Пояснительная записка к предмету "Предметно-практические действия",2 вариант

  • docx
  • 21.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ППД поясн. записка.docx

Предметно-практические действия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия"  составлена на основе ФАООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) согласно требованиям ФГОС для обучающихся :

 

Цели коррекционного курса ППД:

1.​ Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами.

1.​ Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой дея​тельности, формирование внутренней позиции школьника

1.​ Коррекционные: используя различные многообраз​ные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельностью.

1.​ Социальные: овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Содержание обучения на коррекционных занятиях предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с умственной отсталостью. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. Для коррекции нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры, сенсорное развитие детей осуществляется по разнообразной системе предметно-манипулятивной деятельности и в дидактических играх.

Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется не путем  изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разносторон​нюю и активную работу всех анализаторов.

Основным механизмом включения учащихся в деятель​ность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.

Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуля​циями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.

На занятиях ППД дети практически знакомятся с материала​ми, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Занятия ППД способст​вуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагают обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жиз​ненных потребностей, человек производит, используя предметы- орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).

В соответствии с указанными целями и задачами определя​ется содержание ППД.

Программа состоит из следующих разделов:

·​ Предметно​-практические действия

·​ Конструирование

·​ Работа с мозаи​кой

·​ Работа с пластическими материалами

·​ Работа с бумагой и фольгой

·​ Работа с нитками и тканью

·​ Работа с природ​ными материалами.

Основной формой обучения являются занятие.

Типы занятий:

·​ сообщения новых знаний;

·​ закрепления полученных знаний и умений;

·​ упражнение;

·​ обобщение полученных знаний, умений и навыков;

·​ проверки и оценки знаний, умений и навыков;

·​ повторение полученных знаний;

·​ комбинированный.

Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаи​кой», «Работа с пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природ​ными материалами» отражает предметно-практическую направ​ленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточ​ностью.

Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности; перечень изделий, практических работ.

Программный материал распределен по классам. При отборе программного материала педагогу необходимо учитывать позна​вательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной повсе​дневной жизни. Учителю дается право изменять последова​тельность изучения материала, усложнять или упрощать его, перераспределять по классам, разрабатывать индивидуальные программы обучения, определять время изучения материала в рамках часов учебного плана.

Объем и сроки реализации содержания программы определяются возможностями учащих​ся в овладении предусмотренными программой базовыми технологическими операциями. Обычно учащиеся затрудня​ются в усвоении не всех, а части приемов сложной для них технологической операции, которые выявляются на уровне отдельных действий. Поэтому необходимо уточнять содержание обучения применительно к каждому ребенку, чему может способствовать использование диагностических карт. При их составлении следует выделить приемы и действия, которые наи​более важны для освоения данной технологической операции. Возможно составление диагностических карт, в которых отра​жаются достижения всех учеников класса.

Результаты запол​нения диагностических карт позволят выявить степень владе​ния технологическими операциями и конкретизировать содер​жание дальнейшего обучения каждого учащегося. Ученики одного класса могут работать с программным материалом раз​ных классов по индивидуальным программам, разработанным учителем и утвержденным директором учреждения образо​вания. Эффективность педагогического процесса зависит от исполь​зуемых методов и приемов обучения.

Место курса «Предметно-практические действия» в учебном плане:

 Предмет: «Предметно-практические действия» относится к предметной области «Коррекционно-развивающая»;                                                                                                                          Кол-во часов на изучение предмета в неделю:   4   класс 1ч неделю, 34 ч в год;  6 класс 2 ч в неделю , 68 ч в год; 9 класс 2ч в неделю, 68ч в год.                                

Личностные и предметные результаты освоения учебного курса

В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.

                                 Личностные результаты:

·​ Формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

·​ Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

·​ минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками

·​ минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

·​ Формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

·​ Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

·​ умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

 

                                   Предметные результаты

 

- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами

-использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью.

-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).

- уметь захватывать и удерживать предмет;

-уметь сминать лист бумаги;

- уметь открывать емкости для хранения;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;

- уметь погружать руки в сухой бассейн;

- уметь доставать из сухого бассейна предметы;

- уметь пересыпать крупы с помощью кулака;

- уметь отбирать крупы (единичные представители круп);

- освоение простых действий с предметами и материалами.

-умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;

- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;

складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями.

Содержание коррекционного курса

Действия с материалами.

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур).

 Действия с предметами.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины) на стержень.

                   Критерии и нормы оценки достижения

Итоги обучения подводятся безотметочным методом на протяжении всего коррекционно – педагогического процесса.

 

Тематическое планирование 4 класс

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

  всего

теоретических

практических

1

Действия с материалами

 6

 

 

2

Действия с предметами

 28

 

 

 

Итого:

34ч

 

 

 

Тематическое планирование 6  класс

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

  всего

теоретических

практических

1

Действия с материалами

 12

 

 

2

Действия с предметами

 56

 

 

 

Итого:

68ч

 

 

 

Тематическое планирование 9 класс

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

  всего

теоретических

практических

1

Действия с материалами

 12

 

 

2

Действия с предметами

 56

 

 

 

Итого:

68ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

 

                      Материально-техническое обеспечение курса

учебные столы;

- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- предметы   для   нанизывания   на   стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);  

- звучащие   предметы   для   встряхивания;

- предметы   для   сжимания (мячи   различной  фактуры, разного   диаметра);

- вставления (стаканчики одинаковой величины);

- различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала (в   т.ч.   природного);

- наборы   предметов для занятии (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); 

- пазлы, (из   2-х, 3-х, 4-х частей (до   10);

- мозаики;

- пиктограммы   с   изображениями   занятий  и др. событий;

 

 

                                Дидактический материал

Освоение   учебного предмета «Предметно практические   действия» предполагает   использование разнообразного дидактического материала:

- предметов различной формы, величины, цвета;

- изображении предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;

- оборудования, позволяющего   выполнять   упражнения   на   сортировку, группировку   различных   предметов, их   соотнесения   по   определенным признакам

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:

- специально подобранные предметы;

- презентации к урокам;

- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).