Пояснительная записка по литературе (9 класс)
Оценка 4.6

Пояснительная записка по литературе (9 класс)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русская литература
9 кл
05.02.2023
Пояснительная записка по литературе (9 класс)
В пояснительной записке по литературе для 9 класса указано количество часов для каждой изучаемой темы. Дано краткое описание содержание урока.
Пояснительная записка по литературе (9 класс).docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по литературе  и Рабочей программы по литературе к предметной линии учебников для 5 – 9  классов общеобразовательной школы авторов  Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев (ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2019)

 Рабочая программа ориентирована на учебник: Литература. 9 кл.: Учебник-хрестоматия  для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: Меркин Г.С. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2019

Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев,  5-е издание, М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2019;

Г.Меркин, Б.Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 9 класс». – М., 2019

          Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса литературы учащимися  9 классов в течение 102 часов (из расчета 3 часа в неделю)

 В основе программы лежит принцип единства, концентрического на хронологической основе.

Общая концепция рабочей программы по предмету

Программа старших классов строится на историко-литературной основе, которая предполагает, прежде всего, чтение и изучение художественных произведений. Характер организации материала способствует осознанию историко-литературного процесса. Соотнесённость общечеловеческого и конкретно-исторического подхода даёт возможность обратиться к «вечным темам», что позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся. Помимо этого курс литературы 10-11 классов включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя, а обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей. Особенно важным является то, что в программе появились не только новые имена, но и давно забытые.

Гриф «Рекомендовано Минобрнауки России». Линия учебников входит в Гуманитарный академический проект. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г.

           Данный вариант рабочей программы целиком базируется на основе федерального компонента государственного стандарта.

Общие цели и задачи изучения литературы, решаемые при реализации рабочей программы

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Стратегическая цель предмета — завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.

Основные цели:

1.Завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.

3.Овладение умениями анализировать литературные произведения как объективную художественную реальность на основе понимания «языка» литературы как вида искусства.

4.Выработка представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе.

5.Развитие умения определять национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.

6.Воспитание устойчивого художественного вкуса у учеников.

7.Выработка навыков грамотной устной и письменной речи.

8.Развитие потенциальных творческих способностей школьников.

  Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

               Воспитательные задачи:

·         сформировать эстетические идеалы, развить эстетический вкус для верного и глубокого постижения прочитанного, содействовать появлению прочного, устойчивого интереса к книге;

·         воспитать доброту, сердечность сострадание как важнейшие качества развитой личности.

    Образовательные задачи:

·         сформировать умения творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа; осваить предлагаемые произведения как искусство слова;

·         сформировать речевые умения – умение составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умение прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умение видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства. 

Используемые в процессе обучения методики и педагогические технологии:

 развитие критического мышления через  чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного об­учения, развития исследовательских навыков, информа­ционно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы,  и другие.

Рабочая программа ориентирована на учебник   для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: Меркин Г.С. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016

 Приоритетные виды и формы контроля

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Достижения  личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио учащихся.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита  индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.

Преобладающие формы контроля:

- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, худо­жественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

- выразительное чтение текста художественного произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- устный или письменный ответ на вопрос;

- устное словесное рисование;

- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художествен­ных произведений;

- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

-  анализ  (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

-  выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскры­тии идейно-тематического содержания произведения;

-  подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

-  работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и ме­муарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;

-  участие в дискуссии, заседании круглого стола,  утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

- творческий зачёт;

- защита презентаций.

Система тематических планируемых результатов освоения учебной программы

В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен знать/понимать

- умение демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; воспринимать литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особый способ познания жизни;

- умение в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

— обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента  (темы) произведения и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);

— использовать для раскрытия тезисов своего высказывания фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

- умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

- умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» являются:

-               выделение характерных причинно-следственных связей;

-               сравнение и сопоставление;

-               умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

-               самостоятельное выполнение различных творческих работ;

-               способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

-               осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-               владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

-               составление плана, тезиса, конспекта;

-               подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-               использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

-               самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа».

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе основного образования в 9  классе  – 102  часа.

Данная программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). В случае совпадения рабочих дней с праздничными рабочая программа предусматривает объединение тем, сокращение количества часов на изучение тем.

Используемые в процессе обучения методики и педагогические технологии

Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:

·         личностно-ориентированное обучение;

·         ИКТ;

·         метод проектов;

·         исследовательские работы обучающихся;

·         технологии творческих мастерских;

·         игровые технологии

               

Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, самостоятельная работа, моделирование, поиск информации в различных источниках,  выполнение исследовательских, проблемных заданий, практических работ.

 

Применяемый на уроках учебно-методический комплекс:  Литература. 9 кл.: Учебник-хрестоматия  для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: Меркин Г.С. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016

Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев,  5-е издание, М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016;

Г.Меркин, Б.Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 9 класс». – М., 2016

 

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся в 9 классе

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Достижения  личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио учащихся.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

 

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.

 

Приоритетные  виды и формы контроля

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть; развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, лирического стихотворения сравнительная характеристика по заданным критериям, комментированное чтение, составление простого или сложного плана по произведению, сочинение синквейнов;
  • итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода,лирического стихотворения, тест с выбором ответа и с кратким ответом на знание текста художественного произведения, знание теоретико-литературных понятий, творческий зачёт, защита проектов

 

 

 

 

 


Критерии оценивания

 

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

 

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59%.

 

                                                                                  Оценка сочинений

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

 

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

 

Содержание учебного предмета

1.  ВВЕДЕНИЕ (1ч.)

Цели и задачи изучения историко- литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно- исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики ( с обобщением изученного в основной школе).Основные литературные направления 18-19 и 20 веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта

 

2.  ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5ч)

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, её связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, её стилистические особенности. Проблема авторства «Слова». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

3. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА(12ч)

 Классицизм в русском и мировом искусстве. М.В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). Художественные особенности оды «Вечернее размышление…». М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»: лейтмотивы. Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судьям»: особенности тематики и стиля. Г.Р. Державин «Памятник»: тема поэта и поэзии. Квинт Гораций Флакк: слово о поэте. «К Мельпомене». Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин: слово о писателе. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: идея и проблематика произведения. Н.М. Карамзин: «Осень» и другие произведения писателя. Сочинение по теме «Чем современна литература XVIII века?»

Опорные понятия:  теория «трёх штилей», классицизм и сентиментализм как литературное направление.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады, рефераты.

4.  ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (4ч.)

 Русские поэты первой половины XIX века. В.А. Жуковский – поэт-романтик. Стихотворение «Море» - романтические образы. В.А. Жуковский «Невыразимое» - тема поэта и поэзии. В.А. Жуковский «Светлана»: черты баллады. В.А. Жуковский «Светлана»: образ главной героини.

Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русском и западноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

А.С.ГРИБОЕДОВ (8ч.)

 А.С. Грибоедов: жизнь и творчество писателя (обзор). Комедия «Горе от ума»: творческая история создания. А.С. Грибоедов «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. А.С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого. А.С. Грибоедов «Горе от ума»: язык произведения. А.С. Грибоедов «Горе от ума» в зеркале русской критики. Сочинение по теме «Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор).

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.

 

А.С.ПУШКИН (21ч)

 А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. А.С. Пушкин: тема свободы. А.С. Пушкин: любовь как гармония душ. А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии. А.С. Пушкин: две Болдинские осени в творчестве поэта. А.С. Пушкин «Памятник»: самооценка в творчестве поэта. Эссе по теме «Мотивы лирики А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: два типа мировосприятия. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные образы. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» в зеркале критики. Эссе по теме «Мотивы поступков и взаимоотношений героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (выбор).

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментирования, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (12ч.)

 М.Ю. Лермонтов: хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова. Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова. Сочинение по теме «В чём трагизм одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова?» (выбор). М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: дружба и любовь в жизни Печорина. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: оценка критиков. Сочинение по теме «В чём противоречивость характера Печорина?» (выбор).

Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.

Н. В. ГОГОЛЬ (7ч.)  

Н.В. Гоголь: жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души»: история создания. Система образов в поэме Н.В. Гоголя: мёртвые и живые души. Чичиков – новый герой эпохи или антигерой? Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: поэма о величии России. Поэма «Мёртвые души» в зеркале русской критики. Сочинение по теме «Мёртвые и живые души поэмы Н.В. Гоголя». Ф.М. Достоевский: слово о писателе. Ф.М. Достоевский «Белые ночи»: тип «петербургского мечтателя». Роль истории Настеньки в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи». А.П. Чехов: слово о писателе. А.П. Чехов «Тоска»: тема одиночества. А.П. Чехов «Смерть чиновника»: эволюция образа «маленького человека».

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

5. ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

 (9ч.)

 

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 –х годов. Расцвет социально-психологической прозы(произведения И.А.Гончарова и И.С.Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова-Щедрина («История одного города»)

Лирическая ситуация 50-80-х годов 19 века (поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета).

Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия.

 

6. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА

(13ч.)

Своеобразие русской прозы рубежа веков ( М.Горький, И.Бунин, А Куприн). Драма М.Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.Блока, С.Есенина,

В.Маяковского, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака).

Своеобразие отечественного романа первой половины 20 века (проза М.Шолохова, А.Толстого, М.Булгакова).

Литературный процесс 50-80 –х годов (проза В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина, А.Солженицына, поэзия Е.Евтушенко, Н.Рубцова,

Б.Окуджавы, В.Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов 9произведения В.Астафьева, В.Распутина, Л.Петрушевский,

В.Пелевина и др., лирики И.Бродского, О.Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.  Эссе по теме «Нравственная проблематика в произведениях писателей XX века». Отзыв или рецензия на самостоятельно прочитанное произведение литературы XX века.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.

7.Литература Тамбовского края (8ч.)

Знакомство учащихся с творчеством поэтов и писателей родного края.

 

 

8. Итоги года (2 ч.):

Подведение итогов учебного года, обсуждение списка книг для летнего чтения. Комплексное повторение.

 

Календарно-тематическое планирование  учебного предмета «Литература» 9 класс на 2021/2022 учебный год

Темы разделов и уроков

Количество часов

Планируемые результаты

Контрольные работы

предметные

личностные

 

метапредметные

 

КС

ДС

Тест

1

Вводный урок

Великие сеятели разумного, доброго, вечного.

1

 знание особенностей

развития русской литературы

 умения находить

необходимую ин-

формацию в учеб-

нике,

 

 

знание истории,

языка, основ

культурного на-

следия народов

России и челове-

чества;

 

 

 

2

Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» -  величайший памятник древнерусской литературы   

1

знание основных фактов биографии, особенностей мировоззрения,

тематики основных

произведений; умение

анализировать художественное произведение

с опорой на вопросы

учителя,

умения синтези-

ровать полученную

информацию для

подготовки аргу-

ментированного

ответа, органи-

зовывать учебное

сотрудничество

и совместную де-

ятельность с учи-

телем и сверстни-

ками, участвовать

в учебном диалоге;

компетентность

в области исполь-

зования ИКТ

 

знание истории,

языка, основ

культурного наследия народов

России и человечества; целостное

представление

о литературе

X1X века

Знание основ

культурного на-

следия страны,

усвоение гума-

нистических,

демократических

и традиционных

ценностей рос-

сийского обще-

ства

 

 

 

 

3

«Печальная повесть о походе Игоревом»

Патриотический пафос произведения

1

умения воспринимать,

анализировать и интерпретировать прочитанное произведение, подбирать необходимый

цитатный материал

для аргументирован-

ного ответа; умение

составлять развёрнутую

характеристику персонажей;

подбирать

необходимый цитатный

материал для аргументированного ответа

умения синтези-

ровать полученную

информацию для

подготовки аргу-

ментированного

ответа, органи-

зовывать учебное

сотрудничество

и совместную де-

ятельность с учи-

телем и сверстни-

ками, участвовать

в учебном диалоге;

компетентность

в области исполь-

зования ИКТ

 

 знание истории,

языка, основ

культурного на-

следия народов

России и челове-

чества; целостное

представление

о литературе

X1X века

Нравственные

представления;

отношение

к жизни как эк-

зистенциальной

ценности

 

 

 

 

4

Образ автора «Слова…», художественны е особенности произведения

1

понимание сюжет-

но-композиционных

особенностей, общего смысла произведения

(воспевание красоты

и духовной силы «природного» человека);

умение сравнивать

персонажей разных

произведений, умение

устанавливать внут-

рипредметные связ

умения синтези-

ровать полученную

информацию для

подготовки аргу-

ментированного

ответа, органи-

зовывать учебное

сотрудничество

и совместную де-

ятельность с учи-

телем

знание истории,

языка, основ

культурного на-

следия народов

России и челове-

чества;

 

 

 

5

Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…»

1

понимание сюжет-

но-композиционных

особенностей, общего

смысла произведения,

понимание связи литературных произведений

с эпохой их написания,

заложенных в произведениях вневременных,

непреходящих нрав-

ственных ценностей и их современного звучания

умение синтезиро-

вать полученную

информацию для

подготовки аргу-

ментированного

ответа; компетент-

ность в области

использования

ИКТ

 

нравственные

представления;

отношение

к жизни как

экзистенциальной

ценности

 

 

 

 

6

Домашнее сочинение №1 по « Слову…»

1

понимание сюжет-

но-композиционных

особенностей, общего

смысла произведения,

 

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

 

знание истории,

языка, основ

культурного на-

следия народов

России и челове-

чества;

 

1

 

7

У литературной карты Тамбовщины

1

понимание сюжет-

но-композиционных

особенностей, общего

смысла произведения,

понимание связи литературных произведений

с эпохой их написания,

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью.

 

знание истории,

языка, основ

культурного на-

следия народов

России и челове-

чества;

 

 

 

8

Литература XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве

1

воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей,

Знание истории,

языка, основ

культурного на-

следия народов

России и челове-

чества;

 

 

 

9

М.В.Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения, учёный, поэт

1

воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей,

Знание истории,

языка, основ

культурного на-

следия народов

России и челове-

чества;

 

 

 

10

Г.Р.Державин – поэт и гражданин

1

воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей,

Знание истории,

языка, основ

культурного на-

следия народов

России и челове-

чества;

 

 

 

11

Значение творчества Ломоносова и Державина для дальнейшего развития поэтического слова

1

воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей,

Знание истории,

языка, основ

культурного на-

следия народов

России и челове-

чества;

 

 

 

12

У литературной карты Тамбовщины. Г.Р. Державин

1

воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству

 

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей,

Знание истории,

языка, основ

культурного на-

следия народов

России и челове-

чества;

 

 

 

13

Д.И.Фонвизин «Сатиры смелый властелин»

Комедия «Недоросль», её идейное содержание, композиция

1

воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству

 

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей,

Знание истории,

языка, основ

культурного на-

следия народов

России и челове-

чества;

 

 

 

14

Идеал честного человека в комедии «Недоросль»

1

воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству

 

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей,

Знание истории,

языка, основ

культурного на-

следия народов

России и челове-

чества;

 

 

 

15

Р/р Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки»

1

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

формирование целостного мировоззрения;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

умение самостоятельно определятьцели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

 

развитие эстетического сознания.

 

 

 

 

16

Тема воспитания и образования в комедии

1

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

умение самостоятельно определятьцели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

 

развитие эстетического сознания.

 

 

 

 

17

«Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровое своеобразие произведения

1

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

умение самостоятельно определятьцели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

 

развитие эстетического сознания.

 

 

 

 

18

Сентиментализм. Н.М.Карамзин – писатель, историк, критик. Повесть «Бедная Лиза»

1

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

умение самостоятельно определятьцели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

 

развитие эстетического сознания.

 

 

 

 

19

Тема любви в повести «Бедная Лиза». Роль пейзажа в произведении

1

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

умение самостоятельно определятьцели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

 

развитие эстетического сознания.

 

 

 

 

20

Итоговый урок по древней русской литературе и литературе XVIII века

1

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

умение самостоятельно определятьцели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

 

развитие эстетического сознания.

 

 

 

 

21

У литературной карты Тамбовщины. С.Н.Сергеев-Ценский

1

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

умение самостоятельно определятьцели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

 

развитие эстетического сознания.

 

 

 

 

22

Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX  века

1

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

умение самостоятельно определятьцели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

 

развитие эстетического сознания.

 

 

 

 

23

К.Н.Батюшков – основатель «школы гармонической точности»

1

воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству

 

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей,

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

 

 

 

 

24

 

«Литературный Колумб России». Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского

1

воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству

 

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы

 

 

 

25

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы», «К временщику».

1

воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству

 

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей,

 

 

 

 

26

А.С.Грибоедов

Личность и судьба

1

Понимание сюжет-

но-композиционных

особенностей, общего смысла произведения

(воспевание красоты

и духовной силы «природного» человека);

Умения синтези-

ровать полученную

информацию для

подготовки аргу-

ментированного

ответа, органи-

зовывать учебное

сотрудничество

и совместную де-

ятельность с учи-

телем

Знание истории,

языка, основ

культурного на-

следия народов

России и челове-

чества;

 

 

 

27

Сюжет и композиция комедии «Горе от ума», система образов. Анализ 1-го действия

1

Понимание сюжет-

но-композиционных

особенностей, общего смысла произведения

(воспевание красоты

и духовной силы «природного» человека);

Умения синтези-

ровать полученную

информацию для

подготовки аргу-

ментированного

ответа, органи-

зовывать учебное

сотрудничество

и совместную де-

ятельность с учи-

телем

Знание истории,

языка, основ

культурного на-

следия народов

России и челове-

чества;

 

 

 

28

«Век нынешний и век минувший». Обучение анализу монолога. 2-е действие комедии

1

Понимание сюжет-

но-композиционных

особенностей, общего смысла произведения

(воспевание красоты

и духовной силы «природного» человека);

Умения синтези-

ровать полученную

информацию для

подготовки аргу-

ментированного

ответа, органи-

зовывать учебное

сотрудничество

и совместную де-

ятельность с учи-

телем

Знание истории,

языка, основ

культурного на-

следия народов

России и челове-

чества;

 

 

 

29

Фамусовское общество. Анализ сцены бала

1

Понимание сюжет-

но-композиционных

особенностей, общего смысла произведения

(воспевание красоты

и духовной силы «природного» человека);

Умения синтези-

ровать полученную

информацию для

подготовки аргу-

ментированного

ответа, органи-

зовывать учебное

сотрудничество

и совместную де-

ятельность с учи-

телем

Знание истории,

языка, основ

культурного на-

следия народов

России и челове-

чества;

 

 

 

30

Смысл названия комедии «Горе от ума»

1

Понимание «романтизм», «классицизм», «сентиментализм», «комедия», «лирический герой», «композиция», «фольклоризм литературы» (развитие представлений), «роман в стихах», «трагедия»,

освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки;

 

 

 

 

31

Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова

1

воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству

 

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей,

Навыки самоанализа и самоконтроля

 

 

 

 

32

И.А. Гончаров «Мильон терзаний»

1

воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству

 

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей,

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки;

 

 

 

 

33

Домашнее сочинение №2 по комедии А. С. Грибоедова « Горе от ума»

1

воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству

 

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей,

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки;

 

 

1

 

34

 У литературной карты Тамбовщины. А.Платонов «Город

Градов»

1

 

 

 

 

 

35

А.С.Пушкин

Жизнь и творчество

1

характеризовать понятия «романтизм», «классицизм», «реализм», «элегия», «баллада», «сентиментализм», «комедия», «лирический герой», «лейтмотив», «композиция», «фольклоризм литературы» (развитие представлений), «роман в стихах», «трагедия», «автор» (развитие представлений), «герой» (развитие представлений), «антигерой», «литературный тип», «лирический герой» (развитие представлений), «композиция», «комическое» и его виды: сатира, юмор,

выполнять анализ текста комедии, используя литературоведческие понятия;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уваительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

освоение социальных норм, правил поведения,

развитие морального социальных ролей;сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

формирование целостного мировоззрения;

 

Знание истории,

языка, основ

культурного наследия народов

России и человечества; целостное

представление

о литературе

X1X века

Знание основ

культурного на-

следия страны,

усвоение гума-

нистических,

демократических

и традиционных

ценностей рос-

сийского обще-

ства

 

 

 

 

36

Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина

Дружба и друзья в лирике поэта

1

 

 

 

37

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина

1

 

 

 

38

Любовная лирика А.С.Пушкина

Адресаты лирики

1

 

 

 

39

Тема назначения поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

1

 

 

 

40

Образы природы в лирике А.С.Пушкина

1

 

 

 

41

Классное сочинение №1      « Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка»

1

1

 

 

42

Романтические поэмы Пушкина

1

 

 

 

43

«Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия

1

 

 

 

44

Нравственно-философское звучание «Маленьких трагедий Пушкина

1

 

 

 

45

«Повести Белкина» - опыт циклизации повестей, признаки разных жанров

1

 

 

 

 

 

46

У литературной карты Тамбовщины. Н.Вирта «Одиночество»

1

 

 

 

 

 

47

История создания романа «Евгений Онегин»,

Проблематика, выдвинутая эпохой. Художественные особенности произведения

1

характеризовать понятие;

анализировать тексты;

выполнять анализ текстов, используя литературоведческие термины;

определять тему, идею текстов.

                                                   

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

 

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия

 

 

 

48

«Но был ли счастлив мой Евгений?» Онеги

 н в Петербурге

1

 

 

 

49

«Но был ли счастлив мой Евгений?» 

Онегин в деревне

1

 

 

 

50

Нравоучение или

исповедь? Онегин и Татьяна

1

 

 

 

 

 

 

51

«И вот общественное мненье, пружина чести, наш кумир!»

Онегин и Ленский

1

 

 

 

 

 

52

«Победа Татьяны над Онегиным – победа идеала над действительностью»

1

Понимание сюжет-

но-композиционных

особенностей, общего смысла произведения

(воспевание красоты

и духовной силы «природного» человека);

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию

Знание основ

культурного на-

следия страны,

усвоение гума-

нистических,

демократическихитрадиционныхценностей российского общества

 

 

 

 

53

Образ автора на страницах романа. Система образов. Реализм романа

1

знать основные жанры и направления русской литературы X1X века;

особенности русской литературы X1X века.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

формирование целостного мировоззрения;

развитие эстетического сознания.

 

 

 

 

54-55

Классное сочинение №2 по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

2

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

учебной задачи;

индивидуально и в группе;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

 

1

 

 

56

Значение Пушкина в развитии русской литературы и литературного языка. Критики о Пушкине.

1

 

 

 

57

У литературной карты Тамбовщины. Поэзия   Великой Отечественной войны

1

 

 

 

58

Пролог к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. «Нет, он не Пушкин, он другой…»

1

 

 

 

59

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

1

 

 

 

60

Адресаты любовной лирики Лермонтова

1

 

 

 

61

Тема России. Характер лирического героя его поэзии

1

 

 

 

 

 

62

Р.Р.Классное сочинение обучающего характера. Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений Лермонтова

1

знать основные жанры и направления русской литературы X1X века;

особенности русской литературы X1X века.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

 

 

 

 

63

«Герой нашего времени». История создания, композиция романа

1

знать понятия «психологизм литературы» (развитие представлений), жанровые особенности рассказа, роль художественной детали в характеристике героя; «художественная условность», «фантастика» - развитие представлений, гипербола», «гротеск» (развитие представлений), «реализм», «реалистическая типизация» - углубление понятий;

воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

 

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

 

 

 

 

64

«Странный человек» Г.А.Печорин

1

 

 

 

65

Печорин как «портрет поколения»

1

 

 

 

66

«Да и какое мне дело до радостей и бедствий людских!» Глава «Тамань»

1

 

 

 

67

«Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Главы «Княжна Мери», «Фаталист»

1

 

 

 

68

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»

1

 

 

 

69

Подготовка к сочинению по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Домашнее сочинение №3

1

 

1

 

70

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. По страницам изученных произведений

1

знать основные сведения о жизни и творчестве писателей;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных произведений;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе.

 

 

 

 

71

 

Поэма «Мёртвые души». Жанр, композиция, приёмы типизации

1

 

 

 

72-73

Россия «мёртвых душ». Галерея человеческих типов

2

 

 

 

74

Чичиков и чичиковщина

1

 

 

 

75

Образ Родины в поэме «Мёртвые души»

1

 

 

 

76

Классное сочинение №3 по поэме Н. В. Гоголя  « Мёртвые души»

1

1

 

 

77

Литература второй половины XIX века. Обзор

1

 

 

 

78

Эмоциональное богатство поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова

1

знать основные жанры и направления русской литературы X1X века;

особенности русской литературы X1X века.

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

формирование целостного мировоззрения;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

развитие эстетического сознания

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

 

 

 

 

79

А.Н. Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». Имена и фамилии в пьесах Островского

1

знать основные жанры и направления русской литературы X1X века;

особенности русской литературы X1X века.

формирование целостного мировоззрения;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

развитие эстетического сознания

классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество

 

 

 

 

80

Любовь в патриархальном мире и её влияние на судьбы героев пьесы «Бедность не порок»

1

 

 

 

81

 У литературной карты Тамбовщины. А. Солженицын «Случай на станции Кочетовка»

1

 Знание особенностей

развития русской литературы

 Умения находить

необходимую ин-

формацию в учеб-

нике,

 

 

Знание истории,

языка, основ

культурного на-

следия народов

России и челове-

чества;

 

 

 

82

Л.Н.Толстой

Жизнь и творчество. Автобиографическая повесть «Детство», «Отрочество», «Юность»

1

уметь характеризовать изученные понятия;

сопоставлять, сравнивать, анализировать тексты;

выполнять анализ текстов, используя литературоведческие термины;

сравнивать героев;

определять тему, идею, проблему текстов;

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов.

 

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной письменной речью;формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

 

 

 

 83

Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приёмы психологического анализа. Анализ главы «Я проваливаюсь»

1

 

 

 

84

Ф.М.Достоевский

Жизнь и творчество. Повесть «Бедные люди», её место в творчестве писателя

1

 

 

 

85

Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя. Петербург Достоевского

1

 

 

 

86

А.П.Чехов

Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника»

1

знать основные жанры и направления русской литературы X1X века;

особенности русской литературы X1X века.

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

формирование целостного мировоззрения;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

развитие эстетического сознания.

 

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

 

 

 

87

Литература XX века. Своеобразие литературного процесса.

1

 

 

 

88

А.М.Горький Драма «На дне» как «пьеса-буревестник»

 

1

 

 

 

89-90

 

Русские поэты Серебряного века. Многообразие поэтических голосов эпохи

2

 

 

 

91

У литературной карты Тамбовщины. Писатели и поэты 20 века

1

 

 

 

92

Р/р Анализ стихотворений поэтов XX века

1

 

 

 

93-94

М.А.Булгаков

Жизнь и судьба.

Новая социальная обстановка и новая психология в повести «Собачье сердце»

2

 

 

 

95

М.Шолохов

Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «судьба человека»)

1

знать понятия «психологизм литературы» (развитие представлений), жанровые особенности рассказа, роль художественной детали в характеристике героя; «художественная условность»,

воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

 

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

 

 

 

 

96-97

А.И.Солженицын

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор»

2

 

 

 

98

Новейшая русская проза

1

 

 

 

99-100

Итоговое тестирование

2

 

 

 

101

Круглый стол Произведение литературы XX века, понравившееся мне больше всего

1

 

 

 

102

Рекомендации по чтению во время летних каникул. Викторина по творчеству тамбовских писателей.

1

 

 

 

 

 

 

Итого работ

 

 

3

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стратегическая цель предмета — завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность,…

Стратегическая цель предмета — завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность,…

Приоритетные виды и формы контроля

Приоритетные виды и формы контроля

Система тематических планируемых результатов освоения учебной программы

Система тематических планируемых результатов освоения учебной программы

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций

Применяемый на уроках учебно-методический комплекс:

Применяемый на уроках учебно-методический комплекс:

Критерии оценивания Оценка устных ответов

Критерии оценивания Оценка устных ответов

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного…

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного…

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5ч)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5ч)

А.С.ГРИБОЕДОВ (8ч.) А.С. Грибоедов: жизнь и творчество писателя (обзор)

А.С.ГРИБОЕДОВ (8ч.) А.С. Грибоедов: жизнь и творчество писателя (обзор)

Лермонтов «Герой нашего времени»: дружба и любовь в жизни

Лермонтов «Герой нашего времени»: дружба и любовь в жизни

В.Пелевина и др., лирики И.Бродского,

В.Пелевина и др., лирики И.Бродского,

Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы 1 знание основных фактов биографии, особенностей мировоззрения, тематики основных произведений; умение анализировать художественное произведение с опорой…

Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы 1 знание основных фактов биографии, особенностей мировоззрения, тематики основных произведений; умение анализировать художественное произведение с опорой…

ИКТ знание истории, языка, основ культурного на- следия народов

ИКТ знание истории, языка, основ культурного на- следия народов

Слове…»1 понимание сюжет- но-композиционных особенностей, общего смысла произведения, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, заложенных в произведениях вневременных, непреходящих нрав- ственных ценностей и…

Слове…»1 понимание сюжет- но-композиционных особенностей, общего смысла произведения, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, заложенных в произведениях вневременных, непреходящих нрав- ственных ценностей и…

России и челове- чества; 8

России и челове- чества; 8

Знание истории, языка, основ культурного на- следия народов

Знание истории, языка, основ культурного на- следия народов

Тамбовщины. Г.Р. Державин 1 воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к

Тамбовщины. Г.Р. Державин 1 воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к

Тема воспитания и образования в комедии 1 формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов; умение самостоятельно определятьцели своего обучения,…

Тема воспитания и образования в комедии 1 формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов; умение самостоятельно определятьцели своего обучения,…

Тема любви в повести «Бедная Лиза»

Тема любви в повести «Бедная Лиза»

Становление и развитие романтизма в первой четверти

Становление и развитие романтизма в первой четверти

Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского1 воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к

Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского1 воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к

Анализ 1-го действия1 Понимание сюжет- но-композиционных особенностей, общего смысла произведения (воспевание красоты и духовной силы «природного» человека);

Анализ 1-го действия1 Понимание сюжет- но-композиционных особенностей, общего смысла произведения (воспевание красоты и духовной силы «природного» человека);

Знание истории, языка, основ культурного на- следия народов

Знание истории, языка, основ культурного на- следия народов

Мильон терзаний»1 воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к

Мильон терзаний»1 воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к

Знание истории, языка, основ культурного наследия народов

Знание истории, языка, основ культурного наследия народов

Знание истории, языка, основ культурного наследия народов

Знание истории, языка, основ культурного наследия народов

Но был ли счастлив мой Евгений?»

Но был ли счастлив мой Евгений?»

Классное сочинение №2 по роману

Классное сочинение №2 по роману

Лермонтова 1 знать основные жанры и направления русской литературы

Лермонтова 1 знать основные жанры и направления русской литературы

Странный человек» Г.А.Печорин1 65Печорин как «портрет поколения»1 66«Да и какое мне дело до радостей и бедствий людских!»

Странный человек» Г.А.Печорин1 65Печорин как «портрет поколения»1 66«Да и какое мне дело до радостей и бедствий людских!»

Литература второй половины XIX века

Литература второй половины XIX века

Любовь в патриархальном мире и её влияние на судьбы героев пьесы «Бедность не порок»1 81

Любовь в патриархальном мире и её влияние на судьбы героев пьесы «Бедность не порок»1 81

ИКТ 83

ИКТ 83

Литература XX века. Своеобразие литературного процесса

Литература XX века. Своеобразие литературного процесса

М.Шолохов Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «судьба человека») 1 знать понятия «психологизм литературы» (развитие представлений), жанровые особенности рассказа, роль художественной детали в характеристике…

М.Шолохов Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «судьба человека») 1 знать понятия «психологизм литературы» (развитие представлений), жанровые особенности рассказа, роль художественной детали в характеристике…

Пояснительная записка по литературе (9 класс)

Пояснительная записка по литературе (9 класс)

Пояснительная записка по литературе (9 класс)

Пояснительная записка по литературе (9 класс)

Пояснительная записка по литературе (9 класс)

Пояснительная записка по литературе (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2023