программа разработана на основе
примерной программы по окружающему миру
и авторской программы для начальной школы,
разработанной Н.В. Виноградовой,
в рамках проекта «Начальная школа XXI века».
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основании Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, а также программы курса окружающий мир для учащихся общеобразовательных учреждений (автор Н.Ф. Виноградова).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города РостованаДону
Управление образования города РостованаДону
«Утверждаю»
Директор
(приказ № от 31.08.2017г. )
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
уровень общего образования начальное
класс 3
количество 68 часов
учитель
программа разработана на основе
примерной программы по окружающему миру
и авторской программы для начальной школы,
разработанной Н.В. Виноградовой,
в рамках проекта «Начальная школа XXI века».
РостовнаДону
20171
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на
основании Примерной программы начального общего образования по окружающему
миру, а также программы курса окружающий мир для учащихся общеобразовательных
учреждений (автор Н.Ф. Виноградова).
Цель курса окружающий мир:
представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с
природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание
общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила
взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Нормативные акты и учебнометодические документы, на основании которых разработана
рабочая программа:
1 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2 Примерная программа начального общего образования по окружающему миру. (Вентана
Граф. 2013г.).
3 Примерная основная образовательная программа начального общего образования
одобрена федеральным учебно методическим объединением по общему образованию,
приказ № 1/15 от 08.04.2015г.
4 Программа курса окружающий мир для 14 классов общеобразовательных учреждений.
Автор Н.Ф. Виноградова. Вентана Граф. 2013г.
Учебник « Окружающий мир». Н.Ф. Виноградова, Вентана Граф.2013г.
5
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 70 часов (2 часа в неделю) для обязательного изучения
учебного предмета окружающий мир в 3 классе. В 20172018 году в соответствии с
календарным учебным графиком и расписанием лицея на изучение курса отводится 68
часов. Сохранение содержания образования осуществляется за счет уроков повторения.
Запланировано – 2 практическая работа, 4 опыта, 4 проверочных работы,1 экскурсия.
Система оценки планируемых результатов выражена в самостоятельных и
контрольных работах. Показатели уровня успешности учащихся выражены в
пятибальной системе.2 Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
№ Раздел программы Колво
Содержание
часов
Планируемые результаты освоения
учебного предмета
1
Введение
1 ч
Введение
2
3
Земля — наш
общий дом
8 ч
Где и когда ты живёшь.
Историческое время.
Солнечная система. Условия жизни
на Земле
25 ч
Царства природы.
Бактерии.
Грибы.
Растения.
Животные
Бактерии. Виды бактерий и места
их обитания. Грибы. Отличие
грибов от растений. Съедобные и
несъедобные грибы. Растения:
распространение, разнообразие.
Жизнь растений.
Работает с аппаратом книги.
Рассматривает учебник. Читает темы,
которые будут изучаться в 3 классе.
Обращает внимание на строение каждого
раздела. Различает понятия «история» и
«география». Дополняет рубрики.
Определение исторического времени,
сравнение: год, век, столетие.
Соотнесение события со временем (в
прошлом, в настоящем, в будущем).
Характеристика планет Солнечной
системы. Систематизация учебного
материала: условия жизни на Земле.
Характеристика свойств воды, воздуха.
Опыты: свойства и состояния воды,
свойства воздуха
Разнообразие бактерий. Образ жизни
бактерий. Характеристика грибов как
живых организмов. Классификация:
съедобные — несъедобные грибы.
Сравнение грибов по внешнему виду.
Коммуникативная деятельность:
Система оценки
планируемых
результатов: формы и
виды контроля
Текущий контроль
Опыт.
Распространение
тепла от его
источника.
Опыт. Роль света и
воды в жизни
растений
Опыт. Горение.
Практическая работа.
План и карта.
Экскурсия
Опыт «Содержание
воды в листе»
Проверочная работа
(2 шт).Растения и человек.
Животные как часть природы.
Разнообразие и классы животных.
Животное как живой организм.
Человек и животные
описательный рассказ на тему «Грибы».
Классификация: виды растений
(хвойные, цветковые, мхи и др.);
однолетние, двулетние, многолетние
растения. Характеристика
представителей разных видов: название,
особенности внешнего вида, условия
жизни. Характеристика значения
(функций) разных органов растения.
Трудовая деятельность: выращивание
растений; уход за растениями в уголке
природе. Коммуникативная
деятельность: описание представителей
растительного мира родного края.
Классификация: растения культурные,
дикорастущие; полезные и ядовитые для
человека.
Классификация: классы животных;
животные одноклеточные и
многоклеточные; беспозвоночные и
позвоночные. Характеристика
животных — представителей разных
классов. Конструирование цепей
питания. Коммуникативная
деятельность: описательный рассказ на
тему «Животное — живой организм».
Характеристика значения (функций)
разных органов животного. Поиск
информации с использованием
справочной литературы на тему
«Человек и животные»4
5
6
Наша Родина: от
Руси до России
8 ч
Как люди жили в
старину
10 ч
Древняя Русь. Древнерусское
государство. Первые русские
князья. Московская Русь.
Российская империя. Советская
Россия. СССР. Российская
Федерация. Названия русского
государства в разные исторические
времена
Портрет славянина в разные
исторические времена. Быт, труд,
праздники славянина и россиянина.
Предметы старины
Как трудилисьв
старину
16 ч
Человек и растения, земледелие.
Крепостное право. Ремёсла в
России. Появление фабрик и
заводов. Торговля. Техника
Различение названий российского
государства в разные исторические
времена
Текущий контроль
Проверочная работа.
Проверочная работа.
Комплексная работа
Характеристика особенностей быта,
труда россиянина в разные исторические
эпохи. Коммуникативная деятельность:
описательный рассказ на тему «Портрет
славянина». Различение внешнего вида
людей разных сословий (дворянин,
крестьянин и др.)
Обобщение учебного материала:
возникновение земледелия.
Классификация: труд крестьянина,
ремесленника, рабочего. Характеристика
крепостного права: особенности,
причины отмены. Различение: ремёсла и
их результаты — продукты.
Коммуникативная деятельность:
описательный рассказ на темы «Как
трудятся люди родного края», «Первые
космонавты», «Как создали первый
автомобиль»