Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)
Оценка 4.8

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
окружающий мир
2 кл
17.02.2017
Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа № 3 г. Завитинска Амурской области «Согласовано » Председатель МС протокол № ___ от «__» _________ 2016 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №3 __________ /И.В.Анодина/ «__» _________ 2016 г. «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 3 ___________ /З.И.Годун/ Приказ № ___ от «__» _________ 2016г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий мир» 2 класс УМК «Перспектива» Учителя начальных классов Герасимовой Елены Владимировны 2016 г.
пояснит. записка окр. мир.docx
Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федеральных государственных стандартов начального  общего образования второго поколения, Концепции духовно­нравственного  развития  и воспитания личности гражданина России, а также   планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у младшего школьника умения учиться (УУД). Данная рабочая программа разработана на основе программы «Окружающий мир» авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой   (Сборник рабочих программ «Перспектива» 1­4 классы, изд. «Просвещение», 2011 год). Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно­правовых и инструктивно­методических документов: 1.  Закона РФ  «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012. №273­ФЗ; 2.   Приказа   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   06.   10.   2009   г.   №   373   «Об   утверждении   и   введении   в   действие   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29. 12. 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки  Российской  Федерации от 6 декабря 2009 г. №  373 «Об утверждении  и введении  в действие  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 4. Приказа Министерства образования и науки Амурской области от 19. 04. 2010 г. № 635 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» (с изменениями); 5. ООП НОО, одобренная  Федеральным учебно­методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 №1/15; 6. Приказа МО и науки РФ от 04. 10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»; 7.   Приказа   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   31.   03.   2014   г.   №   253   «Об   утверждении   федерального   перечня   учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; 8. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программ – образовательным программам начального общего образования, утверждённого  приказом Министерства образования и науки РФ от 30. 08. 2013 г. № 1015; 9. Образовательной программы МБОУ СОШ № 3 г. Завитинска. Выбор   указанных   программ  обоснован  тем,   что   они   соответствуют   базовому   уровню,   обеспечивающему   не   только   достаточную   для продолжения образования предметную подготовку, но и расширяющим представления обучающегося о закономерностях окружающего мира, его эрудицию, воспитывающим языковую культуру.  Обоснование выбора УМК «Перспектива» В учебниках прослеживается:          структурирование уроков по ТДМ; возможность системного прохождения каждым учащимся основных этапов формирования УУД; учет возрастных особенностей учащихся, их жизненного опыта и интересов; тщательный отбор содержания; подбор выразительных иллюстраций; придание языку точности и простоты; задания для работы в парах и группах; творческие задания; задания поискового характера Цели: Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:  развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;  освоениезнаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;  воспитаниепозитивного   эмоционально­ценностного   отношения   к   окружающему   миру,   экологической   и   духовно­нравственной   культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье. Задачи обучения:  Формировать в сознании ученика ценностно­окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.  Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.  Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.  Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира. Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально­гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Общая характеристика курса Программа  «Окружающий мир»  создана с опорой  на культурологические принципы,  понятия,  категории,  которые гармонично объединяют естественнонаучные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно­культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно­культурное целое.  Программу   определяют   важнейшие   компоненты   культуры   —   норма,   ценность,   идеал,   что   позволяет   представить   такое   явление,   как   мир, системно  с  точки  зрения   культурно­нормативного,  культурно­значимого,  культурно­должного   в  жизни  человека.  Таким  образом  дети   получают возможность   создать   целостную   картину   мира,   выявляя   в   ходе   первоначального   знакомства   с   природными   явлениями   и   фактами   культуры универсальные   ценностно­смысловые   ориентиры,   необходимые   человеку.   Ведь   именно   ценностно­консолидирующее   пространство   культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.  В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:   природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;   природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;  мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем. Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ.  Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно­смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:  природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества; культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм; наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума; искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества; человечество как многообразие народов, культур, религий; семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно­ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;          труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности; здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно­  и социально­нравственное; нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.  Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг. Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают   основами   практико­ориентированных   знаний   о   человеке,   природе   и   обществе,   учатся   осмысливать   причинно­следственные   связи   в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования   у   младших   школьников   фундамента   экологической   и   культурологической   грамотности   и   соответствующих   компетентностей   — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо­ и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно­нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно­ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально­научного и эмоционально­ценностного постижения мира вокруг.  Знакомство с основами естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно­научных и социально­ гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма,   опирающегося   на   этнокультурное   многообразие   и   общекультурное   единство   российского   общества   как   важнейшее   национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. В соответствии с Примерной  ООП НОО, одобренной  решением федерального учебно­методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, 68 ч в год. Рабочая программа по окружающему миру обеспечивается УМК: Место курса в учебном плане Учебно­методическое обеспечение: 1 Окружающий мир. 2 класс (1­4). М.: «Просвещение», 2014г. в 2­х частях. 2 Окружающий мир. Рабочая тетрадь2 класс. М.: «Просвещение», 2014г. в 2­х частях. 2 2 А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. Учебный материал распределён по разделам: № п/п Раздел Количество часов 1. 2. 3. 4. Время и календарь 13ч + 1ч экскурсия  + 1ч практическая работа с термометром Осень Зима 16 ч +2 ч экскурсии­прогулки + 1 ч подвижные старинные осенние игры 13 ч +2ч экскурсии­прогулки Весна и лето 15ч +2 ч экскурсии + 2ч подвижные игры Предмет   «Окружающий   мир»   вводит   ценностную   шкалу,   необходимую     для   формирования   у   подрастающего   поколения   позитивных целевых   установок,   углубленного  личностного   восприятия   и   эмоционального,  доброжелательного  отношения   к   миру   природы   и   культуры   в   их единстве.  Тем   самым   закладываются  основы   воспитания   нравственно  и   духовно  зрелых,   активных  граждан,  способных  оценивать   свое  место   в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг. Роль учебного курса  Содержание учебного предмета  Раздел «Время и календарь» Наша планета во Вселенной. Солнце — источник теплаи света на Земле.  Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.Смена времен года.  Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря. Способы измерения времени; старинные и современныечасы. Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народныйкалендарь. Наши праздники. Экологический календарь. Раздел «Осень» Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета. Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе. Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни­погодоуказатели.  Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе».  Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод.  Загадки о культурных растениях.Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений.  Народные осенние приметы и присловья.Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьяхи кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад,  его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с  помощью животных и с помощью ветра.«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с  растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах. Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у  пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за  поведениемпауков в осенних народных прогнозах погоды. Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября  — день­погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным  изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц­зимников по народному календарю. Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.Правила поведения в природе,  направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.Труд  людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные  праздники осенью. Проводы осени.Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего  края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края. Раздел «Зима» Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья. Зимние дни­погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году. Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок. Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде. Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных  деревьев с животными.Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни. Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных). Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на  примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.). Подкормка птиц зимой. Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.Подкормка диких  зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных. Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).Культура поведения в природе зимой. Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры. Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т.  д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы. Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних  праздников по традициям народов своего края. Раздел «Весна и лето» Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны. Весенние приметы и присловья. Весенние дни­погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие. Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода. Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной.  Загадки о березе. Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к  раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях. Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость  бережного отношения к ним. Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц. Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не  любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей. Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и  беление холстов и т. д.). Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны. Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни­погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные  дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России. Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека». Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков  экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весеннихпраздников по традициям народов своего края. Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.   Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально­поэтического творчества. Планируемые результаты:  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета При изучении курса «Окружающий мир» по учебникам А.А.Плешакова и М.Ю. Новицкой для 1­4 классов достигаются следующие личностные,  метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС. Личностные результаты. 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание  своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; стремление гуманистических и  демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов,  культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе  представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других  людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному  отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты. 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Освоения способов решения проблем творческого и поискового характера. 3. Формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации; определять наиболее эффективные способы достижений результата. 4. Использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем  решения учебных и практических задач. 5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для решения  коммуникативных и познавательных задач. 6. Овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое  высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий по причинно­следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Овладение начальными сведениями о сущностях и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,  культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и  процессами. 10.  Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета. Предметные результаты. 1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы. 2. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, свой семье, истории, культуре, природе родного края, ее современной  жизни. 3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в  мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде. 4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с  получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). 5. Развития навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. В процессе изучения курса должны быть сформированы следующие УУД: В процессе изучения окружающего мира обучающиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные. Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир». положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу её членов; осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, формирование интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям; умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально­этическими принципами; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; осознание ценности природы не только как источника  удовлетворения потребностей человека, но и её  значения  для  здоровья  человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; понимание важности здорового образа жизни.               стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения  и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела; стремление к соблюдению морально­этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения здоровья; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении; осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия           организовывать  свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.); принимать (ставить) учебно­познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать  (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно­ познавательными, учебно­практическими, экспериментальными задачами; действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; ставить учебно­познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.); проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. Познавательные универсальные учебные действия      осознавать учебно­познавательную, учебно­практическую, экспериментальную задачи; осуществлять  поиск   информации,   необходимой   для   решения   учебных   задач,   из   материалов   учебника   (текстов   и   иллюстраций),   рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; понимать  информацию,   представленную   в   вербальной   форме,   изобразительной,   схематической,   модельной   и   др.,   определять   основную   и второстепенную информацию; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно­следственных связей, построения рассуждений и выводов; подводить   под   понятие  (в   сотрудничестве   с   учителем,   одноклассниками)   на   основе   выделения   существенных   признаков   природных   и социальных объектов;         наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений; осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково­символической форме. осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели; сопоставлять  информацию   из   разных   источников,   осуществлять   выбор   дополнительных   источников   информации   для   решения исследовательских задач, включая Интернет; обобщать   и   систематизировать  информацию,   переводить   её   из   одной   формы   в   другую  (принятую   в   словесной  форме  переводить  в изобразительную, схематическую, табличную); дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные; осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на вне урочных занятиях. Коммуникативные универсальные учебные действия          осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументированно отвечать  на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество  с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; допускать  возможность  существования   у людей  различных  точек  зрения,  проявлять  терпимость  по  отношению  к  высказываниям  других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. оперировать  в   речи   предметным   языком   –   правильно   (адекватно)   использовать   естественнонаучные,   исторические,   обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела; участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Предметные результаты   различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник на примере Солнца, Земли, Луны); приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);                       описывать, характеризовать  изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере своей местности); сравнивать и классифицировать  объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям; различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки; различать  части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья; различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых; характеризовать  признаки   времён   года,   сезонные   изменения   в   живой   и   неживой   природе;   условия,   необходимые   для   жизни   растений   и животных, способы их питания и размножения; определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, почвы; использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра); объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года; объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах; находить  факты   экологического   неблагополучия   в   окружающей   среде,   оценивать   положительное   и   отрицательное   влияние   человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности); вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения; выполнять   простые   опыты  по   изучению   свойств   воздуха,   воды,   снега   и   льда,   соблюдая   технику   безопасности,   пользуясь   простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме; использовать  готовые   модели   (глобусы,   карты,   рисункисхемы,   муляжи,   рельефные   макеты   холма,   оврага   и   др.)   для   изучения   строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.; исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений); измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека; выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа). вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам; объяснять  отличия   человека   от   животных;   круговорот   веществ   и   воды   в   природе;   причины   разных   климатических   условий   на   Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям; готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.; обобщать  и   систематизировать   полученные   знания   (информацию   из   разных   источников   об   изучаемых   объектах   и   природных   процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);  ставить  познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);  моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);  участвовать  в   проектной   деятельности   (предложенной   автором   учебника   и   самим   учеником),   проводя   исследования   с   использованием               дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы. воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий; ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; рассказывать  о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях   и   реликвиях   семьи   на   основе   информации,   собранной   из   собственных   наблюдений,   по   рассказам   старших   членов   семьи,   из фотографических альбомов и др.; использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно­познавательных задач; узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира; находить на карте Российскую Федерацию, её столицу – город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий; понимать, что такое Родина, родной край, малая родина; анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России; готовить  небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт­Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры; рассказывать  об   исторических   деятелях;   приводить   примеры   открытий,   фактов   и   событий   культуры,   истории   общества,   оценивая   их значимость в жизни людей и государства; объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей; различать  прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России; рассказывать  по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра). оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);   физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;       соблюдать морально­этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;  заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья; различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам; составлять родословную своей семьи; объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона; рассказывать  по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);      рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»; находить и показывать  на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников – открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них; находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её; использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений; изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;   моделировать  (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др. Формы  и методы контроля: технология деятельностного метода (Л.Г.Петерсон)   Индивидуальный и фронтальныйопрос  Работа в паре, в группе  Срезовыеработы (тесты)  Творческиеработы (проекты)  Оцениваниеодноклассников, самооценка Формыорганизацииобразовательногопроцесса: индивидуально­групповые  Индивидуальные, групповые   фронтальные  классные и внеклассные (экскурсии). Технологияобучения:      игровыетехнологии; здоровьесберегающиетехнологии; проектныетехнология; информационно­коммуникативныетехнологии; групповыетехнологии. Педагогические условия и средства реализации стандарта: Формы: урок. Типы уроков: ­ урок изучение нового материала; ­ урок  рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений) ­ комбинированный урок; ­ урок контроля умений и навыков. Виды уроков: 1 Урок ­ лекция 2 Урок ­ беседа 3 Урок с использованием учебного кинофильма  4 Урок теоретических или практических самостоятельных работ(исследовательского типа)  5 Урок смешанный(сочетание различных видов урока на одном уроке) 6 Урок самостоятельных работ  7 Урок – экскурсия.  Критерии оценивания. 5" ("отлично") ­ уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по  предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения. "4" ("хорошо") ­ уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность  раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2­3 ошибок или 4­6 недочетов по  текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения  материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала; "3" ("удовлетворительно") ­ достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4­6 ошибок  или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3­5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные  нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса; "2" ("плохо") ­ уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие  аргументации либо ошибочность ее основных положений. Критерии оценивания и уровни успешности обучающихся Уровни  Показатели в % Базовый (Б) (Необходимый уровень) 50 – 65 % Содержательное описание критерии Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где  требовались отработанные действия (раздел «Ученик научиться») и усвоенные  знания, (входящие в опорную систему знаний предмета). Это достаточно для  продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или  «нормально» (решение задачи с  недочётами). Повышенный (П) (Выше базового уровня) 66 – 100 % Недостаточный (Н) (Ниже базового уровня) 0 – 49 % Решение нестандартной задачи, где потребовалось: либо действие в новой,  непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик получит  возможность научиться»); либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе  выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого  всем уровня.  Не умеет решить типовую задачу, (по подобию) подобную тем, что решали  много раз. Неумение работать по алгоритму. Обучение выходит на коррекционный уровень. «отлично» или «почти отлично»  (решение задачи с недочётами). «слабо», «очень слабо»  50 – 65% «3» 66 – 85 % «4» 86 – 100 % «5» 0 – 49 %   «2» Материально­ техническое обеспечение образовательного процесса Список литературы:  А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2014 год.  А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2014 год.             Л.П. Анастасова. Окружающий мир. ОБЖ. 2 класс. Рабочая тетрадь. Москва, «Просвещение», 2015 год.                          Уроки по окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В.  Мартинкова, Ю.В. Саркисян, М.: Просвещение, 2013г Технические средства обучения: 1.  Классная доска. 2.  Магнитная доска. 3.  Рабочее место учителя. ЭОР: СD диск «Окружающий мир» к учебнику «Окружающий мир 2 класс» УМК «Перспектива».   Окружающий мир, интерактивные плакаты – 1­4 классы  Окружающий мир, учебные фильмы – 1­4 классы Интернет – ресурсы:  http://www.7ya.ru/articles/2.aspx    Учительская газета http://www.school.edu.ru/default.asp   Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru /Uroki.net  (Для учителей начальной школы) http://www.uroki.net/docnach.htm    Клуб учителей начальной школы http://www.4stupeni.ru/   Педсовет  (педагогическое сообщество) http://www.pedsovet.su/Завуч.инфо http://www.zavuch.info/   Начальная школа: учись, играй, отдыхай http://www.nachalka.info/about/  Дневник­ру: школьная социальная сеть учителей) http://dnevnik.ru/   Методическая копилка учителя http://www.zanimatika.narod.ru/index.htm   Учительский портал http://www.uchportal.ru/ http://www.uroki.net/ ­ бесплатные  разработки  уроков, сценарии, планирование http://www.uchportal.ru/dir/5 ­ учительский портал учителей начальной школы http://www.km.ru ­ Портал компании «Кирилл и Мефодий

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)

Пояснительная записка (окружающий мир, 2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017