Познавательное занятие: «Зимний лес и
его обитатели»
Цель: Закрепление у детей знаний об обитателях леса в зимнее
время года.
Задачи:
1. Учить детей отмечать сезонные изменения в живой и неживой природе;
2. Закреплять у детей знания о признаках зимы;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе;
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций: «Зимний лес», «Дикие животные», «Домашние животные»;
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый -
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? Дети: Зимой.
Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? (Да) Самая большая радость для нас - это снег. А какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, искристый, скрипучий, рассыпчатый, хрустящий, сверкающий и т. д.)
Мы рады снегу, нам хорошо зимой. Живём в тёплых домах, с наступлением зимы одеваем тёплую одежду: шапки, пальто, сапоги и варежки.
- Чтобы узнать, куда мы отправимся, надо отгадать еще загадку:
Город этот не простой,
он дремучий и густой.
-Он большой, густой, зелёный
Представляет целый дом
Зайцы, лисы, волки, птицы
Все найдут приют в нём! (Лес).
Правильно это Лес!
-Нас приглашают в путешествие по лесу! Хотите в лес! ( ДА)!
Воспитатель: Дети, я предлагаю сегодня отправиться в зимний лес. Все вместе отправляемся в лес. Представьте, как красиво, тихо в лесу! Какие красивые деревья стоят! Они оделись в белые мохнатые шубки и шапки! Белый снег искрится, блестит, переливается.
(Воспитатель читает стихотворение)
Чародейкою зимою,
Околдован, лес стоит!
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Воспитатель: Ребята, а как нужно вести себя в лесу?
Дети: В лесу нельзя кричать и бегать. Нельзя уходить далеко, потому что можно потеряться.
Воспитатель: А кто в лесу живет? Как их можно назвать, одним словом?
Дети: Дикие животные
Воспитатель: За городом, в лесу живут звери. Как вы думаете, трудно ли приходится лесным зверям зимой? (Да, так как зимой в лесу холодно и голодно, трудно под снегом отыскать корм, трудно передвигаться по глубокому снегу в поисках пищи).
Воспитатель: На снегу в лесу можно увидеть много разных следов.
(Воспитатель читает стихотворение)
Красивы, быстры, грациозны, сильны -
нашего леса дикие жители.
Цепочкой по снегу петляют следы,
может быть, вы, это видели.
Картинку друзья,
не спеша, рассмотрите.
И на картинке -
найдите следы знакомых зверей.
Дидактическая игра «Чьи следы?»
Следы лисы - (какой) (Лисий)
След волка - … (Волчий)
След кабана - … (Кабаний)
След лося - … (Лосиный)
След мыши - … (Мышиный)
След зайца - … (Заячий)
След белки - … (Беличий)
След медведя - … (Медвежий)
Воспитатель: Ребята, а чем отличаются домашние животные от диких животных?
Дети: Домашние животные живут дома. И кормят их хозяева. А дикие животные живут в лесу. И сами находят себе пищу.
Воспитатель: Кто меняет шубки на зиму?
Дети: Белки меняют серые шубки на рыжие, а зайчики серые шубки на белые.
Воспитатель: А где живут дикие животные? Как называются их домики?
Дидактическая игра «Чей домик?»
Волк живет – (В логове)
Заяц живет – (Под кустиком)
Мышь живет – (В норке)
Белка живет – (В гнезде и в дупле)
Лиса живет – (В норке)
Медведь спит – (В берлоге)
Ежик, крот, барсук – (Спят в берлоге)
Воспитатель: Что-то стало холодать. Ветер сильный подул. Деревья качает. В лесу зимой очень холодно и голодно. Поэтому многие животные готовятся к зиме осенью. Белки сушат грибы, ягодки, орешки в своем гнездышке. Медведи много едят летом и осенью. Откладывают в бока много жира. А зимой они спят в берлоге, да лапу сосут. Зайцы питаются корой деревьев и кореньями растений. А лисы и волки охотятся за зайчиками и мышами. Лоси и олени питаются корой деревьев и мхом.
Люди зимой подкармливают диких животных. Есть люди, которые поддерживают порядок в лесу. Их называют лесничими. Они устраивают для птичек в лесу птичьи столовые. А для лосей, оленей, зайчиков в лесу лесничие оставляют траву и сухой вкусный корм.
Воспитатель: Сегодня мы тоже оставим лесным обитателям гостинцы. Ребята, чем угостим животных?
Дидактическая игра «Кто что ест»
Медом угостим? - (Медведя)
Капустой и морковкой… - (Зайчика)
Рыбой… - (Лису и волка)
Зернышками… - (Мышку)
Травой… - (Лося и оленя)
Яблоком…- (Ежика)
Орешком…- (Белочку)
Подведение итогов: Ребята, что вы сегодня узнали на занятие?
- Кто живет в лесу?
- Как лесным животным живется зимой в лесу?
- Чем питаются лесные обитатели?
-Кто подкармливает животных в лесу?
- Как называются жилища у животных?
-Кто меняет шубки?
-Кто зимой спит?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.