Беседа. Вопросы и задания для беседы:
• Педагог делит доску на две части и озаглавливает их словами: «дети» и «пожилые люди». Дети перечисляют основные черты, присущие этим двум группам людей. Все перечисленное детьми записывается на доске.
• Педагог делит детей на группы и просит их составить психологические портреты детей и пожилых людей по вопросам
Беседа
ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ
Вопросы и задания для беседы:
• Педагог делит доску на две части и озаглавливает их словами: «дети» и «пожилые
люди». Дети перечисляют основные черты, присущие этим двум группам людей. Все
перечисленное детьми записывается на доске.
• Педагог делит детей на группы и просит их составить психологические портреты
детей и пожилых людей по вопросам:
• Чем они занимаются?
• Что им больше всего нравится и не нравится?
• Где они любят жить, гулять, отдыхать?
• Когда они больше всего счастливы?
• Что они не могут делать, и почему?
По составленным портретам делается вывод о том, что общего между детьми и
пожилыми людьми.
Прочитайте сказку:
УЛЫБКА БОГА
М.Скребцова
Маленькая девочка горько плакала, прижимаясь к ограде сада. Садовница подошла и
ласково спросила:
— Что с тобою, мой милый цветочек? Тебя кто-то обидел?
— Меня мальчишка, камнем... — всхлипнула девочка, и садовница увидела огромный
синяк у нее на щеке.
— Ох, милая, иди сюда быстрее, — забеспокоилась садовница. Она сделала девочке
примочку, напоила ее вишневым соком и повела показать свой сад. Девочка уже
успокоилась и весело щебетала, разглядывая цветы.
— Ой, какие они нежные, — присела девочка перед большой клумбой китайских роз.
Садовница попросила девочку подождать и нарезала для нее огромный букет желтых
китайских роз со словами:
— Это тебе, чтобы ты забыла обо всем плохом. Где-то в далеком Китае прекрасные
люди вывели эти розы, чтобы подарить тебе их нежно-желтую улыбку.
Девочка вдруг покраснела и переспросила:
— Они выросли в Китае, эти розы?
— Да, для тебя... — садовница хотела еще что-то добавить, но увидев, что лицо
девочки стало вдруг грустным и растерянным, сказала:
— Потом приходи ко мне и я расскажу тебе их чудесную историю, а сейчас беги
домой, ты себя плохо чувствуешь.
Затем она проводила девочку до угла и ласково поцеловала ее на прощание.
Когда садовница медленно возвращалась назад, она увидела мальчика, который
сидел прямо на тротуаре и всхлипывал. «Еще один плачущий ребенок! — подумала
садовница. — Кто же это сегодня всех детей обижает?»— Кто тебя обидел, милый цветочек? — ласково спросила она мальчика.
Мальчик заплакал еще громче, и как садовница ни успокаивала его, не мог
остановиться. Только, когда она привела его в свой дом и хотела напоить соком, он
вдруг сказал сквозь слезы:
— Не надо мне сока, я девочку здесь камнем побил! Я не хотел... — и он заплакал еще
громче.
Садовница с волнением спросила:
— Зачем ты это сделал?
Мальчик с трудом ответил, всхлипывая и заикаясь:
— Мы недавно приехали сюда из Китая. У моего папы в этом городе новая работа. Мне
здесь очень нравится, но Мэри... Мэри каждый день говорит, что Бог не любит тех, у
кого желтое лицо, и не такие, как у всех, глаза. Она руками специально суживает
свои глаза, когда проходит мимо, и повторяет, что мы произошли от узкоглазых
обезьян. Обычно я не обращаю на это внимание, но сегодня ночью я увидел
прекрасный сон. Мне приснилась улыбка Бога. Она была из всех цветов и красок
земли. И я услышал голос Бога, который сказал, что без меня и моих родных — земля
не была бы такой чудесной, а еще Он сказал, что надеется на меня... Я даже
проснулся от счастья и подумал — разве Бог может надеяться на тех, кого Он не
любит?
Я хотел обо всем рассказать Мэри и пошел за ней после школы.
Она оглянулась, и лицо ее расплылось в такой презрительной гримасе, что я не
выдержал, схватил камень и бросил...
Мальчик снова всхлипнул и спросил:
— Теперь Бог не будет больше надеяться на меня, раз я не смог рассказать Мэри о Его
улыбке?
Садовница снова обняла мальчика и сказала:
— Я думаю, твоя улыбка сейчас благоухает на столе у Мэри, и она восхищается ее
красотой...
Мальчик посмотрел с удивлением, но садовница не стала ничего объяснять. Она взяла
мальчика за руку и повела в свой цветник, где росло много самых разных цветов. Она
сорвала по одному цветку из всех, а затем молча протянула мальчику букет. На его
заплаканном лице появилась благодарная улыбка.
Глядя на нее, садовница подумала: «Поразительно, как все-таки много общего между
цветами и детьми! Удивительное чудо сотворил Господь, создав их такими
похожими.»
Вопросы и задания к сказке:
• Какой была садовница из сказки?
• Перечислите основные черты ее характера.
• Как она относилась к детям и цветам?
• Какими знаниями и умениями она обладала?
• Чему она учила детей?
• Хотели бы вы иметь такую бабушку?
• Какой цветок из ее сада вы хотели бы получить в подарок?
• Чему бы вы хотели у нее поучиться?
Письменная работа
Педагог просит детей перечислить разные добрые качества, например: доброта,
милосердие, мудрость. Все перечисленное детьми записывается на доске.
Каждый должен рассказать о каком-либо поступке своих бабушки и дедушки, в
котором проявились те или иные добрые качества.Рисунок
Нарисуйте волшебный цветок мудрости или букет счастья для своих бабушек и
дедушек.
Задание на дом
Внимательно понаблюдайте за своими дедушкой и бабушкой и напишите сочинение
на тему: «Чему нас учат бабушки и дедушки».
:::
Игра:
Дети встают в круг. Педагог с мячом — в центре круга. Поочередно он бросает мяч
детям и задает какой-либо вопрос о маме, например: “Нужно ли советоваться с
мамой?” Если ребенок считает, что нужно, он ловит мяч; если, по его мнению, с мамой
советоваться не нужно, он пропускает мяч. Если кто-либо не согласен с мнением того
или иного ребенка, игра останавливается, и все обсуждают этот вопрос.
Вопросы для игры:
• Нужно ли скучать по маме?
• Нужно ли постоянно ждать от мамы подарки?
• Нужно ли жалеть маму?
• Нужно ли хвалить маму?
• Нужно ли интересоваться делами мамы?
• Нужно ли утаивать от мамы правду, чтобы не расстраивать ее?
Письменная работа:
Опишите какое-либо чудо, которое подарило вам сердце вашей мамы.
Задания на дом:
Возьмите интервью у своей мамы и запишите его.