Детство Николая Александровича Романова
Ведущий 1.(воспитатель) Здравствуйте ребята и дорогие гости! Сегодня мы с вами отправимся в далекое прошлое. Мы поговорим о царской семье. В наше время, главным лицом государства является президент, кто знает, кто сей час наш президент? (В.В.Путин)
А раньше на Руси правили цари, императоры! Последним Российским императором был – Николай 2. Про детство Ники – так называли императора, когда он был маленький в семье, нам расскажет Мария Владимировна.
Ведущий2. (библ.) Николай Александрович Романов родился 6 мая 1868 года(150 лет назад)
В дружной семье Александра Александровича и Марии Федоровны родилось шестеро детей: Николай, Александр, Георгий, Михаил, Ксения, Ольга. Детство великих князей и княжон было счастливым. Они росли, окруженные родительской любовью и заботой. К их услугам были лучшие игрушки и книги, летний отдых в Крыму и на Балтийском море, а также в петербургских пригородах. Но из этого вовсе не следовало, что из детей получились избалованные неженки. Воспитание в семье Романовых было традиционно строгим и рационально организованным. Император Александр III считал своим долгом контролировать лично обучение своих детей.
Сам император учил детей традиционным русским играм на свежем воздухе и обычным занятиям простого русского человека по устройству своего быта. Свободное время также проводили с пользой: стряпали( то есть готовили кушать), столярничали (мастерили что-нибудь из дерева), мастерили кукол для своего театра, шили им костюмы. Для игрушечных военных баталий клеили солдатиков. В Арсенале играли в бильярд, в пятнашки, в «воланы»; по коридорам огромного дворца катались на велосипедах. Для детей родители часто устраивали вечера: цирковые представления, кукольные спектакли. Детские пьесы, часто на иностранных языках – немецком или французском, готовили сами младшие обитатели дворца. В Гатчине и ее окрестностях охотились на самых разных зверей: медведей, волков, оленей, ланей, лисиц, зайцев. Из птицы чаще били тетеревов, фазанов, глухарей, реже – уток. Дети с ранних лет учились меткой стрельбе и позже стали участниками охот близ Гатчины; особенно хорошим охотником был наследник цесаревич Николай Александрович.
Ведущий 1. Как мы уже знаем, Ники очень любил охоту и рыбалку, предлагаю и вам ребята поиграть в игру «Самый меткий стрелок».
Игры детей:
«Добчинский и Бобчинский»
Все усаживаются с одной стороны длинного стола. С другой стороны стола - водящий. Кому-нибудь дают большую фишку. Держа руки под столом, незаметно передают предмет друг другу. Внезапно водящий кричит: 'Бобчинский, Добчинский руки на стол!'. Все должны немедленно положить руки на стол, ладонями вниз. В том числе и тот, у кого в руке в этот момент окажется фишка. Водящий пытается угадать, у кого предмет (по звуку, положению руки и т. д.). По его приказу руку надо поднять. Если водящий ошибся, игра повторяется, если угадал, тот, у кого оказалась фишка, становится водящим, а водящий садится со всеми за стол.
Так же в эту игру можно играть команда на команду. В таком варианте игра называется «Рубль». Команды садятся с двух сторон длинного стола. Цель каждой команды – как можно дольше удерживать фишку у себя. Когда соперники находят фишку – команды менятся ролями.
Со временем, если игроки научатся действовать ловко, можно заменить фишку на что-то более крупное и тяжелое. Например, пятирублевую монету.
«Тише едешь-дальше будешь»
На земле отчерчиваются мелом две полосы на расстоянии примерно 20 метров.
Все игроки становятся с одной стороны водящий - с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит:
"Тише едешь-дальше будешь. Стоп."
Фразу можно произносить как угодно - намерянно затягивая слова, всё предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее - в общем, привносить элемент неожиданности в игру.
В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове "стоп" замирают. После слова "стоп" водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) - тот выбывает из игры.
Побеждает тот, кто первым доберется к финишу и дотронется до водящего - он занимает его место, и игра начинается сначала.
Николай был старшим сыном из пятерых детей в семье Императора Александра III и Императрицы Марии Фёдоровны, наследником Российского престола. Его отец Император Александр III был глубоко верующим, цельным человеком, хорошим семьянином. Эти же качества он воспитывал у своих детей. Как монарх, отец Николая II проявлял твёрдую волю в проведении в жизнь принятых решений (черта, которую, унаследовал и его сын).
Воспитание и образование цесаревича Николая проходило под личным руководством его отца, на традиционной религиозной основе и в спартанских условиях. Отец приучал сына спать на простых солдатских койках с жёсткими подушками, утром обливаться холодной водой, на завтрак есть простую кашу. «Милый Ники», как его звали в семье, мог себе позволить не так много из того, на что имели право его сверстники: нельзя было шумно себя вести, возбранялось привлекать к себе внимание играми и детской вознёй, не допускались неразрешённые прогулки, бесконтрольные забавы.
Учебные занятия велись по тщательно разработанной программе в течение тринадцати лет. Особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, французского, английского и немецкого языков, которыми Николай овладел в совершенстве.
Все преподаватели отмечали усидчивость и аккуратность своего высокородного ученика. Он обладал очень хорошей памятью и острой наблюдательностью. Раз прочитанное или услышанное запоминал навсегда. То же касалось и людей, их имён и должностей.
Из всех предметов цесаревичу особенно нравились литература и история. Ещё с детства он полюбил читать. Ребята, а вы любите читать книги? Какие книги вы читаете дома с родителями? (ответы)
Царская семья очень любила музыку и часто музыцировали. А вы ребята любите петь. Давайте исполним песню. «Росиночка – Россия!»
Ребята, подошла к концу наша познавательная встреча. За вашу активность предлагаю угощения.
1869 г.
Отец - Александр Александрович, мать – Мария Федоровна, Николай.1870 г.
1871 г.
Николай, Георгий, Ксения, отец, мать .
1874 г.
1878 г.
Полезная информация.
Александр III покровительствовал не только П.И.Чайковскому, но и вообще русской музыке. При нем ведущие роли в музыкальной жизни России стали играть великие композиторы М.А.Балакирев и Н.А.Римский-Корсаков. Царь посещал не только спектакли, но и генеральные репетиции опер. Он непосредственно способствовал обогащению русской духовной музыки: пример тому – Три херувимские и Шесть церковных песнопений, написанные П.И.Чайковский по предложению императора.
И, конечно, как человек музыкальный, Александр III музицировал и сам: он играл на валторне и бас-геликон.
Музыкальность была присуща многим Романовым. Обладая тонким музыкальным вкусом, неплохо играл на фортепиано брат Александра III великий князь Сергей Александрович, генерал-губернатор Москвы. Его супругой была великая княгиня Елизавета Федоровна – принцесса Элла Гессенская. Она тоже играла на фортепиано и славилась красивым голосом (альт). На ее родине, в замке Neues Palais каждую четверть часа играли 35 колоколов; случалось, что они составляли аккомпанемент поющей принцессе.
Ее младшая сестра Алиса Гессенская, императрица Александра Федоровна, виртуозно играла на рояле, часто в четыре руки с мужем – последним российским императором Николаем II.
Николай II был завзятым театралом. Он часто посещал Мариинский театр, где смотрел балеты и слушал оперы русских и зарубежных композиторов. Вот выдержки из его дневниковых записей: «Поехали в дивный «Евгений Онегин»…Ничего не знаю лучше этой музыки», «Отправились в новую оперу Направника – «Дубровский». Красивая вещь, отлично оркестрована, с чудными хорами!» Были у царя и любимые артисты: оперные солисты супруги Медея и Николай Фигнеры, с которыми царственная чета поддерживала личное знакомство; прослушав оперу Р. Вагнера «Гибель богов «, император отметил в своем дневнике: «…замечательно хорошо; пели Литвин и Ершов». Ему также очень нравилась игра балалаечников под руководством В.В. Андреева. А однажды, незадолго до 300-летия Дома Романовых, Николай II пригласил в свой дворец одну из первых звезд русской эстрады, исполнительницу народных песен Н.В. Плевицкую. После концерта монарх прочувственно сказал курской крестьянке примерно такие слова: «Спасибо Вам, Надежда Васильевна! Вы только, пожалуйста, больше не учитесь!» Видно цари боялся, что вокальная школа засушит яркий, самобытный талант певицы из народа.
Вполне вероятно, что в том концерте, повлекшим за собой стремительное возвышение Н.В. Плевицкой, артистка исполнила песню своего репертуара: «Умер бедняга в больнице военной» композитора 20-го века Якова Пригожего на стихи поэта К.Р. За этими скромными инициалами стояло, и уже не было ни для кого тайной подлинное имя автора: великий князь Константин Константинович Романов- внук Николая I и двоюродный дядя Николая II. В этом произведении сиятельный поэт выразил человеческое сострадание простому солдату. И сейчас мы услышим эту популярную некогда песню в исполнении Надежды Плевицкой. Запись начала 20-го века.
Музыкальная иллюстрация: песня Я. Пригожего на стихи К. Р. «Умер бродяга в больнице военной» (запись с грампластинки фирмы «Мелодия»).
На стихи Константина Романова охотно писали романсы разные композиторы, в том числе и П. И. Чайковский, с которым великий князь был дружен. Широко известны такие романсы, как: «О, дитя!», «Растворил я окно», «Угасли в комнатах огни». Сам Константин Константинович тоже писал музыку, претворяя романсы в стихи В. Гюго, А.Н. Майкова, А.К. Толстого. Романс К.Р. на стихи графа А.К. Толстого «Не верь мне, друг» прозвучит в исполнении советского певца Вячеслав Турчанинова.
Музыкальная иллюстрация: романс К.Р. на стихи А.К. Толстого «Не верь мне друг» (запись с аудиокассеты из епархиальной библиотеки).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.