Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
физическая культура
10 кл—11 кл
24.02.2019
Согласно базисному плану образовательного учреждения РФ, на изучение физической культуры в 10 и 11 классе выделенно102 часа при трехразовых занятиях в неделю.
Программный материал имеет две части – инвариативную (базовую часть) и вариативную:
для 10-11 класса:
- на инвариативную часть отводится - 68 часов;
- на вариативную часть отводится - 34 часов.
В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть контрольных упражнений (тестов) для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости от возраста и пола. Тесты принимаются в виде зачетов на уроках и заносятся в классный журнал.
Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. По текущим оценкам производится аттестация учащихся за полугодие.
Согласно локальному акту образовательного учреждения учащиеся 10 класса должны проходить промежуточную аттестацию по окончании 1, 2-го полугодий.
Итоговая аттестация производится на основании оценок поставленных в двух полугодиях.
Пояснительная записка 10-11 класс.docx
У П Р А В Л Е Н И Е О Б Р А З О В А Н И Я
Л Е Н И Н С К О Г О Р А Й О Н А М О С К О В С К О Й О Б Л А С Т И
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бутовская СОШ № 2»
«Рассмотрено»:
руководитель МО
_________/ Горина А.Ю./
ФИО
Протокол №____
от «3»сентября 2018г.
«Согласовано»:
зам. руководителя по УВР
_________/ Славински О.Г./
ФИО
от «3»сентября 2018г.
«Утверждено»:
Руководитель ОО
_________/ Амелькова О.И./
ФИО
Приказ № ____
от «3»сентября 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу) «Физическая культура»
1011 класс, 102 часа
д. Дрожжино
20182019 год Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического
воспитания учащихся 111 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2008. – 5е изд. Допущено Министерством образования и
науки Российской Федерации.).
Содержание данной рабочей программы при трёх учебных занятиях в неделю основного общего и среднего
(полного) образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента
государственного стандарта образования по физической культуре и соответственно, на выполнение базовой части
комплексной программы по физической культуре.
Программа составлена с учетом условий работы школы, контингента учащихся, материальнотехнической базы. В старших классах более
отчетливо, чем в среднем возрасте, проявляются половые различия между юношами и девушками, что требует дифференцированного подхода к
выбору средств и методов занятий. В связи с этим девушки и юноши занимаются раздельно.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение
базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна
успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел
молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной
подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на
базе ранее пройденных.
Целью образования в области физической культуры в средней школе является формирование у школьников устойчивых мотивов и
потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании
средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач:
содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и
условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической
подготовленности;
расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в
различных по сложности условиях;
дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростносиловых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты
перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и
др.) способностей;
формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для
будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
закрепление потребности к регулярным занятиям физически ми упражнениями и избранным видом спорта;
формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие
целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как
воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов
к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических
отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и
навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных знаний.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и
спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей
ребёнка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать
идеи личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебновоспитательного процесса.
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы.
Закон РФ «Об образовании» (ст. 32)
Приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в
образовательном процессе»;
Стандарт начального общего образования по физической культуре.
Концепции модернизации Российского образования;
Концепции содержания непрерывного образования;
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента
Государственного стандарта образования»; Федеральный закон «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2011 г. № 329–Ф3;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (ред. от
30.08.2010г.);
Примерная программа курса по физической культуре (базовый уровень), рекомендованная Минобразования и науки РФ;
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях и Сантарноэпидемиологические правила и нормы
(СанПиН 2.4.2.282110 от 29.12.2010 г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение
правительства РФ от 07.08.2009г. № 1101-р;
О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Монобрнауки РФ от
29.03.2010 г.
О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.
Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р
Письмо Министерства образования и науки от 8 октября 2010 г. N ИК1494/19 «О введении третьего час физической
культуры».
Комплексной программы физического воспитания учащихся 111 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич);
Учебный план ОУ.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному плану образовательного учреждения РФ, на изучение физической культуры в 10 и 11 классе выделенно102 часа
при трехразовых занятиях в неделю.
Программный материал имеет две части – инвариативную (базовую часть) и вариативную:
для 1011 класса:
на инвариативную часть отводится 68 часов;
на вариативную часть отводится 34 часов.
В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть контрольных упражнений (тестов) для определения развития уровня
физической подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости от возраста и пола. Тесты принимаются в виде зачетов на
уроках и заносятся в классный журнал. Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения
отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. По текущим оценкам производится аттестация учащихся за полугодие.
Согласно локальному акту образовательного учреждения учащиеся 10 класса должны проходить промежуточную аттестацию по
окончании 1, 2го полугодий. Итоговая аттестация производится на основании оценок поставленных в двух полугодиях.
Согласно локальному акту образовательного учреждения учащиеся 11 класса должны проходить промежуточную аттестацию по
окончании 1, 2го полугодий и итоговую аттестацию по окончании основной (средней) школы на основании оценок поставленных в двух
полугодиях.
Особенностями данной программы.
Особенности данной программы в образовательной области «Физическая культура» в основной школе являются:
соотнесенность с Базисным учебным планом общеобразовательных учебных учреждений, определяющим образовательную область
“Физическая культура” обязательной составляющей основного образования;
направленность на реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в
соответствии с возрастнополовыми особенностями учащихся, материальнотехнической оснащенностью учебного процесса (спортивный
зал, пришкольные спортивные площадки, стадион, бассейн), видам учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы)
и регионально климатическими условиями;
объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности очерчивается ценностными ориентациями на
общефизическую и спортивнорекреационную подготовку учащихся, и соответственно этому основу учебного предмета составляет
содержание физкультурной деятельности с общефизической и спортивнорекреационной направленностью;
с учетом принципа достаточности и сообразно структурной организации физкультурной деятельности, содержание учебного материала
структурируется в соответствующих разделах программы: «Основы знаний о физкультурной деятельности», «Способы физкультурной
деятельности», «Физическое совершенствование»;
учебное содержание каждого из разделов программы излагается в логике от общего (фундаментального) к частному (профилированному)
и от частного к конкретному (специализированному), что задает определенную логику в освоении учебного предмета, обеспечивает
перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения;
раздел учебного предмета «Физическое совершенствование» включает в себя два соответствующих подраздела “Общая физическая
подготовка» и «Техникотактическая подготовка в избранном виде спорта». Содержание первого подраздела ориентируется на решение
задач общефизической подготовки и представлено так называемыми “базовыми” видами спорта (гимнастика, лыжные гонки, легкая
атлетика, спортивные игры, туризм). Содержание второго подраздела ориентировано на решение задач по формированию у школьников
основ здорового образа жизни, активного вовлечения в регулярные занятия спортом и самостоятельную организацию своего досуга
средствами физической культуры. В зависимости от климатических условий, материальнотехнической оснащенности школы, ее
устоявшихся национальных и спортивных традиций, профессиональной подготовленности педагогических кадров Совет школы избирает
тот или иной наиболее соответствующий укладу школы вид спорта. При этом из раздела “Общая физическая подготовка» изымается соответствующий учебный материал и объем отводимых на его освоение учебных часов, которые включаются на освоение избранного
вида спорта.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан
России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у
учащихся основной (средней) школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и
предметной деятельности.
Структура курса задается в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих
Структура курса.
учебных разделов. В предлагаемой программе учебные разделы выделены в соответствии с содержанием учебного материала:
«Знания о физической культуре»,
«Способы двигательной деятельности»,
«Физическое совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной
активности человека: знания о природе (медикобиологические основы деятельности); знания о человеке (психологопедагогические основы
деятельности); знания об обществе (историкосоциологические основы деятельности).
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности,
отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их
всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, спортивные
игры, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит
учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика
с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Лыжные гонки». Каждый тематический раздел программы дополнительно
включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
Настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представлены в соответствующих
тематических разделах: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Кроссовая подготовка». При этом
каждый тематический раздел программы дополнительно включает подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности
согласуются с соответствующим видом спорта.
При планировании учебного материала программы в соответствии с САНПИН (температурный режим), заменять тему «Лыжные гонки»
на углубленное освоение содержания темы «Спортивные игры». Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать или упрощать
предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителю необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику
распределения программного содержания, не выходить за рамки Требований Государственного образовательного стандарта.
В разделе «Общеразвивающие упражнения» предлагаются упражнения, которые распределены по разделам базовых видов спорта и
дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств.
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень
физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы
познавательной и предметной деятельности.
Содержание программы.
10 классов.
1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.
1.1. Социокультурные основы.
10 класс. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные
ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья, физическое совершенствование
и формирование здорового образа жизни. Современное Олимпийское и физкультурно-массовое движения.
1.2. Психологопедагогические основы.
10 класс. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля физических нагрузок во
время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений.
Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических
упражнений из современных систем физического воспитания. Основные технико-тактические действия в
избранном виде спорта.
1.3. Медикобиологические основы.
10 класс. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы
организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от
особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
1.4. Приемы саморегуляции.
10 классы. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги. 1.5. Баскетбол.
10 классы. Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей,
психохимические процессы; воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности
при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при
занятиях баскетболом.
1.6. Волейбол.
10 классы. Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей,
психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности
при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при
занятиях баскетболом.
1.7. Гимнастика с элементами акробатики.
Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние гимнастических упражнений на
10 классы.
телосложение человека. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях
гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.
классы.
1.8. Легкая атлетика.
Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие
10
двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий легкой
атлетикой. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
2. Демонстрировать.
Физическая
способность
1
Скоростные
Силовые
К выносливости
Физические упражнения
2
Бег 100 м, с. Бег 30 м, с.
Подтягивания в висе на высокой перекладине, количество раз
Подтягивания из виса, лежа на низкой перекладине, количество раз
Прыжок в длину с места, см
Бег 2000 м, мин
Юноши
3
14,3 5,0
10
—
215
Девушки
4
17,5 5,4
—
14
170
10,00 Бег 3000 м, мин
13,30
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ СРЕДНЮЮ ШКОЛУ.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней
школы должны достигнуть следующего уровня раз вития физической культуры.
Объяснять:
роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль
и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового
образа жизни.
Характеризовать:
индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности
планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессиональноприкладной и
оздоровительнокорригирующей направленности;
особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях
физической культурой;
особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую
эффективность.
Соблюдать правила:
личной гигиены и закаливания организма;
организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессиональноприкладной и оздоровительно
корригирующей направленностью;
контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и
ушибах;
приемы массажа и самомассажа;
занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
планыконспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
уровни индивидуального физического развития и двигатель ной подготовленности;
эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Демонстрировать:
Физические способности
Скоростные
Силовые
К выносливости
Физические упражнения
Бег 30 м
Бег 100 м
Подтягивание из виса на высокой перекладине
Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, раз
Прыжок в длину с места, см
Кроссовый бег на 3 км Кроссовый бег на 2 км
Юноши
5,0 с
14,3 с
10 раз
215 см
Девушки
5,4 с
17,5 с
14 раз
170 см
13 мин 50
10 мин 00
с
с
Двигательные умения, навыки, способности:
Уметь с максимальной скоростью пробегать 100 м с низкого старта.
В равномерном темпе бегать до 30 мин юноши и до 20 мин девушки. Метать различные по форме и по массе снаряды с места и с полного разбега.
В гимнастических и акробатических упражнениях:
Выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115125 см (юноши).
Выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой.
Выполнять акробатическую комбинацию из 5 элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на
руках, переворот блоком и другие ранее освоенные элементы (юноши) и комбинацию из 5 ранее освоенных элементов (девушки).
В спортивных играх:
Демонстрировать и применять основные техникотактические действия в одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность:
Соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей (табл. 1)
Способы физкультурнооздоровительной деятельности:
Использовать различные виды физических упражнений в целях самосовершенствования.
Организации досуга и здорового образа жизни.
Осуществлять коррекцию недостатков физического развития.
Способы спортивной деятельности:
Участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на
выносливость.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями:
Согласовывать свое поведение с интересами коллектива.
Критически оценивать собственные достижения Поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности. Критерии оценок успеваемости учащихся на уроках по
физической культуре.
Двигательные умения, навыки и способности:
В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые палки
и др.) с места и с полного разбега (12—15 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме
снаряды в горизонтальную цель 2,5X2,5 м с 10—12 м (девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1x1 м с 10 м
(девушки) и с 15—20 м (юноши).
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115—125 см
(юноши); выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию
из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее
освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); выполнять комплекс вольных упражнений
(девушки).
В единоборствах: проводить учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши).
В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения
основные техникотактические действия одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей (табл. 3), с
учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурнооздоровительной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью
самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить
самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или
высоту, метание мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении
упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности;
сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях. Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы
управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя,
учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»
Базовым результатом образования в области физической культуры в средней школе является сформированость у школьников устойчивых
мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует
развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти
способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных
видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства
ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной
деятельности;
сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества,
уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в
контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной
жизни;
готовность к защите Отечества, к службе в Вооружѐнных Силах Российской Федерации;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, различных форм общественного сознания науки, искусства, морали, религии, правосознания, понимание
своего места в поликультурном мире;
сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на основе общечеловеческих нравственных ценностей
и идеалов российского гражданского общества с учётом вызовов, стоящих перед Россией и всем человечеством; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебноисследовательской, коммуникативной и др.);
сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;
сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
общественно полезной, учебноисследовательской, учебноинновационной и других видах деятельности;
сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных
ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство,
совесть, честность, долг), компетентность в решении моральных дилемм и осуществлении нравственного выбора; приобретение опыта
нравственно ориентированной общественной деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
сформированность основ эстетической деятельности как части духовнопрактического освоения действительности в форме восприятия и
творческого созидания, включая эстетику быта, образования, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
сформированность бережного отношения к природе;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в занятиях физкультурой и спортивно
оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение осуществлять
профилактику и оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;
осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных
жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении
общественных, государственных, общенациональных проблем;
основы экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социальноэкономических процессов на состояние
природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы,
ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:
умение самостоятельно определять цели и составлять планы в различных сферах деятельности, осознавая приоритетные и
второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную
деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные
стратегии в трудных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное
целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной
деятельности), эффективно разрешать конфликты;
владение навыками исследовательской и проектной деятельности (определение целей и задач, планирование проведения исследования,
формулирование гипотез и плана их проверки; осуществление наблюдений и экспериментов, использование количественных и
качественных методов обработки и анализа полученных данных; построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез и
формулирование выводов; представление результатов исследования в заданном формате, составление текста отчёта и презентации с
использованием информационных и коммуникационных технологий);
готовность и способность к информационной деятельности (поиск информации и самостоятельный отбор источников информации в
соответствии с поставленными целями и задачами; умение систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценить и
интерпретировать информацию; умение хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию, переводить визуальную информацию
в вербальную знаковую систему и наоборот; умение включать внешкольную информацию в процесс общего базового образования);
умение строить логическое доказательство;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социальнополитических и
экономических событиях, оценивать их последствия, самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
умение использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и модели для решения познавательных и учебных
задач в различных предметных областях, исследовательской и проектной деятельности;
умение понимать значение языка в сохранении и развитии духовной культуры; знание роли и особенностей естественных,
формализованных и формальных языков как средств коммуникации; использование языковых средств в соответствии с целями и задачами
деятельности
Предметные результаты на базовом уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов
действий, присущих учебному предмету «Физическая культура», в соответствии с требованиями Стандарта они должны отражать:
умение использовать разнообразные виды физкультурнооздоровительной деятельности и массового спорта в формировании здорового
образа жизни, организации активного отдыха и досуга;
владение основами технологий современных оздоровительных систем физического воспитания, использование их в целях укрепления и
длительного сохранения здоровья, предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью, и раннего
старения;
владение основными способами самонаблюдения за показателями своего здоровья, умственной и физической работоспособности,
физического развития и физической подготовленности;
владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной
деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
владение техническими приёмами и двигательными действиями из школьных базовых видов спорта; активное применение их в игровой и
соревновательной деятельности. Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала при трехразовых занятиях в неделю
(сетка часов)
Задачи:
Освоить раздел «Основы знаний» и формировать двигательные умения и навыки (легкая атлетика, гимнастика, волейбол, баскетбол,
кроссовая подготовка).
Развивать двигательные способности (сенситивные: скоростносиловые, активная гибкость, скоростные, относительная сила), укреплять
здоровье формировать осанку.
Воспитывать сознательное и активное отношение к занятиям, дисциплинированность и организованность.
Раздел программы
Базовая часть
Основы знаний о физической культуре
Легкая атлетика
Гимнастика
Подвижные игры
Спортивные игры (б\б),
(в\б)
Кроссовая подготовка
Плавание
Вариативная часть*
Общая физическая подготовка
Основы знаний о физической культуре
Легкая атлетика
IX
68
24
10
6
8
12
8
34
34
8
класс
X
68
В процессе урока
20
10
8
8
16
6
Если есть возможность проведения
34
34
В процессе урока
6
XI
68
20
10
8
8
16
6
34
34
6 Гимнастика
Подвижные игры
Спортивные игры (б\б),
(в\б)
Кроссовая подготовка
ИТОГО:
5
7
4
6
4
102
4
8
4
8
4
102
4
8
4
8
4
102
Примечание: Лыжная подготовка заменена кроссовой подготовкой
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности,
последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся
неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя
количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
При оценке техники выполнения двигательного действия руководствуются следующими критериями: Отметка “5”: двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, уверенно, в надлежащем ритме, легко и четко,
обучающий овладел формой движения; в играх проявил должную активность, находчивость, ловкость, умение действовать в коллективе, точно
соблюдать правила.
Отметка “4”: двигательное действие выполнено правильно, но не достаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность
движений: в играх учащийся не проявил должной активности, ловкости.
Отметка “3”: двигательное действие выполнено в основном правильно, но напряжённо (или вяло), недостаточно уверенно), допущены
незначительные ошибки при выполнении; в играх обучающийся был малоактивным, допускал небольшие нарушения правил.
Отметка “2”: двигательное действие не выполнено или выполнено неправильно, неуверенно, небрежно; допущены значительные ошибки;
в играх учащийся не обнаружил должной активности, расторопности, умение играть в коллективе (команде).
Отметка “1”: отказ обучающего выполнить двигательное действие без уважительной причины или он совсем не смог выполнить
упражнение.
Контроль за физической подготовкой учащихся проводится два раза в учебный год по всем тестам (осенью и весной) и три раза по тем
упражнениям, которые можно провести в зале (в сентябре, в конце декабря и в мае). Ведётся карта учёта динамики прироста показателей
развития физических качеств учащихся (таблица №1).
Учащимся, имеющим хороший и отличный уровень физического развития, рекомендуются занятия в спортивных секциях школы, ДЮСШ и
другие формы занятий. Учащимся, имеющим средний и низкий уровень физического развития, даются задания на развитие определённых
двигательных навыков, рекомендуются самостоятельные занятия.
Учащимся, отнесённым по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оценка успеваемости выставляется на общих
основаниях, за исключением выполнения учебного норматива в противопоказанных им видах физических упражнениях.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УДД
Ценностносмысловая ориентация учащихся;
Смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
нравственноэтическая ориентация.
Коммуникативные УДД Постановка вопросов;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Разрешение конфликтов;
Управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка его действий;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Построение высказываний в соответствии с условиями коммутации.
Регулятивные УДД
Целеполагание;
Волевая саморегуляция;
Коррекция;
Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
Прогнозирование;
Оценка качества и уровня усвоения;
Контроль в форме сличения с эталоном.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации;
Структурирование знаний;
Анализ объекта;
Классификация объекта;
Синтез, как составление целого из частей.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Постановка и решение проблемы:
Формулирование проблемы;
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.