Познавательное развитие детей

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна. Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, слушает ли он научный доклад или просто идет по улице, все время получает, соприкасается с какой-либо информацией в том или ином виде. Получив информацию, у человека помимо его воли складывается определенное отношение к тем сведениям, фактам и событиям, которые он постиг. Книга понравилась или нет, передача вызвала чувство восхищения или разочарования и т.д. Иными словами, информация, дойдя до человека, став его достоянием, оставляет в душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем “отношением”.
Иконка файла материала Познавательное развитие детей.doc
Познавательное развитие детей. Что такое познание?         Анализ психолого­педагогической литературы, Изучение физиологии мозга ребенка, наблюдение за детьми­дошкольниками  разных возрастных групп позволили определить взгляд на процесс познания.          Познание­то сложное образование, в котором можно выделить как  минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.            Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из  отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Иными словами, сюда относится:  Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира  для своего познания.  Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах  познания и  средствах познания.  Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на  разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.          Собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем  случае не рассматриваются как самоцель, как знание ради знаний.  Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо  развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы,  навыки, умения, способы познания.        Вторым компонентом познания является отношение человека к  информации.         Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна.      Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, слушает ли он научный доклад или просто идет по улице, все время получает,  соприкасается с какой­либо информацией в том или ином виде. Получив  информацию, у человека помимо его воли складывается определенное  отношение к тем сведениям, фактам и событиям, которые он постиг. Книга  понравилась или нет, передача вызвала чувство восхищения или  разочарования и т.д. Иными словами, информация, дойдя до человека, став  его достоянием, оставляет в душе определенный чувственный,  эмоциональный след, который мы называем “отношением”.      Однако у взрослых и детей отношение к постигаемому складывается по­ разному.        У взрослых людей информация первична, а отношение к ней вторично.  Взрослые могут высказать, определить отношение к чему­либо только приналичии о нем знаний, представлений, опыта. Например: “Как я могу  высказать свое отношение к автору и его книге, если я не читала ее?”       У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило,  отношение – первично, а информация вторична.        Иными словами, они всегда готовы познавать то, к чему хорошо  относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо,  отрицательно.        Эта особенность детей широко используется педагогами в работе для  того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной  информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное  отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей  привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко  накладываются знания. Познавательное развитие детей от 2 до 7 лет. Представляется, что развитие и обогащение познавательной сферы детей  от 2 до 7 лет ­ сложный путь, который включает в себя:   Накопление информации об окружающем мире; Упорядочивание и систематизация представлений о мире. И то, и другое всегда имеет место в развитии ребенка. Но интенсивность,  степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные. В возрастном интервале 2­7 лет помещаются два периода “накопления  информации ”­2­4 года и 5­6 лет; и два периода “упорядочивания  информации ”­ 4­5 лет и в 6­7 лет. Периоды «накопления» и «упорядочивания» информации отличаются друг от друга. Эти различия определяются возрастными особенностями психического и физиологического развития ребенка.               2­4 года. Первый период – «накопления» информации. Объектом   познания   детей   является   богатое,   многообразное,   предметное содержание их ближайшего окружения. Все, с чем они сталкиваются на своем пути   познания   (предметы,   явления,   события),   воспринимаются   ими   как единственное в своем роде, как единичное. Это «единичное» они интенсивно и активно познают по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление происходит благодаря:  Личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях;  Наблюдениям ребенка за реальными явлениями, предметами; Собственному манипулированию ребенка с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем окружении. К трехлетнему возрасту дети накапливают довольно много представлений об окружающей действительности. Они хорошо ориентируются в своей группе и на   своем   участке,   знают   наименование   окружающих   его   предметов   и объектов (Кто? Что?); знают различные качества и свойства (Какой?). Но эти представления еще непрочно закреплены в сознании детей, и они пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений. (Кому они нужны? Как используются в   жизни?)   Именно   в   этих   вопросах   малышам   и   предстоит   разобраться   на протяжении 4­го года жизни.               В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы дети начинают   раздвигать   рамки   той   среды,   где   прожили   предыдущую   жизнь (квартира,   группа,   участок   и   т.п.)   Так   постепенно   к   4­м   годам   ребенок постигает огромное количество предметов и явлений нашего мира. Однако, накопленные представления практически не связаны между собой в сознании детей.     4­5 лет. Второй период – «упорядочение» информации. В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более   высокую   и   качественно   отличную   от   предыдущей.   Это   вызвано физиологическими (миелинизация нервных окончаний головного мозга и пр.) и психологическими изменениями в общем развитии ребенка.                   В   возрасте   4­5   лет   можно   выделить   4   основных   направления познавательной  активности детей:  Знакомство   с   предметами,   явлениями,   событиями,   находящимися   за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;  Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями,  приводящих   к   появлению   в  сознании   ребенка   целостной системы представлений;  Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;  Формирование положительного отношения к окружающему миру. Достигнутый   к   четырем   годам   уровень   психического   развития позволяет   ребенку   сделать   еще   один   очень   важный   шаг   в   познавательном развитии   –   дети   4­5   лет   активно   стремятся   упорядочить   накопленные представления об окружающем мире. Это – сложное занятие для маленького ребенка,   но   очень   приятное   и   интересное.   Более   того,   он   испытывает постоянное неосознанное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире,   навести   в   них   «смысловой»   порядок.   В   этом   ему   большую   помощь оказывают   взрослые.   Ребенок   начинает   находить   в   окружающей действительности,   выстраивать     элементарные   связи   в   зависимости   междуотдельными   событиями,   явлениями,   предметами   ближайшего   окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка. Видны   и   индивидуальные   различия   в   том,   что   больше   влечет, притягивает   ребенка   в   окружающем   мире.   Так,   например,   два   малыша   с увлечением   роются   в   земле.   Один   –   чтобы   пополнить   свою   «коллекцию» красивыми камешками и стеклышками, а другой – в поисках жучков. Все говорит о том, что у четырехлетних детей начинает проявляться избирательное   отношение   к   миру,   выражающееся   в   более   стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям. 5­6 лет. Третий период – «накопление» информации. В 5­6 лет ребенок смело «пересекает пространство и время», ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать. Однако   имеющиеся   у   ребенка   старшего   дошкольного   возраста возможности   упорядочивания   информации   пока   еще   не   позволяют   ему полностью   переработать   поток   поступающих   сведений   о   большом   мире. Несоответствие   между   познавательными   потребностями   ребенка   и   его возможностями   переработать   информацию   может   привести   к   перегрузке сознания     различными   разрозненными   фактами   и   сведениями,   многие   из которых дети 5­6 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных процессов.   У детей 5­6 лет наблюдается:  Стремление расширить свой кругозор;  Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и  отношения;  Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру; Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности,  в арсенале 5­летию ребенка имеются различные средства и способы  познания:  Действия и собственный практический опыт (этим он овладел  достаточно хорошо);  Слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком,  продолжается процесс его совершенствованию);   Книги, телевизор и  пр. как новые источники знаний.Уровень интеллектуальных умений ребенка 5­6 лет (анализ, сравнение,  обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают  ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире. В отличие от возрастного периода 2­4 года, где так же шло накопление  информации, содержания, интересующие детей 5­ти лет, касается не  ближайшего окружения, а отдельного, большого мира.                          Познавательное развитие детей 6­7 лет. Накопленные к шести годам сведения о мире требуют от ребенка  определенных умений упорядочивания накопленных и поступающих  сведений. В этом ему помогут взрослые, которые направят процесс  познания  детей 6­7 лет на:  Установление причинно­следственных взаимосвязей нашего мира;  Содержательное упорядочивание информации.                          Причинно­следственные связи. Важной характеристикой причинно­следственных связей является  временная последовательность: причина всегда во времени наступает раньше следствия. Всякий объективный процесс развертывается от  причины к следствию.      Для работы с детьми 6­7 лет необходимо обратить их внимание на  следующую характерную сторону причинно­следственных связей – одно и то же следствие может иметь несколько причин. Например, гибель  растущего цветка может быть вызвана:  Повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже)  той, при которой цветок может существовать;  Отсутствие необходимых питательных веществ в почве;  Отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений  (избыток влаги);  Тем, что цветок кто­то сорвал и т. д. Переход от следствия к причине невозможен.            Понимание причинно­следственных связей, умение их  выделять в потоке событий, явлений, попытки манипулирования  или в мысленном плане позволяют развиваться ребенку в  нескольких направлениях.  Обогащение и становление познавательной сферы.  Умственное развитие – овладение понятиями “причина­ следствие“ не возможно без умения анализировать явления,  события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать, делать  элементарные умозаключения; умения планировать свои и чужие  действия. Развитие психических навыков ­  памяти, внимания,  воображения, различных форм мышления.