Пояснительная записка
Оценка 4.7

Пояснительная записка

Оценка 4.7
Документация +1
docx
воспитательная работа +1
Детсад
23.06.2017
Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Самообразование 2013-2015.docx
КГКП «Детский сад «Карлыгаш»                                                        УТВЕРЖДАЮ:                  Директор КГКП «Детский сад «Карлыгаш» ____________ Виецкая Г. В. «_______»_____________ 2013г.              РАБОЧИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по образовательной области «Познание» КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (средняя группа 4­5 лет) Воспитатель: Литвяк А. С. Квалификационная категория:  без категории Срок освоения: 2 года 2013г. Пояснительная записка Формирование   и   развитие   математических   представлений   у   дошкольников является   основой   интеллектуального   развития   детей,   способствует   общему умственному воспитанию ребенка­дошкольника. Организации   кружка   «Занимательная   математика»   дает   возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.  Кружок проводится 1 раз в неделю,  20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами,   тем   самым   позволяет   качественно   подготовить   детей   к   школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания  детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию  логических форм мышления. Цель кружковой работы: Развивать   интеллектуальные   способности,   познавательную   активность,   интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания. Основные задачи кружка:     развитие логического мышления и основных мыслительных операций; развитие математических способностей и склонностей; качественная подготовка ребенка к школе; развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки; 1. 2. 3. 4. Разделы рабочей программы: «Количество и счет»  Цель:   развивать   самостоятельность,   активность,    знакомить   со   счетом   в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять   понимание   отношений   между   числами,   развивать   психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. «Ознакомление с геометрическими фигурами»  Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать   умение   классифицировать   геометрические   фигуры   по определённым   признакам, зрительно­пространственное   восприятие, логическое мышление.   «Определение величины»  Цель:   развивать   умение   сравнивать   длину,  массу  (вес),  размер   предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»  Развивать   ориентирование   на   плоскости   (листе   бумаги),   в   пространстве, чувство времени;  познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.  5. «Решение  логических задач»  Развивать   у   детей   приёмы   мыслительной   активности   (анализ,   сравнение, классификация, обобщение). Используемые  пособия:  блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные   палочки,   математический   конструктор,   цифры,   наглядные   пособия, дидактические игры, лото. В начале и конце учебного года проводится мониторинг, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала. № Список детей «Количест во и счет» «Ознакомлени «Определен е с геометрически ми фигурами» ие величины» Оконешникова 1  Ануфриева 2 Слухай 3 Боронина 4 Клопоцкий 5 Дериглазов 6 Елисеев 7 Королев 8 Швень 9 Степанова 1 Березикова 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 Тулевканов Кудашова Тимофеев Заремба Андриянова Парваткина Лядова 4 2 3 3 3 3 4 4 2 3 2 4 3 2 4 4 4 4 3 3 4 4 4 2 2 2 4 4 4 2 3 3 4 4 3 3 4 2 4 2 3 3 2 3 3 3 3 3 4 2 2 2 2 2 Диагностика по результатам 2013 – 2014 учебного года В средней группе № 4 «Колокольчик». Мониторинг проводится по 4 бальной системе диагностирования: 4 балла – высокий уровень «Решение   логическ их задач» 4 3 3 3 3 3 4 4 2 2 4 4 3 3 3 4 4 4 3 балла – средний уровень 2 балла – низкий уровень 1 балл – низший уровень Используемая литература: 1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. 2. «Формирование математических представлений», Казинцева Е.А., Померанцева И.В., Терпак Т.А. 3. «Я запоминаю цифры», Колесникова Е.В. /рабочая тетрадь/ 4. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С.  Комаровой, М. А. Васильевой 5. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук. 6. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А.  Смоленцева. 7. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина. 8. «Играем в числа» — серия пособий 9. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина. 10. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики  для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256  с. 11. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических  представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного  образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с. Тематическое планирование № 1 Темы Содержание «Волшебная страна «Знакомство с цифрами» ­ математика» Месяц Сентябрь Цели  о Побеседовать цифрах, их   значении,   повторить знакомые   цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0.       «Геометрические фигуры» Побеседовать   о геометрических фигурах,   повторить ранее   изученные   и с познакомить «Счёты» 2 «Волшебные фигуры» «На что похоже?» «Волшебные превращения геометрических фигур  (сгибание, разрезание, вырезание)» «Кошкин дом»         с   со его их, их новыми   фигурами   ромб), (трапеция, ввести   понятие «многоугольник», привести   примеры многоугольников.  Познакомить счётами, рассмотреть объяснить назначение. Познакомить калькулятором, объяснить значение. Беседа о предметах, нас   окружающих. Провести   аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры   похожи. Повторить   названия геометрических фигур. Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать   круг,   а   из прямоугольника делать   овал,   из треугольника делать многоугольник; учить фигуры, стороны; сгибать пополам. Учить   составлять аппликацию   из геометрических фигур, предварительно   их вырезав;   закреплять знания о геометрических фигурах,   развивать сгибать ровняя учить       Октябрь 3 «Деление целого  « Волшебные пазлы» на части» «Осенний урожай» 4 «Порядковый  «Что такое «порядок»?» счёт» «Интересные слова «между», «за», «после», «перед»» «Какой? Сколько?» «По порядку рассчитайся!»         по пазлы умение   составлять композицию, правильно расположив   её   на листе. с Познакомить пазлами,   показать, как   их   нужно складывать.   Учить собирать пазлы из 6­ 12 частей. Сделать самостоятельно, разрезав   картинку на несколько частей. Закреплять   умение работать ножницами, разрезать контуру. что Объяснить, такое «порядок числа»,   расставить числа   по   порядку, познакомить с порядковыми числами. Закреплять   умение ориентироваться   в пространстве, закреплять   умение строиться   друг   за другом,   называя себя   по   порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. Закреплять   знания детей   о   порядке   и количестве,   уметь называть по порядку и считать количество предметов. Закреплять   умения       Ноябрь 5 «Ориентирование  на плоскости (на листе бумаги) детей рассчитываться   по порядку. Декабрь       «Аппликация на листе» «Ориентирование на листе» Познакомить   детей с   ориентированием на   листе.   Дать представление   о левом   и   правом углах,   нижних   и верхних углах, левой   и   правой стороне листа. Развивать самостоятельность, ориентирование   на умение листе, располагать в центре   композицию, умение самостоятельно вырезать   композиции, продолжать формировать   навык аккуратной работы. Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться   на листе бумаги, находить «верх, низ,   право»   на лево, листе бумаги,   выполнять графические задания. Развивать графические навыки детей.   закреплять представление   о геометрических фигурах. Закреплять   умение ориентироваться   на листе бумаги. «Рисование фигур по «Лесенка» точкам» части Январь Февраль 6 «Ориентирование  в пространстве» 7 «Ориентирование  во времени» 8 «Измерительные  приборы: линейка,  весы, часы»» как нелегко»   называть «Близко – далеко.  Ох, ориентироваться  «Левая и правая рука» «Сутки. Часы. Минутки» Закрепление   знаний о   левой   и   правой стороне   человека. Развивать ориентирование относительно   себя, относительно правой   и   левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением» Развивать   умение ориентироваться   в пространстве, умение расположение предмета относительно других предметов. Расширять   знания детей   о   времени суток,   порядке   его наступления. Познакомить   детей с   днями   недели,   их порядком и названием   каждого дня.   Объяснить, почему именно так. с Знакомство месяцами, их порядком   в   году. Ввести понятие «календарь» Познакомить   детей с понятием «сезоны», рассказать , сколько их. Познакомить   детей с часами, рассказать об   их   значении, рассказать,   какие виды часов бывают. «Весы. Их использование» Познакомить   детей весами, «Знакомство с часами» «Время года. Сезоны» «Дни недели»     «12 месяцев»       с «Какие бывают линейки» «Рисуем по линейке» 9 «Королевство  цифр» «Пишем цифры: 0,1,2,3» «Пишем цифры: 4,5,6» «Пишем цифры: 7,8,9» «Расставь числа по порядку» «Задачи на смекалку» 1 0 «Логические  задачки» Март Апрель     рассказать,   какие бывают   весы   и   их значение.   Дать понятие «вес» Познакомить   детей с линейкой, рассказать   о   её значении.  Учить   проводить прямые   линии   и рисовать по линейке.   Развивать умение   рисовать фигуры,   используя линейку. Развивать   мелкую моторику рук. Учить   детей   писать цифры, знать состав числа   и   порядок нахождения в   линейке цифр .  Развивать   мелкую моторику рук. Учить   детей   писать цифры, знать состав числа   и   порядок нахождения в линейке цифр . Развивать   мелкую моторику рук. Учить   детей   писать цифры, знать состав числа   и   порядок нахождения в линейке цифр . Развивать   умение расставлять   числа по порядку. Развивать   логику, находчивость, внимательность, закреплять   умение выполнять арифметические действия. «Задачи на действия (сложение и вычитание)» «Задачи на составление целого из частей» «Задачи на разделение целого   на части» «Деньги. Их значение» «Волшебные  монетки» «Волшебная страна ­математика» Итоговое занятие 1 1 1 2   Развивать мышление,   учить слушать задачи и по тексту   понимать, какое действие нужно сделать. Развивать мышление детей, умение делить   целое   на части. Развивать мышление детей, умение делить   целое   на части. Познакомить   детей с   деньгами,   их назначением      Май Консультация для педагогов ДОУ. Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Усвоение   математических   знаний   на   разных   этапах   школьного   обучения вызывает   существенные   затруднения   у   многих   учащихся.   Одна   из   причин, порождающих   затруднения   и   перегрузку   учащихся   в   процессе   усвоения   знаний, состоит   в   недостаточной   подготовке   мышления   дошкольников   к   усвоению   этих знаний.   Поэтому   по   своему   содержанию   математическая   подготовка   не   должна исчерпываться   формированием   представлений   о   числах   и   простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших   случаях.   С   точки   зрения   современной   концепции   обучения   самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их   к   усвоению   математических   знаний   является   формирование   логического мышления.   Детей   необходимо   учить   не   только   вычислять   и   измерять,   но   и рассуждать Обучение   наиболее   продуктивно, если   оно  идет  в  контексте   практической  и игровой   деятельности,  когда   созданы   условия,  при   которых   знания,  полученные детьми   ранее,   становятся   необходимыми   им,   так   как   помогают   решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Анализ   состояния   обучения   дошкольников   приводит   многих   специалистов   к выводу   о   необходимости   обучения   в   играх.   Иными   словами,   речь   идет   о необходимости   развития   обучающих   функций   игры,   предполагающей   обучение через игру. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень   важно,   с   ее   помощью   можно   развивать   внимание,   память,   мышление, воображение   малыша.   Играя,  ребенок   может   приобретать,  новы   знания,   умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом Игровое   обучение   —   это   форма   учебного   процесса   в   условных   ситуациях, направленная   на   воссоздание   и   усвоение   общественного   опыта   во   всех   его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально­оценочной деятельности. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности.   Причем   столь   высокий   уровень   активности   достигается   ими,   почти всегда добровольно, без принуждения. Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем­то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой­то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников: 1.         Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста 2.          Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально­волевых качеств 3.         Все психологические новообразования берут начало в игре 4.          Игра   способствует   формированию   всех   сторон   личности   ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике 5.         Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно   считать   синонимом   слова   дидактическая)   подчеркивается   использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний. На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и   игровые   упражнения.   Организуя   игры   вне   занятий,   закрепляют,   углубляют   и расширяют   математические   представления   детей,   а   главное   одновременно решаются   обучающие   и   игровые   задачи.   В   ряде   случаев   игры   несут   основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения. Дидактические   игры   включаются   непосредственно   в  содержание   занятий   как одного из средств  реализации  программных  задач. Место дидактической  игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется   возрастом   детей,   целью,   назначением,   содержанием   занятия.   Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно   в   начале   года,   всё   занятие   должно   быть   проведено   в   форме   игры. Дидактические   игры   уместны   и   в   конце   занятия   с   целью   воспроизведения, закрепления ранее изученного.   догадаться), В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные   по   форме   и   содержанию   разнообразные   дидактические   игровые упражнения.   Они   отличаются   от   типичных   учебных   заданий   и   упражнений необычностью   постановки   задачи   (найти,   неожиданностью преподнесения ее от имени какого­либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в   себя   все   структурные   элементы   дидактической   игры   (дидактическая   задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений,   навыков.   В   младшей   группе   обычным   учебным   упражнениям   можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым   учебным   материалом.   Упражнение   проводит   воспитатель   (дает   задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют. Дидактические игры делятся на: ­ игры с предметами ­ настольно­печатные игры ­ словесные игры Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи­шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры Не   смотря   на   многообразие   игр,   их   главной   задачей   должно   быть   развитие логического   мышления,   а   именно   умение   устанавливать   простейшие закономерности:   порядок   чередования   фигур   по   цвету,   форме,   размеру.   Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры. Также   необходимым   условием,   обеспечивающим   успех   в   работе,   является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же   виде   или   с   усложнением.   Необходимость   современных   требований   вызвана высоким   уровнем   современной   школы   к   математической   подготовке   детей   в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет. Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми   определённых   знаний,   формирование   у   них   количественных пространственных   и   временных   представлений.   Наиболее   важным   является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи. Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у   совершенствования дошкольников   интереса   к   математическим   знаниям, познавательной деятельности, общего умственного развития. Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» Родители знают, что дети любят играть,   поощряют их самостоятельные игры, покупают   игрушки   и   игры.   Но   не   все   при   этом   задумываются,   каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Другие родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания. Для   ребёнка   дошкольного   возраста   игра   является   ведущей   деятельностью,   в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Жизнь   взрослых   интересует   детей   не   только   своей   внешней   стороной.   Их привлекает   внутренний   мир   людей,   взаимоотношения   между   ними,   отношение родителей   друг   к   другу,   к   друзьям,   к   другим   близким,   самому   ребёнку.   Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети   подражают   родителям:   манере   обращаться   с   окружающими,   их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения. С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по   количеству   исполняемых   ролей,   участников   игры.  В   играх   ребёнок   начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению. Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста   не   всегда   умеют   играть.   Одни   слабо   владеют   умениями   применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто­то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим  звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры­организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить «главную роль» по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих,  растёт в глазах детей, а с ним   растёт   любовь   и   преданность   близким.   Хорошо,   если   дошкольник   умеет самостоятельно   затевать   игру,   подобрать   нужный   игровой   материал,   построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел   и   совместно   выполнять   задуманное.   Тогда   можно   говорить   об   умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения. Самостоятельность   в   игре   формируется   постепенно,   в   процессе   игрового общения   со   взрослыми,   со   старшими   детьми,   с   ровесниками.   Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре.   Ждать,   пока   он   сам   начнёт   играть   самостоятельно   –   значит   заведомо тормозить развитие детской личности. Одним   из   важных   педагогических   условий,   способствующих   развитию   игры маленького   ребёнка,   является   подбор   игр   по   возрасту.   Но   игрушки,   которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Что бы игра для ребенка (да и для взрослого, который,   скорее всего, часто будет ему партнером) была интересной, она должна быть достаточно понятной и простой и логичной по правилам. Цель игры тоже должна быть проста, понятна и в принципе достижима. В тоже время в ней должна быть очень большая управляемая вариантность развития сюжета игры, событий. И игрок (даже маленький) должен осознанно выбрать и пытаться реализовать какой­то конкретный, выигрышный с его точки   зрения,   вариант.   Но   в   то   же   время   должен   быть   и   большой   элемент случайности,   делающий   игру   эмоциональной,   нивелирующий   мастерство   и делающий возможным выигрыш даже новичком. Ведь если один игрок все время выигрывает, а второй проигрывает, у «вечно проигрывающего» быстро пропадает охота играть. А если «мастер» все время вынужден поддаваться ­ пропадает охота играть у него. Случайность же ставит игроков в почти одинаковые условия. Удача дает   шансы   каждому,   а   вот   кто   как   сумел   их   реализовать?   И   когда   ребенок обыгрывает «самого папу» и не потому что тот поддался, а в «честном сражении» ­ восторгу нет предела. Нельзя   сбрасывать   со   счетов   развивающую   сторону   игры.   Ребенок,   играя   в настольную игру, даже самую простую, развивает свою фантазию, учится быстро считать,   учится   принимать   какое­   то   решение   и   начинает   понимать   взаимосвязь между принятием решения, своими действиями и их результатом. Его ошибочные действия очевидны для него самого и он уже начинает думать, как их не повторить или   избежать,   понимает   какая   ситуация   плохая,   а   какая   –   хорошая.   У   него развивается не только тактическое, но и стратегическое мышление. Приобретая   игру   важно   обращать   внимание   не   только   на   новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игра ему нужна. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены   радости   играть   в   такие   игры,   в   которых   формируется   смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или   только   с   девочками.   С   мальчиками   у   них   нет   общих   интересов   и   нет предпосылок   для   возникновения   дружеских   взаимоотношений   между   детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игры  на «девчоночьи» и на «мальчишечьи». Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать,   какие   детали   нужны,   какого   цвета,   как   закрепить,   чем   дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре. Игры:   «лото»,   «домино»,   «парные   картинки»,   открывают   перед   детьми возможность   получать   удовольствие   от   игры,   развивают   память,   внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие   игры   имеют   организующее   действие,   поскольку   предлагают   строго выполнять   правила.   Интересно   играть   в   такие   игры   со   всей   семьёй,   чтобы   все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл. Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность   детям   самостоятельно   разыграть   знакомые   произведения художественной литературы, придумывать сказки. Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игру,   и он знает, как в неё играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игра  становится неинтересной. Здесь нужна помощь старших ­ подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя   вместе   с   ребёнком,   родителям   важно   следить   за   своим   тоном.   Ровный, спокойный,   доброжелательный   тон   равного   по   игре   партнёра   вселяет   ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть. Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне,   в   комнате   бабушки,   где   новая   обстановка,   где   всё   интересно.   Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД Этапы самообразования Содержание работы Сроки выполнения Примечания Организационно­диагностический «Форма и цвет» 1. Проведение дидактических игр: • «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него) • «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами) • «Подбери ключик к замочку» • «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры» • «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным) • «Найди   предмет   такого   же   цвета»   (Я   показываю   то   красный,   то   жёлтый,   то зелёный круг) • «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.) • «Найди свою пару» (варежку) 2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием: • Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д. 3. Проведение игр – соревнований. • «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы) В течение учебного года Количество и счёт». 1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП: • «Магазин игрушек» (много, один, поровну) • «Зоопарк» (счёт) • «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну) • «Путешествие на корабле» 2. Игровые математические знания с театрализацией: • «Математика в сказках» ­ «Стоит в поле теремок» ­ «Колобок ищет друзей» В течение учебного года «Ориентировка в пространстве». «Ориентировка во времени». . 1. Настольно – печатные игры: • «Лото» • «Парные картинки» • «Домино» • «Цветная мазайка» • «Пазлы» 2. Дидактические игры: • «Собери сказочного героя» (из частей) • «Кто больше найдёт отличий? »( 2 паровоза, 2 собачки и т. д.) • «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку) «Пароход», и т. д. «Дом» • «Когда это бывает? » — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.) В течение учебного года ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014­2015  УЧЕБНЫЙ ГОД Сроки проведения итогов по теме самообразования – май 2015 Сентябрь Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов Знакомство и анализ документации. Планирование работы  с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. Октябрь Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. Подбор литературы по теме самообразования. Работа с личной библиотекой, интернетом. Ноябрь Изучение теории по теме: «Использование игровых приемов при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников». Знакомство с литературой по данной тематике. Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП. Обмен опытом по проблеме. Декабрь Работа над модернизацией комнаты. Оформление уголка группы Работа над созданием методических папок. Подбор материала по темам. Январь Разработка плана на, месяц, год. Подбор материала. Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей младшего возраста раздела  образовательной программы: область «Познание» Знакомство с литературой.  Февраль Создание нового паспорта группы. Проведение полной инвентаризации группы. Март Создание методической разработки Изучение литературы Разработка картотек игр по ФЭМП Подбор материала Апрель Подготовка праздника  День победы. Репетиции. Май Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы. План по самообразованию воспитателя старшей группы Тема: «Развитие элементарных математических представлений. на 2014 – 2015 учебный год. Ориентировка в пространстве и времени» Формы работы Результат Месяц Сентябрь «Педагогичес Источники Цель кая  диагностика»  Е.Г.Юдина. «Работа с  родителями в  ДОУ»  О.И.Давыдова . Выявление уровня знаний детей по  данной теме. Грамотное  проведение  социального  опроса родителей. Диагностика  детей,  составление  списка. Родительское  собрание на  тему:  «Возрастные  особенности  детей 5­6 лет.   Организационно­диагностический 1. Исследования количественных  представлений. – «Зажги звёзды». –  «Сосчитай сколько раз хлопну». 2. Исследование знаний о  геометрических фигурах. –  «Геометрическая мозаика». –  «Почини коврик». 3. Исследование умения  ориентироваться в пространстве. –  «Скажи что справа, слева, сзади,  спереди от тебя, за». – «Где лежит  игрушка?» (на верхней, средней,  нижней полке). 4. Исследование ориентировки во  времени. – «Обозначений части  суток». – «Обозначений времени, как  «вчера», «сегодня», «завтра». Основная часть. Ориентировка в пространстве. 1.Ориентировка на себе. Изучение строения тела человека  (плакат). Практические упражнения (показать  назначение каждого сустава, органа). Дидактические игры: «Кто это?»,  «Узнай по голосу», «Угадай по  запаху», «Найди на ощупь»,  «Определи на вкус». Подвижная игра «Замри» 2. Ориентировка с помощью слуха.  Передвижение в названном  направлении. Игры: ­ «Иди в ту сторону, откуда  позвали»; Октябрь   «Ориентировк а в  пространстве» Т.Мусейнова – кандидат пед.  наук. «Развиваем  восприятие и  воображение»  А.Левина. Формирование  представлений о  собственном теле, отдельных частях  тела, о парных  органах.  Совершенствован ие умения  ориентироваться  в окружающем  пространстве с  помощью слуха. Развитие умения  понимать смысл  пространственных отношений. Формирование  дружеских  Конкурс  рисунков на  тему «Это я». Создание  фотоальбома  «Мы растём». Создание  картотек:  «Артикуляционн ая гимнастика»,  «Пальчиковые  игры»,  «Дыхательные  упражнения». Консультация  для родителей  «Береги себя». Ноябрь Декабрь «Сюжетно –  дидактические игры с  математическ им  содержанием» А.А.  Смоленцева «Развиваем  восприятие и  воображение»  А. Левина. «Здравствуй  мир»  А.А.Вахрушев ,  Е.Е.Кочемасо ва. «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы,  Т.С.  Комаровой,  М.А.  Васильевой. «Математика  в старшей  группе» В.П.  Новикова.   взаимоотношений со сверстниками.   Активизация в  речи  пространственных терминов: выше,  ниже, спереди,  сзади, между,  выше, чем, над,  под и т.п. Совершенствован ие умения  ориентироваться  в окружающем  пространстве  относительно  предмета. Продолжение  совершенствовани я умения  ориентироваться  относительно  себя. Развитие умения  понимать смысл  пространственных отношений  относительно  себя. Совершенствован ие умения  ориентироваться  в здании детского  сада. Развитие  зрительно –  двигательной  ориентировки,  понимание  словесных  инструкций и  соотношение их с  практическими  действиями,  использование  пространственных терминов: ближе  чем, дальше чем,  справа от, слева  Создание  картотеки с  дидактическими  играми на  пространственн ые  представления. Практические  задания на  ориентировку  вправо, влево. Консультация  для родителей  «Ориентировка  детей в  окружающем  мире».   Экскурсия по  детскому саду с  Незнайкой.  Изготовление  плана – здания. Домашнее  задание:  составление  рассказа «Моя  комната». Конкурс  рисунков «Наша  группа». Изготовление  карт – схем для  поиска  сокровищ. Создание  фотоальбома  ­ «Угадай, кто позвал»; ­ «Иди на звук колокольчика»; ­ «Быстро движется или медленно?». Дидактические игры: «Дударь»,  «Лабиринт дорожек».   Ориентировка в пространстве  относительно предмета –впереди,  сзади, вверху, внизу, справа, слева,  впереди справа, впереди слева, сзади  справа, сзади слева относительно  предмета. Игры: ­ «Поставь чайник справа от чашки,  за чашкой, перед чашкой….»; ­ «Что находится слева от …?»; ­ «Расскажи, где находится шкаф,  стул…». Ориентировка относительно себя­  назад, вверх, вниз, направо, налево,  назад направо, назад налево, впереди,  сзади, вверху, внизу, справа, слева,  впереди справа, впереди слева, сзади  справа, сзади слева. Игры: ­ «Найди игрушки»; ­ «Куда пойдёшь, что найдёшь»; ­ «Покажи флажком вперёд,  направо…»; ­ ­ «Назови все игрушки, которые  стоят впереди, справа от тебя» Ориентировка в помещении  детского сада. Знакомство с планом детского сада. Дидактические игры: «Где чей дом?» Подвижные игры: «Угадай, где я?»,  «Спрятанные предметы», «Где  старшая группа?». Ориентировка на  участке. Подвижные игры: «Наш  участок», «Охотники за кладом»,  «Изучаем схемы». Ориентировка на улице. Беседы по ПДД. Беседа «Мой дом,  моя крепость». Практическое занятие «Улица полна  неожиданностей». от. Январь «Формировани е  элементарных  математическ их  представлений у детей  дошкольного  возраста» А.  М. Леушина. «Формировани е  приставлений  о времени у  детей  дошкольного  возраста» Т.Д. Рихтерман. «Математика  в детском  саду»  Л.С.Метлина. Формирование  знаний детей о  временных  рамках при  использовании  различных  моделей часов Развитие  исследовательско го интереса,  любознательности , творческого  воображения  детей. Активизация  деятельности  родителей в  творческой,  познавательной,  практической  областях жизни  ДОУ. «Путешествуем  по родному  посёлку». Конкурс  рисунков «Мой  детский сад».  Консультация  для родителей  «Есть ли  правила на  улице». Подбор  иллюстраций о  часах. Обновление и  дополнение  экспонатов в  мини­музее  «Тик­так». Картотека  стихотворений о времени, о часах Просмотр слайд  – шоу «Как  возникли  часы?», «Время  и часы». Просмотр:  «Сказка о  потерянном  времени». Эксперименты:  «Солнечные  часы»,  «Песочные  часы». Конкурс  рисунков «Часы  – мечты». Выставка  поделок «Мои  наручные часы». Создание и  оформление  папки –  энциклопедии  «Часы». Консультация  для родителей  «Как научить  ребёнка  разбираться с  часами и  Ориентировка во времени 1.Время,  часы. Беседа: «Для чего нужны часы?»  Стихи о времени, о часах («Минута»,  «Часы», «Королевство минуток»,  «Там на мамином комоде», «Время  времечко бежит»). Пословицы (про  минуту, про час, про время). Загадки. Составление сказки «В стране часов». Дидактические игры: «Поставь  стрелку на часах», «Точное время»,  «Определи который час»,  «Правильное время». Игра – пазл  «Время». Игра – лото «Детям о  времени». Сложи картинку «Часы».  Сюжетно – ролевые игры: «В  магазине часов», «Часовая  мастерская», «Часовщик». Подвижные игры: «Часы пробили  ровно час», «Стрелки», «Бой  курантов». Физкультминутки: «Часы», «А часы  идут – идут», «Часики», «Утро –  день – вечер – ночь». Зарядка «Часы» Пальчиковая гимнастика «Часы». Февраль Март Апрель «Беседы о  пространстве  и времени»  Т.А.Шорыгина . «Обучение  математике  детей  дошкольного  возраста с  нарушением  речи»  А.В.Каменчен ко.   «Пословицы и  поговорки  детям  дошкольного  возраста (о  годе, временах года,  месяцах).И.Л. Гейченко,  О.Г.Шавина. «Путешествие во времени»  Т.В.Владимир ова,  Л.А.Халидули на. «Детям о  времени. Популярное  пособие для  родителей и  педагогов»  Т.И.Тарабарин а,  Е.И.Соколова. «Учим играя» Э.Л.Сухарева. Совершенствован ие умения  ориентироваться  во времени (части суток, вчера,  сегодня, завтра) Развитие  активного  словаря по теме. Совершенствован ие представлений  о временных  изменениях,  взаимосвязи  между временем и природными  явлениями. Закрепление  представления о  временах года. временем». Изготовление  модели «машины времени». Калейдоскоп  математических  игр  «Ориентировка  во времени». Брейн–ринг. Практикум  «Делу время,  потехе – час». Выставка  рисунков «День  и ночь». Консультация  для родителей «Развитие  представлений о  времени у детей  дошкольного  возраста». Коллективная  аппликация  «Модель года». Создание  картотеки с  загадками,  пословицами,  поговорками,  стихами по  данной теме. Выставки  детских работ  по месяцам:  «Портрет  Марта» и т.д. 2. Части суток, вчера, сегодня,  завтра, дни недели. Беседа «Наша неделя», «Каков  Емеля, такова и неделя». Составление рассказа по картине  «Режим дня». Беседа «Что мы делали вчера, будем  делать сегодня и завтра». Чтение Г.Остер «38 попугаев. Завтра  будет завтра». Заучивание стихотворения Е.  Стеквашова «Неделя». Словесная дидактические игры: «Дни недели», «Назови скорее»,  «Продолжай», «Распорядок дня»,  «Когда это бывает» (части суток). Подвижные игры: «Неделька  стройся», «Живая неделя», «День –  ночь». 3. Времена года. Месяцы. Составление рассказов о годе,  опираясь на коллаж «Времена года». Чтение Т.Бобкова «Круглый год». Беседа «Времена года и одежда  человека». Дидактические игры: «Времена  года», «Как мы меняемся», «Так  бывает или нет?», «Четвёртый  лишний», «Времена года, месяцы по  порядку становись». Подвижные игры: «Лови – бросай  месяцы называй», «Лови – бросай  времена года называй».   Развитие  познавательно –  исследовательско й деятельности. Обогащение  познания о  календарях. Формирование  интереса к разным видам  конструирования  календарей. «Изготовление  календаря»  (практическое  пособие). Создание  коллекции  «Календари»  (привлечение  родителей). Викторина «Наш весёлый  календарь». Коллективные  4. Календарь. Беседы: «Как появился календарь?»,  «Древние календари», «Календари  разных народов». «Знакомство с календарём»  (практические задания). Чтение Е.Шварца «Народный  календарь – месяцеслов». Дидактические игры: «Восточный  календарь» Игры с отрывным календарём  «Разложи по порядку». Прослушивание песни «Звёздный Май Проверка уровня  сформированност и знаний детей по  данной теме  самообразования. Педагогическа я  диагностика»  Е.Г.Юдина. «Работа с  родителями в  ДОУ» О.И.Давыдова . работы: «Календарь дней рождений детей  группы»,  «Календарь  праздников в  детском саду».   Итоговая  диагностика  детей за год. Итоговое  родительское  собрание «Вот и стали мы  на год  взрослее». календарь» муз. А. Ермолова, сл.  А.Морозова. Лепка (пластилинография)  «Восточный календарь». Заключительная часть. 1. Исследования количественных  представлений. – «Зажги звёзды». –  «Сосчитай сколько раз хлопну». 2. Исследование знаний о  геометрических фигурах. –  «Геометрическая мозаика». –  «Почини коврик». 3. Исследование умения  ориентироваться в пространстве. –  «Скажи что справа, слева, сзади,  спереди от тебя, за». – «Где лежит  игрушка?» (на верхней, средней,  нижней полке). 4. Исследование  ориентировки во времени. –  «Обозначений части суток». –  «Обозначений времени, как «вчера»,  «сегодня», «завтра». Диагностика по результатам 2013 – 2014 учебного года В средней группе № 4 «Колокольчик». № Список детей «Количест во и счет» «Ознакомлени «Определен е с геометрически ми фигурами» ие величины» 1  Ануфриева 2 Слухай 3 Боронина 4 Клопоцкий 5 Дериглазов 6 Елисеев 7 Королев 8 Швень 9 Степанова 1 Березикова 5 5 5 4 4 5 5 4 5 3 4 5 5 4 4 5 5 5 4 5 5 3 4 5 3 5 5 3 5 5 «Решение   логическ их задач» 4 3 5 5 3 3 4 4 5 5 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 Оконешникова Тулевканов Тимофеев Заремба Лядова 5 4 5 2 5 4 2 4 4 5 3 3 4 2 5 4 4 5 3 4 Мониторинг проводится по 4 бальной системе диагностирования: 5 балла – высокий уровень 4балла – средний уровень 3 балла – низкий уровень 2 балл – низший уровень

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка
Скачать файл