Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, авторской программы Н. А. Цирулик (Технология. 1–4. Самара: корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература») и с учётом стандарта начального общего образования по технологии.
Цель курса «Технология»- общее развитие, включающее и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики; под психическим - развитие зрительно – пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, различных форм мышления, речи, воли, чувств.
Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.
Задачи данного курса:
Ø развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по – разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;
Ø формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;
Ø знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;
Ø формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
Ø знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.
В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов различных видов художественной техники, ремёсел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий(аппликация, оригами, макраме, коллаж, мозаика). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом программа составлена из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год. Программой предусмотрено проведение: самостоятельных работ - 30; обобщающих работ (уроки контроля)- 4.
Формы организации образовательного процесса
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
· индивидуальная (консультации);
· групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
· фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
· парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения
Общеклассные формы: урок, контрольный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания, совместная пробно-поисковая деятельность.
Индивидуальные формы: самостоятельная деятельность, выполнение индивидуальных заданий
Технологии обучения
- информационные технологии;
- информационно-коммуникативные технологии;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
-дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса: разноуровневые задания,
индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей обучающихся.
- Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса: пластилин, ткань, природный материал, наглядные образцы и т. д.
Учебно – тематический план
Количество часов: 34 часа, 1 час в неделю
№ пп |
Наименование раздела |
Всего часов |
1 |
Лепка |
2 |
2 |
Аппликация |
3 |
3 |
Мозаика |
2 |
4 |
Коллаж |
3 |
5 |
Художественное вырезание |
4 |
6 |
Художественное складывание |
2 |
7 |
Плетение |
4 |
8 |
Шитье и вышивание |
2 |
9 |
Плоскостное конструирование и моделирование из бумаги и картона |
2 |
10 |
Объемное конструирование и моделирование из бумаги |
4 |
11 |
Конструирование и моделирование из ткани |
5 |
12 |
Работа с конструктором |
1 |
|
Итого |
34 |
Содержание курса
3 класс (34 часа)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Самообслуживание.
Традиционные народные промыслы и ремесла своего края, уважительное отношение к ним.
Профессии типа «Человек _ техника», «Человек _ природа», «Человек _ художественный образ».
Общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность).
Ориентировка в задании, организация рабочего места, планирование трудового
процесса, контроль и корректировка хода работы.
Отбор и анализ информации из учебника, других печатных изданий и электронных
источников информации.
Задания разных типов от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы,
чертежа) до создания собственных образов.
Исследовательская работа. Использование полученных знаний и умений для творческой самореализации в домашних условиях.
Осуществление под руководством учителя проектной деятельности по созданию готового продукта.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
Грамоты.
2.1. Многообразие материалов.
Пластилин, бумага обычная цветная, белая плотная, цветная с двух сторон, картон,
гофрированный картон, ткань, нитки, тесьма, сутаж, природный материал (песок,
опилки, яичная скорлупа, высушенная кожура цитрусовых), пуговицы, бусины, бисер.
Свойства материалов:
_ бумага: вырезание по внутреннему контуру, симметричное вырезание из бумаги,
сложенной в несколько слоев, объемное плетение из двух полосок;
_ ткань: выполнение швов, приклеивание на бумагу, склеивание деталей из ткани;
_ нитки: соединение деталей, приклеивание на основу, плетение на картоне с помощью иголки.
2.2. Технологические приемы обработки материалов.
Разметка: на глаз, с помощью линейки, циркуля, копированием.
Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, щелевым замком, с помощью
клапанов, надрезов, переплетением; модульное соединение, с помощью проволоки,
пластилина.
Отделка: вышивкой, бисером, раскрашиванием.
Подбор материалов для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Виды художественной техники
Лепка
Лепка сложной формы разными приемами, в том числе и приемами, используемыми в народных художественных промыслах.
Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и горельеф).
Аппликация
Выпуклая контурная аппликация (по ли_
нии контура приклеить нитки, шнурки, бумажный шпагат, полоски гофрированного
картона или пришить тесьму, сутаж).
Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).
Мозаика
Мозаика из мелких природных материалов, например песка или опилок.
Коллаж
Соединение в одной работе разных материалов и предметов.
Художественное вырезание
Вырезание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезание, с предварительным нанесением контура.
Вырезание узоров, фигур без предварительного нанесения контура, в том числе
и симметричное вырезание.
Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).
Художественное складывание
Оригами из квадрата и прямоугольника.
Модульное оригами.
Складывание из любой фигуры с последующим вырезанием.
Плетение
Объемное плетение из бумаги.
Плетение на картоне с помощью иголки и нитки.
Шитье и вышивание
Знакомство с различным применением швов «строчка», «через край», «петельный».
Пришивание пуговиц «на ножке» в процессе изготовления изделий.
2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой,
линейкой, циркулем).
Работа с технической документацией (эскизы, схемы, чертежи, рисунки, развертка).
Линии чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая). Условные знаки оригами. Чтение
условных графических изображений. Изготовление изделий по рисунку, простейшему
чертежу, эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Конструкция изделия. Детали, их форма, взаимное расположение, виды соединения деталей.
Несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, образцу.
Простейшие задачи конструктивного характера на изменение свойств конструкции.
Плоскостное конструирование и моделирование
Мозаика из элементов круга и овала.
Игрушки из картона с подвижными деталями.
Головоломки из картона и шнура.
Объемное конструирование и моделирование из бумаги
Объемные изделия из деталей, соединенных с помощью щелевого замка.
Объемные изделия с клапанами.
Объемные изделия с разными способами соединения.
Технические модели, изготовленные по чертежу.
Конструирование и моделирование из ткани
Плоские игрушки или сувениры из ткани. Детали соединяются швом.
Плоские игрушки из ткани. Детали соединяются клеем.
4. Практика работы на компьютере
Значение компьютера в жизни человека.
Понятие информации. Восприятие, кодирование/декодирование разного рода информации. Возможности компьютера для хранения и передачи информации.
Основные устройства компьютера. Включение и выключение компьютера, перевод
в режим ожидания. Компьютерные программы: калькулятор, текстовые редакторы
Блокнот, WordPad и графический редакторPaint. Их назначение и возможности.
Операции над файлами и папками: создание, перемещение, копирование, удаление.
Открывание файлов и запуск программы.
Сохранение вводимой информации.
Интернет: понятие, назначение, программы-обозреватели. Компьютер как средство
поиска и воспроизведения необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Правила поведения в компьютерном кабинете. Соблюдение безопасных и рациональных приемов работы на компьютере.
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу третьего класса
Предметные результаты
Обучающиеся должны
Иметь представление:
О различных профессиях, связанных с художественно-прикладным творчеством;
Знать/понимать:
Уметь:
Универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
– ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность
своей деятельности на основе предложенных критериев;
– положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
– осознание своей ответственности за общее дело;
– ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
– уважение к чужому труду и результатам труда;
– уважение к культурным традициям своего народа;
– представление о себе как гражданине России;
– понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– понимание чувств окружающих людей;
– готовность следовать в своей деятельности, нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,
понимания необходимости учения
; – широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;
– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– сопереживания другим людям;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознания себя как гражданина России;
– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии;
– готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
– в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе
с учебным материалом;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;
– самостоятельно находить не сколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и логическом словесно уровнях;– адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:– осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
– владеть общими приемами решения задач;
– работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
– находить информацию, заданную в тексте в явном виде;
– передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
– умению смыслового восприятия познавательных текстов;
– выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их
сравнения;
– проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям;
– обобщать на основе выделения сущностной связи;
– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием _ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
– фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
– строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;
– вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
– делать выписки из используемых источников информации;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– стремиться к координации позиций в сотрудничестве;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Учебно-методическое обеспечение
Ø Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология.Уроки творчества. Учебник для 3 кл.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2013 г.
Ø Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 3 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.