Пояснения к методическим рекомендациям по решению генетических задач генеалогическим методом.
Оценка 4.9

Пояснения к методическим рекомендациям по решению генетических задач генеалогическим методом.

Оценка 4.9
Контроль знаний
doc
биология
10 кл
05.02.2019
Пояснения к методическим рекомендациям по решению генетических задач генеалогическим методом.
Пояснения к методическим рекомендациям по решению генетических задач генеалогическим методом, 10 класс, предназначены для проверки и закрепления пройденного материала. Работа позволяет быстро проверить знания ребенка и подготовить ребенка к ЕГЭ по биологии. А также, подобные задания часто встречаются в олимпиадных заданиях. Желаю удачи!
Методические рекомендации по решению генетических задач генеалогическим методом ПОЯСНЕНИЯ.doc
Методические рекомендации по решению генетических задач генеалогическим методом ПОЯСНЕНИЯ 1. Какой   тип   наследования   показан   на   рисунке?   Каковы   генотипы   родителей   — родоначальников, если аллель обозначить буквами А и а? Каковы генотипы всех людей, не несущих данного исследуемого признака?   Пояснение. 1. Показан пример аутосомно­доминантного наследования при полном доминировании. 2. Генотипы родоначальников Аа и аа. 3.   Все   люди,   не   несущие   исследуемого   признака,   гомозиготны   по   рецессивному признаку. 2. По   изображённой   на   рисунке   родословной   определите   и   объясните   характер наследования   признака   (доминантный   или   рецессивный,   сцеплен   или   нет   с   полом), выделенного   чёрным   цветом.   Определите   генотипы   потомков,   обозначенных   на   схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов. Пояснение. Признак, выделенный чёрным цветом является рецессивным, сцепленным с Х­хромосомой: Ха, т. к. наблюдается «проскок» через поколение. Мужчина с признаком (8) у него дочь без признака (11), а внуки — один с признаком (12), второй без (13), то есть от отца (10) они получают Y — хромосому, а от матери (11) один Ха, другой ХА. Генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11: 3 — женщина­носитель — ХАХа 4 — мужчина без признака — ХАY 8 — мужчина с признаком — ХаY 11 — женщина­носитель — ХАХа 3. По родословной,  представленной  на рисунке,  определите  характер  наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного чёрным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них является носителем гена, признак которого выделен чёрным цветом. Пояснение. 1)   Признак,   выделенный   чёрным   цветом   является   рецессивным,   скорее   всего сцепленным с Х­хромосомой: Ха, т. к. наблюдается «проскок» через поколение. Родители без признака, у них рождается две дочери (2 и 3) без признака, а сын (4) с признаком. У женщин 2 и 6 рождаются сыновья с признаком. 2) Генотипы родителей:  Х♀ АХа  Х♂ АY, носитель признака — женщина 3) Генотипы детей в первом поколении: 2 —  Х♀ АХа — женщина — носитель, т. к. у нее рождается сын (8) с признаком  Х♂ аY и сын без признака (7)  Х♂ АY 3 —  Х♀ АХа или  Х♀ АХА 4 —  Х♂ аY 4. По   изображённой   на   рисунке   родословной   определите   и   обоснуйте   генотипы родителей, потомков, обозначенных на схеме цифрами 1, 6, 7. Установите вероятность рождения ребёнка с исследуемым признаком у женщины под № 6, если в семье её супруга этот признак никогда не наблюдался. Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте. Пояснение. 1) генотипы родителей: отец — ХаY, мать — ХАХА; признак рецессивный, сцеплен с полом (Х­хромосомой), так как проявляется только у мужчин, и не в каждом поколении; 2) дочь (1) — ХАХа – носитель гена, так как наследует Ха­хромосому от отца; её сын (7) — ХаY, признак проявился, так как наследует Ха­хромосому от матери; дочь (6) — ХАХа или ХАХА; 3) вероятность рождения ребёнка с исследуемым признаком у женщины № 6: Её муж ХАY, т.к. по условию в семье её супруга этот признак никогда не наблюдался. — Если её генотип ХАХа, то вероятность рождения ребёнка с исследуемым признаком 25% ХаY мальчики   Схема решения задачи: Х→♂ АY Р  Х♀ АХа G  Х♀ А Х♀ a; Х♂ А Y♂ F1ХАХА;ХАХa;ХАY;ХaY   — Если её генотип ХАХА, то 0%. Схема решения задачи: Р  Х♀ АХA Х→♂ АY G  Х♀ А; Х♂ А Y♂ F1ХАХА;ХАY 5. По   изображённой   на   рисунке   родословной   установите   характер   наследования признака,   выделенного  чёрным   цветом  (доминантный   или   рецессивный,   сцеплен   или   не сцеплен с полом), и обоснуйте его. Определите генотипы людей 1, 2 и 3. Установите, с какой вероятностью женщина 4 будет гетерозиготной. Пояснение. Схема решения задачи включает: 1) Признак наследуется рецессивно, поскольку он появляется в парах, где ни один из родителей  признака  не имеет.  Признак наследуется аутосомно, поскольку в парах, где мужчина признака не имеет, есть имеющие признак дочери. 2) Родители: аа × Аа (или АА), родитель 1 имеет генотип аа. В первом поколении и дочь, и сын Аа. У обоих в браке появляются дети с генотипом аа (проявляется признак), значит, у обоих партнёры гетерозиготны, и мужчина 2, и женщина 3 имеют генотип Аа. 3) Женщина 4 может иметь генотип АА (вероятность 25%) или Аа (вероятность 50%), поскольку в браке двух гетерозиготных людей расщепление по генотипу будет 1/4 АА : 1/2 Аа : 1/4 аа 6. По   изображённой   на   рисунке   родословной   установите   характер   наследования признака,   выделенного  чёрным   цветом  (доминантный   или   рецессивный,   сцеплен   или   не сцеплен с полом), и обоснуйте его. Определите генотипы людей 1, 2 и 3. Установите веро­ ятность рождения у женщины 4 следующего ребёнка с признаком, выделенным на рисунке родословной чёрным цветом, если она выйдет замуж за человека, имеющего этот признак. Пояснение. Схема решения задачи включает: 1) Признак наследуется рецессивно, поскольку он появляется в парах, где ни один из родителей  признака  не имеет.  Признак наследуется аутосомно, поскольку в парах, где мужчина признака не имеет, есть имеющие признак дочери. 2) Поскольку у родителей нет признака, они оба гетерозиготны, таким образом, мужчи­ на 1 имеет генотип Аа. У женщины 2 от имеющего признак мужчины пятеро детей, и ни у кого   из   них   признак   не   проявился,   так   что   можно   считать   её   гомозиготной   АА   (но возможно, что она геторозиготна Аа). У мужчины 3 в браке с имеющей признак женщи­ ной один из детей имеет признак, значит он гетерозиготен Аа. 3) Поскольку у женщины 4 один из родителей имеет признак, а второй нет, она гетеро­ зиготна (Аа), значит, при замужестве с имеющим признак мужчиной она с вероятностью 1/2 родит ребёнка, имеющего признак. 7. Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной Пояснение. Определение типа наследования признака: Изучаемый признак встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и передаётся   от   отца   к   сыну   (если   отец   болен,   то   все   сыновья   тоже   страдают   данным заболеванием), то можно думать, что изучаемый ген находится в У­хромосоме. У женщин данный признак отсутствует, так как по родословной видно, что признак по женской линии не   передаётся.   Поэтому   тип   наследования   признака:   сцепленное   с   Y­хромосомой,   или голандрическое наследование признака. Сцепленное с Y­хромосомой, или голандрическое, наследование характеризуется следующими признаками: 1. признак встречается часто, в каждом поколении; 2. признак встречается только у мужчин; 3. признак передается по мужской линии: от отца к сыну и т.д. Возможные генотипы всех членов родословной: Ya – наличие данной аномалии; YА – нормальное развитие организма (отсутствие данной аномалии). Все мужчины, страдающие данной аномалией, имеют генотип: XYa; Все мужчины, у которых отсутствует данная аномалия, имеют генотип: XYА. Ответ: Сцепленное с Y­хромосомой, или голандрическое наследование. Генотип пробанда: XYa . 8. Таня и Наташа – родные сестры и обе страдают дальтонизмом. У них есть сестра с нормальным   зрением   и   брат   с   нормальным   зрением.   Таня   и   Наташа   вышли   замуж   за здоровых   по   указанному   признаку   мужчин.   У   Тани   родились   две   девочки,   которые нормально различают цвета, и два мальчика. У Наташи два сына. Определите генотипы Тани и Наташи, их родителей, пол их детей­дальтоников. Заштрихуйте на родословных значки   в   соответствии   с   решением   (больных   –   сплошной   штриховкой,   носителей   – пунктирной). Пояснение. Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: отец Тани и Наташи – дальтоник XdY, мать – носительница дальтонизма ХDХd; 2) Таня и Наташа ХdХd, дальтоники, их мужья – ХY – здоровы; 3) дочери Тани: девочки ХDХd – носительницы дальтонизма, сыновья Тани и Наташи – дальтоники ХdУ

Пояснения к методическим рекомендациям по решению генетических задач генеалогическим методом.

Пояснения к методическим рекомендациям по решению генетических задач генеалогическим методом.

Пояснения к методическим рекомендациям по решению генетических задач генеалогическим методом.

Пояснения к методическим рекомендациям по решению генетических задач генеалогическим методом.

Пояснения к методическим рекомендациям по решению генетических задач генеалогическим методом.

Пояснения к методическим рекомендациям по решению генетических задач генеалогическим методом.

Пояснения к методическим рекомендациям по решению генетических задач генеалогическим методом.

Пояснения к методическим рекомендациям по решению генетических задач генеалогическим методом.

Пояснения к методическим рекомендациям по решению генетических задач генеалогическим методом.

Пояснения к методическим рекомендациям по решению генетических задач генеалогическим методом.

Пояснения к методическим рекомендациям по решению генетических задач генеалогическим методом.

Пояснения к методическим рекомендациям по решению генетических задач генеалогическим методом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2019