Пояснительная записка курса «Доноведение»
уровень общего образования- начальное
класс 3 «г»
количество 68 часов
Программа внеурочной деятельности «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.
Управление образования города РостованаДону
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города РостованаДону
«Утверждаю»
Директор
(приказ от31.08.2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Доноведение»
уровень общего образования начальное
класс 3 «г»
количество 68 часов
учитель
программа разработана на основе ФГОС начального общего образования;
авторской программы «Доноведение» Сухаревской Е.Ю., Вюнниковой М.М.,
Добреля Е.Д., Каклюгиной О.А., Козорезовой Л.В, РостовнаДону:
«Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
РостовнаДону
2017Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Доноведение» разработана на основе
авторской программы «Доноведение» Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д.,
Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: для занятий с учащимися 3 классов во
второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего
образования.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего
школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и
адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие
задачи изучения родного края:
Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний
о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в
Ростовской области, историкокультурном наследии и их традициях; об историческом
прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от
поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих
поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов,
толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного
отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и
патриотизма.
Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с
учётом их своеобразия и особенностей.
Нормативные акты и учебнометодические документы, на основании которых
разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» ч.2, ч. 3 п. 6 ст. 28;
Письмо минобразования РО от 08.08.2014 г. № 24/4.11 – 4851/м «О примерном
порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» с учетом положений
федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего
образования, приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н;
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. №
03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»,
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 70 часов в год (2 часа в неделю) для обязательного
изучения курса «Доноведения» в 3 классе.В 20172018 году в соответствии с годовым календарным учебным графиком и
расписанием лицея на изучение курса отводится 68 часов. Сохранение содержания
материала осуществляется за счет уроков повторения, резервных часов.Содержание программы курса «Доноведение» 3 класс.
№
Раздел программы
Колво
часов
Содержание
Планируемые результаты
освоения курса
1.
Я и окружающий мир
7ч
2.
Природа Донского края
14ч
область
в котором я живу.
Край,
Ростовская
как
административная единица. Герб, флаг,
гимн Ростовской области. Ростовская
область на карте. Соседи Ростовской
области. Города Ростовской области.
История
(города):
достопримечательности. Знакомство с
известными людьми.
села
Моя семья. Родословная.
Природные условия, процессы и
явления характерные для Ростовской
области (гололёд, туманы, ливневые
дожди, грозы). Существенные признаки
сезонных изменений в крае. Климат,
погода.
Вода. Её распространение и значение
для живых организмов Донского
края.
Водоёмы Донского края. Водоёмы.
Реки: Дон, Сал, Северский Донец,
Егорлык, Калитва, Западный Маныч,
Таганрогский залив, Цимлянское
водохранилище, озеро Маныч
В процессе изучения курса
«Доноведение» учащиеся
должны:
иметь представления:
о связях между живой и
неживой природой родного
края;
о связях между
деятельностью человека в
крае и состоянием
природы Ростовской
области;
об истории человека в
древние времена,
проживающего на Донской
земле;
об истории родного края;
-
объекты неживой и
живой природы
Ростовской области;
особенности погоды,
рельефа, растительного
и животного мира
своей местности;
водоёмы Ростовской
-
-
Система оценки
планируемых
результатов: формы и
виды контроля
Исследовательская
деятельность
проблеме
«Город Ростовна
Дону – мой родной
город»,
Проекты: «Город
раньше и теперь»
(коллаж)
по
Практическая работа:
работа по карте
Ростовской области;
«Почвы родного края».
Исследовательская
деятельность
проблемам:
«Мир
природного
сообщества родного
края»,
«Водоём родного
края»
поГудило. Природная экосистема
водоёма.
Рельеф родного края: равнина,
овраги, терриконы, курганы.
песок,
Полезные
ископаемые
глина.
–
Их
известняк,
месторождения в родном крае.
Бережное использование природных
богатств.
Почва Донского края и её
3.
Человек и природа
8 ч
значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского
края (лес, луг, поле).
Дикорастущие и культурные растения
Донского края (различение).
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная
деятельность человека в крае:
земледелие,
животноводство.
Профессии, связанные с сельским
хозяйством (общее представление о 34
профессиях).
-
-
-
-
-
-
-
области и их значение в
хозяйстве;
полезные ископаемые
родного края, их
месторождения и
значение в хозяйстве;
правила поведения в
природе и меры её
охраны в Ростовской
области;
государственную
символику Ростовской
области, своего района;
важнейшие события в
истории родного края;
народы, населяющие
Ростовскую область (не
менее трёх);
родственные связи в
семье;
правила поведения в
общественных местах и
на улице;
Исследовательская
деятельность
проблеме:
«Кто работает на
родной земле»
по4. Жизнь на Дону
14ч
5.
Экскурсии1
8 ч
Проект: «Жизнь и быт
казаков» (изготовление
поделок)
Тайны Донской земли. Первые
поселения на Дону. Танаис – древний
город.
Донской край – казачий край.
Первые казачьи городки. Особенности
быта казаков (жилище, посуда, одежда,
ремёсла). Казачья семья. Воспитание в
казачьей семье.
Обычаи, весенние обряды и
праздники на Дону.
«Города
«Танаис –
«Родной город (село)»,
Ростовской области»,
древний город»;
«Сезонные изменения в природе родного
края», «Разнообразие водоёмов родного
края», «Влияние деятельности человека
на природу»;
в краеведческий (исторический) музей
своего города,
края с целью
ознакомления с бытом казаков.
-
-
-
-
-
различат
ь объекты живой и
неживой природы
родного края,
приводить примеры(34
названия каждого
вида);
различат
ь растения родного
края – деревья,
кустарники, травы,
приводить примеры (3
4 названия каждого
вида);
узнавать
наиболее
распространённые
лекарственные
растения родного края;
приводить примеры
представителей
животного мира
родного края (34
названия каждого
вида);
приводить примеры
достопримечательност
ей родного края (не
менее 3);
1 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.-
-
-
описывать наиболее
важные события
истории родного края;
рассказывать по
результатам экскурсии
о
достопримечательност
ях родного города
(села);
показывать на карте
Ростовской области
границу области,
крупные города и своё
местонахождение;
- приводить примеры
профессий людей