Познавательный всплеск как механизм активизации учебной деятельности обучающихся
Оценка 4.6

Познавательный всплеск как механизм активизации учебной деятельности обучающихся

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
преподавание
Взрослым
13.02.2022
Познавательный всплеск как механизм активизации учебной деятельности обучающихся
Познавательный всплеск – это кратковременное (бессознательное) усиление процесса познания.Исследования показывают, что сила познавательного всплеска тем выше, чем напряжённее учебно-познавательная деятельность студентов на занятии и чем эмоциональнее и конкретнее мероприятие, на которые переключается учебная работа.
Познавательный всплеск как механизм активизации учебной деятельности студентов.docx

Валишина Наталья Андреевна, методист,

преподаватель специальных дисциплин

высшей квалификационной категории

ГАПОУ «Педагогический колледж» г. Орска

 

Познавательный всплеск как механизм активизации учебной деятельности студентов

 

Проблема активизации учебно-познавательной деятельности, безусловно, актуальна сегодня. И эта проблема определяет задачу поиска и разработки соответствующих методов, моделей, подходов, средств, технологии.

И здесь перспективным представляется использование такого механизма активизации учебной деятельности как познавательный всплеск.

С явлением всплеска мы сталкиваемся всюду – и в науках, и в жизни.

Всплеск – кратковременное усиление какого-либо процесса или деятельности.

А) Так, например, в физике (электротехнике) – это самоиндукция, т.е. кратковременное усиление тока в обмотке электродвигателя в момент его отключения.

Б) В биологии – это репродуктивный всплеск, когда растения, например, плодовые деревья, перед гибелью дают обильный урожай.

В) В социальном управлении есть тоже явление всплеска – как только начинает ужесточаться дисциплина в обществе, то в первый момент времени она даже несколько ослабляется.

Д) Множество примеров возникновения всплесков можно привести из творческой деятельности. Так, бурный творческий подъем возникает у писателей, поэтов, композиторов и т.д. в тот момент, когда они узнают какую-либо радостную или очень грустную весть. Например, М.Ю. Лермонтов свое знаменитое стихотворение «Смерть поэта» написал на одном дыхании после того, как узнал о гибели А.С. Пушкина.

Е) На всплесках, как известно, сделано множество научных открытий. Так, И. Ньютон открыл закон всемирного тяготения, когда яблоко упало на голову; Архимед сделал гениальный прорыв в науке, когда погрузился в ванну, а Д.И. Менделеев – вообще, когда заснул, т.е. отключился от всего.

Многие люди (в т.ч. и мы свами) не раз сталкивались с эмоциональными всплесками, когда, например, неожиданно встречали родственников или друзей, с которыми давно не виделись.

Всплеск стал настолько привычным явлением, что интериоризовался во внутренний план человека и стал оказывать существенное влияние на его деятельность и поведение.

Безусловно, существует и познавательный всплеск, который помогает школьникам и студентам в учебе.

Со слов студентов выяснилось, что многие из них неоднократно сталкивались с таким явлением: «Порой долго, упорно пытаешься понять какой-либо сложный учебный материал, но всё безрезультатно, а вот когда оставишь эту затею и переключишься на что-нибудь другое, вдруг неожиданно, само собой приходит озарение».

Такимобразом, существование познавательного всплеска (ПВ) в учебной деятельности не вызывает сомнения.

Всплеск существует, он помогает в учебе, но для того, чтобы сделать его управляемым процессом, надо выяснить провоцирующие условия и факторы.

Вышеприведенные примеры позволяют сделать вывод, что познавательный всплеск возникает при каких-то неожиданных, незапланированных изменениях либо в самой деятельности, либо в условиях, в которых эта деятельность протекает.

Познавательный всплеск – это кратковременное (бессознательное) усиление процесса познания.

С теоретической точки зрения объяснить это психическое явление нетрудно.

Но процесс такого непроизвольного познания длится недолго: во-первых, происходит эмоциональная адаптация; во-вторых, кое-какие решения индивид находит, и когнитивная потребность в определенной мере удовлетворяется.

Значение познавательного всплеска в учебной деятельности чрезвычайно велико. Дело в том, что окружающий нас мир, который мы пытаемся познать, целостен, един, неделим, всё в нем тесно взаимосвязано, переключено и процессы, происходящие в нём, непрерывны. А мы для его познания поделили мир на части, параграфы и т. д. Естественно, так же кусками или отдельными очагами он отражается в нашей психике, откладывается в коре головного мозга, в памяти.

Чтобы наше мировоззрение было целостным, единым, адекватным реальной действительности, нам требуется, хотя бы кратковременная «встряска» мозга с целью увязать в нём воедино приобретенную разрозненную информацию («лоскутное одеяло»).

Как показывает наблюдение и опросы ученый, познавательный всплеск, как один из механизмов активизации учебной деятельности студентов, педагогами в практике используется крайне редко. Большая часть преподавателей просто не знает о существовании такого явления.

Сделать познавательный всплеск управляемым процессом было бы весьма полезно.

Но каким образом?

Выше сказано – путем внесения каких-либо изменений в учебную деятельность студентов или в условия её протекания.

Как считают исследователи, можно внести такие элементы новизны:

-          неожиданно прервать на короткое время занятие;

-          резко усилить или снизить темп проведения урока или его эмоциональность;

-          изменить привычный стиль работы преподавателя;

-          пригласить на занятие постороннее лицо;

-          пересадить студентов за другие столы;

-          передвинуть столы или другую учебную мебель;

-          разъединить малые неформальные группы во время занятий;

-          создать новые контактные микрогруппы;

-          неожиданно перейти от индивидуальной формы работы к групповой и наоборот.

Как показывают экспериментальные исследования внесение таких элементов новизны, необычности, нестандартности способно усилить познавательную активность студентов не только в хорошо успевающих учебных группах, но и у среднеуспевающих (т.е. у большинства обучающихся).

Главное – создать на уроке высокую мотивацию учения или высокую напряженность учебной деятельности.

Опрос студентов позволил выявить и другие изменения (кроме названных выше элементов новизны).

Студентам колледжа были заданы 2 вопроса:

1.      Были ли у тебя в жизни и учебе моменты, когда решение трудной учебной задачи или проблемы приходило неожиданно, непреднамеренно, само собой?

2.      Если да, то в какие моменты?

Было опрошено около 100 студентов: ответили «да» свыше 80 % респондентов. Они дали такие ответы:

-          когда неожиданно приходилось выступать перед аудиторией;

-          перед экзаменами и зачетами;

-          в момент уединения после учебных споров, дискуссий, конфликтов;

-          когда преподаватель склоняется над журналом и ищет, кого спросить;

-          в перерыве во время эмоциональных игр, на уроках физкультуры;

-          по пути из колледжа домой, когда встречу кого-либо из близких или знакомых;

-          в транспорте во время быстрой езды;

-          в лифте;

-          когда иду домой через красивый парк;

-          когда начинаю объяснять сложный учебный материал своим товарищам;

-          когда получаю стипендию;

-          когда придя домой, принимаю душ;

-          во сне.

Этот перечень названных студентами факторов мы дополнили материалами собственных наблюдений.

В результате получили 3 группы стимуляторов, могущих вызвать у студентов познавательный всплеск:

1)      физические (точнее, психофизические);

2)      организационно-педагогические;

3)      социально-психологические.

Физические факторы – это внешние средовые факторы, которые пробуждают у индивидов новые ощущения и соответственно новые эмоциональные состояния.

Исследователями установлено,что познавательной активности,как правило, предшествует познавательный всплеск

Здесь существенную роль играют факторы,воздействующие на различные группы рецепторов человека: вестибулярные,кожные,слуховые,зрительные,кинестезические и т.д.

Причем,как показывают результаты экспериментов ученых,среди психофизических факторов самое сильное влияние на умственную активность студентов оказывают импульсы,исходящие из вестибулярного аппарата. На втором месте оказались кожно-температурные ощущения, на третьем-кожно-гальванические.

№ п/п

Виды ощущений

Изменения условий или рода занятий студентов

1.

Вестибуляторные

Быстрое перемещение в транспорте, быстрый спуск с горы, упражнения на спортивных снарядах

2.

Кожно-температурные

Обливание прохладной или горячей водой, переход зимой в другое учебное здание

3.

Кожно-гальванические

Воздействие гелиофактора, т.е. солнечных лучей

4.

Зрительные

Изменения освещенности в аудитории, неожиданное восприятие природных пейзажей

5.

Слуховые

Появление в аудитории необычных звуков

6.

Кинестезические

Включение в физическую (мышечную) работу

7.

Кожно-механические (тактильные)

Массаж, обтирание

 

В учебных заведениях Китая сегодня практикуется активное включение школьников и студентов в художественную самодеятельность. И здесь есть рациональное звено, ведь на мозг участника самодеятельности обрушивается огромный поток импульсов, исходящих от различных групп рецепторов и анализаторов, прежде всего кинестезических и вестибулярных (во время танцев, например). Нам тоже имеет смысл перенять в какой-то мере данный опыт.

Или же внедрить (по примеру Запада)в работу учебных заведений нейробику – гимнастику для мозга,которую лучше выполнять перед занятиями,особенно трудными. Нейробика должна включать не столько умственных действий,сколько различных внешних процедур или физических упражнений,могущих вызвать «встряску»мозговой активности субъектов познания (бассейны,батуты,процедурные кабинеты и т.д.).Ведь в нынешних условиях катастрофической гиподинамии на студентов в течение учебного дня воздействует энергия, поступающая лишь по двум каналам – зрительному и слуховому. В такой ситуации мозг обучающихся находится в заторможенном или полузаторможенном состоянии.

Следует, однако, отметить, что воздействие внешних факторов на психику индивидов является лишь необходимым, но еще недостаточным условием активизации их мозговой активности.

Перейдем к рассмотрению организационно-педагогических факторов, вызывающих ПВ у студентов.

Организационно-педагогические факторы, вызывающие познавательный всплеск у студентов:

Ø  Неожиданное прерывание или остановка на короткое время занятий;

Ø  Неожиданное сокращение или увеличение продолжительности занятия;

Ø  Изменение темпа проведения урока;

Ø  Перестановка учебной мебели, оборудования или наглядных пособий в аудитории;

Ø  Перевод студентов в другое учебное здание или аудиторию во время занятия;

Ø  Пересаживание студентов за другие столы;

Ø  Соединение или разъединение столов;

Ø  Изменение стиля работы преподавателя;

Ø  Ломка привычной системы оценки знаний студентов;

Ø  Неожиданная, незапланированная проверка знаний у студентов;

Ø  Резкое изменение эмоционального фона урока (переход от административных методов к эмоционально-игровым и обратно);

Ø  Незапланированное манипулирование содержанием учебного материала.

Организационно-педагогические изменения вносить в учебный процесс, конечно, надо, но всё же степень свободы в использовании их отдельными преподавателями ограничена, т. к. они могут нарушить установившейся распорядок деятельности колледжа и осложнить работу другим преподавателям.

Теперь обратимся к третьей группе факторов – социально-психологическим.

№ п/п

Изменения социально-психологических условий работы студентов

Род занятий студентов или преподавателей

1.

Неожиданный выход из группы

Уединение после эмоционально насыщенных учебных споров, дискуссий, диспутов

2.

Неожиданный вход в группу

Незапланированное выступление перед аудиторией

3.

Быстрое расширение контактного окружение

Слияние 2-х или нескольких групп во время занятий

4.

Суждение контактного окружения

Деление учебной группы на две или несколько подгрупп

5.

Обновление окружения или возобновления прошлых контактов

Разъединение малых неформальных контактных групп во время занятия и замена их вновь созданными. Встреча с бывшими однокурсниками или приятелями

6.

Манипулирование коммуникативными связями (частотой межличностных контактов студентов)

Организация взаимообмена мнениями студентов во время занятий или его свертывание

7.

Неожиданное изменение уровня взаимосвязанности в учебной группе

Переход от уровня «присутствие других», минуя уровень «взаимовлияние», непосредственно к «взаимодействию» или обратно

8.

Резкое изменение эмоциональных межличностных отношений в группе: вертикальных или горизонтальных

Неожиданное ухудшение отношений студентов с преподавателем или отношений между самими студентами

9.

Неожиданная ломка стиля управления группой

Быстрый переход от демократического к авторитарному стилю и обратно

10.

Изменение психологического статуса отдельных студентов: формальных лидеров, референтных индивидов и т.д.

Сообщение студентам негативной или позитивной информации о них

11.

Снятие психологического напряжения в группе

Неожиданное разрешение затянувшегося конфликта

12.

Изменение социально-ролевых функций в группе

Возложение ответственности или её снятие, организация студенческого наставничества

13.

Нарушение устоявшихся норм в группе

Вхождение преподавателя в роль студента или студента в роль преподавателя

14.

Создание экстремально-игровых ситуаций

Проведение эмоционально окрашенных игр, социометрических замеров и т.д.

 

Исследования показывают, что неожиданные изменения, внесенные в интеллектуально-поисковую деятельность студентов и в условия, в которых она протекает, приводит к познавательным всплескам, но сила воздействия этих изменений на активность студентов неодинакова – одни изменения влияют сильнее, другие слабее.

Наиболее сильное влияние оказывают социально-психологические вводные, которые ко всему прочему наиболее приемлемы и допустимы в учебных заведениях, тем более в условиях групповой работы.

Эффектдает также использование комплексов факторов, составленных одновременно из социально-педагогических, физических и организационно-педагогических факторов. Так, обилие всплесков эмоциональных, а затем познавательных возникает у студентов, когда они отправляются в поездку после напряженной работы с частично обновленным окружением на природу для участия в спортивных соревнованиях, олимпиадах, художественной самодеятельности.

С практической точки зрения вносить выше названные изменения во время занятия лучше незадолго до его окончания или вообще в конце.

Так, в расписании занятий нередко последними стоят математика, физика и т.д. Далеко не все студенты после занятия сразу уходят домой. Некоторые идут на консультации, в спортзал, в актовый зал и т.д., т.е. включаются в разнообразные виды деятельности, как схожие с учебной, так и отличающиеся от нее, т.е. контрастные.

Было установлено, что если после математики студенты идут на факультатив и дополнительные занятия по тому же предмету или схожему, то всплеска, связанного с познанием учебного материала, у них практически не возникает.

А вот если они остаются на занятия, далекие от теоретизирования, например, спортивные мероприятия, то вероятность кратковременных математических прозрений у них возрастает.

Но больше всего математических всплесков у студентов появляется в момент переключения на эмоциональную насыщенную моторную деятельность: различные спортивные игры, соревнования, состязания и пр., в процессе которых участники испытывают даже небольшие болевые ощущения.

Исследования показывают, что сила познавательного всплеска тем выше, чем напряжённее учебно-познавательная деятельность студентов на занятии и чем эмоциональнее и конкретнее мероприятие, на которые переключается учебная работа.

Итак, можно сделать ряд практических и теоретических выводов:

1.         Познавательные всплески могут вызвать самые различные кратковременные неожиданные изменения в учебно-познавательной деятельности, либо в условиях, в которых она протекает, но при этом уровень напряженности должен быть достаточно высоким.

2.         Среди множества факторов-изменений наиболее значимыми являются 1) психофизические и 2) социально-психологические.

3.         Познавательные всплески могут возникать также при смене учебно-познавательной деятельности на другие виды, особенно на эмоционально-насыщенные и непохожие на предыдущие.

4.         Применить познавательный всплеск в качестве одного из механизмов активизации познавательной деятельности студентов, безусловно, нужно, но не слишком часто и лучше во время решения ими чисто познавательных и диагностических задач, а также при установлении связей нового учебного материала с уже пройденными.

5.         Если какой-то фактор-изменение при кратковременном воздействии вызывает усиление познавательной активности, то это не означает, что такой же эффект будет при его длительном влиянии.

Перспективы исследования: изучение основных причин познавательного всплеска на отдельных курсах и у студентов разных специальностей.


 

Валишина Наталья Андреевна, методист, преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории

Валишина Наталья Андреевна, методист, преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории

Безусловно, существует и познавательный всплеск, который помогает школьникам и студентам в учебе

Безусловно, существует и познавательный всплеск, который помогает школьникам и студентам в учебе

Выше сказано – путем внесения каких-либо изменений в учебную деятельность студентов или в условия её протекания

Выше сказано – путем внесения каких-либо изменений в учебную деятельность студентов или в условия её протекания

Этот перечень названных студентами факторов мы дополнили материалами собственных наблюдений

Этот перечень названных студентами факторов мы дополнили материалами собственных наблюдений

Кожно-механические (тактильные)

Кожно-механические (тактильные)

Резкое изменение эмоционального фона урока (переход от административных методов к эмоционально-игровым и обратно); Ø

Резкое изменение эмоционального фона урока (переход от административных методов к эмоционально-игровым и обратно); Ø

Изменение социально-ролевых функций в группе

Изменение социально-ролевых функций в группе

Исследования показывают, что сила познавательного всплеска тем выше, чем напряжённее учебно-познавательная деятельность студентов на занятии и чем эмоциональнее и конкретнее мероприятие, на которые переключается учебная…

Исследования показывают, что сила познавательного всплеска тем выше, чем напряжённее учебно-познавательная деятельность студентов на занятии и чем эмоциональнее и конкретнее мероприятие, на которые переключается учебная…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022