Актуальность темы проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях нашего края, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений нашего края.
Познавательно – исследовательский проект Веселый огород.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА», ПГТ.НОВЫЙ УОЯН,
СЕВЕРОБАЙКАЛЬСКИЙ РН, БУРЯТИЯ
Воспитатель: Конева Г.И.
Познавательно – исследовательский проект
«Весёлый огород»
Актуальность темы проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о
культурных огородных растениях нашего края, на то, как ухаживать за растениями, на
осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и
вовлечения родителей в образовательный процесс.
Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской
деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с
особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую
деятельность по выращиванию культурных огородных растений нашего края.
Задачи:
1. Учить правильно ухаживать за растениями.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для
роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду
человека.
Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай
зелени и огурцов, выращенных самими дошкольниками.
Принципы:
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в
соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения
проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем
повышения активности, инициативы ребенка в их решении. Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с
другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной,
музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как
равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность
взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный
процесс культуры Северобайкалья.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы
на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более
высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование
позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Для реализации проекта был разработан план:
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта.
4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.
5. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.
6. Разработка домашних заданий.
7. Итог проекта – праздник «Весёлый огород» для детей и взрослых.
Прогнозируемый результат:
Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях
Северобайкалья, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного
и личностного отношения к действительности.
Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
Расширение связей специалистов в ДОУ.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как
участников педагогического процесса детского сада.
Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы. Участники проекта: дети старшей группы МБДОУ «Лесная поляна», родители и
педагогический коллектив учреждения.
Сроки реализации проекта: с марта по ноябрь 2016года.
I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
С помощью родителей собрали коллекцию семян.
Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.
Изготовили алгоритмы ухода за растениями.
Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде», «Огородная
игротека», «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке» алгоритмы
приготовления блюд для сюжетноролевой игры «Дом».
Изготовлены муляжи консервированных и свежих овощей.
Изготовили героев инсценировки «Морковкины сказки».
II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Дети под руководством воспитателей посадили семена салата, кресс салата, лука, огурца,
свёклы, редиски, базилика, петрушки.
Были проведены следующие опыты:
наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;
наблюдение за ростом корневой системы гладиолуса в речном писке;
проращивание семян кресс салата через ткань «Травянчик»;
проращивание семян гороха, бобов, кресс салата в вате между призрачными плоскостями.
Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки.
В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами,
играми на данную тему.
Проводились коррекционно – развивающие занятия, беседы по данной теме.
III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Воспитатели с детьми оформили огород на подоконнике в колорите Северобайкалья
(бревенчатый дом, бревенчатый колодец, пугало, парник, хозяин дед Кузьма и хозяйка
бабушка Маруся).
Обогатили знания детей о быте в нашем регионе и труде деревенских жителей.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай огурцов, лука, салата, редиски,
базилика. Дети с большим удовольствием попробовали овощи и зелень выращенные своими
руками.
Все этапы проекта фотографировались и в результате мы оформили вместе с родителями
альбом.
Была организована выставка детских работ.
Создан фильм «Огород на подоконнике».
Коллектив группы смастерил украшения и оформил зал для создания праздничной
атмосферы.
Совместно с музыкальным руководителем подготовили и провели для всех желающих
увидеть наш проект праздничное мероприятие «Весёлый огород», где дети пели песни,
отгадывали загадки, играли в народные игры посвящённые данной теме. Показали чему они
научились за время проекта.
Родители поделились летними наблюдениями и показали свои домашние задания.
Завершился праздник конкурсом поварят. Дети самостоятельно приготовили салат
«Винегрет» из овощей и угостили всех гостей.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
Провести родительское собрание.
Предложить родителям собрать коллекцию семян огородных растений распространенных в
нашем регионе.
Задание на лето: сделать «огородный» фоторепортаж о выращенных овощах (прополка,
полив, рыхление, консервирование).
ПЛАН ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Земля.
Беседа: «Узнаем какая земля»
Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
Материалы, оборудование: земля в контейнере.
Вода.
Беседа: «Вода и растения»
Цель: Выявить насколько вода необходима для растений. Материалы, оборудование: 2кантейнера с землей и проростками растений. (один проросток
поливают, другой нет).
Солнце.
Беседа: «Солнце и растения»
Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.
Материалы, оборудование: 2кантейнера с землей и проростками растений. (один проросток
получает солнечный свет, другой закрыт коробкой).
Человек.
Беседа: «Человек и растение»
Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (одно растение
получает уход, другое нет).
ИТОГОВЫЙ ПРАЗДНИК «Весёлый огород
Литература:
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. – М. 2006. – 144с.
Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка. – Спб. 2006. – 640с.
Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. – М. 2006. – 128с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.