Дата23/10
Тема урока: Реки и озёра. Программа «ОЭФГ» «Путешествие на воздушном
шаре». Понятие о ресурсах и экономии.
Цель:
познакомить учащихся с реками и озёрами Казахстана
Задачи:
• в ходе урока учащиеся познакомятся с
реками и озёрами Казахстана и сделают вывод о богатстве и разнообразии водных
ресурсов республики; будут совершенствовать умение ориентироваться по карте;
• развивать познавательные способности учащихся:
процессы мышления, речь, память, внимание, способность наблюдать, сравнивать и
делать выводы; формировать познавательный интерес;
• воспитывать положительные качества личности:
бережное отношение к природе, патриотические чувства к Родине.
Ход урока:
1. Организация класса
2. Основная часть
1) Повторение. Проверочная работа по теме «Вода»
(письменно с последующей устной проверкой)
1. Самое распространённое вещество на планете.
(вода)
2. Вода в твёрдом состоянии (лёд)
3. Что происходит с водой при нагревании?
(расширяется)
4. Пустоты, которые образуются под действием
воды (пещеры)
5. Вода в газообразном состоянии (пар)
6. Мельчайшие капельки воды в воздухе (туман)
7. Подземные воды, имеющие вкус, запах,
повышенную температуру (минеральные воды)
8. Место, где подземные воды выходят наружу
(родник)
9. Курорт на юге Казахстана с целебной
минеральной водой (Сарыагаш)
10. Процесс, благодаря которому на земле
сохраняется одно и то же количество воды (круговорот)
2) Работа над темой урока
А) Сообщение темы урока: загадка
Летом бежит,
Зимой спит.
Весна настала-
Опять побежала. (река)
Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по
рекам и озёрам Казахстана.
В конце урока ответим на такие вопросы:
• Что нового узнали?
• Что поняли?
• Где я могу это применить?
( вопросы вывешиваются на таблице)
Б) Рассказ учителя с элементами беседы
сопровождается демонстрацией слайдов:
Одним из важных источников пресной воды являются
реки.
Слайд 1. Чтение текста учащимися.
Реки.
Выходящая на поверхность земли родниковая вода
медленно течёт вниз по уклону местности. Ручьи сливаются друг с другом и
образуют исток реки, место, где она берёт начало.
Река течёт по углублению в земле, которое
называется руслом.
Река имеет два берега – правый и левый.
В реку впадают другие, более мелкие реки. Они
называются притоками. Притоки также бывают правыми и левыми.
Место, где река впадает в другую реку, озеро или
море, называется устьем.
-Найдите части реки на схеме (схема висит на
доске)
Слайд 2. Сравните эти реки.
Вывод: у реки, которая течёт по равнине течение
медленное, плавное
у горной реки течение бурное, быстрое, с шумом
Слайд 4. Узнали ли эту реку?
Это река Иртыш. Найдите её на карте.
Слайд 5. Чтение текста.
Река Иртыш.
«Иртыш» - в переводе с тюркского «роющий землю».
Иртыш берёт начало в Китае, в горах Монгольского
Алтая. Там он называется Чёрный Иртыш.
Протекает через озеро Зайсан. До города Усть –
Каменогорска превращён в крупные водохранилища: Бухтарминское, Шульбинское. На
этом участке имеет притоки:справа – Кальджир, Курчум, Нарым, Бухтарма, Ульба,
Уба, слева – Кызылсу, Чар.
Иртыш впадает в реку Обь слева ( на территории
России). Там притоками Иртыша являются: Омь – справа, Ишим и Тобол – слева.
Длина Иртыша 4 268 км.
Практическая работа:
Изучите реку своей местности по следующему
плану:
1) Название реки.
____________________________________________________________________________________
2) Где берёт начало и куда впадает?
____________________________________________________________________________________
3) Какие имеет притоки?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Какая глубина, ширина, длина реки?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) По какой местности течёт?
____________________________________________________________________________________
6) Когда разливается – весной или летом?
7) С чем связано половодье? (таяние снега
весной, таяние высокогорных снегов и ледников летом)
8) Какие крупные населённые пункты расположены
на берегу реки?
____________________________________________________________________________________
9) Для каких целей используются её воды?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Заполнение карточки идёт по ходу чтения
текста.)
Дополнительная информация: Иртыш разливается
весной в результате таяния снега на южных склонах гор. Летом в него стекают
талые воды высокогорных снегов и ледников. Поэтому половодье на Иртыше довольно
продолжительно.
Слайд 6.
Иртыш-полноводная, крупная река. Он судоходен на
значительном протяжении. Построены крупные ГЭС. Они обеспечивают Восточный
Казахстан электроэнергией.
Для характеристики других рек используем пункты
практической работы 1 2 5 8 9.
Слайд 7.
река Урал
Рассказ учителя сочетается с беседой и работой
по карте: находится на западе Казахстана
( находят на карте). Берёт начало с Уральских
гор. Впадает в Каспийское море. Течёт по равнине. Города Уральск, Атырау.Урал
судоходен. Его воды используют для судоходства, для полива полей, ценные виды
рыб мечут икру.
Слайд 8.
река Сырдарья
Рассказ учителя сочетается с беседой и работой
по карте: находится на юге Казахстана (находят на карте). Берёт начало и в
горах Тянь-Шань в Киргизии, затем течёт по территории Узбекистана,
Таджикистана, входит в пределы Казахстана и до самого устья течёт по его
территории. Впадает в Аральское море. Широкая равнинная река. Она течёт по
глинистой и песчаной равнине и легко размывает берега. Поэтому вода в ней очень
мутная.
На Сырдарье построены ГЭС, водохранилища. Большая
часть воды используется для полива хлопковых полей, риса, бахчевых культур:
арбузов, дынь. В связи с этим река часто не достигает моря.
Слайд 9.
река Или
Рассказ учителя сочетается с беседой и работой
по карте: на юге Казахстана ( находят на карте). Берёт начало в горах
Тянь-Шань. Впадает в озеро Балхаш. ГЭС снабжает электроэнергией город Алматы.
Слайд 10.
река Ишим
Рассказ учителя сочетается с беседой и работой
по карте: течёт на севере Казахстана ( находят на карте). Начинается в низких
горах Сары-Арки. Впадает в реку Иртыш на территории России. На реке расположены
крупные города Петропавловск, Астана. Снабжает водой север Казахстана.
Слайд 11.
набережная Ишима в Астане
Всего в Казахстане 39 тысяч больших и малых рек.
В) Наблюдение по схеме за строением озера.
Сравнение со строением реки.
Слайд 13. Чтение текста.
Озёра – это природные водоёмы, расположенные в
естественных углублениях земной поверхности – озёрных котловинах.
Величина озёр бывает разная: от нескольких
десятков метров до нескольких километров.
Озёра не имеют ни истока, ни устья. Они
пополняются подземными и поверхностными водами. Часто в озёра впадают реки.
Если из озера вытекает хотя бы одна река, оно называется сточным. Из бессточных
озёр реки не вытекают.
Озёра бывают пресными и солёными. Солёные озёра
не проточные. Из них не вытекают реки. В Казахстане находится очень много
солёных озёр.
Слайд 14. Характеристика озера. Вывешивается на
доске.
1) Как называется озеро?
2) Где оно находится?
3) Величина озера.
4) Пресное или солёное.
5) Какие реки впадают в озеро?
6) Какие реки вытекают из озера?
7) Как используются его воды?
Слайд 15.
Каспийское море
Рассказ учителя сочетается с беседой и работой
по карте: на западе Казахстана (находят на карте). Каспийское море - самое
большое озеро мира. Почему море называют озером?
( размышление уч – ся; учитель уточняет, что в
древние времена на территории Казахстана был океан. Каспийское море – это
остаток древнего океана. Оно расположено в природной котловине.) Оно протянулось
с севера на юг более чем на тысячу километров. Площадь озера – моря 371 кв.км.
В нашу республику входит половина всей площади. Здесь добывают нефть и газ.
Слайд 16.
Аральское море
Рассказ учителя сочетается с беседой и работой
по карте: на юге Казахстана ( находят на карте). По величине занимало третье
место в мире. Это тоже остаток древнего океана.
Слайд 18 -19. Сейчас Аральское море выглядит
так:
Аральское море мелеет. Что стало причиной его
обмеления? (рассуждение уч – ся)
Вывод: воду из Сырдарьи, которая несёт свои воды
в Аральское море, люди в больших количествах используют для полива полей.
Сырдарья не доходит до Аральского моря, поэтому море мелеет.
Слайд 20.
озеро Балхаш
Рассказ учителя сочетается с беседой и работой
по карте: (находят на карте). Третье крупное озеро на территории Казахстана. С
запада на восток протянулось на 600 км. Особенность этого озера – западная его
часть пресная, восточная – солёная. Воду западной части опресняет река Или.
Восточная часть такого многоводного притока не имеет. Разную солёность
удерживает впадающий полуостров, который делит озеро почти пополам.
Существует легенда, что у богатого бая Балкаша
была красавица дочь Или. Бай объявил праздник- той и победителю обещал в жены
дочь. Красавица Или и бедный пастух Каратал любили друг друга. Или помогла
Караталу выиграть состязание женихов. Но Балкаш не хотел отдать дочь бедняку.
Тогда Каратал и Или бежали. Разгневанный отец не мог догнать беглецов. И тогда
он превращает их в реки, а сам
бросается на пути между ними и превращается в
озеро, поглощая непослушную дочь. И озеро имеет цвет седой голубизны.
В озере водятся ценные виды рыб: сазан, окунь.
Водится ондатра. Есть судоходство.
Слайд 21.
озеро Алаколь
Рассказ учителя сочетается с беседой и работой
по карте: (находят на карте). В переводе «пёстрое озеро» (вечером розовое,
утром бирюзовое). Вода солёная (сравнима с морской). Лечит многие заболевания.
Галька на берегу и грязи тоже целебны. Сам Чингизхан останавливался на берегу и
лечил своих воинов. Космонавты очищались от космической радиации. Вода Алаколя
благотворно влияет на весь организм. На озере гнездятся сотни тысяч птиц,
водится рыба.
Слайд 22.
озеро Тенгиз
Рассказ учителя сочетается с беседой и работой
по карте: (находят на карте).Место обитания красивых птиц фламинго, пеликанов.
Озеро находится в заповеднике, где водятся бурый медведь, снежный барс, рысь.
Слайд 23.
озеро Боровое
Рассказ учителя сочетается с беседой и работой
по карте: (находят на карте). Находится в Костанайской области в невысоких
горах. Природа интересные фигуры из горных пород. Многие из них напоминают
сказочных персонажей.
Слайд 24.
озеро Зайсан
Рассказ учителя сочетается с беседой и работой
по карте: (находят на карте). Находится в восточном Казахстане. Огромное
пресноводное озеро со множеством рыб. Его длина 100 км, ширина 30 км. Через
озеро Зайсан протекает Иртыш.
Слайд 14.
3. Подведение итога урока. Возвращение к
таблице:
• Что нового узнали?
• Что поняли?
• Где я могу это применить?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.