиена, закаливание, требования к одежде, режим дня); с математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т. д.); музыкально-ритмическим воспитанием (занятия под музыку); изобразительным искусством (красота движений, поз) и др. На занятиях необходимо учитывать интересы и склонности детей, их индивидуальные особенности. В ходе работы над опытом автор использовала различные виды подвижных игр.
Игры с правилами авторы опыта включали с учётом степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
По преимущественному формированию физических качеств (игры на формирование ловкости, быстроты, выносливости, силы), и «классические» спортивные игры: баскетбол, городки, хоккей, футбол, бадминтон и др.[18, с.91], используя рекомендации программы Л.Н.Волошиной «Играйте на здоровье».
Дидактические подвижные игры
Дидактические подвижные игры направлены, кроме совершенствования
двигательных навыков, на обогащение и систематизирование знаний детей о
природе, явлениях общественной жизни, предметах окружающего мира, развивают
память, внимание, воображение, мышление, речь. В этих играх можно решать
задачи интеграции образовательных областей.
Содержание и правила дидактических игр во многом зависят от
воспитательных задач, которые ставятся перед детьми в процессе их обучения и воспитания.
Сюжетные и бессюжетные подвижные игры .
Среди подвижных игр педагоги использовали сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Два мороза»), и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Жмурки» и др.). Сюжетные подвижные игры для дошкольников помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира. Например, о средствах передвижения (автомобилях, поездах, самолетах) и правилах пользования ими; о повадках и особенностях движений различных животных и птиц и т.д. («Перелет птиц», «Белые медведи», «Самолеты»…)
Используя подвижные игры на физкультурных занятиях, педагоги опирались на принципы доброжелательного отношения к детям, осуществление эмоциональной поддержки, создание радостной обстановки, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы.
Авторы опыта в своих обоснованиях рекомендовали начинать организацию игры в детском саду, опираясь на уже достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности. Затем осторожно перестраивать существующие интересы детей на желаемые, постепенно повышая к ним требования. (Приложение №7)
Физкультурное занятие – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям и развития физических качеств. Обычно подвижные игры и игровые упражнения проводятся в конце основной части и в заключительной части (игра малой подвижности), в начале занятия (во вводной части). Но в игровой форме может быть проведено и все занятие. Вариант занятия, который строится только на играх, является особенно привлекательным для детей. (Приложение №5)
Подвижные игры можно применять в каждой из трех частей занятия. В первую, подготовительную часть включаются игры с невысокой двигательной активностью детей, позволяющие стимулировать остроту внимания, общую организацию действий коллектива. В основной части занятия можно использовать игровые упражнения для развития и формирования основных видов движения или подвижные игры, для их закрепления. Движения в играх и игровых упражнениях должны быть знакомы детям и не вызывать у них трудностей. Игры, применяемые в основной части занятия, содержат упражнения с проявлением быстроты, скоростно-силового характера, выносливости, упражнения с сопротивлением, преодолением препятствий, прыжкового характера, метанием и другими двигательными действиями на проявление точности. [9,с.31] По двигательному содержанию игры основной части занятия содержат упражнения комплексного характера и направлены на проявление и совершенствование основных двигательных качеств. Целесообразно чередовать игры с высокой двигательной активностью и игры с невысокой интенсивностью двигательных действий. (Приложение №5)
Сотрудничество авторов опыта – инструктора по физической культуре и воспитателя подготовительной к школе группы со всеми педагогами ДОУ, преемственность связей в организации образовательного процесса являлось основой введения подвижных игр в систему работы с детьми в течение дня. [21, с.224] Авторами опыта выработана модель взаимодействия, в которую входят:
1.Разработка интегрированных физкультурных занятий с использованием подвижных игр.
2. Разработка и проведение совместных праздников и развлечений «Играем все», «Игры для непосед».
3. Практические занятия по разучиванию и апробации подвижных игр.
4. Подборка методического материала для воспитателей по теме: «Загадки подвижной игры», составление картотек: «Подвижные игры для развития физических качеств», «Дворовые игры», «Подвижные игры народов России».
5.Подготовка серии консультаций для педагогов образовательной организации.
6. Разработка комплексов утренних гимнастик, основанных на подвижных играх. (Приложение №3)
Авторы опыта строили всю работу на тесном взаимодействии «инструктор по физвоспитанию - воспитатель», т.к. считают, что принцип взаимодействия основа освоения детьми подвижных игр.
Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.
После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников. Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы. (Приложение №4)
Для многих игр нужен инвентарь: кегли, мячи, обручи, эстафетные палочки, кубики, флажки, скакалки, веревки разной толщины и длины, мел и др. Составляя план занятия «Подвижные игры», педагог должен обязательно учитывать, какой понадобится инвентарь, заранее подготовить все необходимое.
Авторами опыта большое внимание уделялось вопросам взаимодействия детского сада с семьями обучающихся, начальным звеном общеобразовательной и спортивными школами, социокультурным окружением.
Основными формами сотрудничества с семьей при этом являются:
· коллективное сотрудничество (родительские собрания, круглые столы, тренинги, деловые игры, семинары, досуги, открытые занятия); (Приложение №6)
· индивидуальное сотрудничество (анкетирование, "обратная связь", консультации, беседы, домашние задания, "Почта доверия" — анонимные обращения и пожелания педагогов и родителей);
· наглядно-информационное сотрудничество (стенды, "памятки для родителей", выставки работ, рабочих тетрадей детей);
· активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования, тренинги "педагог — родитель — ребенок");
В сотрудничество с родителями автор опыта так же включала:
· 1. Проведение совместных экскурсий в городской спортивный центр с организацией подвижных игр с детьми.
· 2.Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к играм и участию в спортивных праздниках, развлечениях.
· 3. Введение традиции в образовательный процесс детского сада – проведение Дня подвижной игры.
· 4. Подборка консультаций для родителей «Физическая готовность к школе – важное условие успешности», «Подвижные игры народов мира», «Играем всей семьёй».
· 5. Изготовление мультимедийных презентации «Готовимся к школе, играя», «Забытые подвижные игры».
В ходе работы над опытом авторы использовали возможности проекта «Формирование модели здоровьесбережения участников образовательных отношений муниципальных ДОУ города Белгорода», участником которого был детский сад. Показателями стала высокая результативность в формировании физических качеств старших дошкольников к обучению в школе, которая была достигнута в ходе спортивно-массовых игровых мероприятий, проводимых членами семей обучающихся, имеющих определённые достижения в спорте, а так же спортсменами спортивных школ города, социальными партнёрами ДОУ. (Приложение №8)
Положительный эффект оказывали совместные спортивно-игровые мероприятия с детьми других детских садов, учащимися начальных классов школы, участие обучающихся в городских соревнованиях.
РАЗДЕЛ III.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Педагогическая работа с детьми требует не только планирования, но и постоянного анализа, который должен быть направлен в первую очередь на выявление причин, определивших тот или иной результат. [7. 68.]
Для того, чтобы определить уровень сформированности физических качеств были использованы тесты и подвижные игры, в процессе выполнения которых авторы опыта оценивали уровень сформированности физических качеств каждого ребенка, руководствуясь знаниями и умениями, которыми должен владеть ребенок старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования. (Приложение №1).
Показатели физических качеств определялись по трем уровням: высокий, средний и низкий.
В результате анализа результатов видно, что в группе присутствуют дети с отличным уровнем сформированности физических качеств, но в основном у всех детей уровень сформированности физических качеств по всем показателям хороший. В группах есть дети, у которых уровень сформированности физических качеств плохой.
Была выведена общая диаграмма по физическим качествам старших дошкольников экспериментальной группы «Непоседы»
1 Общая таблица физических качеств
экспериментальной группы "Непоседы" на констатирующем этапе.
Физический показатель |
% |
Быстрота |
25 |
Гибкость |
19 |
Ловкость |
24 |
Сила |
23 |
Выносливость |
28 |
Диаграмма. Уровень сформированности физических качеств на констатирующем этапе.
В процессе контрольного эксперимента по выявлению уровня сформированности физических качеств были также проведены подвижные игры и тесты и получены следующие результаты.
Общая таблица физических качеств экспериментальной
группы "Непоседы" на контрольном этапе
Физический показатель |
% |
Быстрота |
44 |
Гибкость |
58 |
Ловкость |
49 |
Сила |
40 |
Выносливость |
45 |
Диаграмма. Уровень сформированности физических качеств на контрольном этапе.
Констатирующий и формирующий эксперименты доказали, что соблюдение педагогических условий организации физкультурно-оздоровительной работы и игровой деятельности, тщательный выбор подвижных игр, как средства реализации данной деятельности, опора на выработанные в совместных методических заседаниях с учителями школы принципы подачи материала, способствует повышению уровня физической готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
Основной вывод: Включение преемственных связей ДОУ и начального звена школы по использованию в образовательном процессе системы подвижных игр, совместная физкультурно-спортивная деятельность способствовали повышению уровня физической готовности детей к обучению в школе.
Выводы по включению подвижных игр в систему работы по повышению физической готовности старших дошкольников к обучению в школе:
1. Подвижная игра содержит неограниченные возможности формирования у детей ориентировки в пространстве, имеющей важное значение в жизни. В подвижных играх ребенок решает разнообразные ориентировочные задачи: определяет направление движения, расположение различных окружающих его предметов, учится соразмерять свои движения в окружающей среде.
2. В каждой подвижной игре имеются правила, которые предусматривают необходимую пространственную ориентировку, определяют цель и способы действий ребенка. Правилами устанавливается местоположение детей и водящего, границы действия, направление движения (надо бежать вперед, а потом обратно; надо бегать врассыпную по всей площадке). Однако неожиданные изменения игровой ситуации или действий водящего, а также сигналы требуют от ребенка иной, мгновенной ответной реакции, умения сознательно ориентироваться в пространстве, приспосабливать свои действия к изменившейся среде, находить наиболее рациональные способы выполнения игровых правил.
3. Подвижная игра создаёт благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивая и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуются приобретенные в упражнениях звания о направлении движений, местоположении и взаимоположении предметов.
Развитие ориентировки в пространстве в подвижных играх совершенствует у детей умение использовать все пространство, что в свою очередь помогает ребенку свободно ориентироваться в помещении школы, повышает успеваемость детей по всем предметам.
4. Введение элементов соревнования, особенно с учащимися начальной школы воспитывает у детей внимание, выдержку, умение владеть собой. В оценку выполнения заданий должно входить умение правильно передвигаться в пространстве, качество выполнения задания. Упражнения и игры с элементами соревнования вызывают и укрепляют у детей интерес и стремление к овладению техникой движений, к проявлению взаимопомощи, выдержки, к честному выигрышу.
В подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развивается фантазия, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое.
Таким образом, в процессе подвижной игры происходит успешное развитие физических качеств, оздоровление, общее физическое развитие детей старшего дошкольного возраста, всех компонентов физической готовности к школьному обучению. Гипотеза подтвердилась.
В ходе работы над опытом выдвинутые авторами цели и задачи решены, гипотеза подтверждена. Выработанные методы и система работы могут стать средством формирования необходимых старшим дошкольникам для обучения в школе физических качеств в работе различных специалистов в системе дошкольного образования.
Авторы опыта делились своими находками по теме опыта с коллегами, учителями школы, давали практические советы и рекомендации. Материалы апробировались педагогами ДОУ и начального звена школы, и имели положительные отзывы. (Приложение №8)
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
2. Венгер Л.А. как дошкольник становится школьником.// Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.
3. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
4. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.
5. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
6. Черникова Т.В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.
7. Бобырь Е. Б. Формирование физических качеств у старших дошкольников на занятиях подвижными играми. - Режим доступа: [#"justify">.Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
8. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128
9. Дедулевич М. Н. Играй - не зевай : подвижные игры с дошкольниками : пособие для воспитателей дошк. образовав учреждений. - М. : Просвещение, 2007. - 64 с.
10. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. - 82 с.
11. Татульян О. В. Методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме: Подвижная игра как средство формирования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. - Режим доступа: [#"justify">.Тимофеева Е.А.
12. Багиев, Г.Л. Подвижные игры [Текст]/ Г.Л. Багиев. - СПб.: Детство, –2010. - 204 с.
13. Данилевский, Ю.А. Методика и практика проведения игр, которые оказывают содействие развитию физических качеств. [Текст]/ Ю.А.Данилевский. - Волгоград, 2010. - 114 с.
14. Люкшинов, Н.М. Спортивные и подвижные игры [Текст]/ Н.М.Люкшинов. – М.:Знание, 2010. - 128 с.
15. Шебеко, В.Н. Физическая культура в подготовительной к школе группе детского сада: Методическое пособие. [Текст]/ В.Н.Шебеко, Л.В.Карманова. – Мн.: Полымя, 2010.- 125 с.
16. Поляков, С.Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья дошкольников. Методическое пособие. [Текст]/ С.Д. Поляков, С.В. Хрущев – М.: Просвещение, 2010. – 148 с.
17. Соломенникова, О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. [Текст]/ О.А. Соломенникова, Т.С. Комарова – М.: Знание, 2011.- 144 с.
18. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. В 67 Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3- 7 лет. Б.: Изд-во Белый город. 2013. — с. ISBN.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.