Познавательное и речевое развитие ребенка с ЗПР на кухне между делом
Оценка 4.9

Познавательное и речевое развитие ребенка с ЗПР на кухне между делом

Оценка 4.9
pdf
07.04.2022
Познавательное и речевое развитие ребенка с ЗПР на кухне между делом
Познавательное и речевое развитие ребенка с ЗПР на кухне между делом.pdf

Познавательное и речевое развитие ребенка с ЗПР между делом на кухне.

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи - это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети посещают компенсирующую группу или занятия с учителем-дефектологом, логопедом. Однако многие родители сетуют на нехватку свободного времени для занятий с ребенком дома.  

Заверяем Вас, что для того чтобы провести интересное, развивающее занятие ничего

специально дома организовывать не нужно. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение.  

 Не секрет, что большую часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом доверительных  разговоров. Местом для шуток и  веселья. Кроме того, кухня - отличное место для приобретения ребенком полезных навыков и знаний. Главное позаботьтесь о его безопасности.  

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, ... огурец. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста.  

Для начала устройте соревнование «Скажи какой» (Огурец какой? - сочный, овальный, большой, хрустящий, тяжёлый, вымытый, и т.д.).

Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово -откусывает кусочек огурца.

А когда в руках несколько фруктов.… Самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом А - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А втрое - красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, а у второго - белые и т.д.)

Таким образом, занимаясь своими делами на кухне, у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Злаки и хлеб»,  «Посуда», «Мебель»,  «Продукты питания» и др.

Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. 

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.).

 Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).

Называйте свои действия («нарезаю», «солю и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Побуждайте, чтобы он повторял ваши слова.

 Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.  

Предлагаю вашему вниманию еще несколько игр на кухне между делом.

      «Помогаю маме». Предложите ребенку перебрать горох, рис или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

      «Волшебные палочки». Пусть ребенок рядом с вами на кухонном столе выкладывает из сладкой соломки простейших геометрических фигуры, узоры. Из печенья «Азбука» первые слова.

      «Давай искать на кухне слова»: Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.

      «Угощаю»: Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите. (Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова).

      «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее: «Ворона каркает, а воробей…..? Сова летает, а заяц ... ? У коровы теленок, а у лошади ….?»

      «Приготовим сок». Спросите ребенка: если мы с тобой приготовим из яблок сок, то он будет какой? (яблочный). А из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего?

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.  

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как:

«Четвёртый лишний»

«Чего не стало?»

«Что поменялось местами?»  

«Назови ласково»

«Преврати в огромное»

«Подбери 5 признаков» «Угадай, о чём я говорю»

«Скажи наоборот» и т.д.

 

На кухне между делом можно развивать и память дошкольника.

«Запоминалки»

Инструкция ребенку: «Я сейчас произнесу несколько слов, а ' ты их должен будешь запомнить и повторить».

Называете 5—10 слов, ребенок после первого прослушивания должен их повторить. Если он многого не запомнил, вы еще раз произносите этот же ряд слов.

«Парочки»

Инструкция ребенку: «Я буду называть слова парами, а ты их запоминай. Когда я произнесу первое слово из пары, ты скажешь второе».

Вы называете ребенку несколько пар слов (4—5), затем при произнесении вами первого слова ребенок должен назвать второе.  

Например:                      Дом — окно

Стол — цветок

Дверь —замок  

Мышь — сыр ?

Подбор пар слов произвольный. Вначале слова в парах могут быть связаны по смыслу. Когда ребенок освоит этот способ запоминания можно брат пары, в которых слова по смыслу будут мало связаны, что, конечно, затруднит запоминание их ребенком, но зато будет развивать его память. «Слова-враги»

Инструкция ребенку: «Я буду называть слово, а ты подбирать другое, противоположное по значению. Например:  

большой дом — маленький дом,  длинная улица — короткая улица,  много товаров — мало товаров и т.д.»

Называйте предметы, которые вас окружают, в сочетании с различными прилагательными. Постоянные упражнения в подборе антонимов развивают словарный запас ребенка, его речь.

«Скажи ласково»

Инструкция ребенку: «Я буду называть тебе слова, а ты будешь говорить мне эти же слова ласково».

Называйте любое слово, обозначающее предмет, а ребенок пусть образует от него новое с уменьшительно-ласкательным значением:

дом — домик,  собака — собачка,  трава — травка, травушка,  улица — улочка и т.д.

Тренировки в играх, упражнениях обеспечат формирование необходимых навыков для благополучного развития и обучения вашего ребенка.

Однако следует помнить, что все перечисленные упражнения дадут положительный эффект только при условии заинтересованности малыша. Играйте тогда, когда ребенок будет скучать, когда ему нечего будет делать.

Ребенок дошкольник – это исследователь. А мы взрослые должны помочь ему научится исследовать пространство вокруг себя. Так например скорлупа от  вареных яиц может послужить отличным материалом для аппликации. Пусть ребенок раскрошит ее на кусочки, которые легко брать пальцами. За одно активизирует в речи с слова-признаки, слова действия.  Спросите его между делом: «Какая скорлупа?», «Что с ней можно делать?». Подберите сами несколько слов. Пополните его «багаж» слов своими, новыми для него.  

Затем нанесите на картон тонкий слой пластилина, это фон. Повторите названия цветов. А потом предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы. У ребенка, кроме красивой картинки будет еще и упражнение на развитие щипкового захвата, необходимого, при обучении письму.

 На кухне хорошо изучать звуки и вкусы. Здесь всегда есть возможность постучать, понюхать, попробовать.

Увлекательными могут быть и игры на развитие слухового восприятия. Пусть ребенок отвернется, а вы в это время издадите какой-либо характерный звук. Например, помешайте ложечкой в стакане, закройте крышку кастрюли и тд. Пусть ребенок догадается, какие предметы могут издавать такие звуки.

Благодаря фруктам и овощам ребенок научится узнавать и различать предметы на ощупь, на запах, на вкус. Дети очень любят игры: «Угадай, на вкус», «Определи на ощупь», «Понюхай и  назови». Пусть малыш определяет с закрытыми глазами, что вы ему предложили.

Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «С». (Салат, суп, морс, сухарики, спагетти, соус итд)

Предложите ребенку помыть и убрать посуду в названии, которой есть звук «Р». (Кружка, тарелка, кастрюля…)

Покажите ребенку продукты, из которых вы будете готовить обед. Пусть он перечислит, те продукты, в которых есть заданный вами звук. Если он затрудняется, помогите ему: В каком слове спрятался звук «У» ? «Капуста или картофель?» итд.

Переходим к приборам – помощникам. Спросите как можно назвать одним словом прибор, который варит кофе? Режет овощи? Выжимает сок? Печет хлеб?  Объясните слово «Мультиварка».

Поиграйте в игру: «Куда положить».  Соль – в солонку, Хлеб – в хлебницу. Масло – в масленку. Конфеты в конфетницу   итд

Думайте, как привлечь его внимание, заинтересовать? Вот несколько фраз, которые пригодятся вам:

      Я знаю, что ты это сумеешь сделать.  

      У тебя это здорово получится.  

      Я думаю, что ты запомнишь с первого раза много слов.

      Давай попробуем...

Или, наоборот, можно подчеркнуть особую трудность задания:

      Не знаю, сможешь ли?  

      Это очень трудно

      Это только взрослые могут сделать.  

      Давай-ка попробуем...  

      Как ты думаешь, хоть немного получится?

      Я тебе помогу...»

 Если подчеркивается особая трудность задания, то у ребенка рождается желание ее преодолеть, отсюда радость борьбы, преодоления и победы! Попробуйте, что подойдет из стимулирующих фраз для вашего ребенка. А может, в одном случае — одно, а в другом — другое?

Играйте, пробуйте, дерзайте — и успех обеспечен!  

Познавательное и речевое развитие ребенка с

Познавательное и речевое развитие ребенка с

А втрое - красное; одно сладкое,

А втрое - красное; одно сладкое,

Угощаю» : Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга

Угощаю» : Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга

Запоминалки» Инструкция ребенку: «Я сейчас произнесу несколько слов, а ' ты их должен будешь запомнить и повторить»

Запоминалки» Инструкция ребенку: «Я сейчас произнесу несколько слов, а ' ты их должен будешь запомнить и повторить»

Скажи ласково» Инструкция ребенку: «Я буду называть тебе слова, а ты будешь говорить мне эти же слова ласково»

Скажи ласково» Инструкция ребенку: «Я буду называть тебе слова, а ты будешь говорить мне эти же слова ласково»

Увлекательными могут быть и игры на развитие слухового восприятия

Увлекательными могут быть и игры на развитие слухового восприятия

Не знаю, сможешь ли? •

Не знаю, сможешь ли? •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2022