Познавательно-развлекательная программа "Русский язык-нам есть чем гордиться"
Оценка 4.8

Познавательно-развлекательная программа "Русский язык-нам есть чем гордиться"

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
русская литература +1
28.03.2023
Познавательно-развлекательная программа "Русский язык-нам есть чем гордиться"
Мероприятия приурочено ко Дню Родного языка. Воспитанники с пользой проведут свободное время: вспомнят пословицы, разучат стихотворения, закрепят правильное произношение слов.
Русский Язык-нам есть,чем гордиться.docx

Познавательно - развлекательная программа «Русский язык – нам есть, чем гордиться»  слайд №1

Цели:

- формирование  представления о русском языке  как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;

- формирование и пропаганда норм и правил русского языка среди воспитанников;

- воспитание  культуры речи средствами  художественной литературы.

Эпиграф

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предками.     И.С.Тургенев.

                                                              Слайд №2

Воспитатель:  В современном мире нет такой науки, такой сферы деятельности, где бы не требовалось хорошее знание русского языка. То, что родной язык изучать надо, знают все, но часто наша лень, следование моде мешают этому. Мы хотим, чтобы «великий и могучий русский язык» оставался красивым, ярким, образным, живым языком – давайте прислушаемся к своей речи, давайте начнем с себя. Это очень важно.

 

Ведущий 1: Давно доказано, что русский язык - один из богатейших языков мира. Но именно поэтому овладеть им так непросто. Для того, чтобы наша речь стала правильной и красивой, чтобы она помогала поворачивать душу собеседника к добру, нужно многое знать, понимать и чувствовать! Но как разобраться во всём этом?

                                                                          Слайд №3

Ведущий 2: На русском языке говорят не только русские. Русский язык изучают во многих странах, потому что он очень мелодичен. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный свет».

 

Ведущий 1: «Русский язык богат, велик, могуч. Мы живём в царстве слов, и слова имеют огромную власть над нашей жизнью, мы заколдованы словами», - писал известный русский учёный Н. Бердяев.

Послушайте, как отзывались о русском языке наши писатели. Об этом поведают воспитанники Орлов Вячеслав, Поздеев Роман, Карапетян Рустам и Братухин Сергей.   (Слайд №4 на 2 высказывания, затем слайд №5)

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»    (Иван Тургенев)

 

«Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери…- это человек без рода и племени».

                                                                                             (В.А. Сухомлинский).

 

Да будет честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как гордая величественная река – шумит и гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!                (К. Д. Бальмонт)

 

Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.                         (К.Г.Паустовский)

 

Ведущий 2: Язык, на котором мы говорим, настолько для нас привычный, что мы не задумываемся о его значении в нашей жизни, о его культурной ценности. А между тем, язык – это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь.                                                  Слайд №6

 

Ведущий 1: Слова рождают в нашем  воображении зрительные образы. Мы легко можем представить себе  тёплый летний вечер, нудный осенний дождик, на который хочется смотреть в окно из тёплой комнаты, вороного  коня, который разыгрался, разрезвился на просторе и одинокого человека, стоящего у могильной плиты.

 

Ведущий 2: А речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые, она прививается, воспитывается, требует постоянного совершенствования. Без  речевой культуры не может быть современного образованного человека.

 

Ведущий 1: Русский народ всегда ценил и бережно относился к слову.  В его истории  есть немало пословиц и поговорок  о слове, языке и о речи, ведь на Руси всегда человека встречали по одёжке, а провожали….    Правильно, …по уму,  потому что свои мысли люди всегда выражали и выражают при помощи слов.  Всем известно: чем больше у человека словарный запас, тем выше его интеллект.

 

Ведущий 2: А сейчас я вам предлагаю пошевелить своими извилинами и вспомнить пословицы.  Я буду говорить начало пословицы, а вы – её заканчивать, обязательно перед этим молча поднимите руку.

Красно поле пшеном, а беседа ….   (умом)

Живое слово дороже мёртвой …   (буквы)

Мал язык, да всем телом…..           (владеет)

С умным разговориться, что …..    (мёду напиться)

Говорит, что рублём  …   (дарит)

Без языка и колокол … (нем)

Правдивое слово -  …..    (лекарство): горько, зато ….   (излечивает)

Ласковым словом и камень    ….       (растопишь)

 

Ведущий 1: Теплотой и радостью веет от близких нам с детства слов – ручей, роща, поляна, ягода, тропинка и многих других. Торжественно, с душевным трепетом произносим мы такие слова, как Россия, Москва, мир. Есть и дорогие для нас слова: мама, школа, класс, дружба. И среди многих слов есть самое важное, дорогое – Родина!

 

Читает стихотворение Михаила Крюкова воспитанник Мануленко Данил

Много языков на свете разных —
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть «изюминка» своя.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!

Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое он всё вбирал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!

Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!

 

Ведущий 2: В русском языке очень много слов, и чем больше вы их будете знать, тем богаче  будет ваша речь. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли. Чтобы речь ваша была красивой, чтобы  каждое слово стояло в ней на своём месте, надо знать много слов. Кто из вас скажет, в какой книге собраны все слова русского языка? (конечно же, это словари Даля и Ожегова)   Слайд №7

 

Ведущий 1: Все знают: урок русского языка – дело серьёзное. Как огорчаются многие из вас, когда допускают ошибки при написании слов! Сколько раз приходится переписывать письмо, чтобы его было не стыдно отправить. А вы знаете, что в русском языке есть слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, в зависимости от ударения, и называются … омографами.

                                             (показ сценки)

Эмиль: Очень болит голова, а так хочется пойти на футбол. Надоело болеть. Нужно лекарство принять. (берёт бутылочку с лекарством, читает шепотом) Принимать 3 раза в день по 1 чайной ложке,  после приёма пищи.

(Эмиль принимает лекарство и начинает пищать)

Ведущий 2: Что случилось, Эмиль? Почему ты пищишь?

Эмиль: Я лекарство принял. Там написано…(читает вслух)

Ведущий 2: Эмиль, ты неверно прочитал. Принимать после приёма пищи, а не пищи.

Эмиль: Ой, и правда. Учительница в школе нам говорила, что от постановки ударения может меняться смысл слова.

 

Ведущий 2: В русском языке существуют нормы ударения. А сейчас задание для вас. Мне нужны по 2 человека с первого ряда из каждой команды. Ваше задание: правильно расставить ударение в словах и затем прочитать нам.

 

(Банты верба  щебень камбала торты статуя туфля пахота

Дремота брала ломоть взяла эксперт сверлит танцовщица звонит

Алфавит баловать диспансер завсегдатай мещанин жалюзи кладовая некролог)

 

Ведущий 1: Ещё в русском языке встречаются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, а значение имеют разное. Эти слова называются… омонимыСлайд №8

Ваше задание: прочесть и пояснить значения слов с экрана

                 ПЕНОЧКА – птица, ПЕНОЧКА - ….

                 НОРКА – животное, НОРКА - …..

                 БОКС- стрижка, БОКС- ….

                 КОСА – для скашивания травы, КОСА - ….

                 КЛЮЧ – родник, КЛЮЧ - ….

                 ОВСЯНКА – каша, ОВСЯНКА-…..

 

Ведущий 2: Проверим, как выполнили своё задание ребята. Слушаем внимательно, всё ли верно они сделали? (ребята читают свои задания, ведущие указывают на ошибки) лишь потом слайд №9 и слайд №10

А на закрепление: прочтите с экрана правильное ударение в словах и всё это в  стихотворной форме.

 

Ведущий 1: «Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, а можно – вражде и ненависти». В подтверждение этому приведу такой исторический пример.

 

Ведущий 2: Знаменитый  баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом философа Канта. Однажды Эзопу хозяин велел приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и  приготовил из них три блюда. На вопрос, почему он подает только языки, раб ответил: «А что может быть лучше языка на свете?»

 

Ведущий 1: В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошел покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войны. Слово – удивительный дар, которым владеет только человек. В русском языке великое множество слов, ни один специалист не даст их точного количества.  Слайд №11

 

Ведущий 2: 200 тыс. русских слов собрал в своем словаре Владимир Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57 тыс. слов. В произведениях  А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов.

 

Ведущий 1: К большому сожалению, сегодня наш русский язык болен, правильная речь стала редкостью. Что же происходит с нашим великим, могучим, свободным языком? Мы стали забывать его могущество и величавость. А это грозит бедой, катастрофой. Можно  кричать «SOS». Язык в опасности! Почему же это происходит?  (звучат ответы ребят)

Ведущий 2: Во – первых, в нашей повседневной жизни, особенно в молодежной среде, используются жаргонные слова, молодежный сленг. Жаргон  – речь отдельной группы людей с общими профессиональными или другими интересами, отличающийся от разговорного языка. Жаргон - это заниженный стиль речи, размывающий нормы языка. Он нередко бывает скудным и примитивным средством общения неразвитого человека, не владеющего литературным языком.

 (просмотр видеоролика «Почему мы так говорим?»)   слайд №12

 

Ведущий 2: Жаргон не может иметь слишком обширный словарный запас.  Очень часто жаргонные слова используются бездумно. Прежде чем, употреблять жаргонные слова, задумайтесь над их значением, стоит ли их употреблять?

 

Ведущий 1: Во-вторых, наша речь засорена «словами-пустышками», «словами-паразитами», мешающими что-либо сообщить: «как   бы», «типа того», «значит», «в смысле», «ну-у», «э-э». Эти слова звучат в разговорной речи, их можно услышать и на уроке.

Сатирик Р. Кривицкий поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» наполнил словами-паразитами. Что же получилось? 

 

Ведущий 2: «Короче, у Лукоморья, типа того, дуб, значит, зеленый. Такая история. Златая, как бы, цепь э-э… на дубе том. Ну-у-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый вроде как ходит, в смысле, по цепи, типа там, кругом».

Да, все это вызывает улыбку. Но!      

 Все это было бы смешно

 Когда бы не было так грустно.

 

Послушайте стихотворение Владимира Солоухина «Слово о словах» в исполнении Никиты Купреева

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

 

Ведущий 1: И ещё одна проблема существует в русском языке. Присутствует она и у нас – это сквернословие, звучит оно даже как – то скверно… Сквернословие, к сожалению, становится болезнью. А знаете ли вы, что в 17 веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь?   

 

Ведущий 2: А знаменитая мать Мария из монастыря Фрола и Лавра говорила, обращаясь к молодому человеку: «Не сквернословь…  Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Вот, оказывается, каким образом избавляли наших предков от желания сказать словцо! Защиты не будет. Крыла не будет над тобой!

                                                                                       Слайд №13

Ведущий 1: Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Не говорить плохих слов самому. А.И. Солженицын говорил: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня». Не нужно бояться быть белой вороной. «Все – пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется мужество. Над тобой будут смеяться, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Попробуйте устоять, не испугаться насмешек, презрения и даже одиночества.

                                                              Слайд №14

Ведущий 2: Есть такое мнение: «У современной молодёжи нет ничего святого. Подростки безразличны, бесчувственны как к радости, так и к горю других. Имея в запасе ограниченное  количество слов для раскрытия своего внутреннего состояния, молодые люди бравируют сленговыми, нецензурными словами. Потому что в их памяти нет больше слов, которыми можно назвать то, что они увидели, услышали, прочувствовали». 

 

Ведущий 1: Думаю, что  вы не согласны с этим мнением. Зачем же всех стричь под одну гребёнку?

Что же мы должны делать, чтобы наша речь была красивой, многогранной, понятной всем.

1.    Много читать книг.

2.    Пользоваться словарями.

3.    Не давать слову опережать мысли.

 

Стихотворение Александра Яшина «Русский язык» вам прочтёт Максим Суслин.


Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь — песни, гимны пиши,

Хочешь — выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная — живуч.

Для больших и для малых стран

Он на дружбу,

На братство дан.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Он, как наши мечты, велик,

Животворный русский язык!


          (видеоролик «Песня о Русском Языке») слайд №15

 

Ведущий 2: «Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки русские, былины, сборники песен, классиков. Читайте Афанасьева, Аксакова, Тургенева, Чехова. Кое-что покажется вам скучновато — читайте! Вникайте в прелесть простонародной речи и строение фразы в песне, сказке.

 

Ведущий 1: Вы увидите тут поразительное богатство образов, меткость сравнений, простоту — чарующую силой, и изумительную красоту определений. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создает образ двумя-тремя словами».

Так говорил Алексей Максимович Горький.                                                                       

                                                                              Слайд №16

Ведущий 2: Да, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем и должны. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте уважать друг друга.

 

Вместе: Берегите наш язык!


 

Познавательно - развлекательная программа «Русский язык – нам есть, чем гордиться» слайд №1

Познавательно - развлекательная программа «Русский язык – нам есть, чем гордиться» слайд №1

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (Иван

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (Иван

Всем известно: чем больше у человека словарный запас, тем выше его интеллект

Всем известно: чем больше у человека словарный запас, тем выше его интеллект

Будет жить язык наш русский вечно

Будет жить язык наш русский вечно

Ваше задание: прочесть и пояснить значения слов с экрана

Ваше задание: прочесть и пояснить значения слов с экрана

Ведущий 2: Во – первых, в нашей повседневной жизни, особенно в молодежной среде, используются жаргонные слова, молодежный сленг

Ведущий 2: Во – первых, в нашей повседневной жизни, особенно в молодежной среде, используются жаргонные слова, молодежный сленг

И камень в крошку раздробить.

И камень в крошку раздробить.

Стихотворение Александра Яшина «Русский язык» вам прочтёт

Стихотворение Александра Яшина «Русский язык» вам прочтёт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2023