«Повышение мотивации обучающихся как важный элемент работы с одарёнными детьми»
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история +1
5 кл—11 кл
27.02.2019
В статье представлен педагогический опыт работы с одарёнными детьми во внеурочной деятельности по предметам "История" и "Обществознание". Мотивация обучающихся рассматривается как важный элемент работы с одарёнными детьми. В статье обозначена актуальность работы для государства и учителя, а также распространённые проблемы.
одаренные.docx
«Повышение мотивации обучающихся как важный элемент работы с одарёнными
детьми»
Чаплыгина Анастасия Игоревна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №2 им. Г.В. Кравченко»,
г. Вуктыл, Республика Коми
Работа с одарёнными детьми – актуальное направление деятельности для педагога.
Современному обществу нужны самостоятельные, творческие личности, способные
критически оценивать действительность. Актуальность определяется, в том числе и тем,
что эта работа является одним из приоритетных направлений деятельности государства в
сфере образования. Подтверждением этому – нормативные акты, определяющие и
регламентирующие эту деятельность. Вопервых, это Федеральный закон № 273ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», который предусматривает вариативность
образовательных программ и возможность формирования образовательных программ
различного уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и
способностей обучающихся. Особое внимание работе с одарёнными детьми уделено в
Концепции современного образования до 2020 года, в которой отмечается, что важной
задачей системы образования является формирование профессиональной элиты, выявление
и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи.
К сожалению, сложность вызывает само определение «одарённый ребёнок». Часто
сталкиваюсь с мнением, что одаренный ребенок – это не отличник, так как отличник – это
прилежный, послушный, исполнительный ученик. Приводятся данные многочисленных
исследований, которые делают вывод, что понастоящему одаренный ребенок – это
троечники – те, кто не боится отойти от шаблона, правила. Исследователи утверждают, что
именно у троечников творческий потенциал выше. С этим мнением отчасти можно
согласиться, для творческой деятельности, где важна свобода мысли, отсутствие
шаблонов, возможно, это верно. В любой школе можно найти достаточно этому
подтверждений – на уроках перед нами сидит скромный, тихий троечник, из которого
невозможно «вытянуть и слово», а в жизни он лауреат международных конкурсов или
кандидат в мастера спорта. Но как же определить, кто такой «одарённый ребёнок» в
учебной деятельности? Мне кажется, что само понятие «одаренность» стоит пересмотреть
или использовать другое понятие. Так, известный американский специалист по работе с
одаренными детьми Джозеф Рензулли разработал свою структуру одаренной личности,
которая стоит на 3 основах: интеллектуальные способности (выше средних), креативность,
мотивация, а также благоприятная окружающая среда. К тому же термин «одаренность» не
используется, Д. Рензулли предлагает понятие «потенциал», которое мне представляется
более правильным, так как понятно направление работы. Потенциал – это то, что нужно
вовремя заметить и развивать, а одарённость, на мой взгляд – это некий результат.
Одной из главных проблем в работе с одарёнными детьми является отсутствие
диагностики для выявления таких детей. Принято считать, что если ребенок успешно
учится, то он способен на всё – и олимпиаду по физике выиграть, и проект по литературе
защитить. Такой подход, на мой взгляд, зачастую приводит лишь к тому, что мы
предъявляем завышенные требования к таким обучающимся, отбивая у них желание, не только проявлять креативность и творчество, а вообще заниматься изучением предмета. На
мой взгляд, главное – это мотив, или, как называет это понятие Дж. Рензулли –
настойчивость. Как учитель обществознания, я знаю, что перед началом любой
деятельности человек отвечает на вопрос: «нужно ли мне это?». Если человек отвечает на
этот вопрос утвердительно, то он приложит все усилия, чтобы достичь цели. Это и есть
мотив. Поэтому первое, что необходимо принять, на мой взгляд, это то, что если
обучающийся имеет оценку «отлично» или «хорошо» по предмету – он не обязательно
будет одарённым, у него просто может не быть интереса к предмету. При этом, такие
обучающиеся на самом деле послушные, исполнительные, выполняют работу, соблюдая все
требования. Но этот ребенок никогда не даст результата, так как отсутствует мотив.
Поэтому при работе с такими детьми мы должны отталкиваться именно от интереса
обучающегося, а не от нашего желания.
Работая некоторое время с потенциально одарёнными детьми, я пришла к выводу, что
такая работа должна быть системной, непрерывной и проходить во внеурочное время.
Несомненно, уроки играют важную роль, но на уроке нет главного – возможности уделить
больше внимания отдельному обучающемуся. Главное, на мой взгляд это не допустить,
чтобы ребёнку на уроке стало скучно, так как такие обучающиеся, как правило, знают
изучаемый материал наперёд. В таких случаях я использую индивидуальные задания (на
опережение или углубление материала), индивидуальные минипроекты. При этом, как бы
интересно не был построен урок, его рамок недостаточно, поэтому наиболее эффективна
работа во внеурочное время. Цель любого факультатива или элективного курса по
предмету состоит в том, чтобы расширить и углубить имеющиеся знания. Так как
внеурочные занятия посещает не весь класс, можно более успешно реализовать
индивидуальный подход. Кроме углубления знаний по предмету, занятия во внеурочное
время направлены на ликвидацию пробелов в знаниях. Так, традиционно проблемы у
обучающихся вызывают задания на знания исторических персоналий. Поэтому в 8 классе
ведётся факультатив «История в лицах», который направлен не просто на изучение
биографии исторических личностей, а на изучение истории в целом через призму жизни
определённого деятеля. Элективный курс «Актуальные вопросы истории» направлен на
углубление знаний и формирование необходимых универсальных учебных действий по
работе с иллюстративным материалом. Он содержит в себе два разных блока – работа с
историческими картами (10 класс) и работа, направленная на изучение искусства (11
класс).
Анализ олимпиад муниципального уровня показал, что у обучающихся вызывают
затруднения задания по экономике и праву. Поэтому разработан и ведётся элективный
курс «Права человека» и элективный курс «Человек в экономике» (9 класс). Данные
элективные курсы направлены, прежде всего, на решение практических задач, так как в
рамках урока такая работа практически не предусмотрена.
Система моей работы в развитии одарённости включает участие в олимпиадах различного
уровня. Как правило, всё первое полугодие учебного года обучающиеся заняты
подготовкой и участием во Всероссийской олимпиаде школьников. После первого (школьного) и второго (муниципального) этапов всегда провожу индивидуальную работу с
обучающимися. Такая работа включает в себя диагностику затруднений обучающихся,
составление индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Эта работа очень
важна, так как именно она оценивает индивидуальные способности ребёнка. Ктото готов
работать самостоятельно и много – ему необходимо только задавать вектор. Когото
нужно как бы «вести за руку», совместно разрабатывать индивидуальный план, предлагать
средства для достижения цели и осуществлять промежуточный контроль. Даже в рамках
внеурочной деятельности эту работу осуществить сложно, но эта деятельность очень
важна.
Во втором полугодии – я выступаю организатором различных онлайн олимпиад. Считаю,
что роль этих мероприятий незаслуженно занижена (в образовательных организациях никак
не поощряются успехи обучающихся и их учителей, результаты олимпиад не учитываются
при аттестации), ведь они помогают учителям и обучающимся решать сразу несколько
задач. Вопервых, задания в таких олимпиадах всегда содержат творческие задания,
которые заставляют школьника мыслить не стандартно. Вовторых, задания всегда
соответствуют возрасту и способностям обучающихся, они не усложнены, а значит, не
отбивают у обучающихся желания участвовать, а наоборот создают ситуацию успеха. В
третьих, можно предложить обучающемуся выполнить задания олимпиады дома, в удобное
для него время и в комфортной обстановке. К тому же, он может пользоваться любым
источником информации. Такую работу я использую в качестве тренировки творческих
способностей обучающихся и развития мотивации.
В дальнейшей работе я ставлю пред собой задачу изучить известные и апробированные
диагностики для раннего выявления потенциально одарённых детей.
«Повышение мотивации обучающихся как важный элемент работы с одарёнными детьми»
«Повышение мотивации обучающихся как важный элемент работы с одарёнными детьми»
«Повышение мотивации обучающихся как важный элемент работы с одарёнными детьми»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.