Познавательная программа:
«Русь! Родина! Отчизна!»
Клуб выходного дня
Программное содержание.
Упорядочить, закрепить информацию о России, понятие Родина, формировать у детей чувство любви к России.
Обогащать речь образными выразительными средствами (эпитетами, синонимами, родственными словами).
Развивать память, мышление.
Оборудование: пейзажные картины, музыкальные записи, карта мира.
Ход мероприятия
1. Стихотворение “Родина” 3. Александрова.
Если скажут слово "Родина"
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
2. Разговор о Родине.
Мы с вами много путешествовали (и даже по Солнечной системе), но всегда возвращались домой, к себе на Родину.
- Куда мы возвращались?
- Что такое Родина? (Родина это место, где ты родился, провел свое детство, рос, учился)
- Как называется место, где вы родились?
- Как вы относитесь к своей Родине (за что любите, чем гордитесь)? Взрослые люди иногда покидают место, где родились и выросли, но всегда помнят и любят свои родные места.
3. Все люди, которые проживают в определенном государстве (стране), считают эту страну своей большой Родиной. Мы живем в большой прекрасной стране. Наша большая Родина - это страна, которая называется Россией. Наша страна одна из самых больших в мире (показываю на карте мира).
Послушайте, как написала о России, о её необъятных просторах Татьяна Бокова в стихотворении “Необъятная страна”.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
- Все в мире знают, что Россия богатая страна. Давайте подумаем почему? - Чем богата наша Родина Россия?
В нашей стране много рек, морей, озер. А вы знаете, что без воды нет жизни на земле. - Почему нет жизни без воды?
Наша страна славится своими природными богатствами, какими? У нас большие запасы угля, нефти, золота и других металлов, леса, животные.
- Как называется наша Родина? (Россия)
- А мы, живущие в России? (Россияне)
4. А теперь полюбуйтесь на картинах русских художников красотой российских просторов. (Рассматриваются репродукции картин под тихое звучание песен о Родине. Смотри циклы "Осень", "Весна" П.И. Чайковского. Эта красота, эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки наши деды и прадеды сохранили для нас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской. А теперь уже наша очередь беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую прекрасную родину россию.
Ведущий: - Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы.
Ученик: - Символы России – это бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов, это Московский Кремль и Красная площадь, Медный всадник, Эрмитаж и фонтаны Петергофа, города Золотого кольца. Это непременные русские сувениры: матрёшки, самовары, медведи. Балалайка.
Ведущий:- Молодцы, ребята! Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение и вызывают у нас образы.
Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Это, государственные символы, овеянные славой. И у меня к вам следующий вопрос: - «Какие вы знаете Государственные символы?» (Отвечают дети)
Ведущий:- Сейчас мы с вами немного вспомним, как складывалась символика Российского Герба и Флага. Об этом наш следующий рассказ.
- Символика российского герба и флага складывались постепенно, на протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной культуры, историю страны, ее достижений и побед. Символика отражает нам то, чем гордятся народы страны, государство и общество. И мы, школьники, должны расти достойными своих предков, которые совершили немало трудовых, воинских и иных подвигов во славу Отечества, защищая и прославляя его флаг и герб.
ГЕРБ - В 1991 году Советский Союз прекратил своё существование. Наша страна вернула себе старое, не забытое имя – Россия. Сегодня наша страна вступила в третье тысячелетие новой эры. Символом современной России является Государственный герб, который представляет собой золотого двуглавого орла, помещённого на красном щите, над орлом – три короны (две малые и одна большая), в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона. В1993 г. Указом Президента Б. Н. Ельцина двуглавый орел был утвержден в качестве государственного герба. В декабре 2000 г. Президентом РФ В. В. Путиным был подписан Федеральный конституционный закон о Государственном гербе РФ, принятый Государственной Думой.
Ведущий:- Особая гордость каждого государства – флаг. А что вы знаете о следующем символе нашего государства – флаге?
- Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства. Достоинство флага подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, осквернение флага рассматривается как оскорбление чести нации и государства и наказуемо. Белый цвет был символом свободы и величия, отсюда фольклорный «белый царь», то есть, независимый. Сочетание этих трех цветов, отлично видимых даже в пасмурную погоду, напоминает о свободе и православии того государства, которому принадлежит флаг. Флаг вывешивается на государственных учреждениях. Символика любого государства является неотъемлемой и очень важной частью его жизни. Когда мы слышим фразу «Овеянный славою флаг наш», мы испытываем национальную гордость. Воины всегда шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край флага, флаг ставили на завоеванную землю, город, высоту. Тот, кто нес флаг, всегда считался лучшим человеком, это особая честь.
Ведущий: - Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России. Ребята, кто хочет нам рассказать о Гимне нашей страны?
Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио. К словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают воинское приветствие. В международной жизни исполнение Гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.
«Экскурсия в историю»
1.Как наша Родина называлась раньше? (Русь)
2.Кто стал первым царем Руси? (Иван 4 Грозный)
3.Кто основатель Москвы? (Князь Юрий Долгоруков)
4.Кто построил город на Неве? (Петр 1)
5.Почему старинный памятник прозвали «Царь-пушка»? (из-за величины и большого веса)
6. Что такое кириллица? (азбука созд. Кириллом и Мефодием)
7. Первая столица русского государства? (Киев)
8. Назовите первого русского первопечатника? (Иван Федоров)
Берегите Россию -
Нет России другой,
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе… Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию -
Нет России другой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.