«Повышение мотивации обучающихся как важный элемент работы с одарёнными детьми»
Оценка 5

«Повышение мотивации обучающихся как важный элемент работы с одарёнными детьми»

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история +1
5 кл—11 кл
27.02.2019
«Повышение мотивации обучающихся как важный элемент работы с одарёнными детьми»
В статье представлен педагогический опыт работы с одарёнными детьми во внеурочной деятельности по предметам "История" и "Обществознание". Мотивация обучающихся рассматривается как важный элемент работы с одарёнными детьми. В статье обозначена актуальность работы для государства и учителя, а также распространённые проблемы.
одаренные.docx
«Повышение мотивации обучающихся как важный элемент работы с одарёнными детьми» Чаплыгина Анастасия Игоревна Учитель истории и обществознания  МБОУ «СОШ №2 им. Г.В. Кравченко»,  г. Вуктыл, Республика Коми Работа   с   одарёнными   детьми   –   актуальное   направление   деятельности   для   педагога. Современному   обществу   нужны   самостоятельные,   творческие   личности,   способные критически оценивать действительность. Актуальность определяется, в том числе и тем, что эта работа является одним из приоритетных направлений деятельности государства в сфере   образования.   Подтверждением   этому   –   нормативные   акты,   определяющие   и регламентирующие эту деятельность. Во­первых, это Федеральный закон № 273­ФЗ «Об образовании   в   Российской   Федерации»,   который   предусматривает   вариативность образовательных   программ   и   возможность   формирования   образовательных   программ различного уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей   обучающихся.   Особое   внимание   работе   с   одарёнными   детьми   уделено   в Концепции современного образования до 2020 года, в которой отмечается, что важной задачей системы образования является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи. К   сожалению,   сложность   вызывает   само   определение   «одарённый   ребёнок».   Часто сталкиваюсь с мнением, что одаренный ребенок – это не отличник, так как отличник – это прилежный,   послушный,   исполнительный   ученик.   Приводятся   данные   многочисленных исследований,   которые   делают   вывод,   что   по­настоящему   одаренный   ребенок   –   это троечники – те, кто не боится отойти от шаблона, правила. Исследователи утверждают, что именно   у   троечников   творческий   потенциал   выше.   С   этим   мнением   отчасти   можно согласиться,   для   творческой   деятельности,   где   важна   свобода   мысли,   отсутствие шаблонов,   возможно,   это   верно.   В   любой   школе   можно   найти   достаточно   этому подтверждений – на уроках перед нами сидит скромный, тихий троечник, из  которого невозможно «вытянуть и  слово», а  в жизни он лауреат международных  конкурсов  или кандидат в мастера спорта.   Но как же определить, кто такой «одарённый ребёнок» в учебной деятельности? Мне кажется, что  само понятие «одаренность» стоит пересмотреть или использовать другое понятие. Так, известный американский специалист по работе с одаренными   детьми   Джозеф   Рензулли   разработал   свою   структуру  одаренной   личности, которая стоит на 3 основах: интеллектуальные способности (выше средних),  креативность, мотивация, а также благоприятная окружающая среда. К тому же термин «одаренность» не используется, Д. Рензулли предлагает понятие «потенциал», которое мне представляется более правильным, так как понятно направление работы. Потенциал – это то, что нужно вовремя заметить и развивать, а одарённость, на мой взгляд – это некий результат.  Одной   из   главных   проблем   в   работе   с   одарёнными   детьми   является   отсутствие диагностики   для   выявления   таких   детей.   Принято   считать,   что   если   ребенок   успешно учится, то он способен на всё – и олимпиаду по физике выиграть, и проект по литературе защитить.   Такой   подход,   на   мой   взгляд,   зачастую   приводит   лишь   к   тому,   что   мы предъявляем завышенные требования к таким обучающимся, отбивая у них желание, не только проявлять креативность и творчество, а вообще заниматься изучением предмета. На мой   взгляд,   главное   –   это   мотив,   или,   как   называет   это   понятие   Дж.   Рензулли   – настойчивость.   Как   учитель   обществознания,   я   знаю,   что   перед   началом   любой деятельности человек отвечает на вопрос: «нужно ли мне это?». Если человек отвечает на этот вопрос утвердительно, то он приложит все усилия, чтобы достичь цели. Это и есть мотив.   Поэтому   первое,   что   необходимо   принять,   на   мой   взгляд,   ­   это   то,   что   если обучающийся имеет оценку «отлично» или «хорошо» по предмету – он не обязательно будет одарённым, у него просто может не быть интереса к предмету. При этом, такие обучающиеся на самом деле послушные, исполнительные, выполняют работу, соблюдая все требования.   Но   этот   ребенок   никогда   не   даст   результата,   так   как   отсутствует   мотив. Поэтому   при   работе   с   такими   детьми   мы   должны   отталкиваться   именно   от   интереса обучающегося, а не от нашего желания.  Работая некоторое время с потенциально одарёнными детьми, я пришла к выводу, что такая работа должна быть системной, непрерывной и проходить во внеурочное время.  Несомненно, уроки играют важную роль, но на уроке нет главного – возможности уделить больше внимания отдельному обучающемуся. Главное, на мой взгляд  ­ это не допустить, чтобы ребёнку на уроке стало скучно, так как такие обучающиеся, как правило, знают изучаемый материал наперёд. В таких случаях я использую индивидуальные задания (на опережение или углубление материала), индивидуальные мини­проекты. При этом, как бы интересно не был построен урок, его рамок недостаточно, поэтому наиболее эффективна работа   во   внеурочное   время.   Цель   любого   факультатива   или   элективного   курса   по предмету   состоит   в   том,   чтобы   расширить   и   углубить   имеющиеся   знания.   Так   как внеурочные   занятия   посещает   не   весь   класс,   можно   более   успешно   реализовать индивидуальный подход. Кроме углубления знаний по предмету, занятия во внеурочное время   направлены   на   ликвидацию   пробелов   в   знаниях.   Так,   традиционно   проблемы   у обучающихся вызывают задания на знания исторических персоналий. Поэтому в 8 классе ведётся   факультатив   «История   в   лицах»,   который   направлен   не   просто   на   изучение биографии исторических личностей, а на изучение истории в целом через призму жизни определённого деятеля. Элективный курс «Актуальные вопросы истории» направлен на углубление   знаний   и   формирование   необходимых   универсальных   учебных   действий   по работе с иллюстративным материалом. Он содержит в себе два разных блока – работа с историческими   картами   (10   класс)   и   работа,   направленная   на   изучение   искусства   (11 класс).    Анализ   олимпиад   муниципального   уровня   показал,   что   у   обучающихся   вызывают затруднения задания по экономике и праву. Поэтому разработан и ведётся элективный курс   «Права   человека»   и   элективный   курс   «Человек   в   экономике»   (9   класс).   Данные элективные курсы направлены, прежде всего, на решение практических задач, так как в рамках урока такая работа практически не предусмотрена.  Система моей работы в развитии одарённости включает участие в олимпиадах различного уровня.   Как   правило,   всё   первое   полугодие   учебного   года   обучающиеся   заняты подготовкой   и   участием   во   Всероссийской   олимпиаде   школьников.   После   первого (школьного) и второго (муниципального) этапов всегда провожу индивидуальную работу с обучающимися.   Такая   работа   включает   в   себя   диагностику   затруднений   обучающихся, составление индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Эта работа очень важна, так как именно она оценивает индивидуальные способности ребёнка. Кто­то готов работать   самостоятельно   и   много   –   ему   необходимо   только   задавать   вектор.   Кого­то нужно как бы «вести за руку», совместно разрабатывать индивидуальный план, предлагать средства для достижения цели и осуществлять промежуточный контроль. Даже в рамках внеурочной   деятельности   эту   работу   осуществить   сложно,   но   эта   деятельность   очень важна. Во втором полугодии – я выступаю организатором различных он­лайн олимпиад. Считаю, что роль этих мероприятий незаслуженно занижена (в образовательных организациях никак не поощряются успехи обучающихся и их учителей, результаты олимпиад не учитываются при аттестации), ведь они помогают учителям и обучающимся  решать сразу несколько задач.   Во­первых,   задания   в   таких   олимпиадах   всегда   содержат   творческие   задания, которые   заставляют   школьника   мыслить   не   стандартно.   Во­вторых,   задания   всегда соответствуют  возрасту  и  способностям обучающихся,  они  не  усложнены,  а  значит,  не отбивают у обучающихся желания участвовать, а наоборот создают ситуацию успеха. В­ третьих, можно предложить обучающемуся выполнить задания олимпиады дома, в удобное для него время и в комфортной обстановке. К тому же, он может пользоваться любым источником информации. Такую работу я использую в качестве тренировки творческих способностей обучающихся и развития мотивации.  В дальнейшей работе я ставлю пред собой задачу изучить известные и апробированные диагностики для раннего выявления потенциально одарённых детей.

«Повышение мотивации обучающихся как важный элемент работы с одарёнными детьми»

«Повышение мотивации обучающихся как важный элемент работы с одарёнными детьми»

«Повышение мотивации обучающихся как важный элемент работы с одарёнными детьми»

«Повышение мотивации обучающихся как важный элемент работы с одарёнными детьми»

«Повышение мотивации обучающихся как важный элемент работы с одарёнными детьми»

«Повышение мотивации обучающихся как важный элемент работы с одарёнными детьми»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019