Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЮРЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 3»
Познавательно – исследовательский проект
«Космический калейдоскоп»
Автор проекта:
Жикина Н.В.
Юрла, 2016
1I Пояснительная записка
Актуальность проекта
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с
первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего
детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в
то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было
смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С
помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать
новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта
позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения
проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и
мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер,
пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной
жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае,
знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными
от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую
активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой
личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию,
стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных
впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою
очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный
проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них
познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за
российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных
ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).
При реализации проекта «Космический калейдоскоп» были использованы
следующие подходы:
в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие
коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;
совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу
благоприятного эмоционального
взаимопомощи,
доброжелательности,
климата;
2 реализуя игровой проект, участники образовательного процесса
“родители – дети – воспитатели” создают триаду содружества;
у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному,
услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой и
т.д.
Тип проекта: познавательноисследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (недельный).
Участники проекта: дети дошкольного возраста (шестого, седьмого года
жизни), педагоги, родители.
ограниченность познавательных
Проблема:
представлений у детей
дошкольного возраста в теме «Космос»; ограниченность опыта участия в
реализации образовательных проектов у родителей воспитанников.
Цель проекта:
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о космическом
пространстве, освоении космоса людьми. Накопление опыта участия в
реализации образовательных проектов у родителей воспитанников.
Задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса.
Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд.
Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о
планетах, созвездиях.
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о
значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить
с первым лётчикомкосмонавтом Ю.А. Гагариным.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Предполагаемые результаты
Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
3 Повышение уровня мотивации к занятиям.
Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в
условиях семьи и детского сада.
Дети должны знать и называть:
Наша планета – Земля
Другие планеты нашей Солнечной системы
Первые живые существа в космосе – собаки
Имя первого космонавта – Юрий Гагарин
Название спутника Земли – Луна
На чем люди летают и работают в космосе – ракета, космический
корабль
Этапы работы над проектом
Подготовительный: разработка проекта
Практический: создание мини – музея (выставки) с участием детей и
родителей, использование музейных экспозиций в образовательных целях.
Заключительный: представление минимузея в группе «экскурсии
для друзей».
II План реализации проекта
1 этап.
(Подготовительный):
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научнопопулярную и художественную
литературу, иллюстративный материал по теме «Космический калейдоскоп».
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной
деятельности.
44. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности
детей.
5. Составить план мероприятий.
2 этап.
(Практический)
План мероприятий
мероприятие
задачи
Образователь
ная область
Физическая
культура
игры,
Подвижные
тематическое
физкультурное занятие
«Тренировка будущих
космонавтов».
Воспитывать желание совершенствовать свои
физические качества, целеустремленность,
развивать ловкость,
силу,
выносливость.
быстроту,
Закрепить представление о необходимости
заботиться о своем здоровье с детства,
уточнить,
какие физические качества
необходимы будущим космонавтам.
Здоровье
Беседа
«Кого принимают в
космонавты?»
Безопасность
Занятие
жителям
планеты»
«Поможем
грустной
Приобщение к правилам поведения,
безопасного для человека и окружающего
мира природы.
Беседа «Что случится с
нашей планетой, если…»
Обобщить представления детей о планете
Земля, об условиях, необходимых для жизни.
Воспитывать любовь к своей планете и
желание беречь её.
5Социализация Сюжетноролевые игры
Побуждать детей к развертыванию сюжетно
ролевых игр,
дидактических игр.
Стимулировать использование предметов
заместителей,
изготовленных
Развивать творческое
своими руками.
воображение.
Способность совместно
развертывать игру, согласовывая
атрибутов,
собственный игровой замысел с замыслами
сверстников. Побуждать к проведению
режиссерских игр, игрфантазий
коммуникативные игры
Развивать социальноличностные качества
коммуникативность,
каждого ребёнка:
самостоятельность,
наблюдательность,
навыки элементарного самоконтроля и
саморегуляции своих действий.
интеллектуальная игра
«Путешествие к далеким
планетам»
Воспитывать умение работать в одной
команде, сопереживать и радоваться успеху,
решать проблему сообща.
Труд
Конструирование
«Космические корабли»
Познание
Планетарийэто что?
(беседа сопровождающая
показом
слайдов)
Рассматривание
планет,
изображений
макета
созвездий,
Солнечной
системы,
иллюстраций и книг по
теме “Космос”.
Познакомить детей с назначением деталей и
способами их соединения в разных
конструкциях. Развивать потребность в
творческой деятельности при работе с
бумагой, картоном, бросовым и природным
материалом,
видами
«Конструкторов».
различными
Дать детям элементарные знания о том, что
Вселенная – это множество звёзд. Солнце –
это самая близкая к Земле звезда. Уточнить
представления о звёздах, созвездиях; их
разнообразии.
Познакомить детей с понятием “планета”.
Познакомить детей со строением Солнечной
системы. Дать представление о планетах
(Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн,
Нептун,
Юпитер); их
особенностях.
Плутон,
Уран,
6Наблюдения на прогулке
за небом, звездами в
темное время суток, за
Луной: новолуние, месяц,
половина
Луны,
полнолуние;
эксперимент с глобусом
и лампой «День и ночь»
просмотр электронной
презентации «Как это
было» (о собаках
космонавтах).
Дать элементарные знания о Луне – спутнице
Земли.
Дать детям элементарные представления о
Земле; о материках, морях и океанах,
познакомить с моделью земли – глобусом
Дать детям знания об освоении человеком
космического пространства, о значении
космических исследований для жизни людей
на Земле. Познакомить с первым лётчиком
космонавтом Ю.А. Гагариным.
Развитие речи Занятие «Встреча с
Марсиком»,
Продолжать развивать речь, как средство
общения в повседневной жизни в играх.
заучивание стихов о
космосе,
отгадывание загадок,
сочинение рассказов на
тему
«Космические
истории»
Чтение
художественн
ой
литературы
А.Леонов «Я выхожу в
космос»,
цикл
познавательных статей в
энциклопедиях
Художествен
ное
творчество
«Полет в
Рисование
космос», «Космонавты»
Аппликация «Звездное
небо», «Ракета»;
Планеты Солнечной
системы в технике
«Папьемаше»
словарную
Осуществлять
работу;
Активизировать речь детей словами:
космодром, космонавт, скафандр, расширяя
и уточняя знания детей об окружающем.
Развивать умение связно, последовательно
составлять рассказы по мнемотаблицам.
Развивать память, мышление, воображение.
Побуждать детей обращаться к взрослым с
вопросами,
к речевому
общению между собой.
суждениями,
Развивать потребность в творческой
Совершенствовать умение
деятельности.
и передавать
изображать «Космос»,
характерные особенности
средствами
рисунка.
Развивать творческие способности детей,
желание отражать свои впечатления в
рисунках, поделках
Закреплять навыки коллективной работы –
умение распределять обязанности, работать в
соответствии с общим замыслом, не мешая
друг другу.
7Знакомство с
музыкой
слушание музыкальных
произведений
Формирование эстетического отношения к
окружающему миру через музыку и движение
разучивание танца
Бронислав»,
«Робот
танца «Небесные огни»
Учить слышать и понимать музыкальный
образ, характер и настроение, выраженные в
музыке
Развивать пластику и выразительность
движений
Работа
родителями
с
Информация в родительском уголке о начале работы над проектом,
приглашение к участию. Размещение справочной информации по
тематике бесед и занятий с детьми.
3 этап. (
)
Заключительный
Педагогическая диагностика (с целью выявления полученных детьми
представлений, умений в ходе реализации проекта)
Анализ результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Заключительным этапом работы над проектом стало создание минимузея,
где дети продемонстрировали свои поделки, изготовленные совместно с
родителями. Макеты спутника и солнечной системы. Тематические плакаты
о космосе, книги и энциклопедии, детские работы и настольные игры. Опыт
организации работы по проекту был представлен на педсовете в ДОУ.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия,
игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями,
переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за
свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в
повысилась мотивационная
различных источниках информации,
составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться
познавательной литературой.
8Мониторинг знаний детей по теме «Космический калейдоскоп»
проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям (только
6го и 7го года жизни) задавались индивидуально в непринужденной
обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной
беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
2. Кто летает в Космос?
3. Кто первый полетел в космос?
4. Как звали первого космонавта?
5. На чем летают в космос?
6. Зачем люди летают в Космос?
№
Ф.И. детей
1
вопро
с
2
вопро
с
3
вопро
с
4
вопро
с
5
вопро
с
6 вопрос
итого
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
Диагностическая таблица
1
2
3
4
Гагарин Вадим
Дровнева Таня
Зюлев Егор
Зюлев Захар
5 Мизев Миша
6 Меркушев
Костя
Осипова
Сабрина
Полякова
Вероника
Попова Анна
7
8
9
10 Плотникова
Даша
11 Полякова Надя
2
2
3
2
3
3
2
1
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
3
3
3
2
2
3
2
3
3
2
1
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
3
3
3
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
2
3
3
3
2
2
3
2
3
3
2
1
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2
3
2
3
3
2
1
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2
3
2
3
3
2
1
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
На начало
проекта
На конец
проекта
66,67%
66,67%
94,44%
66,67%
94,44%
94,44%
66,67%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
33,33%
83,33%
77,78%
94,44%
94,44%
100%
100%
100%
912 Палаухин
Ярослав
13 Палаухин
Максим
14 Халиков Данил
15 Цыганова Даша
16
Шалковская
Альбина
1
1
2
1
2
2
2
3
2
3
1
1
2
1
2
2
2
3
2
3
1
1
2
1
2
2
2
3
2
3
1
1
2
1
2
3
3
3
3
3
1
1
2
1
2
3
3
3
3
3
1
1
2
1
2
3
3
3
3
3
33,33%
83,33%
33,33%
83,33%
66,67%
100%
33,33%
83,33%
66,67%
100%
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы
относительно высокий уровень показали 5 детей (31,2%), на среднем уровне
были знания у 7 детей (44,8%), совсем низкий уровень – у 4 детей (24%).
Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в
основном, из мультфильмов, дети называли 12 планеты, не знали имени
первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе.
Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом
пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались,
обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных
занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх,
обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д. Значительно
расширился кругозор детей в процессе экскурсий, бесед. Дети увидели,
насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали
себя причастными к ней.
Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 12 детей
(75%) , средний уровень 4 ребенка (25%), низкий уровень: 0 детей (0%)
Практическая значимость проекта состоит в том, что
его может
использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его
содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с
социумом.
Участие родителей в проектной деятельности группы
10- проявляют интерес к участию в
проектной
деятельности
- не проявляют интерес к проектной
деятельности
III Результаты деятельности
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных
условий и использовании различных форм и методов работы, а также при
включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей,
детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Дети получили элементарные знания о космосе. Все стали понимать, что
наша планета – Земля, называют планеты нашей Солнечной системы.
Воспитанники узнали, что первые живые существа в космосе – собаки, все
стали называть имя первого космонавта – Юрий Гагарин. Понимают и
говорят, что люди летают в космос работать, летают на – ракете,
космическом корабле.
Нужно сказать, что цель проекта достигнута, задачи выполнены и проблема
разрешена.
11Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред.
М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, М. «Мозаика
Синтез», 2005.
2. Г. Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия. Москва,
1999.
3. Калашников В. О звездах и планетах.
4. Космос. Детская энциклопедия. Москва, 2000.
5. Леонов А. Я выхожу в космос. Москва,1985.
6. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. Москва,1981.
7. Почемучка. Под ред. А.Алексина. Москва, 1992.
8. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2е изд., Москва, 2007.
12