ПОВЫШЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Оценка 4.8

ПОВЫШЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Оценка 4.8
docx
30.11.2024
ПОВЫШЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ  5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Тельминова М. М. статья 2.docx

М. М. Тельминова

МКОУ «Буткинская СОШ»

ПОВЫШЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

В статье рассмотрена роль устного счета и способы повышения вычислительной культуры учащихся на уроке математики.

Ключевые слова: математика, устный счёт, вычислительная культура.

 

Одной и основных задач преподавания курса математики в начальной школе и 5-6 классах является формирование у учащихся прочных вычислительных навыков. Не обладая способами простейших вычислений невозможно изучать не только математику, но и другие предметы.  Невозможно  познавать весь мир.  

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования В предметные результаты изучения предметной области "Математика и информатика" входит  развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений. В соответствии с законом необходимо прививать ученикам вычислительную культуру и формировать навыки устного счёта.

Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, её основа закладывается в первые 5-6 лет обучения. В этот период школьники осваивают умения осознанно использовать  законы математических действий таких как: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень. В последующие годы, полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения других предметов. Повышение вычислительной культуры способствует развитию интеллектуальных способностей, основных психических функций учащихся: развитию речи, внимания, памяти, помогает полноценно усваивать предметы физико-математического цикла. Вычислительные умения и навыки можно считать сформированными, если учащиеся умеют бегло выполнять математические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, рациональными числами и производить тождественные преобразования числовых выражений. Тема является актуальной, так как, наблюдая за работой учащихся 5-6 классов, можно заметить, что они испытывают трудности в устных вычислениях. Связано это, чаще всего, с тем, что учащиеся не знают таблиц умножения и сложения, которые осваиваются ещё в начальной школе. Это затрудняет их  дальнейшее обучение.

Начиная работу с 5–6 классами, необходимо с первых же уроков обращать пристальное внимание на дальнейшее развитие навыков вычислений, планировать на каждый урок включение какого-либо рода вычислительных упражнений  в форме устных и письменных заданий. Зазубривание таблиц и использование однообразных тренировочных упражнений не является эффективным занятием. Для достижения положительного результата должна быть, в первую очередь, заинтересованность ребенка и систематическая организация разнообразных видов работы.  Необходимо найти связь и применение умения быстро считать в повседневной жизни, развить познавательный интерес. Для формирования сознательных и прочных вычислительных навыков можно использовать различные методические приемы и формы, например: устный счет, вычисление на время, игры, а также очень нравятся детям нестандартные задачи. Формулировки заданий должны легко восприниматься на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, вызывать у учащихся интерес к их выполнению.

         Устный счет целесообразно проводить в начале урока, занимая 3-5 минут рабочего времени. Это могут быть карточки, таблицы, содержащие различные элементарные действия над числами. Простейшие уравнения, числовые и буквенные выражения. Возможна запись под диктовку, презентация, интерактивная игра. Задания можно подбирать на повторение, на закрепление материала и для подготовки к изучению новой темы.

Вычисление на время проводится с помощью таблиц – тренажёров. Ученикам выдаются карточки с однотипными примерами на одно и то же правило. Такие карточки применяются для закрепления темы, или повторения. На выполнение отводится 1.5 – 3 минуты, в зависимости от сложности и количества примеров.

Устный счет в виде игры можно проводить в любой период  урока. В конце урока, когда дети уже устали от восприятия материала можно поиграть в загадки или решить кроссворд, в середине как физкульт - минутку. В игре привлекает поставленная задача и трудности, которые надо преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Еще Л. С. Выготский [1]  отмечал, что игра сама по себе – «источник развития и создает зону ближайшего развития».

         Решение нестандартных задач и задач на смекалку так же можно предложить как в начале урока, так и после основных упражнений. Можно проводить командные соревнования с использованием задач на смекалку и устного счёта. Все это  способствует развитию и закреплению навыков счёта, развитию познавательной деятельности и позволяет сделать урок  интересным и запоминающимся. Большое внимание на то, что способность к умственному (устному) счёту полезна и в отношении практическом, и как средство для здоровой умственной гимнастики обращал С.А. Рачинский [3]. Он всегда учил детей решать задачи быстро, оригинально, красиво. Учил видеть неожиданные, особые свойства чисел и соотношений между ними.

В течении всего учебного процесса необходимо контролировать  вычислительные  навыки каждого ученика. Делать анализ каждой работы и работ в целом. Эффективно, когда не только учитель, но и учащиеся сами контролируют этот процесс. При этом складывается ситуация успеха или  соперничества, что также подталкивает ребят к знаниям. Для наглядности удобно заносить данные в таблицы, строить графики и диаграммы. В конце тетради каждого ученика можно сделать график и отмечать  результат  работ.    Контроль делится на несколько этапов: вводный, текущий  и итоговый. Вводный контроль проводится в начале каждой четверти и направлен на проверку остаточных знаний. При этом выявляются пробелы в знаниях, далее ведётся  работа по их устранению и вновь проводится контроль. Текущий – контроль в процессе изучения темы. Проверяется усвоение изучаемого материала. Например: сложение и вычитание обыкновенных дробей, смешанных чисел; действия с десятичными дробями; возведение в степень; и другие. Итоговый контроль проводится  после изучения темы, в конце четверти или года. Этот вид контроля может быть проведен как тестирование или в формате заданий огэ.

         Также организовать целенаправленную работу по развитию математических способностей школьников на основе полученных вычислительных навыков можно с помощью пособия «Формирование вычислительных навыков на уроках математики 5–9 классов» Н. Н. Хлевнюк [4]. Пособие содержит готовые тесты и систему оценивания. Содержание тестов КУС (контрольного устного счета) соответствует государственному стандарту математического образования, представляет собой полный набор базовых заданий вычислительного характера, необходимых и достаточных для успешного овладения математическими знаниями. Каждый устный счет состоит из 2-х частей: обязательной (вычислительной) и дополнительной (развивающей). На выполнение работы отводится 15 минут. За выполнение обязательной части оценка ставится в журнал. В течение года проводится четыре проверки вычислительных навыков учащихся: контрольный входной устный счет (1-я неделя сентября),  контрольный устный счет №1 (2-я неделя октября),   контрольный устный счет №2 (1-я декада февраля),  контрольный устный счет №3 (середина апреля).  После каждого КУС оперативно проводится поэлементный анализ (таблицы для анализа КУС приведены в пособии), выявляются систематические ошибки, на основе итогов КУС на последующих уроках организуется фронтальная и индивидуальная работа. Материалы для коррекции помогут учителям в подборке заданий.

      Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.

Подводя итог можно сказать о том, что упражнения в устных вычислениях должны присутствовать на протяжении всего урока. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока. Правильный подход к вычислительной культуре помогает понять обучающимся, что математика нужна в повседневной жизни и при изучении других наук. Проблему формирования вычислительной культуры школьника можно решить путем правильного дополнения урока математики методическим и дидактическим материалом. Вычислительная культура должна формироваться при изучении любой темы школьного курса математики. Формирование вычислительной культуры закладывает основу правильных представлений об отношении математики к реальной действительности, обеспечивает грамотное его применение при решении практических задач в повседневной жизни, профессиональной деятельности, изучении других наук.

 

 

          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М., 1996.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М. : Логос, 2000. - 480 с.

3. Рачинский С.А. (сост.) 1001 задача для умственного счета. Пособие для учителей сельских школ. - СПб.: Синодальная типография, 1899. - 88 с.

4. Хлевнюк Н.Н., Иванова М.В, Иващенко В.Г., Мелкова Н.С. Формирование вычислительных навыков на уроках математики. 5–9 классы. Изд. 2-е, доп. – М.: Илекса, 2014. – 288 с.

5. Дорофеев Г.В. Математика. 5 класс: учебник для обучающихся

общеобразовательных учреждений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин,С.Б. Суворова и др. – М.: Просвещение, 2010. – 303с

6. Ивашова О.А. Вычислительная культура младших школьников: междисциплинарный подход / О.А. Ивашова [Электронный ресурс].

7. Рогозинский, В. М. Азбука педагогического труда [Текст]. – М.: Высш. шк., 1990.

         8. Устный счёт/Сост.П. М. Камаев.-М.: Чистые пруды,2007.- 32 с.

 

 

 

 

 

 

 


 

М. М. Тельминова МКОУ «Буткинская

М. М. Тельминова МКОУ «Буткинская

Зазубривание таблиц и использование однообразных тренировочных упражнений не является эффективным занятием

Зазубривание таблиц и использование однообразных тренировочных упражнений не является эффективным занятием

Для наглядности удобно заносить данные в таблицы, строить графики и диаграммы

Для наглядности удобно заносить данные в таблицы, строить графики и диаграммы

Правильный подход к вычислительной культуре помогает понять обучающимся, что математика нужна в повседневной жизни и при изучении других наук

Правильный подход к вычислительной культуре помогает понять обучающимся, что математика нужна в повседневной жизни и при изучении других наук
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2024