Пояснения к методическим рекомендациям по решению генетических задач генеалогическим методом, 10 класс, предназначены для проверки и закрепления пройденного материала. Работа позволяет быстро проверить знания ребенка и подготовить ребенка к ЕГЭ по биологии. А также, подобные задания часто встречаются в олимпиадных заданиях. Желаю удачи!
Методические рекомендации по решению генетических задач
генеалогическим методом ПОЯСНЕНИЯ
1. Какой тип наследования показан на рисунке? Каковы генотипы родителей —
родоначальников, если аллель обозначить буквами А и а? Каковы генотипы всех людей, не
несущих данного исследуемого признака?
Пояснение.
1. Показан пример аутосомнодоминантного наследования при полном доминировании.
2. Генотипы родоначальников Аа и аа.
3. Все люди, не несущие исследуемого признака, гомозиготны по рецессивному
признаку.
2. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер
наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом),
выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме
цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.
Пояснение.
Признак, выделенный чёрным цветом является рецессивным, сцепленным с Ххромосомой:
Ха,
т. к. наблюдается «проскок» через поколение. Мужчина с признаком (8) у него дочь без
признака (11), а внуки — один с признаком (12), второй без (13), то есть от отца (10) они
получают Y — хромосому, а от матери (11) один Ха, другой ХА.
Генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11:
3 — женщинаноситель — ХАХа
4 — мужчина без признака — ХАY
8 — мужчина с признаком — ХаY
11 — женщинаноситель — ХАХа3. По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования
признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного
чёрным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них
является носителем гена, признак которого выделен чёрным цветом.
Пояснение.
1) Признак, выделенный чёрным цветом является рецессивным, скорее всего
сцепленным с Ххромосомой: Ха,
т. к. наблюдается «проскок» через поколение. Родители без признака, у них рождается две
дочери (2 и 3) без признака, а сын (4) с признаком. У женщин 2 и 6 рождаются сыновья с
признаком.
2) Генотипы родителей: Х♀ АХа Х♂ АY, носитель признака — женщина
3) Генотипы детей в первом поколении:
2 — Х♀ АХа — женщина — носитель, т. к. у нее рождается сын (8) с признаком Х♂ аY и
сын без признака (7) Х♂ АY
3 — Х♀ АХа или Х♀ АХА
4 — Х♂ аY
4. По изображённой на рисунке родословной определите и обоснуйте генотипы
родителей, потомков, обозначенных на схеме цифрами 1, 6, 7. Установите вероятность
рождения ребёнка с исследуемым признаком у женщины под № 6, если в семье её супруга
этот признак никогда не наблюдался.Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак
% не используйте.
Пояснение.
1) генотипы родителей: отец — ХаY, мать — ХАХА; признак рецессивный, сцеплен с
полом (Ххромосомой), так как проявляется только у мужчин, и не в каждом поколении;
2) дочь (1) — ХАХа – носитель гена, так как наследует Хахромосому от отца; её сын
(7) — ХаY, признак проявился, так как наследует Хахромосому от матери; дочь (6) —
ХАХа или ХАХА;
3) вероятность рождения ребёнка с исследуемым признаком у женщины № 6:
Её муж ХАY, т.к. по условию в семье её супруга этот признак никогда не наблюдался.
— Если её генотип ХАХа,
то вероятность рождения ребёнка с исследуемым признаком 25% ХаY мальчики
Схема решения задачи:
Х→♂ АY
Р Х♀ АХа
G Х♀ А Х♀ a; Х♂ А Y♂
F1ХАХА;ХАХa;ХАY;ХaY
— Если её генотип ХАХА, то 0%.
Схема решения задачи:
Р Х♀ АХA
Х→♂ АY
G Х♀ А; Х♂ А Y♂
F1ХАХА;ХАY
5. По изображённой на рисунке родословной установите характер наследования
признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не
сцеплен с полом), и обоснуйте его. Определите генотипы людей 1, 2 и 3. Установите, с
какой вероятностью женщина 4 будет гетерозиготной.
Пояснение.
Схема решения задачи включает:
1) Признак наследуется рецессивно, поскольку он появляется в парах, где ни один из
родителей признака не имеет. Признак наследуется аутосомно, поскольку в парах, где
мужчина признака не имеет, есть имеющие признак дочери.
2) Родители: аа × Аа (или АА), родитель 1 имеет генотип аа.В первом поколении и дочь, и сын Аа. У обоих в браке появляются дети с генотипом аа
(проявляется признак), значит, у обоих партнёры гетерозиготны, и мужчина 2, и женщина 3
имеют генотип Аа.
3) Женщина 4 может иметь генотип АА (вероятность 25%) или Аа (вероятность 50%),
поскольку в браке двух гетерозиготных людей расщепление по генотипу будет 1/4 АА : 1/2
Аа : 1/4 аа
6. По изображённой на рисунке родословной установите характер наследования
признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не
сцеплен с полом), и обоснуйте его. Определите генотипы людей 1, 2 и 3. Установите веро
ятность рождения у женщины 4 следующего ребёнка с признаком, выделенным на рисунке
родословной чёрным цветом, если она выйдет замуж за человека, имеющего этот признак.
Пояснение.
Схема решения задачи включает:
1) Признак наследуется рецессивно, поскольку он появляется в парах, где ни один из
родителей признака не имеет. Признак наследуется аутосомно, поскольку в парах, где
мужчина признака не имеет, есть имеющие признак дочери.
2) Поскольку у родителей нет признака, они оба гетерозиготны, таким образом, мужчи
на 1 имеет генотип Аа. У женщины 2 от имеющего признак мужчины пятеро детей, и ни у
кого из них признак не проявился, так что можно считать её гомозиготной АА (но
возможно, что она геторозиготна Аа). У мужчины 3 в браке с имеющей признак женщи
ной один из детей имеет признак, значит он гетерозиготен Аа.
3) Поскольку у женщины 4 один из родителей имеет признак, а второй нет, она гетеро
зиготна (Аа), значит, при замужестве с имеющим признак мужчиной она с вероятностью 1/2
родит ребёнка, имеющего признак.
7. Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной
Пояснение.
Определение типа наследования признака:
Изучаемый признак встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и
передаётся от отца к сыну (если отец болен, то все сыновья тоже страдают данным
заболеванием), то можно думать, что изучаемый ген находится в Ухромосоме. У женщин
данный признак отсутствует, так как по родословной видно, что признак по женской линии
не передаётся. Поэтому тип наследования признака: сцепленное с Yхромосомой, или
голандрическое наследование признака. Сцепленное с Yхромосомой, или голандрическое,
наследование характеризуется следующими признаками:
1. признак встречается часто, в каждом поколении;
2. признак встречается только у мужчин;
3. признак передается по мужской линии: от отца к сыну и т.д.
Возможные генотипы всех членов родословной:Ya – наличие данной аномалии;
YА – нормальное развитие организма (отсутствие данной аномалии).
Все мужчины, страдающие данной аномалией, имеют генотип: XYa;
Все мужчины, у которых отсутствует данная аномалия, имеют генотип: XYА.
Ответ:
Сцепленное с Yхромосомой, или голандрическое наследование.
Генотип пробанда: XYa .
8. Таня и Наташа – родные сестры и обе страдают дальтонизмом. У них есть сестра с
нормальным зрением и брат с нормальным зрением. Таня и Наташа вышли замуж за
здоровых по указанному признаку мужчин. У Тани родились две девочки, которые
нормально различают цвета, и два мальчика. У Наташи два сына. Определите генотипы
Тани и Наташи, их родителей, пол их детейдальтоников. Заштрихуйте на родословных
значки в соответствии с решением (больных – сплошной штриховкой, носителей –
пунктирной).
Пояснение.
Схема решения задачи включает:
1) генотипы родителей: отец Тани и Наташи – дальтоник XdY,
мать – носительница дальтонизма ХDХd;
2) Таня и Наташа ХdХd, дальтоники, их мужья – ХY – здоровы;
3) дочери Тани: девочки ХDХd – носительницы дальтонизма, сыновья Тани и Наташи –
дальтоники ХdУ