Пояснительная записка к здоровьесберегающими технологиям.
Проблемы сохранения здоровья учащихся особенно актуальны в современном обществе.
"Здоррвьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся" - слова профессора Н.К. Смирнова.
Здоровьесберегающие технологии включают в себе систему упражнений, направленных на оздоровление уч-ся на уроке: упражнения для формирования правильной осанки, снятия напряжения глаз, восстановления для формирования правильной осанки, снятия напряжения глаз, восстановления правильного дыхания, коррекция мелкой моторики. Все эти виды упражнений способствуют и воспитательным и учебным целям. У учащихся возрастает активность, мотивация к учению, уч-ся лучше усваивают программный материал. Климат создается благоприятный эмоционально-психологический в коллективе. Ежедневное применение здоровьесберегающих технологий сохраняет и приумнажает здоровье ребенка.Пояснительная записка к здоровьесберегающими технологиям.
Пояснительная записка к
здоровьесберегающими технологиям.
Проблемы сохранения здоровья учащихся особенно актуальны в современном
обществе.
"Здоррвьесберегающие технологии это системный подход к обучению и
воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью
учащихся" слова профессора Н.К. Смирнова.
Здоровьесберегающие технологии включают в себе систему упражнений,
направленных на оздоровление учся на уроке: упражнения для формирования
правильной осанки, снятия напряжения глаз, восстановления для формирования
правильной осанки, снятия напряжения глаз, восстановления правильного дыхания,
коррекция мелкой моторики. Все эти виды упражнений способствуют и
воспитательным и учебным целям. У учащихся возрастает активность, мотивация к
учению, учся лучше усваивают программный материал. Климат создается
благоприятный эмоциональнопсихологический в коллективе.
Ежедневное
применение здоровьесберегающих технологий сохраняет и приумнажает здоровье
ребенка.Комплексы упражнений, направленных на
развитие опорнодвигательной системы.
Цели: укрепление здоровья учащихся и формирование у
них правильной осанки.
Задачи:
1. Укрепление физического здоровья детей.
2.
Развитие двигательных навыков (быстроты,
ловкости, выносливости).
3. Формирование координации движения.
4. Формирование правильной красивой осанки.
Здоровьесберегающие упражнения проводятся на
каждом уроке в начале урока, по мере усталости детей
может проводиться в любое время.
продолжительность 5 минут
Занятия проводятся под музыку.
Комплексы упражнений, направленных на развитие
опорнодвигательной системы.
До недавнего времени считалось, что предотвратить развитие
заболевания можно, лишь устранив отрицательный фактор, воздействующий
на организм, но в настоящее время целесообразнее говорить о таких мерах
воздействия, при использовании которых организм сам оптимизирует работу
органов и систем, нивелируя воздействие внешней среды и оставаясьздоровым. В этой связи большая роль отводится физическому воспитанию и
его оздоровительным возможностям.
Одно из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья
организация и проведение физкультурно оздоровительных мероприятий в
школьном режиме. Формой активного отдыха детей на уроках является
здоровьесберегающие технологии.
С началом обучения в школе суточная двигательная активность
учащихся снижается примерно в два раз. Урок физической культуры лишь
частично восполняют недостаток движений. Поэтому одной из важнейших
задач
в
общеобразовательных упражнениях является организация двигательной
активности учащихся, обеспечивающей активный отдых и удовлетворяющей
естественную потребность в движениях.
совершенствования учебновоспитательного процесса
Значение ЗРТ в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный
отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые установили, что
двигательные нагрузки в виде ЗРТ на уроке снимают застойные явления,
вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам,
органом слуха и зрения, восстанавливают эмоционально положительное
состояние.
В состав ЗРТ можно включать комплексы, состоящие из 46
упражнений, 23 из них должны целенаправленно формировать осанку, 2 для
плечевого пояса, рук и туловища (потягивания, наклоны и повороты) и
упражнения для ног. Количество повторений 46 раз. Большое количество
повторений снижает интерес к выполнению упражнений.
Комплексы можно выполнять под счет, магнитофонную запись,
стихотворный текст или музыкальное сопровождение, имеющие четкий ритм.
ЗРТ могут проводится и в форме общеразвивающих упражнений.
В этом случае подбираются упражнения для крупных мышц, которые
несет длительное время статическое напряжение (мышцы живота, спины,
плеч, рук и таза). Учащиеся выполняют 45 упражнений с дозировкой 46 раз.
Закончить ЗРТ целесообразно танцевальными или прыжковыми
упражнениями, обратив внимание учащихся на высоту прыжков.
Рекомендации для учителя, воспитателя:
Учитель воспитатель должен проводить физкультминутки, находясь в
хорошем настроении; обладать педагогическим тактом; владеть высокой
двигательной культурой и образно показывать упражнения;
Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом;
Знать основы терминологии физических упражнений.
Комплекс 1.Раз подняться, подтянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре руки шире, пять руками помахать,
Шесть на месте повернуться,
Семь притопнуть, поскакать,
Восемь тихо помолчать.
1. И.п. 12 две "пружинки": 34 подняться на носки, хлопок над
головой; 56 наклон вперёд, хлопок под коленями; 78 выпрямиться, руки на
пояс.
2. И. п. руки на пояс. 1хлопок справа, наклон или поворот головы
вправо; 2 хлопок слева, наклон или поворот головы влево, 3 хлопок
впереди; 4 и.п.
3.И.п. ноги врозь. Руки в стороны. 12 потянуться вправо, влево; 34
руки вверх, вниз "волной".
4. И.п. руки на пояс. 12поворот на 1800 и притопнуть; 34 поворот
на 1800 и притопнуть; 56 подскок на месте; 78 подскок на месте.
Комплекс 2.
От зеленого причала оттолкнулся пароход,
Он назад шагнул сначала, а потом шагнул вперед.
И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход.
1. И.п. стойка, ноги врозь, наклон вперед. 13 движения руками как
при плавании брассом, 4 выпрямиться.
2. И.п. о.с.1 пружинисто, руки влево; 2 пружинисто, руки вправо; 3
то же, что и на счет 1;3 то же что и на счет 2.
3. И.п. о.с. 1 шаг вперед с напряжением, руки вперед; 2 шаг назад, с
напряжением, руки назад; 3 то же, что и на счет 1;4 то же, что и на счете 2.
4. И.п. стойка, ноги врозь. 14 поочередные круги вперед руками; 58
бег на месте.
Комплекс 3
Вечер зимний в небе синем звезды синие зажег,
Ветви сыплют синий иней на подсиненный снежок.
1.И.п. о.с. 1 руки вверх стороны; 2 полу присед, руки за голову; 3 то
же, что и на счет 4 то же что и на счет 2.
2. И. п. стойка, ноги врозь руки на голову; 1 наклон вправо, руки
вверх; 2 и.п; 3 наклон влево, руки вверх; 4 и.п.
Комплекс 4
Лебеди летят, крыльями машут,Присели над водою, качают головою.
Гордо и важно умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся.
И.п. руки в стороны. 12 руки вверх; 34 руки вниз; 56 присесть,
обнять колени; 78 посмотреть направо, налево; 910 встать, руки за спину,
поднять голову; 1112 тихо сесть за парту.
Комплекс 5
Раз, два, выше голова,
Три, четыре руки шире,
Пять, шесть тихо сесть.
И.п. о.с. 12 два хлопка над головой; 34 руки в стороны, ладони
вверх; 56 ладони вниз; 78 руки на пояс, два притопа; 910 и.п.
Комплекс 6
Гуси лебеди летели, на лужайку тихо сели.
Походили, покивали, потом быстро побежали.
1. И.п. руки в стороны. 14 два приседа с волнообразными
движениями руки вверхвниз на каждый присед.
2. И.п. руки вперед. 14 четыре шага на месте, на каждый шаг волна
руками вперед.
3. И.п. руки вперед, 18 восемь шагов на месте, шаг левой пальцы в
кулаки, наклон головы вперед, шаг правой – пальцы разогнуть, выпрямиться.
4. 18 бег на месте.
Комплекс 7
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише, деревцо все выше, выше.
1.
левой нагой – руки к плечам, шаг в правой ногой – принять и.п.
2.
И.п – руки вперед, ладони верх , 14 – четыре шага на месте, шаг
И.п. – руки верх , 1 – наклон влево; 2 наклон вправо; 3- наклон
вперед, руки скрестно вперед; 4 наклон назад, руки скрестно к плечам.
3.
И.п. о.с. 12встать на носки , руки вверх, потянутся; 34руки в
стороны вниз скрестно опустить голову.
4.
И.п. стойка, ноги врозь, руки на пояс; 1 поворот направо; 2
поворот налево; 3 поворот туловища вправо; 4 поворот туловища влево
(пружинисто)Комплекс 8
На горе стоит лесок, он не низок, не высок.
Удивительная птица подает нам голосок.
На тропинке два туриста шли домой издалека,
Говорит один: "Такого свиста не слыхали мы пока"
1. И.п. руки в стороны. 1 правую ногу вперед в сторону на
пятку; 2 и.п.; 3 левую ногу вперед в сторону на пятку; 4 и.п.
2. И.п. руки в замок над головой. 1 полу присед, посмотреть на руки;
2 выпрямиться правую руку и согнуть к груди; 34 выпрямить левую руку и
согнуть ноги к груди.
3. И.п. руки в стороны; 14 четыре шага на месте, четыре круговых
движения кистями, руки вперед.
4. И.п. о.ч. 14 четыре подскока на месте, руки вперед, на пояс, в стороны, на
пояс.
Комплекс 9
Птицы на юг улетают: гуси, грачи, журавли.
Вот уже последняя стаями машет вдали.
1. И.п. о.с.13 повороты вокруг, себя, руки в стороны; 4 и.п.
2. И.п. о.с. 1 хлопок подогнутой правой рукой; 2 хлопок над
головой; 3 хлопок под согнутой левой рукой, 4 хлопок над головой.
3. И.п. о.с. 12 подняться на носки, правую руку вперед
вверх(машем кистью руки); 34 и.п.
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение
здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых
детей.Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих
хроническими заболеваниями, происходит
в возврате 1012 лет. К
распространенным хроническим заболеванием относятся болезни дыхательных
органов, уха, горло, носа, расстройства обмена веществ, нарушение осанки.
Все это явилось причиной создания данной работы и проведения мероприятий
по валеологизации учебновоспитательного процесса в целях улучшения здоровья
учащихся, профилактики заболеваний, как на уроках, так и во внутренне время.
Задача данной здоровьесберегающей технологии имеет три аспекта:
1. Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к
своему здоровью, понимании ценности и важности поддержания организма в
здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу
жизни.
2. Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни,
приемам и методам его реализации, включая основы саморегуляции и развития
таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность.
3. Непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике простудных
заболеваний, а также улучшения через это таких необходимых для успешного
осуществления учебного процесса качества, как психическая уравновешенность,
спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные
способности.
Воспитательный аспект:
болезни;
в текущем учебном году не имели пропусков уроков по причине
занимаются в спортивных секциях;
регулярно проводят закаливающие процедуры;
по результатам психологического тестирования имеют лучшую
память и внимание.
Оздоровительный аспект.
занятия на уроках физкультуры;
проведение оздоровительных пауз во время уроков.
На выбор данной здоровьесберегающей технологии "Дыхательной
терапии" оказали влияние повышенное загрязнение воздушной среды из
близкого расположения Электроцинка, что, безусловно, отражается на
состоянии на состоянии органов верхней дыхательной системы.
Для решения поставленных задач используются игры и
упражнения игрового характера с произношениями во временя выдоха
различных звуков, стихотворных строк, пением песенок в такт ходьбе
звукоречевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем,
способствующим уменьшению бронхиспазма. Полезны игры с дозированнымбегом, ходьбой в чередовании на расслабление, дыхательными упражнениями.
Это способствует улучшению функции терморегуляции. Для профилактики
бронхолегочных заболеваний также применяются игры, способствующие
улучшению осанку, и игры, содействующие нормализации прикуса.
Будем улучшать осанку.
Упражнение 1. Встать к шкафу или к стенке так, чтобы не было
просвета между спиной и поясницей, втяните живот. Продолжение: 60 секунд
3 минуты. Дышать произвольно.
Упражнение 2. Стоя, несколько раз подышать, активизируя выдох
(подбирая живот во второй половине выдоха). Затем после выдоха, вернее,
выдыхая, сесть на пятки. Последующий вдох сделать стоя, на коленях, с
опущенными руками, а на выдохе повторить позу 6раз.
Упражнение 3. Стоя, затем во время ходьбы на месте соединить пальцы рук.
Дышать произвольно.
упражнение 4. На 2 шага сделать неглубокий вдох (немного выпячивается
живот) и на следующие 2 шага выход, сильно подбирая живот от подложенной
ямки до паха.
Дыхательные упражнения специального назначения.
Упражнение 1. Дыхание успокаивает.
Сидя, медленно вдохнуть гармонично полным типом дыхания, представляя,
как свежий воздух наполняет легочные пузырьки.
Задержать дыхание на счет 12. медленно выдохнуть через рот узкой струей,
расслабляя мышцы и во время выдоха представлять, что удлиненный выдох
действует успокаивающие. Повторить 26 раз.
Это упражнение полезно выполнять после умственной работы. Оно улучшает
сон, если его выполнять после 20 минутной прогулки. Ходить надо медленно.
Дышать, растягивая вдох и выдох так, чтобы не надо было напрягаться. освоив
ритмични ое дыхание во время движения, можно после вдоха (стоя) задержать
дыхание (на 12 шага). Пауза будет улучшать коронарный кровоток.
Упражнение 2. Дыхание улучшает кровообращение мозга.
Сидя, медленный вдох через нос. Во время задержки дыхания (23 секунды)
надо 24 раза подряд выпячивать и опускать живот и в это время вы благодарядвижениям диафрагмы улучшает венозное кровообращение в брюшной полости.
выдохнуть надо прерывающейся сильной струей через рот, наклоняя голову вниз и
назад (будет улучшаться кровообращение мозга). Повторять несколько раз.
Упражнение 3. Дыхание улучшает терморегуляцию.
Сидя расслабить мышцы. Медленный вдох (47 секунд). Во время вдоха
напрягать мышцы рук и ног ( руки опущены вдоль тела, пальцы сжаты в кулаки;
напрягая мышцы ног, как бы подниматься на носок). После короткой задержки
дыхания (на счет 13) сделать выдох, одновременно расслабляя мышцы. Если
нетрудно, то после выдоха полезно задержать дыхание (на 12 секунды). Повторить
несколько раз. Упражнение полезно, когда нарушена терморегуляция (зябнут руки,
ноги). В этих случаях рекомендуется после выполнения упражнений растирать
кожный покровы тела сухой щеткой (12 мин).
Упражнение 4. Дыхание тонизирует.
Сесть, удобно расслабить мышцы ног. Кисти рук на коленях. Вдохнуть
медленно, через рот, сложив язык продольно в трубку, добиваясь ощущения
заполнения всех легких струей воздуха. Во время задержки дыхания мысленно один
раз произнести: "Я сейчас стимулирую восстановительные силы организма".
Выдохнуть через нос. Затем опять вдохнуть бесшумно через нос с полуоткрытым
ртом.
Немного задержав дыхание, произносить: " Я могу быть всегда деятельным".
Выдохнуть через рот со звуком "м". Повторить упражнение 3 раза. Во время
задержки дыхания, когда произносится текст, необходимо слегка 23 раза
попеременно выпячивать живот. Эти движения оказывают благотворное валяние на
солнечное сплетение.
Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое
произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной
гимнастики выполнять 12 упражнения. все эти упражнения помогут достичь
главного выхода и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен
быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на
начальном этапе можно прижимать их ладошками). Затем усложните упражнение:
во время выдоха язык пусть лежит на нижней губе.
ФутболИз кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота два кубика или карандаша.
Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол", вата должна оказаться между кубиков.
Бабочка
Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать
нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Взрослый и
ребенок произносят приговорку:
Бабочка коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки
На березовой ветке!
Русская народная приговорка
Затем взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, "чтобы она полетела".
Ребенок делает длительный плавный выдох.Снегопад
Сделайте снежинки из ваты ( рыхлые комочки). Объясните ребенку, что
явление, когда идет снег, называется снегопад. Продолжите ему устроить снегопад
у себя дома. Положите "снежинку" на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует
ее.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
А. Барто.
Взрослые вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов
осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья.
Листопад
Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенокдует на листочки так, чтобы они полетели. Листья можно вырезать разны: дубовые,
кленовые, березовые. Научите ребенка узнавать листья деревьев. Это смогут даже
не говорящие дети.
Шторм в стакане
Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой.
Посередине широкого языка кладется соломка, чтобы вода забурлила. Следите,
чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
1. Лягушка
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное
положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не
должна выдвигаться вперед.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, перестану
И нисколько не устану.2. Хоботок
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.
Удерживать их в каким положении на счет до пяти.
Подражаю я слону.
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
3. Лягушка хоботок
На счет "раздва" чередовать упражнение "Лягушка и упражнение "Хоботок"
Свои губы прямо к ушкамРастяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
4. Окошко
На счет "раз" широко открыть рот (окошко открыто), на счет "два" закрыть
рот (окошко закрыто).
5. Лопаточка
улыбнуться, открыть рот. Продолжить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать
в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы
нижняя губа не напрягалась и на нижние зубы.
язык лопаткой положи
И под счет его держи:Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
6. Иголочка
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы
кончик языка не загибался вверх.
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
за собою хвост тащу.
Упражнения для глаз
Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку,
так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны
при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие
упражнения:
1. Вертикальные движения глаз вверх вниз;
2. Горизонтальное вправо влево;
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5. На доске до начала урока начертить какую либо кривую (спираль, окружность,
ломаную); предлагается глазами "нарисовать" эти фигуры несколько раз в одном, а
затем в другом направлении.
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время,
поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм.
Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши "горели".
Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1. Потягивание за мочки сверху вниз;
2. Потягивание ушной раковины вверх;
3. Потягивание ушной раковины к наружи;
4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелки и против.
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж
биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно
«разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый
учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках
пальчиков, что предотвращает застой крови в руках, но и во всем теле, так
как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгам. Массаж проводится в
следующей последовательности:
1. Точка на лбу между бровями («третий глаз»)
2. Парные точки в височных ямках.
3. Точка посередине верхнего края подбородка
4. Парные точки в височных ямках
5. Три точки на затылке в углублениях
6. Парные точки в области козелка уха
Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать
никакого воздействия, принести вред.
Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в
хорошем настроении.Здоровьесберегающие технологии сегодня и
завтра
Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена.
Как воспитание нравственности и патриотизма, так как и воспитание
уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с
раннего детства. По мнению специалистовмедиков, 75% всех болезней
человека заложено в детские годы.
Потому так происходит? Видимо дело в том, что мы, взрослые, ошибочно
считаем: для детей самое важное – это хорошо учится. А можно ли хорошо
учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и
леностью, если он не умеет бороться с недугом?
В последнее время средства массовой информации активно поднимают
вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это
угрожает психическому и физическому здоровью.
По результатом исследований российских психологов в среднем дети
начальной школы, которые учатся стабильно на 4 и 5, проводят за
письменным столом дома не менее 2,53 часов. А ведь к этому нужно еще
добавить уроки в школе.
Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно
должны достигнуть определенного результата.
Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к
росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в
свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание
учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от
проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной
бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них
возникают проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова) но и
появляются трудности в учении. В первую очередь это проблемы
концентрации внимания, памяти, запоминание учебного материала,
проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, болезнь ответа у
доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с
малоактивным образом жизни.
Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной,
полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе
вызвало прилив энергии и было в радость?Помимо семьи развитию двигательной активности детей самое серьезное
внимание должна уделять школа. Что мешает пониманию значения
здоровьесберегающих технологий в учебном заведении?
Это отсутствие осознание данной проблемы как одной из первостепенных в
культуре организации образовательного пространства. Почему проблему
сохранения здоровья детей нужно решать комплексно, а не эпизодически?
Заглянем на урок физической культуры.
На уроке активно работают те дети, которые мотивированы на участие в
уроке физкультуры. Остальные сидят на скамье запасных. При этом у
детей масса аргументов в защиту себя (разрешение родителей, ссылки на
плохое самочувствие, боли в животе, насморк и т. д)Но даже если дети
постепенно посещают уроки физкультуры, то это недостаточно, чтобы
вырасти здоровым физически и духовно. Дватри урока в школьном
расписании проблему не решать. Два с половиной часа в неделю занятий
физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к
сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны
сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь полюбить себя,
свое тело, свое здоровья и оценить объективно свои проблемы
собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.
Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом
для всей будущей жизни.
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое
здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы
двигательные минутки, которые позволяет, размят тело, передохнуть и
расслабиться прислушаться к себе и принести своему организму пользу. И
дети, и родители знают, что на уроках педагоги должны проводить
физических упражнений , дети больше общаются друг с другом, учатся
помогать и поддерживать друг друга, что влияет на изменение их
коммуникативной культуры.
Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению
психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему
здоровью. Можно предложить провести физкультминутку комунибудь из
детей. Они выполняют это поручение с большим удовольствием.
Дети после физкультминутки становятся более активным, их внимание
активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования
здоровьесберегающих технологий в школе.
Помимо этого проводятся активные перемены. Они помогают сплотить
коллектив, изменить статус детей в коллективе. Ни для кого не секрет,
что дети, имеющие достижения в спорте или на уроках физкультуры, не
всегда так успешны в учебе. Возможность для таких детей провести
активную переменку, показать свои умения способствует формированию
иного мнения педагога о них и их возможностях, помогает детям быстрее
войти в коллектив. И такие перемены повышают работоспособность и
активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость
и сонливость.
В качестве примера упражнения, психологическое назначение которых –
развитие наблюдательности, умения понимать друг друга без слов, умения
общаться, сопереживать и помогать друг другу.
Блезнецы.
Дети встают между парами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают
глаза. По сигналу они выполняют следующие команды:
Присесть
Встать
Встать на пальчиках
Наклонится влево
Наклонится вправо
Прогнуться назад
Постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене
Постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене