Требования программы определяются годом обучения, степенью снижения слуха, уровнем речевого развития детей.
- обучение слабослышащих школьников восприятию речи с индивидуальным слуховым аппаратом на всё увеличивающемся от диктора расстоянии – основополагающая задача, стоящая перед учителем-дефектологом на индивидуальном занятии,
- развитие слуха на занятиях проходит поэтапно – от различения через опознавание к распознаванию,
- на специальных занятиях основным способом восприятия речевого материала слабослышащими учащимися со II степенью тугоухости является восприятие на слух; однако, незнакомый речевой материал предлагается слабослышащим учащимся с IV степенью тугоухости слухо-зрительно с последующей тренировкой восприятия его на слух,
- слухо-зрительное восприятие материала слабослышащим учащимся с II степенью тугоухости используется как вспомогательное средство,
- весь программный речевой материал предлагается сразу на слух, вне ситуации для каждого учащегося,
- речевой материал по общеобразовательным предметам предъявляется семантически «пёстро».
В 5 классе осуществляется закрепление умения воспринимать знакомые по значению слова, простые короткие фразы, небольшие тексты, содержание которых близко личному опыту наблюдениям школьников, далее упражнения с включением фраз, содержащих отдельные незнакомые слова, словосочетания, тексты с незнакомыми по значению словами, значение которых поможет понять контекст.
· Восприятие речевого материала обиходно-разговорного характера, относящегося к организации учебной деятельности;
· Восприятие речевого материала, связанного с изучением общеобразовательных предметов.
· Восприятие на слух текстов, текстов-диалогов, диалогов.
Восприятие на слух лексических тем по развитию речи, чтению, математике, природоведению и другим предметам.
Предварительный контроль: диагностика состояния слуха в начале учебного года; Текущий контроль: оценка состояния слуха на каждом занятии;
Итоговый контроль: проверка состояния слуха в конце учебного года, слухоречевая конференция, слухоречевой праздник.
Предварительный контроль осуществляется с помощью комплектов слов для определения рабочего и резервного расстояния: Списки слов, составленных Н.Б. Покровским.
Текущий контроль осуществляется с помощью речевого материала в процессе занятия, а также в процессе подготовки к школьным праздникам и во время их проведения.
Итоговый контроль происходит следующим образом:
· Определения динамики развития уровня слухового, слухо-зрительного и зрительного восприятия (комплекты слов Э.И. Леонгард):
- контрольные слова для восприятия на слух: со стационарной аппаратурой, с индивидуальными слуховыми аппаратами, без аппаратуры (отдельно хуже и лучше слышащим ухом) – списки слов 1, 2, 3, 4;
- контрольные слова для слухо-зрительного восприятия: со стационарной аппаратурой (если это необходимо), с индивидуальными аппаратами, без аппаратуры – списки слов 5, 6;
- контрольные слова для зрительного восприятия – списки слов 7.
-Восприятие незнакомого текста
-Восприятие отработанных на занятиях предложений (контрольная работа).
Критерии выполнения контрольной работы: Слабослышащие обучающиеся -75%
4. Оценка знаний и умений учащихся: безоценочная система.
Этапы занятия |
Характеристика основных видов деятельности |
1. Восприятие разговорно- обиходного материала: · Приветствие · Вводная часть занятия · Вопросы, отличающиеся одним словом. · Воспитание культуры общения · Обучение задавать вопросы и отвечать на них · Обучение эмоциональной реакции |
1. Участие в диалоге. 2. Краткие и полные ответы на вопросы. 3. Запоминание новых и повторение изученных слов. 4. Восприятие и понимание обращённой речи. 5. Дифференцировка слов в предложении. 6. Запоминание правил общения. 7. Понимание и усвоение грамматических конструкций предложений 8. Понимание, усвоение и передача повествовательной, вопросительной, восклицательной и побудительной интонации. 9. Понимание, усвоение, и передача эмоционального состояния. |
2. А) Восприятие текста: · Первичное предъявление речевого материала
· Восприятие и воспроизведение текста по фразам (развитие качественного слухового восприятия, воспитание тонких слуховых дифференцировок, уточнение, расширение словаря, развитие памяти, внимания). |
1. Восприятие текста целиком с голоса учителя и понимание услышанного (на слух и слухо-зрительным восприятием незнакомых слов, фраз текста). 2. Чтение текста, уточнение сюжета и действующих лиц.
1. Нахождение нужного материала в тексте. 2. Восприятие и понимание фразы. 3. Запоминание фразы целиком. 4. Воспроизведение фразы. 5. Дополнение, перестановка слов во фразе. 6. Работа с рассыпным текстом. 7. Работа с фигурками. 8. Записывание услышанного. 9. Различение слов-квазиомонимов. 10.Восприятие «неожиданных слов» 11. Восприятие звукового состава труднопроизносимых слов из текста. 12. Различение слов, различающихся друг от друга: гласными, согласными |
· Работа по содержанию и осмыслению текста (работа над пониманием прочитанного, работа над грамматикой русского языка, работа над обогащением словаря учащихся, развитие воображения). |
в корнях, окончаниях, суффиксах, приставках, 13.Восприятие «цепочки» из однокоренных слов с разными предлогами. 14.Слушание похожих слов. 15.Уточнение значения новых слов, их запоминание. 16.Нахождение нужной фразы среди данных. 17. Схематическая зарисовка. 18. Подбор иллюстрации к услышанному. 19.Использование самоконтроля при говорении.
1. Выражение отношения к поступкам героев рассказов. 2. Передача эмоционального состояния героев рассказов. 3. Ответы на вопросы по тексту. 4. Установление причинно-следственных связей (развитие логического мышления). 5. Выделение главных и второстепенных действующих лиц. 6. Рассуждение о содержании рассказов. 7. Определение мотивов поведения героев рассказов. 8. Придумывание названия рассказа. 9. Установление связи между услышанным и личным опытом учащихся. 10. Дополнение слов, словосочетаний, предложений. 11. Составление предложений из данных слов. 12. Повторение слов, словосочетаний. 13. Восприятие и воспроизведение трудно воспринимаемых слов, словосочетаний, предложений. 14. Нахождение в тексте синонимов, антонимов. 15. Рисование схемы слова. 16. Нахождение ударного слога в словах. 17. Усвоение грамматических правил словообразования, словоизменения. 18. Отхлопывание ритмов слов. 19. Определение количества звуков, слогов в словах. |
· Работа над выразительностью речи (закрепление знаний о различной интонации, драматизация).
Б) Восприятие диалога
3.Восприятие речевого материала, связанного с изучением общеобразовательных предметов. |
20. Составление рассказа, сказки по серии картинок (опорным словам ). 21. Перефраз текста.
1. Чтение предложений с соблюдением всех знаков препинания. 2. Чтение предложений с разной интонацией. 3. Участие в драматизации рассказа. Исполнение роли одного из героев.
*Виды деятельности при восприятии диалога повторяют виды деятельности при восприятии текста, а также: 1. Составление диалога по аналогии с образцом. 2. Подбор парных реплик в диалог из числа данных. 3. Дополнение пропущенных реплик в диалог. 4. Перестроение диалога в определённом направлении (изменение лица, времени, места действия). 5. Составление диалога по данной картинке с заданной речевой ситуацией. 6. Составление диалога по воображаемой ситуации, по инсценировке, в игре. 7. Осознание себя как участника общения. 8. Моделирование собственного поведения в соответствии с ситуацией.
Восприятие пёстрого семантически разнородного речевого материала с ИА, без ИА лучше и хуже слышащим ухом (восприятие голоса разговорной громкости). Восприятие заданий на материале слов: 1. Запись под диктовку на слух. 2. Зарисовки в тетрадях. 3. Упражнение по классификации картинок с объектами. 4. Игра в лото. 5. Игра в слова. 6. Игра в слова, связанные по смыслу. |
7.
Игры на словоизменение по какому-либо правилу.
8. Игры на развитие звукового анализа, синтеза.
9. Подбор синонимов, антонимов, слов по аналогии к данным словам.
10. Подбор слов к обобщающему слову.
11. Дописать слова по образцу, прочитать.
12. Образовать существительные с помощью приставок, суффиксов.
1. Выполнение поручений.
2. Выполнение грамматических заданий.
3. Придумывание окончания предложения.
4. Вставка пропущенного слова.
5. Упражнения на развитие словоизменения: изменить существительные по падежам, глаголы по лицам, подобрать существительные к прилагательным, к глаголу, глаголы к наречиям.
6. Закончить пословицы, объяснить их значение, подобрать к данным рисункам.
7. Ответить на вопросы.
8. Составить фразы по опорным словам.
9. Отгадывание загадок.
10. Составить предложения по схемам. 11.Подписать картинки предложениями. 12.Найти и исправить ошибки.
Учащиеся к концу 5 класса должны уметь:
Воспринимать на слух с ИА и без них речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера, связанный с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов.
Воспринимать на слух тексты (до 15-20 и более предложений) сложные по содержанию. Воспринимать на слух весь речевой материал:
без аппарата на расстоянии не менее 6 м (учащиеся с 1 ст. тугоухости), 3-3,5 м (учащиеся со 2 ст. тугоухости)
0,3-0,5 м (учащиеся с 3 ст. тугоухости). С аппаратами на расстоянии не менее 10-12м (учащиеся с 1 ст. тугоухости), 8-10 м (учащиеся со 2 ст. тугоухости), 5-6 м (учащиеся с 3ст. тугоухости).
Тема |
Общее количество часов за год |
1. Диагностика |
С 29.09 по 30 октября 2015 г. (учащаяся поступила в школу 29.09) Всего за год: 14 ,5часов. |
2. Восприятие речевого материала обиходно - разговорного характера, относящегося к организации учебной деятельности. |
С 1-го по 5-й класс отводится в неделю 1 час (2 занятия) на каждого обучающегося. Всего за год: 23 часа. |
3. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. |
|
4. Восприятие текстов, диалогов. |
С 1-го по 5-й класс отводится в неделю 2 часа (4 занятия) на каждого обучающегося. Всего за год: 47 часов. |
5. Итоговая диагностика |
С 10 по 23 мая 2015 г. Всего за год: 6 часов. |
Всего за год: 90,5 часов.
В связи с праздничными выходными датами (23.02;07,08.03;02,03,09.05) всего за год: 89,5 часа, укрупнение тем: 24.02, 10.03, 27.04, 5.05, 12.05.
*Характеристика основных видов деятельности учащихся представлена в полном развёрнутом виде в пояснительной записке (прилагается).
№ |
Тема |
Содержание программного материала |
Сроки |
Речевой материал |
I |
четверть |
|
|
|
1 |
Диагностика |
1. Определения рабочего и резервного расстояния слуха. 2. Исследование возможности слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков. 3. Определение уровня речевого развития. |
29.09 – 30.10 |
Cписки слов, составленных Н.Б. Покровским для определения рабочего и резервного расстояния слуха. Парные картинки, пары слов для слуховой дифференциации акустически близких согласных звуков. Чтение текста, ответы на вопросы, называние картинок, диалог, с опорой на опыт учащихся, составление рассказа по серии картинок, по картинке. |
II четверть |
||||
10 |
Восприятие текста Восприятие речевого материала по предметам. |
«Осень» Чтение: К. Ушинский «Дети в роще» Математика: Приёмы устных вычислений. Грамматика: Изменение имён прилагательных во множественном числе по падежам? |
10.11 — 13.11 |
Карточка № 8. А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! – Очень много белок! Взялись за руки и скрылись – спрятались, исчезли – их стало не видно. Под кудрявыми березками – листочки как кудряшки. Птички перепархивали – перелетали. Некогда – нет времени, спешит. Эй ты, веселый запевала! – Певец! Учились прилежно – хорошо. Вычисли устно. Будем считать устно. Какие ты знаешь приёмы устных вычислений? Большие столы – нет больших столов – подойди к большим столам – вижу большие столы – рядом с большими столами – думаю о больших столах. |
11 |
Восприятие текста . |
«Осенью в парке» Чтение: К. Ушинский «Умей |
16.11 — 20.11 |
Карточка № 9. Стал клевать зеленёхонькую смородину – зелёную. |
|
Восприятие речевого материала по предметам. |
обождать» Математика: Сложение, вычитание в пределах 1000 (устно). Развитие речи: Где я родился? |
|
Обожди – подожди. Смородина поспеет – будет можно есть. Что насилу домой добрёл – еле-еле – было тяжело идти. Простынешь – остыл – стал не горячий. Бултых в воду –упал в воду. Вычисли устно 450 + 350. Где ты родился? Моя Родина – место, где я родился. |
12 |
Восприятие текста. Восприятие речевого материала по предметам. |
«Встречают по одёжке» Чтение: В. Жуковский « Птичка» Математика: Сложение, вычитание в пределах 1000 (письменно). Грамматика: Употребление в связной речи прилагательных. Развитие речи: Моя семья. |
23.11 — 27.11 |
Карточка № 10. Василий Жуковский написал стихотворение «Птичка». Где ты, певичка? – Птичка поёт песни. В дальнем краю –в далёкой стране. Напиши пример и реши его самостоятельно. Выпиши только примеры на сложение. Прилагательное – прилагательные. Возьми красную ручку. Надень маленькую шапку. Принеси большую сумку. Пойдём в продуктовый магазин. Я купался в тёплом море. В моей семье есть мама, папа, брат, бабушка, дедушка, тётя, дядя. Семья – семьи – в семье. Я люблю свою семью. |
13 |
Восприятие текста. Восприятие речевого материала по предметам. |
«Дятел и берёза». Чтение: А. Плещеев «Шаловливые ручонки». Математика: Виды треугольников. Грамматика: Изменение прилагательных по родам Развитие речи: Кем быть? |
30.11 — 04.12 |
Карточка № 11. Алексей Плещеев написал стихотворение «Шаловливые ручонки». Ручонки – ручки – руки. Натворите – сделаете. Проказы – шалости – баловство. Изорвали – порвали. Волосы растреплют – растрепать – сделать беспорядок на голове. Распекаю – ругаю. Всё не впрок – бесполезно. Треугольник – треугольники – виды треугольников. Равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник. |
|
|
|
|
Кем ты будешь, когда вырастешь? Профессия – профессии – моя профессия. Я буду …. Я хотел бы быть …. |
14 |
Восприятие текста. Восприятие речевого материала по предметам. |
«Снежная страница». Чтение: В. Даль «Лиса и медведь». Математика: Виды треугольников. Развитие речи: Какие мы. |
07.12 — 11.12 |
Карточка № 12. Владимир Даль. Самой о себе промышлять – думать, заботиться. Стала проситься в жилички – стала проситься вместе жить. Заприметила – увидела. Вскарабкалась на полку. Досыта наелась. Хитрая лиса. Обхитрила медведя. Треугольник – треугольники – виды треугольников. Равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник. Начерти …. Опиши своего товарища. Маленький(ая), сильный(ая), красивый(ая), умный(ая), с голубыми (карими, серыми) глазами. У него (неё) тёмные (светлые) волосы. Высокий(ая), низкий(ая). |
15 |
Восприятие текста Восприятие речевого материала по предметам. |
«Новый год» Чтение: В. Даль «Война грибов и ягод». Математика: Решение примеров в пределах 1000. Грамматика: Употребление в связной речи сложных прилагательных. Развитие речи: Какие мы. |
14.12 — 18.12 |
Карточка № 13. Владимир Даль. Красным летом – красивым летом, плодородным. А гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт. Пригнетём, задушим её, сладкую ягоду! Не повинны на войну. Повинность – обязанность. Прогневался боровик. И ну грибы сподряд брать. Решите примеры … . будем решать примеры. Откройте тетради и напишите. Сложное прилагательное – сложные прилагательные. Небо сегодня ярко-синее. У Алёши светло-зелёная футболка. У меня есть тёмно-жёлтые шорты. Опиши своего товарища. Маленький(ая), сильный(ая), |
|
|
|
|
красивый(ая), умный(ая), с голубыми (карими, серыми) глазами. У него (неё) тёмные (светлые) волосы. Высокий(ая), низкий(ая). |
16 |
Восприятие текста. Восприятие речевого материала по предметам. |
«Волшебный праздник» Чтение: И. Крылов «Кукушка и петух» Математика: Решение примеров в пределах 1000. Развитие речи: Как мы встречаем новый год. |
21.12 — 25.12 |
Карточка №14. Иван Андреевич Крылов – баснописец. Басня – басни. А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. Хвалить – говорить комплименты – красивые приятные слова. Решите примеры … . будем решать примеры. Откройте тетради и напишите. Встреча Нового года. Скоро Новый год. Праздник. Нужно сшить костюмы, придумать маску, выучить стихотворение. Наряжаем ёлку, готовим подарки. |
III четверть |
||||
17 |
Восприятие диалога. Восприятие речевого материала по теме Восприятие речевого материала по предметам. |
Диалог «Встреча Нового года»
Детская поликлиника Чтение: Стихи о зиме. Математика: Числа от 1 до1000. Развитие речи: Встреча Нового года дома. |
11.01 — 15.01 |
Карточка №15. Стихотворения о зиме. Какие ты читал стихотворения о зиме? Какая в них была зима? Белоснежная, суровая, морозная, красивая. Зимушка – зима. Сугробы. Метель. Вьюга. Кружевами нам потом Окна занавесила. На окнах иней. Девятьсот пятьдесят один, триста восемьдесят пять, семьсот девяносто два, сто тридцать восемь. Как вы отмечали Новый год дома? Что ты подарил родителям? Что тебе подарили? Вы наряжали ёлку? Она была искусственная или настоящая? |
18 |
Восприятие речевого материала по теме. Восприятие речевого материала по предметам. |
Тема: «Профессия – медсестра». Тема: «Профессия – врач».
Математика: Числа от 1 до1000. Развитие речи: Встреча Нового года дома. |
18.01 — 22.01 |
Карточка №16. Презентация. Восемьсот шестьдесят девять, пятьсот девяносто три, четыреста семьдесят восемь, двести сорок. Как вы отмечали Новый год дома? Что ты подарил родителям? Что тебе подарили? Вы наряжали ёлку? Она была искусственная или настоящая? |
19 |
Восприятие речевого материала по теме. Восприятие диалога. Восприятие речевого материала по предметам. |
« Школьный медпункт»
Диалог «У врача». Математика: Умножение, деление трёхзначного числа на однозначное. Развитие речи: Зимние месяцы. |
25.01 — 29.01 |
Карточка №17. Умножь трёхзначное число на однозначное. Придумай пример умножения трёхзначного числа на однозначное. Назови зимние месяцы. Сколько зимних месяцев в году? Какой первый, второй, третий месяц зимы? Декабрь, январь, февраль. |
20 |
Восприятие текста Восприятие речевого материала по предметам. |
«Хлеб» Математика: Умножение, деление трёхзначного числа на однозначное. Развитие речи: Зимние виды спорта. Зимние игры. |
01.02 — 05.02 |
Карточка №18. Умножь трёхзначное число на однозначное. Придумай пример умножения трёхзначного числа на однозначное. Напиши трёхзначное число. Зимние виды спорта: хоккей, кёрлинг, лыжи, конькобежный спорт, фигурное катание, сноубординг. |
21 |
Восприятие Восприятие речевого материала по |
«Расплата» Чтение: Ф. Тютчев. Весенние воды. Математика: Диагонали прямоугольника. |
08.02 — 12.02 |
Карточка №19. А воды уж весной шумят— Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… |
|
предметам. |
Развитие речи: Зимние виды спорта. Зимние игры. |
|
Весна идёт. Гласят – кричат. Гонец – гонцы – посланники – вестники. Прямоугольник – прямоугольники – прямоугольника. Диагонали прямоугольника. Покажи диагонали прямоугольника. Зимние виды спорта: хоккей, кёрлинг, лыжи, конькобежный спорт, фигурное катание, сноубординг. Какие зимние игры ты знаешь? |
22 |
Восприятие текста Восприятие речевого материала по предметам. |
«Маленькие помощники»». Чтение: А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом..» Математика: Виды углов. Развитие речи: В театре. |
15.02 — 19.02 |
Карточка №20. По листам затрепетало. Каждой птицей встрепенулся. Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет. Но только песня зреет. Угол – углы – виды углов. Какие виды углов ты знаешь? Острый угол, тупой угол, прямой угол. Сколько градусов у прямого угла? Театр, билет(ы), касса, портер, балкон, бельэтаж. Кассир, администратор, зал, сцена, спектакль. |
23 |
Восприятие текста Восприятие речевого материала по предметам. |
«Туман» Математика: Класс миллионов, миллиардов. Развитие речи: В театре. |
20.02 — 26.02 |
Карточки №21. Один миллион, миллиард. Запиши 1 миллион, миллиард. 2 миллиарда – 5 миллиардов. 2 миллиона – 5 миллионов. Что больше миллион или миллиард? Театр, билет(ы), касса, портер, балкон, бельэтаж. Кассир, администратор, зал, сцена, спектакль. |
24 |
Восприятие текста. Восприятие речевого материала по предметам. |
Текст: «Весенний аромат» Математика: Единицы длины. Развитие речи: Зоопарк. |
29.02 — 04.03 |
Карточка №22. Длина – единицы длины. Сантиметр, миллиметр, метр. Измерь длину отрезка. Недавно мы ходили в зоопарк. Мы видели там диких животных. Лев – льва, коза – козу, жираф – жирафа, тигр – тигра. |
25 |
Восприятие речевого материала по теме. Восприятие диалога Восприятие речевого материала по предметам. |
«Кинотеатр».
«В кассе кинотеатра» Чтение: С. Есенин «Ночь». Математика: Единицы площади. Развитие речи: Весна, весна на улице. |
09.03 — 11.03 |
Карточка №23. Сергей Есенин написал стихотворение «Ночь». Тихо дремлет река. И дергач не кричит. Серебрится трава орошенных степей. Единицы площади. Квадратный сантиметр/миллиметр/метр. Вычислите площадь квадрата со стороной 2 см. Весна на улице. Тает снег, распускаются листочки, распускаются цветочки, поют птички, растёт травка, солнышко греет теплее, светит ярче. |
26 |
Восприятие текста Восприятие речевого материала по предметам. |
« Лес просыпается» Чтение: Стихи о маме. Математика: Единицы массы. Развитие речи: Праздник 8 марта. |
14.03 — 18.03 |
Карточка №24. Мамочка, мамуля. Самая красивая. Самая любимая. Много писателей написали стихотворения о маме. Мама - самый родной и близкий человек. Нет мамочек наших на свете милей. Единицы массы. Грамм, килограмм. Сколько грамм весит эта гирька? 1 грамм, 5 грамм. 1 килограмм, 5 килограмм. 8 марта – праздник мам, женский день. Я буду делать открытку для мамы. Поздравляю вас (тебя) с восьмым марта. |
|
||||
28 |
Восприятие текста
Восприятие речевого материала по предметам. |
«Лжегерой»
Чтение: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Математика: Единицы времени. Развитие речи: Моя мама лучше всех. |
21.03 — 25.03 |
Кроха сын. Что такое хорошо? Что такое плохо? Если град загрохал. Грязь лежит на рожице,- ясно, это плохо очень для ребячьей кожицы. Дрянной драчун. Этот мальчик так хорош, загляденье просто! Тычет в книжку пальчик. Убежал, заохав. Про такого говорят: он плохой, неряха. Буду делать хорошо, и не буду плохо! |
|
|
|
|
Единицы времени: секунда, минута, час, полчаса. 30 минут. 60 минут. Моя мама лучше всех. Хорошая, красивая, милая, добрая, заботливая, нежная, умная, весёлая. |
|
IV четверть |
|
|
|
29 |
Восприятие текста. Восприятие речевого материала по предметам. |
Текст «Половодье» Чтение: К. Чуковский «Федорино горе». Математика: Решений уравнений. Развитие речи: Весна в городе и в деревне. |
05.04 — 8.04 |
Карточка №25. Корней Иванович Чуковский написал произведение «Федорино горе». Героиня – Федора. Федора не любила убирать у себя дома. Не любила мыть посуду. Посуда обиделась и ушла от Федоры. Федора поняла, что была неправа. Когда посуда вернулась, Федора стала её мыть. Уравнение. Реши уравнение. Напиши уравнение и реши его самостоятельно. 12+х=34, найди икс. Весна в городе наступает раньше. Люди убирают старые листья, копают огород, ухаживают за деревьями сада, сажают морковь, редис, картофель. В парках растёт травка, распускаются листочки на деревьях. |
30 |
Восприятие текста Восприятие речевого материала по предметам. |
Тема: «Первый полёт в космос»
Математика: Сложение и вычитаний значений величин. Развитие речи: Весна – большая вода. |
11.04 — 15.04 |
Карточка №26. 34 минуты + 23 минуты. Сколько будет, если к 45 сантиметрам прибавить 56 сантиметров? Вычисли 2м 34см + 45 см. 45кг 100 г – 200г. Половодье. Лёд на реках и озёрах растаял. Река разлилась. Лёд трещит – трескается. Лёд идёт. |
31 |
Восприятие текста |
«Хатынь» |
18.04 — 22.04 |
Карточка №27. Самуил Яковлевич Маршак придумал много загадок |
|
Восприятие речевого материала по предметам. |
Чтение: С. Маршак. Загадки. Математика: Умножение на 0 и 1. Развитие речи: Весна. |
|
для детей. Отгадай загадку: Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела Дуб, дуб, Поломала Зуб, зуб. Если любое число умножить на ноль, получится ноль. Если любое число умножить на один, получится это число. 453*0=0, 127*1=2 |
32 |
Восприятие текста. Восприятие речевого материала по предметам. |
Текст « Быль о доброте» Чтение: С. Михалков «Про мимозу». Математика: Деление многозначного на однозначное. Развитие речи: Школьный двор. |
25.04 — 29.04 |
Карточка №28. Мимоза – про мимозу. Мимоза жёлтый цветочек со сладким запахом. Часто мимозу дарят на восьмое марта. Он растёт, боясь мороза, У папы с мамой на виду, Как растение мимоза В ботаническом саду. Ленивый мальчик, которого очень любят родители. Родители всё делают за него. Очень оберегают мальчика. Деление многозначного числа на однозначное. Придумай пример деления многозначного числа на однозначное. Школьный двор. Что есть на школьном дворе? Качели, площадка, спортивные снаряды, песочница. |
33 |
Восприятие текста Восприятие речевого |
« У Вечного огня » Чтение: Л. Кассиль « Твои защитники». Математика: Деление многозначных |
04.05 — 06.05 |
Карточка №29. Воздушные защитники – лётчики. Защитники наших морей – моряки, капитаны и матросы. Подводники – солдаты, которые служат на подводной лодке. Сапёры |
|
материала по предметам. |
чисел. Развитие речи: Праздник 9 мая. |
|
- люди, которые знают, как взрывать, делаю взрывы. Защитник – защитники. Почему они защитники? Защищать – защищают. Реши примеры на деление многозначных чисел. Многозначное число – многозначные числа. 9 мая – день Великой Победы. Защитники – защищали Родину. Фашисты – от фашистов. Ветеран – ветераны. Будет парад войск. Ты будешь смотреть парад? |
34 |
Итоговая диагностика |
· Определения динамики развития уровня слухового и слухо-зрительного восприятия (комплекты слов Э.И. Леонгард), · Фиксация рабочего расстояния (увеличение, уменьшение, без изменений) по результатам работы на конец года. · Восприятие незнакомого текста · Восприятие отработанных на занятиях предложений (контрольная работа). |
10.05 — 21.05 |
Комплекты фонетически сбалансированных слов, составленных Э.И. Леонгард для определения уровня слухового восприятия. Комплекты слов, составленные Н.Б. Покровским для фиксации рабочего и резервного расстояний. Карточка с контрольным текстом и контрольными фразами. |
35 |
Восприятие текста. Восприятие диалога Восприятие речевого материала по |
«Летние каникулы» «Мои летние каникулы» Развитие речи: Скоро лето. Математика . Деление , умножение многозначных чисел. |
23.05 — 31.05 |
Карточка №30. Скоро наступит лето. Послезавтра первый день лета. У нас будут летние каникулы. Что ты будешь делать на каникулах. Можно купаться, загорать, отдыхать, играть в футбол. Можно поехать к бабушке. Лето будет жаркое. |
|
предметам. |
|
|
|
1. Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной членораздельной, выразительной, устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного, логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Обучение произношению в первую очередь ведётся на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо- зрительной и слуховой основе.
· Речевое дыхание
· Голос
· Звуки речи и их сочетания
· Слово
· Фраза
· Ритмико-интонационная структура речи.
· Подражание: сопряжённо-отражённое проговаривание слов, словосочетаний; подражание правильной артикуляции учителя,
· Чтение: чтение букв, слогов, слов, предложений, текстов, чистоговорок, стихотворений.
· Рядовая речь: ряды слогов, слов; рядовый счёт.
· Промежуточная речь: ответы на вопросы, составление предложений с опорой на картинки, составление предложений с помощью опорных слов, словосочетаний.
· Самостоятельная речь: самостоятельные высказывания, рассказ о чём-либо, задавание вопросов, просьбы.
Направления коррекционной работы |
Виды работ |
Формирование, развитие умений, направленных на осознанность, активность, самостоятельность учащихся в преодолении дефекта произношения:
· Знание ребёнком ошибок в произношении.
· Уточнение названий органов артикуляционного аппарата, принимающих участие в произношении звуков.
· Формирование умения управлять движениями органов артикуляции ощущать и контролировать положение губ, языка.
· Формирование умений воспроизводить и различать основные |
Анализ ребёнком профиля произношения.
Виды работ с опорой на зрение: а) словесные инструкции: - Покажи губы у себя, у учителя, на схеме. б) схематические зарисовки органов: - Нарисуй язык.
Виды работ с опорой на кинестетические ощущения: Словесные инструкции: - Назови, к чему я прикоснулась; - Покажи кончиком языка нижние зубы.
Словесные инструкции на этапе артикуляционной гимнастики (перед зеркалом, потом без зеркала): - Положи широкий кончик языка на верхнюю губу, оближи сверху вниз… - Произнеси звук, назови (покажи) органы, которые работали. - Произнеси звук (И), растягивая губы в улыбку. - Произнеси звук (У), вытягивая губы в трубочку. - Разложи (нарисуй) картинки в 2 ряда: в первый – картинки, при назывании которых губы в улыбке, во второй картинки, при назывании которых губы трубочкой. - Определи (по беззвучной артикуляции) звуки (И), (У), скажи или покажи букву. |
способы образования звуков.
Развитие речевого дыхания.
Развитие силы и контроля голоса. |
- Произнеси звук (С), удерживая язык у нижних зубов (внизу). - Произнеси звук (Ш), удерживая язык у верхних зубов (вверху). - Произнеси звуки (С), (Ш), меняя положение языка перед зеркалом, без зеркала. А также: ознакомление с понятием «смычка», «щель», «дрожание». б) называние, показывание преграды на схеме, кистями рук. в) знакомство со схематическими обозначениями…. г) закрепление на правильно произносимых звуках с опорой на зрение, тактильные ощущения, кинестезию.
Упражнения на тренировку короткого вдоха и плавного длительного выдоха: «Кто под листочком», «Ветерок сдувает снежинки с ёлочки» и др. Выработка диафрагмального дыхания: «Надуй и сдуй шарик», «Протяжные звуки (С ), (Ш ), (Ф ), (Х ), «Сильные звуки (С), (Ф), (Ш), (Х). Дыхание с движением (стоя, сидя). Упражнения на выработку сильного короткого выдоха: сдувание «пылинки» с носа, «Лягушка» и др.
Упражнения на поддержание умения правильного использования силы и контроля голоса: 1. Тянутое произнесение звуков на одном выдохе 18-20 сек.: А , А И , А И У 2. Усиление (беззвучная артикуляция – шёпот – тихо – громко) и ослабление голоса при повторяющемся (4 раза) произнесении гласных: ааАА, ооОО, ИИии, УУуу, ЭЭээ. 3. Произнесение с наращиванием слогов, сопровождая отхлопыванием: па-па; па-па-па и т.д. |
Совершенствование ручного праксиса.
Совершенствование тактильных (осязательных) ощущений.
Совершенствование артикуляционной |
4. Произнесение по очереди коротких и долгих гласных (тихо, громко, шёпотом, нормально), сопровождая движением пальца по ладони, руке, столу: а у ; а у а у ; а – у ; у – а 5. Произнесение на одном выдохе несколько раз одно слово, несколько слов, фраз.
Тренировка мускульной памяти: - вращение между пальцами гладкого, ребристого карандаша, бобины с нитками; - игра на «пианино» - игры с пальчиками: «Гребешок», «Кошка выпускает когти», «Лесенка», «Гонки», «Землемерка» и др. - пальчиковые игры с предметами: «Пропеллер», «Живой карандаш», «Сбрось колечко», «Слетающая верёвочка», «Учимся стрелять фантиками» и др. - построение фигур из спичек и др.: «Большая стройка» и др. - «Рисуем по клеточкам», «Нарисуй такой же» и др.
Упражнения: - определить с закрытыми глазами, к каким пальцам его рук притронулся педагог; - с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала; - с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет правой, левой рукой; - закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди других предметов; - с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры, буквы, «написанные» на руке, на спине педагогом.
Упражнения на тренировку подвижности артикуляционного аппарата и формированию артикуляционного уклада звуков: |
моторики.
Развитие фонематического слуха.
Развитие слуховой дифференциации звуков, в том числе дефектно произносимых звуков. |
- определение положения губ, - определение положения кончика языка, - статические упражнения по развитию артикуляторной моторики, - динамические упражнения по развитию артикуляционной моторики, - упражнения для мимических групп: « Ночь-день», «Сердитый», «Удивлённый», «Улыбка», «Яркое солнышко», «Мыло попало в глаза» и др.
Артикуляционная гимнастика должна быть дифференциальная. Выполнение перед зеркалом, используя кисти рук. Выполнение без зеркала, не используя кисти рук. «Домик», «Заборчик», «Трубочка», «Улыбочка» и др. – для губ. «Грибочек», «Иголочка», «Часики», «Лопаточка», «Чашечка» и др. – для языка. «Станем толстенькими», «Станем худенькими», «Яблочко», «Рыбка» и др. – для щёк. «Зёва хочет спать», «Покашляй» и др. – для мягкого нёба. Жевание твёрдых яблок, морковки, жевательной резинки.
1. Знакомство с акустическим образом звуков. 2. Узнавание звуков речи в словах. 3. Выделение звука на фоне слова, рядов слов, содержащих и не содержащих этот звук. 4. Вычленение звука: назвать первый, последний звук слова. 5. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова. 6. Выбор слов с заданным звуком. 7. Исправление ошибок в стишках, подбор рифмованного слова.
1. Различение правильной и неправильной артикуляции звуков. 2. Ассоциация смешиваемых звуков с неречевыми звуками из окружающей природы. |
Развитие и совершенствование произносительных умений
Развитие самоконтроля произношения |
3. Зрительная, тактильно-вибрационная, кинестетическая дифференциация звуков. 4. Слуховая дифференциация смешиваемых звуков (с использованием экрана): - изолированно - в слогах - в словах-паронимах: 5. Выделение звуков с опорой на табличку, картинку, 6. Графический диктант, 7. Словарный диктант, 8. Подбор пары слов, 9. Ответ на вопрос: что значит….? 10. Показ табличек, 11. Схема-зарисовка, 12. Подбор картинки, 13. Придумывание предложения со словом…
1. Чтение слогов, слов, предложений. 2. Сопряжённо-отражённое проговаривание слогов, слов с использованием фонетической ритмики. 3. Работа с чистоговорками, скороговорками, потешками.
1. Обучение приёмам самоконтроля: тактильно-вибрационный контроль (наличие, отсутствие голоса; наличие, отсутствие вибрации крыльев носа при произнесении; контроль струи выдыхаемого воздуха при произнесении – направление и температура струи); зрительный контроль (запоминание правильной видимой артикуляции); кинестетический контроль (запоминание правильного положения органов артикуляции); а также в зависимости от слуховых возможностей учащихся: |
слухо-кинестетический контроль;
слуховой контроль (формирование акустического образа каждого звука, различение правильного и неправильного звучания голоса при произношении звуков).
2. Работа с таблицей «Расскажи о звуке».
3. Упражнения на выработку самоконтроля произношения.
· Тренировка различения правильного и неправильного звучания голоса при правильном и неправильном произношении звука учителем, учеником.
· Сравнение правильного и неправильного произношения звука учителем, учеником (показ артикуляции, показ кистями рук, схематическая зарисовка).
· Тренировка в умении различать правильное – неправильное произношение звука в слогах, словах, предложениях с опорой на полимодальный самоконтроль и контроль со стороны учителя.
Оценка учителя после каждой речевой единицы словесно, по табличкам: ПРАВИЛЬНО – НЕПРАВИЛЬНО.
· Тренировка на выработку точной самооценки с опорой на зрение, кинестезию, слух под контролем учителя.
- Слушай себя. Ты сказал правильно или неправильно?
· Упражнения на выработку точной самооценки с опорой на кинестезию, слух без контроля учителя.
Самооценка по табличкам: ПРАВИЛЬНО – НЕПРАВИЛЬНО.
Приёмы, способствующие закреплению акустического, кинестетического образа звука:
а) Зарисовка схемы артикуляции звука по памяти с проговариванием звука. б) «Звук про себя» (приём ощупывания) – назвать место, способ образования звука.
а) В начале занятия ученик вспоминает звуки, за которыми он должен
Развитие коммуникативных умений.
Развитие интонационной выразительности. |
следить; б) В начале занятия мини-зарядки: ученик произносит ряды слогов, слова на контролируемые звуки; в) Чтение про себя, потом вслух с установкой, без установки на самоконтроль произношения.
1. Установление коммуникативного контакта: - общение глазами; 2. Подражание действиям, голосу взрослого: использование фонетической ритмики, сенсомоторных игр, вокальных игр с гласными, игр «Зеркало», «Как будто», игр с пальчиками, имитации ритма; 3. Развитие понимания ситуации, её причины, установление связей: игры, серия картинок «Что сначала, что потом» 4. Знакомство (повторение) с правилами ведения диалога. 5. Диалог и коммуникация: - вопросы и ответы в играх, - поручения и отчёт, - диалоги в ролевых играх, по картинкам, по ситуации, - обращения, - текст-диалог, - телефонный разговор, - диалоги-экспромты.
1. Сила голоса: чтение с понижением, с повышением голоса, скажи тихо, громко, нормально по ситуации. 2. Темп речи: чтение в быстром, медленном, нормальном темпе. 3. Пауза: расстановка пауз на слух, чтение с соблюдением дыхательных пауз. 4. Логическое ударение: чтение предложений, выделяя голосом главные |
Развитие эмоций |
слова (с обозначенными главными словами для выделения их голосом). 5. Интонация: чтение с повышением, с понижением голоса, чтение с разной интонацией. 6. Тон речи: определение настроения, тона высказывания, чтение весело, грустно, удивлённо, испуганно, спокойно.
1. Сенсомоторные игры на подражание: «Обезьянка», «Грустно – весело», «Плохо – хорошо» и др. 2. Развитие эмоционального слуха, вокальной мимики: игры со звуками (звук А – девочка плачет, качает куклу, укололась иголкой…) 3. Развитие выразительности в движении, мимике: вкусно – невкусно, хорошо – плохо, приятно – неприятно. 4. Эмоции человека: знакомство с эмоциями, упражнения с зеркалом, с пиктограммами, схематическая зарисовка, рисование под музыку, подбор междометий, шкала настроения. 5. Распознавание настроения другого человека: подбор сюжетной картинки к услышанной ситуации. 6. Определение эмоционального смысла текста: нахождение в тексте глаголов: чувства, мысли, эмоциональные загадки, литературные загадки, работа с пословицами, поговорками (Сердце веселится. Видна печаль в глазах), эмоциональные характеристики героев сказок (Кто самый добрый? Кого ты жалеешь?). 7. Понимание, выражение ребёнком эмоционального состояния: - настроение и цвет; - настроение и музыка; - настроение и время года, явления природы; - на что похоже твоё настроение; - настроение и звук; - нарисуй своё настроение; - выразительное чтение текстов, диалогов и стихотворений; |
Развитие слухоречевой памяти
Развитие психических процессов |
- объяснение и зарисовка эмоций человека; - объяснение эмоций героев рассказов; - передача эмоций о прочитанном; - воспроизведение учениками эмоций по подражанию и самостоятельно; и др.
1. Упражнения на развитие точности: «Послушай, повтори слова/цифры в том же порядке». «Послушай, повтори, что запомнил(а)» «Послушай предложение, повтори, не изменяя порядка слов». «Восстанови пропущенное слово». «Пиктограммы»: зарисовка слов с последующим восстановлением этих слов по рисункам. 2. Упражнения на развитие объёма: «Пары слов». «Повтори и продолжи». «Запомни нужные слова». «Зарисуй предложение». 3. Упражнения на развитие длительности запоминания: заучивание стихов, загадок, пословиц, песен.
1. Упражнение на развитие сравнения: например, «Сравни деревья», «Найди отличия» и др.; 2. Упражнение на развитие анализа, синтеза: например, «Кто это?», « Что это?»; 3. Упражнение на развитие внимания: кубики «Собери узор», «Что поменялось», «Прочитай сначала буквы в квадратах, потом в кругах, затем в треугольниках», «Зачеркни все четвёрки (все буквы ё, все тройки и др.), рассматривание картинок через трубочку (внимание к деталям) и др. 4. Упражнения на развитие мышления: кубики «Собери узор», «Дорисуй бусы», «Выбери следующую фигуру», «Подбери смысловые пары», |
|
Содержание учебного предмета |
Сроки |
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету. |
Речевое дыхание.
Голос. Звуки и их сочетания.
Слово.
Фраза. |
10.11 – 8.05 25.05 – 31.05 |
Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в самостоятельной речи. Соблюдение логического ударения в диалоге. Закрепление дифференцированного произношения согласных звуков, родственных по артикуляции: носовых и ротовых: м-п, м-б, н-т, в-д слитных и щелевых: ц-с, ч-ш слитных и смычных: ц-т, ч-т глухих и звонких: ф-в, п-б, т-д, к-г, с-з, ш-ж Соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний (по надстрочному знаку « - »): тс-дс, стн- здн Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы) |
6. Организация контроля знаний.
№ п/п |
Контрольные обследования |
Сроки |
Контрольно-измерительный материал |
1. |
Предварительный контроль: 1. Исследование состояния произношения. 2. Определение уровня речевого развития. 3. Определение состояния навыков коммуникативного общения. 4. Общая характеристика речи (характеристика голоса, характеристика произнесения слов, внятность речи, характеристика связной речи) |
29.09 – 30.10 |
Альбом для проверки произношения.
Парные картинки, пары слов для слуховой дифференциации акустически близких согласных звуков.
Чтение текста. Ответы на вопросы. Называние картинок. Диалог, с опорой на опыт учащихся. Составление рассказа по серии картинок, по картинке. |
2. |
Текущий контроль |
На каждом занятии. |
|
3. |
Итоговый контроль: 1.Проведение итоговых проверочных работ. - Исследование состояния произношения. - Определение уровня речевого развития. - Определение состояния навыков коммуникативного общения. - Проверка внятности речи. - Проверка техники чтения. - Общая характеристика речи (характеристика голоса, характеристика произнесения слов, внятность речи характеристика связной речи) 2. Оценка результативности коррекционной работы. |
10.05 – 23.05 |
Альбом для проверки произношения. Комплекты фонетически сбалансированных слов для определения внятности речи Э.И. Леонгард (1 – 5 классы). Знакомый текст для проверки техники чтения. Предметные и сюжетные картинки. |
|
3. Оценка динамики работы с учащимися. 4. Количественный и качественный анализ ошибок. 5. Подведение итогов работы. |
|
|
Методическое обеспечение:
1. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих восприятию речи на слух. Москва «Просвещение», 1990.
2. Баранников И.В. Картинный словарь русского языка. СПб «Просвещение», 1993 3.Канакина В.П.Горецкий В.Г. Русский язык 3-4 кл.М.:Просвещение 2013
4. Королевская Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004 – 154 с.
5.Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. СПб: САТИС 1995.
6. Краузе Е.Н. Логопедия. СПб.: Корона-принт,2006.
7. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 год.
8. Парамонова Л. Г. Методические указания по выявлению и коррекции нарушений слуховой дифференциации звуков речи у слабослышащих школьников. Ленинград ЛГПИ имени А.И. Герцена.
9. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. СПб.: КАРО,2006.
10. Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода: пособие для педагога – дефектолога. М.: Парадигма, 2010
11.Пфафенродт А.Н. Учебное пособие «Произношение» для 4 классов школ II вида. М.: Просвещение.
Звукоусиливающая аппаратура: Электроакустический аппарат «СТ-01» (слухоречевой тренажер)
Информационно-компьютерное обеспечение: Компьютерные программы: Power Point, приложение «Звучащий мир» Инструментарий: Экран, настенное зеркало.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.