Познание посредством рисования

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 03.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интеграция образовательных областей "Художественное творчество" и "Познание".Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется современным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который касается не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес.
Иконка файла материала Таня статья22.10.doc
ПОЗНАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ РИСОВАНИЯ КАБАНЕН Татьяна Александровна «Сила познающего в том, что мысль парит, а рука творит…» Леонардо да Винчи Возрастающее   внимание   современной   науки   и   практики   образования   к вопросам формирования познавательных интересов детей обусловлено главной особенностью   современного   мира   –   его   динамичностью.   Происходящие изменения   столь   интенсивны,   что   человеку   все   реже   удается   сохранять гармонию   с   окружающим   миром,   используя   усвоенные   знания   и   привычные   Актуальность   исследования   на   социально­ поведенческие   модели. педагогическом   уровне   определяется   современным   заказом   общества   на выпускника  дошкольного образовательного  учреждения, который  касается  не требований   к   конкретным   знаниям,   а   новых   универсальных   способностей, сформированных   стойких   познавательных   мотивов,   основным   из   которых является познавательный интерес. Психолого­педагогические   исследования   Б.Г.Ананьева,   Л.И.Божович, ЛС.Выготского,  Л.А.Венгер,  А.В.Запорожца,  Т.А.Куликовой показывают, что в  дошкольном   возрасте   познавательный   интерес   проявляется   как   стремление ребенка проникать во все многообразие окружающего мира, отражать в сознании причинно­следственные связи и отношения, закономерности. Цель   моего   опыта   заключается   в   создании   условий   для   формирования познавательного   интереса   ребенка   через   интегрирование   образовательных областей – «Художественное творчество» и «Познание». Поставленные цели решаются с помощью следующих задач: 1. Способствовать   формированию   целостной   картины   мира, расширению кругозора детей в процессе приобщения детей к изобразительному искусству;2. Содействовать   формированию   интереса   к   познанию, любознательности; 3. Оказывать содействие развитию продуктивной деятельности детей. Основой   педагогической   идеи   моего   опыта   является   идея   интеграции   и совместной деятельности педагога с детьми. Принципы: ­   комплексно­тематическая   организация   образовательной   деятельности детей; ­ личностно­ориентированный подход; ­ адекватные дошкольному возрасту формы работы. Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения. Развитие   познавательных   интересов,   связывают   с образовательным процессом, когда главное содержание жизни ребенка состоит в   естественно, постепенном   переходе   с   одной   ступени   знаний   на   другую,   с   одного   уровня овладения   познавательными   и   практическими   умениями   к   другому,   более высокому.   Проблеме   познавательного   интереса,   способам   и   методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И.Божович, А.А.Вербицкого,  Л.С.Выготского,   П.И.Гальперина,  В.В.Давыдова,   В.С.Ильина,   А.В.Петровского, А.Н.Леонтьева,   А.М.Матюшкина,   А.К.Марковой, Н.Ф.Талызиной,   Г.А.Цукерман,   Л.М.Фридмана,   Т.И.Шамовой,   Г.М.Щукиной, Д.Б.Эльконина, И.С.Якиманской. Работу по изобразительному искусству условно можно разделить на три блока: 1­й блок. Прорисовывание переднего плана. Цель – способствовать умению располагать изображение по всему листу, побуждать ритмично наносить линии, штрихи, пятна. 2­й блок. Прорисовывание дальнего плана. Цель   –   побуждать   детей   располагать   изображение   по   всему   листу   в соответствии с содержанием действия.3 блок. Тематическое художественное творчество. Цель – определить степень овладения пройденного материала и развитие дошкольников.   Этот   блок   состоит   из   подблоков,   соединенных   общей   темой. Например,   блок   «Осень»   состоит   из   тем   «Овощи»,   «Фрукты»,   «Осенний натюрморт», «Деревья», «Грибы», «Осенний пейзаж». Система работы в каждом блоке строится следующим образом. Первый   этап  –   беседа   с   использованием   иллюстраций,   слайдов,   папок­ передвижек, видео­ и других материалов. Второй этап – рассмотрение вариативного ряда, где с детьми разбирается наличие   дальнего   и   переднего   плана,   с   чего   лучше   начать   рисовать,   чем заканчивать рисунок. Третий этап – практическая деятельность. Четвертый этап – рефлексия и мониторинг знаний детей по пройденной теме,   где   дети   работают   с   ИКТ   (презентациями,   видеорядами,   проектной деятельностью, интерактивной системой VOTYM). Пятый этап – самостоятельная деятельность детей. В развивающей среде в свободном   пользовании   остаются   вариативный   ряд,  папки­передвижки,   когда дети   во   время   свободной   деятельности   обращаются   к   теме   пройденного материала. Таким образом с помощью выстроенного алгоритма можно провести любую тему в блоке образовательной деятельности. Рассмотрим содержание каждого блока на примере темы «История». 1­й   блок.   Возраст   ­   младший   дошкольный.   Тема   «Динозавры», «Космос». Цель: способствовать развитию умения рисовать динозавров, дальний план, линию   горизонта;   побуждать   детей   к   использованию   известного   им   приема изобразительной   деятельности   для   создания   космоса.   В   процессе   беседы закрепить жизнь на земле от динозавров до освоения космоса. 2­й   блок.   Возраст   –   старший   дошкольный.   Темы   «Наскальная живопись», «Рыцари», «Путешественники», «Космос».Цель: побуждать совершенствовать умение размещать изображение на листе бумаги, способствовать формированию умения строить композицию. На   практике   убеждаешься   в   том,   что   ориентиры   формирования познавательных интересов влияют на содержание познавательной деятельности и существенно изменяют отношение к ней. Детские рисунки мною используются в качестве средства развития ребенка. Мониторинг уровня овладения изобразительной деятельности я провожу на основе диагностики Т.С.Комаровой, которая предлагает делать анализ продукта деятельности по семи критериям. Таким образом, следует отметить, что в ходе проделанной работы у детей была выявлена положительная динамика: ­ изобразительное искусство в дошкольном возрасте влияет на расширение кругозора детей; ­   интеграция   образовательных   областей   способствовала   формированию   а   также   обеспечила   высокий   уровень целостной   картины   мира, любознательности и активности. Следует   отметить,   что   эффективность   работы   доказывается результативностью не только по диагностике. Дети стали посещать изостудии, музеи,   кружки.   Побочным   эффектом   можно   назвать   и   взаимодействие   с семьями.   Родители   обращаются   за   советом   по   развитию,   воспитанию   и образованию   ребенка.   Контакты   поддерживаются   длительное   время   после окончания детского учреждения. «Результат   ради   результата   –   весьма   презренное   дело,   результат   надо применять в жизненной ситуации» Виктор Гюго. Каждый   ребенок   в   определенный   период   жизни   с   упоением   рисует.   По мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно они называют умение говорить – устной речью, умение писать – письменной,   а   умение   рисовать   –   графической   речью.   Целостное   развитие предполагает   смысловое   восприятие   и   понимание   изобразительных произведений искусства.Изобразительная   деятельность   –   это   спецефичное   образное   познание действительности.   Занятия   по   изобразительной   деятельности   благотворно влияют на общее развитие ребенка: побуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают   чувство   прекрасного,   развивают   мышление,внимание,память, воображение.   Рисование   способствуют   развитию   зрительно­двигательной координации.   Совершенствуется   глазомер,   развивается   зрительная   память, наблюдательность, мелкая моторика рук и пальцев. Рисование – любимое занятие детей, на котором они через образы познают окружающий   мир.   Рисование   –   вид   изобразительной   деятельности,   который способствует   развитию   эстетического   восприятия   –   восприятия   того,   что красиво. «Тот,   кто   рисует,   получает   в   течении   получаса   больше,   чем   тот,   кто   в течении большего времени смотрит.» Дистерви (немецкий ученый).