Мастер - класс "Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения"
Оценка 4.8

Мастер - класс "Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения"

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
чтение
3 кл—11 кл +1
06.08.2017
Мастер - класс "Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения"
Презентация к мастеру - классу
мастер -класс.docx
Воспитание духовно­нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения Мастер   –   класс   хочу   начать   с   нескольких   цитат   из   «Закона   об образовании»:«Модернизация   системы   общего   образования   нацелена   на формирование   нового   образовательного   пространства,   которое   позволит обеспечить   духовно­нравственное   становление   подрастающего   поколения, подготовку   обучающегося   к   жизненному   самоопределению,   самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов».  Духовно­нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного   воспитания,   государственный   заказ   для   общеобразовательной школы... Эта   одна   из   причин,   что   одним   из   приоритетных   направлений   воспитательной работы в моём классе является нравственное воспитание.  Что понимаем под нравственностью человека?  ­ Эти положительные поступки, духовные и душевные качества  человека назовём сосудом « добро». Только ли хорошие поступки совершает человек? Следующий сосуд « зло» – отрицательные поступки и качества человека. Ну и самого человека обозначим  сосудом   « Я» – внутренний мир, мироощущение. Перед вами гуашь. С какими красками ассоциируется – « добро»? Окрасим воду в сосуде с добром. С какими красками ассоциируются отрицательные качества человека. Окрасьте сосуд со « злом».А теперь я попрошу взять тонкую трубочку, она будет ассоциироваться с душой человека, которая способна сохранить, задержать, пропустить через себя, что­то   вообще   пропустить   мимо.       Опустим     трубочку   в   сосуд     с   добром   и попробуем окрасить свою душу светлым, приятным , ярким, добрым.   Быстро ли вода меняет цвет? А сейчас я попрошу вас взять трубочку потолще . Не всегда мы совершаем   только   добрые   поступки.   Опустите   трубочку   в   сосуд   со   злом. Устраивает цвет? Быстро ли закрасилось наше доброе – светлое?  Как вы думаете, почему   сосуд   с   «добром»   наполняли   тонкой   трубочкой,   а   сосуд   со   «злом»   – большой, широкой? Скажите, а какие поступки вы совершаете без усилия воли? Хорошие   или   плохие?   Легко   ли   быть   добрым,   справедливым,   честным, благородным, мужественным, самоотверженным….? Нет . Самопроизвольно , без всяких усилий мы совершаем плохие поступки, о которых можем в дальнейшем сожалеть. ­ Откуда должен черпать духовно­нравственные качества человек? ­ Где и как закладываются нормы нравственного поведения у школьников?  ( через урок, через природу, родителей, музыку, литературных произведений и т. д.) Посмотрите на слайд.   В каком из столбиков, на ваш взгляд, перечислены произведения, где  на примере  героев наиболее ярко воспитываются  духовно­нравственные качества человека? Э Успенский « Дядя Фёдор, пёс и кот», «   Е. Пермяк « Надёжный человек», « Школа клоунов» В Бианка « Неслышимка» М. Пришвин « Золотой луг» В. Драгунский « Англичанин  Павля» И. Дик « В дебрях Кара­Бумбы» Пичугин мост», «Чужая калитка»  А. Гайдар « Совесть»  В. Осеева « Плохо», « Кто хозяин?»  Л. Пантелеев « Честное слово», « Трус»  Л. Н. Толстой « Рассказы о детях»   Проанализировав       учебники   по   литературному   чтению   по   программе Образовательной системы « Школа 2100» , я столкнулась с тем, как мало в них произведений   о   нравственности,     «о   правилах,   определяющих   поведение,   о духовных и душевных качествах, необходимых человеку в обществе,  о выполнении этих   правил,   проявляющихся   в   поведении,   поступках.   Хотя   нам   всемхорошо известно,   что   воспитание   является   одной   из   важнейших   составляющих образовательного процесса наряду с обучением.        Ещё   Теодор   Рузвельт   говорил,   чтовоспитать   человека   интеллектуально,   не воспитав его нравственно, –  значит,  вырастить угрозу для общества. Нравственные потребности не даются человеку от природы, даже по сосудам это было наглядно видно,  их необходимо воспитывать.   И  вот уже который год в своей воспитательной работе ставлю перед собой такие задачи: 1) развивать нравственные личностные качества учащихся;   2) вырабатывать у учащихся собственные нравственные взгляды, суждения, оценки;  3) формировать умение изучать, осмысливать и анализировать нравственный опыт поколений;   4)  учить  учеников   осмысливать  и  анализировать  собственные  нравственные поступки, а также поступки сверстников и одноклассников;  5) формировать сплочённый ученический коллектив;  6) расширять кругозор учащихся.   художественного произведения. Где, как ни в литературных произведениях, можно младшему школьнику  получить информацию о нормах поведения в обществе, иметь представление о последствиях их нарушения или неправильного поведения,  поэтому моя работа в первую очередь строится на чтении  и анализе литературных произведений . Заранее, за недели две, я предлагаю детям прочитать определённые произведения определённых авторов  или просто указываю автора. К концу недели ребята пишут краткую аннотацию к прочитанным произведениям ( по желанию).  Сейчас   вашему   вниманию   я   приведу   несколько   примеров,   приёмов,   игр   по воспитанию духовно – нравственных качеств.        Стараюсь   учить   детей   решать   нравственные   проблемы   на   основе   текста любознательность,   мудрость,   гостеприимство, На одном из классных часов ребятам были предложены рассказы Е. Пермяка « Надёжный человек», « Чужая калитка», « Пичугин мост» …Подборка книг перед вами.  Занятие может начаться так: Какие   хорошие положительные качества человека знаете?  доброта,   трудолюбие,   храбрость,   правдивость,   ответственность   отзывчивость, заботливость,   верность,   дружелюбие,   вежливость,   благодарность,   бережливость, бескорыстие,   скромность, сострадание, чуткость, щедрость ...  Как вы думаете , о чём мы сегодня с вами будем говорить, судя по прочитанным книгам? Какой положительной черте человека мы посвятим сегодняшний классный час? ­ Я думаю о добре, т.к. герой рассказа Сёмка Пичугин  совершил добрый поступок : он   вместе с дедушкой для всех сделал мост. И в дальнейшем этот мост стали называть по фамилии этого мальчика. Произведение так и называется « Пичугин мост».  О каких ещё добрых поступках вы прочитали?  Действительно, сегодня мы поговорим о доброте. Что такое доброта? Обратимся к словарю Ожегова «Доброта ­ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Ну, а само добро – это нравственная ценность, которая   относится   к   человеческой   деятельности,   образец   поступков   людей   и отношений   между   ними.   Занятие   сопровождается   не   только   беседой   ,   но   и различными играми и упражнениями. Поиграем в    ­  Дети встаем в круг. У каждого имеется сердечко, почему сердечко? Потому что наша доброта исходит от нашего сердца. Кому из литературных героев вы бы дали сердечко, за что? ­Каждый дает свое сердечко, тому, кого он считает добрым, и объясняет, почему он считает его добрым ­Мы перечислили многие   очень хорошие качества личности, которые определяют поведение   человека.   Одно   из   них   доброта.   Есть   качества   характера противоположные этим качествам. Назовите,какие?  ­  злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность  ­ Подумайте, посмотрите на себя со стороны, какие качества в вашем характере преобладают. Знайте,   за   души   человеческие   идѐт   постоянная   борьба   добра   и   зла.   Я   хочу предоставить вашему вниманию притчу  о двух волках:     игру “ Подумаем о доброте” Когда­то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. Притча о двух волках — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.  Один   волк   представляет   зло   —   зависть,   ревность,   сожаление,   эгоизм,   амбиции, ложь... Другой   волк   представляет   добро   —   мир,   любовь,   надежду,   истину,   доброту, верность... Маленький   индеец,   тронутый   до   глубины   души   словами   деда,   на   несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. ­ Как вы поняли эту причту? В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе как два волка, а какое победит – решаешь сам ты. Тест «Какой Я?»    . Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести? Хочу избавиться Хочу приобрести     Как вы думаете, сможете ли вы справиться с черным волком? Сможете ли его  победить? ­ Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой. ­   А   то,   какими   вы   станете,   будет   зависеть   от   вас.   Добро   делать   трудно.   В священном   писании   (показать   Библию)   бога   называют   солнцем   правды.   Как   вы думаете,   почему?  Именно   бог   абсолютно   добр,  и   там   поясняется,  что   бог   есть любовь. Мы с вами лучи божьего солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе, зажигать их в себе.    Вам надовыбрать  подходящие лучи со словами и прикрепить  к солнышку. (На столах   лежат   лучи,   на   которых   написаны   слова   добро,   радость,   мир,   улыбка, дружба, ссора, тепло, грусть, обида.) ­ Выйдите к доске. Давайте посмотрим, какие солнышки у вас получились. ­ Как вы думаете, чего в нашей жизни больше: доброго или злого? ­ Доброго в жизни все­таки больше, чем злого. ­ А от кого и от чего зависит наличие добра и зла в жизни? ­ Вы правы: станет ли добра еще больше, а зла меньше – зависит от человека.             Доказательством     этих   слов   может   служить   предложенный     отрывок   из мультфильма….( « Крошка Енот») ­ А сейчас я предложу вашему вниманию прочитать три произведения. С каким из них перекликается показанный отрывок из мультфильма?    ­ Прочитайте мораль этой басни. Приводятся поговорки, пословицы, выказывания великих мудрых людей. Работая над этим произведением , приводила слова философа Василия Великого « Никто не исцелил зла злом. Если отвечать злом на зло, рождается ещё более страшное зло».      Дети читают  небольшие произведения  и самостоятельно. Осколки доброты Неизвестный автор Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на   песке.   Вдруг   вдалеке   показалась   маленькая   старушка.   Ее   седые   волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что­то бормотала про себя, подбирая с песка какие­то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали   детей   и   велели   им   держаться   подальше   от   старушки.   Когда   она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что­то поднять, она улыбнулась семье, но   никто   не   ответил   ей   на   приветствие.   Много   недель   спустя   они   узнали,   что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.    После прочтения можно задать вопросы: ­Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?   ­Если   бы   люди   узнали,   чем   на   самом   деле   занималась   старушка,   что   бы   они сделали? ­ Были   ли   в   вашей   жизни   случаи,   когда   вам   сначала   не   нравился   какой­либо человек,   потому   что   он   был   не   похож   на   других,   а   позже   вы   узнавали   что­то хорошее об этом человеке? ­ Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам. (Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей т.д.)  В конце беседы детям было предложено  задание: ­Вспомните   человека   (друга,   учителя),   добрый   поступок   которого   был   для   вас дороже денег, и напишите ему письмо благодарности. Вот некоторые из них…( на слайде). Я дам вам клубочек. Вы будете по очереди передавать его и называть любое доброе дело, которое  совершили герои книг, о которых вы прочитали.       Мы все связаны одной ниткой.Вот также связаны между собой люди в обществе. Все связаны добрыми делами и должны жить в доброте.  А чтобы люди понимали друг   друга,   нужно   соблюдать   правила   вежливости,   быть   толерантными.Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты? Мир бы рухнул… В конце занятий таких, как например «Что значит быть… настоящим человеком», « О дружбе» , « О добре и зле»  и т.д. предлагаю составить СИНКВЕЙН 1   строка   –   одно   слово   –   название,   обычно   существительное.     ДРУЖБА         ­ ЧЕЛОВЕК 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает  отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно  существительное.          Дружба                                              Доброта Верная, бескорыстная      Добросердечный, доброжелательный Помогает, оберегает, защищаетПомогает, защищает, прощает Дружба крепкая бывает,                  Человек природе, людям не навредит, Она жить нам помогает.                               Слабого защитит    Отношения.                                                                                          Душа  ­ А сейчас я вам предлагаю  раскрасить сердечки. ( группа участников работает с гуашью)  Покажите, пожалуйста, что получилось? ­ На следующем занятии мы поговорим о толерантности. Я предлагаю детям прочитать к следующему классному часу рассказ Н. Кальма «  Красные  башмачки» .  Кстати   многие  произведения   беру   под    рубрикой  «  Из старых сундуков советской литературы». Помните это произведение?    На   следующем   занятии,   когда   ребята   поработают   над   значением   слова   « толерантность»,     напишут   основные   черты   толерантности   ,на   их   взгляд,   на листочках­ ладошках, в середине ладошки укажут, как сделать так, чтобы класс стал дружным, учитель задаёт вопрос, почему именно рассказ Анны Кальманок  « Красные башмачки » было рекомендовано для прочтения?    Дети, пересказывая сюжет , ещё раз убеждаются в том, что толерантность – это и терпимость   к   чужому   мнению,   вероисповеданию,   поведению,   культуре, политическим   взглядам,   национальности,   то   есть   это   проявление     понимания   и уважения к личности другого человека независимо от каких­либо отличий.   В нашей внеклассной работе активное участие принимают и  родители. Пришла к выводу, что не каждый родитель может порекомендовать своему ребёнку перечень нужных ему возрасту книг.       И в подтверждение моей  внеклассной работы по теме «   Воспитание духовно­ нравственных   качеств   у   школьника   посредством   литературного   произведения» приведу одно из доказательств   ­на празднике « Недели детской книги», который проводился 20 марта 2015 г.  в городской библиотеке,мой класс 3­ в был объявлен самым читающим классом среди школ города. Мы получили грамоту « Класс лидер чтения, 2014 ».   Хочется, чтоб со временем у учащихся – чтение книг стало такой же   потребностью,   как   и   дышать.   И   чтение     книг   не   только   развлекательного характера, но и тех, которые помогут вырасти им высоко­нравственными людьми. И ещё, наверное, в доказательство своей работы, процитирую : « Я люблю брать детей от Ольги Владимировны. Они какие­то добрые».   Когда дети становятся чуть старше, детям можно предлагать песенные притчи, после прослушивания которой,происходит обсуждение. Вашему вниманию я хочу предоставить одну из них « Окно», это произведение есть и в прозе. Исполняет Светлана Копылова.  Для младших школьников есть мультфильм очень удачная, на мой   взгляд,     дипломная   работа   (   слушают).     После   прослушивания   задаются соответствующие вопросы, и  всё  занятие  строится на основе этого произведения. Этой притчей я закончу свой мастер –класс.      В конце своего выступления я ещё раз озвучу  примерный  алгоритм  проведения классного часа  по нравственному воспитанию:  1.Выбор одной из ценностей, о которой будет говориться на классном часе   2. Подбор произведений для чтения   3.  Определение понятия (можно по словарю Ожегова)  4 Взанимательной форме обсуждение, беседа по прочитанному:           а)  пояснения пословиц, поговорок          б)  примеры детей , их жизненный опыт в)занимательные упражнения, тесты и игры по привитию этих ценностей           г) аннотации к прочитанным произведениям  5 Итог      Мастер­класс хочется закончить словами М.М. Пришвина «Всѐ  прекрасное на Земле от солнца, всѐ хорошее – от человека». « Чем человек умнее и добрее, тем больше добра он замечает в людях»   ( Б. Паскаль)

Мастер - класс "Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения"

Мастер - класс "Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения"

Мастер - класс "Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения"

Мастер - класс "Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения"

Мастер - класс "Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения"

Мастер - класс "Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения"

Мастер - класс "Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения"

Мастер - класс "Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения"

Мастер - класс "Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения"

Мастер - класс "Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения"

Мастер - класс "Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения"

Мастер - класс "Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения"

Мастер - класс "Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения"

Мастер - класс "Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2017