Валишина Наталья Андреевна, методист,
преподаватель специальных дисциплин
высшей квалификационной категории
ГАПОУ «Педагогический колледж» г. Орска
Познавательный всплеск как механизм активизации учебной деятельности студентов
Проблема активизации учебно-познавательной деятельности, безусловно, актуальна сегодня. И эта проблема определяет задачу поиска и разработки соответствующих методов, моделей, подходов, средств, технологии.
И здесь перспективным представляется использование такого механизма активизации учебной деятельности как познавательный всплеск.
С явлением всплеска мы сталкиваемся всюду – и в науках, и в жизни.
Всплеск – кратковременное усиление какого-либо процесса или деятельности.
А) Так, например, в физике (электротехнике) – это самоиндукция, т.е. кратковременное усиление тока в обмотке электродвигателя в момент его отключения.
Б) В биологии – это репродуктивный всплеск, когда растения, например, плодовые деревья, перед гибелью дают обильный урожай.
В) В социальном управлении есть тоже явление всплеска – как только начинает ужесточаться дисциплина в обществе, то в первый момент времени она даже несколько ослабляется.
Д) Множество примеров возникновения всплесков можно привести из творческой деятельности. Так, бурный творческий подъем возникает у писателей, поэтов, композиторов и т.д. в тот момент, когда они узнают какую-либо радостную или очень грустную весть. Например, М.Ю. Лермонтов свое знаменитое стихотворение «Смерть поэта» написал на одном дыхании после того, как узнал о гибели А.С. Пушкина.
Е) На всплесках, как известно, сделано множество научных открытий. Так, И. Ньютон открыл закон всемирного тяготения, когда яблоко упало на голову; Архимед сделал гениальный прорыв в науке, когда погрузился в ванну, а Д.И. Менделеев – вообще, когда заснул, т.е. отключился от всего.
Многие люди (в т.ч. и мы свами) не раз сталкивались с эмоциональными всплесками, когда, например, неожиданно встречали родственников или друзей, с которыми давно не виделись.
Всплеск стал настолько привычным явлением, что интериоризовался во внутренний план человека и стал оказывать существенное влияние на его деятельность и поведение.
Безусловно, существует и познавательный всплеск, который помогает школьникам и студентам в учебе.
Со слов студентов выяснилось, что многие из них неоднократно сталкивались с таким явлением: «Порой долго, упорно пытаешься понять какой-либо сложный учебный материал, но всё безрезультатно, а вот когда оставишь эту затею и переключишься на что-нибудь другое, вдруг неожиданно, само собой приходит озарение».
Такимобразом, существование познавательного всплеска (ПВ) в учебной деятельности не вызывает сомнения.
Всплеск существует, он помогает в учебе, но для того, чтобы сделать его управляемым процессом, надо выяснить провоцирующие условия и факторы.
Вышеприведенные примеры позволяют сделать вывод, что познавательный всплеск возникает при каких-то неожиданных, незапланированных изменениях либо в самой деятельности, либо в условиях, в которых эта деятельность протекает.
Познавательный всплеск – это кратковременное (бессознательное) усиление процесса познания.
С теоретической точки зрения объяснить это психическое явление нетрудно.
Но процесс такого непроизвольного познания длится недолго: во-первых, происходит эмоциональная адаптация; во-вторых, кое-какие решения индивид находит, и когнитивная потребность в определенной мере удовлетворяется.
Значение познавательного всплеска в учебной деятельности чрезвычайно велико. Дело в том, что окружающий нас мир, который мы пытаемся познать, целостен, един, неделим, всё в нем тесно взаимосвязано, переключено и процессы, происходящие в нём, непрерывны. А мы для его познания поделили мир на части, параграфы и т. д. Естественно, так же кусками или отдельными очагами он отражается в нашей психике, откладывается в коре головного мозга, в памяти.
Чтобы наше мировоззрение было целостным, единым, адекватным реальной действительности, нам требуется, хотя бы кратковременная «встряска» мозга с целью увязать в нём воедино приобретенную разрозненную информацию («лоскутное одеяло»).
Как показывает наблюдение и опросы ученый, познавательный всплеск, как один из механизмов активизации учебной деятельности студентов, педагогами в практике используется крайне редко. Большая часть преподавателей просто не знает о существовании такого явления.
Сделать познавательный всплеск управляемым процессом было бы весьма полезно.
Но каким образом?
Выше сказано – путем внесения каких-либо изменений в учебную деятельность студентов или в условия её протекания.
Как считают исследователи, можно внести такие элементы новизны:
- неожиданно прервать на короткое время занятие;
- резко усилить или снизить темп проведения урока или его эмоциональность;
- изменить привычный стиль работы преподавателя;
- пригласить на занятие постороннее лицо;
- пересадить студентов за другие столы;
- передвинуть столы или другую учебную мебель;
- разъединить малые неформальные группы во время занятий;
- создать новые контактные микрогруппы;
- неожиданно перейти от индивидуальной формы работы к групповой и наоборот.
Как показывают экспериментальные исследования внесение таких элементов новизны, необычности, нестандартности способно усилить познавательную активность студентов не только в хорошо успевающих учебных группах, но и у среднеуспевающих (т.е. у большинства обучающихся).
Главное – создать на уроке высокую мотивацию учения или высокую напряженность учебной деятельности.
Опрос студентов позволил выявить и другие изменения (кроме названных выше элементов новизны).
Студентам колледжа были заданы 2 вопроса:
1. Были ли у тебя в жизни и учебе моменты, когда решение трудной учебной задачи или проблемы приходило неожиданно, непреднамеренно, само собой?
2. Если да, то в какие моменты?
Было опрошено около 100 студентов: ответили «да» свыше 80 % респондентов. Они дали такие ответы:
- когда неожиданно приходилось выступать перед аудиторией;
- перед экзаменами и зачетами;
- в момент уединения после учебных споров, дискуссий, конфликтов;
- когда преподаватель склоняется над журналом и ищет, кого спросить;
- в перерыве во время эмоциональных игр, на уроках физкультуры;
- по пути из колледжа домой, когда встречу кого-либо из близких или знакомых;
- в транспорте во время быстрой езды;
- в лифте;
- когда иду домой через красивый парк;
- когда начинаю объяснять сложный учебный материал своим товарищам;
- когда получаю стипендию;
- когда придя домой, принимаю душ;
- во сне.
Этот перечень названных студентами факторов мы дополнили материалами собственных наблюдений.
В результате получили 3 группы стимуляторов, могущих вызвать у студентов познавательный всплеск:
1) физические (точнее, психофизические);
2) организационно-педагогические;
3) социально-психологические.
Физические факторы – это внешние средовые факторы, которые пробуждают у индивидов новые ощущения и соответственно новые эмоциональные состояния.
Исследователями установлено,что познавательной активности,как правило, предшествует познавательный всплеск
Здесь существенную роль играют факторы,воздействующие на различные группы рецепторов человека: вестибулярные,кожные,слуховые,зрительные,кинестезические и т.д.
Причем,как показывают результаты экспериментов ученых,среди психофизических факторов самое сильное влияние на умственную активность студентов оказывают импульсы,исходящие из вестибулярного аппарата. На втором месте оказались кожно-температурные ощущения, на третьем-кожно-гальванические.
№ п/п |
Виды ощущений |
Изменения условий или рода занятий студентов |
1. |
Вестибуляторные |
Быстрое перемещение в транспорте, быстрый спуск с горы, упражнения на спортивных снарядах |
2. |
Кожно-температурные |
Обливание прохладной или горячей водой, переход зимой в другое учебное здание |
3. |
Кожно-гальванические |
Воздействие гелиофактора, т.е. солнечных лучей |
4. |
Зрительные |
Изменения освещенности в аудитории, неожиданное восприятие природных пейзажей |
5. |
Слуховые |
Появление в аудитории необычных звуков |
6. |
Кинестезические |
Включение в физическую (мышечную) работу |
7. |
Кожно-механические (тактильные) |
Массаж, обтирание |
В учебных заведениях Китая сегодня практикуется активное включение школьников и студентов в художественную самодеятельность. И здесь есть рациональное звено, ведь на мозг участника самодеятельности обрушивается огромный поток импульсов, исходящих от различных групп рецепторов и анализаторов, прежде всего кинестезических и вестибулярных (во время танцев, например). Нам тоже имеет смысл перенять в какой-то мере данный опыт.
Или же внедрить (по примеру Запада)в работу учебных заведений нейробику – гимнастику для мозга,которую лучше выполнять перед занятиями,особенно трудными. Нейробика должна включать не столько умственных действий,сколько различных внешних процедур или физических упражнений,могущих вызвать «встряску»мозговой активности субъектов познания (бассейны,батуты,процедурные кабинеты и т.д.).Ведь в нынешних условиях катастрофической гиподинамии на студентов в течение учебного дня воздействует энергия, поступающая лишь по двум каналам – зрительному и слуховому. В такой ситуации мозг обучающихся находится в заторможенном или полузаторможенном состоянии.
Следует, однако, отметить, что воздействие внешних факторов на психику индивидов является лишь необходимым, но еще недостаточным условием активизации их мозговой активности.
Перейдем к рассмотрению организационно-педагогических факторов, вызывающих ПВ у студентов.
Организационно-педагогические факторы, вызывающие познавательный всплеск у студентов:
Ø Неожиданное прерывание или остановка на короткое время занятий;
Ø Неожиданное сокращение или увеличение продолжительности занятия;
Ø Изменение темпа проведения урока;
Ø Перестановка учебной мебели, оборудования или наглядных пособий в аудитории;
Ø Перевод студентов в другое учебное здание или аудиторию во время занятия;
Ø Пересаживание студентов за другие столы;
Ø Соединение или разъединение столов;
Ø Изменение стиля работы преподавателя;
Ø Ломка привычной системы оценки знаний студентов;
Ø Неожиданная, незапланированная проверка знаний у студентов;
Ø Резкое изменение эмоционального фона урока (переход от административных методов к эмоционально-игровым и обратно);
Ø Незапланированное манипулирование содержанием учебного материала.
Организационно-педагогические изменения вносить в учебный процесс, конечно, надо, но всё же степень свободы в использовании их отдельными преподавателями ограничена, т. к. они могут нарушить установившейся распорядок деятельности колледжа и осложнить работу другим преподавателям.
Теперь обратимся к третьей группе факторов – социально-психологическим.
№ п/п |
Изменения социально-психологических условий работы студентов |
Род занятий студентов или преподавателей |
1. |
Неожиданный выход из группы |
Уединение после эмоционально насыщенных учебных споров, дискуссий, диспутов |
2. |
Неожиданный вход в группу |
Незапланированное выступление перед аудиторией |
3. |
Быстрое расширение контактного окружение |
Слияние 2-х или нескольких групп во время занятий |
4. |
Суждение контактного окружения |
Деление учебной группы на две или несколько подгрупп |
5. |
Обновление окружения или возобновления прошлых контактов |
Разъединение малых неформальных контактных групп во время занятия и замена их вновь созданными. Встреча с бывшими однокурсниками или приятелями |
6. |
Манипулирование коммуникативными связями (частотой межличностных контактов студентов) |
Организация взаимообмена мнениями студентов во время занятий или его свертывание |
7. |
Неожиданное изменение уровня взаимосвязанности в учебной группе |
Переход от уровня «присутствие других», минуя уровень «взаимовлияние», непосредственно к «взаимодействию» или обратно |
8. |
Резкое изменение эмоциональных межличностных отношений в группе: вертикальных или горизонтальных |
Неожиданное ухудшение отношений студентов с преподавателем или отношений между самими студентами |
9. |
Неожиданная ломка стиля управления группой |
Быстрый переход от демократического к авторитарному стилю и обратно |
10. |
Изменение психологического статуса отдельных студентов: формальных лидеров, референтных индивидов и т.д. |
Сообщение студентам негативной или позитивной информации о них |
11. |
Снятие психологического напряжения в группе |
Неожиданное разрешение затянувшегося конфликта |
12. |
Изменение социально-ролевых функций в группе |
Возложение ответственности или её снятие, организация студенческого наставничества |
13. |
Нарушение устоявшихся норм в группе |
Вхождение преподавателя в роль студента или студента в роль преподавателя |
14. |
Создание экстремально-игровых ситуаций |
Проведение эмоционально окрашенных игр, социометрических замеров и т.д. |
Исследования показывают, что неожиданные изменения, внесенные в интеллектуально-поисковую деятельность студентов и в условия, в которых она протекает, приводит к познавательным всплескам, но сила воздействия этих изменений на активность студентов неодинакова – одни изменения влияют сильнее, другие слабее.
Наиболее сильное влияние оказывают социально-психологические вводные, которые ко всему прочему наиболее приемлемы и допустимы в учебных заведениях, тем более в условиях групповой работы.
Эффектдает также использование комплексов факторов, составленных одновременно из социально-педагогических, физических и организационно-педагогических факторов. Так, обилие всплесков эмоциональных, а затем познавательных возникает у студентов, когда они отправляются в поездку после напряженной работы с частично обновленным окружением на природу для участия в спортивных соревнованиях, олимпиадах, художественной самодеятельности.
С практической точки зрения вносить выше названные изменения во время занятия лучше незадолго до его окончания или вообще в конце.
Так, в расписании занятий нередко последними стоят математика, физика и т.д. Далеко не все студенты после занятия сразу уходят домой. Некоторые идут на консультации, в спортзал, в актовый зал и т.д., т.е. включаются в разнообразные виды деятельности, как схожие с учебной, так и отличающиеся от нее, т.е. контрастные.
Было установлено, что если после математики студенты идут на факультатив и дополнительные занятия по тому же предмету или схожему, то всплеска, связанного с познанием учебного материала, у них практически не возникает.
А вот если они остаются на занятия, далекие от теоретизирования, например, спортивные мероприятия, то вероятность кратковременных математических прозрений у них возрастает.
Но больше всего математических всплесков у студентов появляется в момент переключения на эмоциональную насыщенную моторную деятельность: различные спортивные игры, соревнования, состязания и пр., в процессе которых участники испытывают даже небольшие болевые ощущения.
Исследования показывают, что сила познавательного всплеска тем выше, чем напряжённее учебно-познавательная деятельность студентов на занятии и чем эмоциональнее и конкретнее мероприятие, на которые переключается учебная работа.
Итак, можно сделать ряд практических и теоретических выводов:
1. Познавательные всплески могут вызвать самые различные кратковременные неожиданные изменения в учебно-познавательной деятельности, либо в условиях, в которых она протекает, но при этом уровень напряженности должен быть достаточно высоким.
2. Среди множества факторов-изменений наиболее значимыми являются 1) психофизические и 2) социально-психологические.
3. Познавательные всплески могут возникать также при смене учебно-познавательной деятельности на другие виды, особенно на эмоционально-насыщенные и непохожие на предыдущие.
4. Применить познавательный всплеск в качестве одного из механизмов активизации познавательной деятельности студентов, безусловно, нужно, но не слишком часто и лучше во время решения ими чисто познавательных и диагностических задач, а также при установлении связей нового учебного материала с уже пройденными.
5. Если какой-то фактор-изменение при кратковременном воздействии вызывает усиление познавательной активности, то это не означает, что такой же эффект будет при его длительном влиянии.
Перспективы исследования: изучение основных причин познавательного всплеска на отдельных курсах и у студентов разных специальностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.