ППк как модель психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивном образовании
Оценка 4.7

ППк как модель психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивном образовании

Оценка 4.7
docx
20.04.2024
ППк как модель психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивном образовании
Текст выступления на методическом объединении социальных педагогов.docx

Организация и содержание деятельности

психолого-педагогического консилиума (ППК)

в условиях образовательной организации

 

Психолого-педагогический консилиум (далее ППк) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников образовательной организации с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

Целью деятельности ППк является разработка системы психолого-педагогической помощи детям, имеющих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии с особыми образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

 

Задачами ППк являются:

1. выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;

2. разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

3. консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;

4. контроль за выполнением рекомендаций ПМПК.

 

Согласно распоряжению Министерства Просвещения РФ от 09.09.2019 N Р-93«Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППк) образовательной организации"ППк создается на базе организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы приказом руководителя Организации с утверждением состава консилиума.

В состав ППк входят:

- председатель ППк (заместитель директора Школы);

- заместитель ППк (из числа членов ППк);

- педагог-психолог;

- учитель-логопед;

- учитель-дефектолог;

- социальный педагог;

- секретарь ППк (из числа членов ППк).

Членами комиссии также могут быть:

– педагог дополнительного образования;

– врач-педиатр (невропатолог, психиатр);

– медицинская сестра;

- учитель физкультуры;

- инспектор ОДН.

 

Специалисты консилиума выполняют работу в рамках основного рабочего времени в соответствии с должностными обязанностями, корректируя индивидуальный план работы с реальным запросом ОО в работе ППк.

При отсутствии специалистов необходимой квалификации образовательная организация должна прибегнуть к ресурсам сетевого взаимодействия. В данном случае заключается договор с реабилитационными центрами.

 

Для организации деятельности ППк основными являются следующие документы:

1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк.

2. Положение о ППк.

3. План работы ППк ОО на учебный год (годовой план и график плановых заседаний).

Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом Школы на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике проведения заседаний. Но рассмотрение одного ребенка не должно быть чаще 1 раза в квартал. Первое заседание должно проходить не позднее 15 октября. Обычно на первом заседании утверждается план работы ППк на учебный год и составляется график плановых заседаний.

4. Журнал записи на ППк.

5. Журнал (папка) протоколов заседаний ППк ОО.

6. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ППк ОО.

7. Журнал регистрации обучающихся, направленных на ПМПК.

8. Карта развития обучающегося (карта (папка) развития обучающегося (воспитанника, содержащая педагогическую характеристику, заключения специалистов ППк, коллегиальное заключение ППк, дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы, мер, предпринятых до обращения на ППк, и их эффективности, сведений о реализации и эффективности рекомендаций ППк).

9. Отчёт о работе ППк ОО.

 

Виды организации ППк:

- по времени проведения: первичный, заключительный;

- по плановости проведения: плановый, внеплановый;

- по результатам диагностики;

- по запросу педагогов;

- по запросу родителей.

Первичный ППк проводится при зачислении ребёнка в ОО сразу по завершении первичных обследований у специалистов психолого-педагогической службы. ППк собирается для решения вопросов организации приёма обучающихся (воспитанников и учеников) и проведения первичного знакомства с ребёнком, анализа проблем обучения и воспитания ребёнка в семье или в организации.

Цель – определение особенностей развития обучающегося, возможных условий и форм его обучения, необходимого психологического, логопедического и иного сопровождения педагогического процесса.

Заключительный ППк проводится в связи с завершением рекомендованного курса психолого-педагогической помощи.

Цель – оценка актуального уровня развития обучающегося на момент окончания определённого этапа коррекционно-развивающей работы: степени социализации, состояния эмоционально-волевой и поведенческой сфер, высших психических функций; разработка рекомендации для педагогов, которые будут работать с ребенком в дальнейшем.

Плановые ППк проводятся не реже одного раза в полугодие.

Цель – оценка динамики обучения и эффективности коррекционно-развивающих программ, внесение в случае необходимости изменений и дополнений в коррекционную работу, корректировка форм и методов работы.

Внеплановые ППк (срочные) собираются по запросам специалистов (в первую очередь педагогов, непосредственно работающих с ребёнком).

Цель – выяснение причин возникших проблем, оценка размеров регресса, возможности его преодоления, определение допустимых нагрузок, необходимость изменения режима или формы обучения.

Поводом для проведения внепланового консилиума является зачисление нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении, выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребёнка в данных образовательных условиях (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе) в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося.

НО!!! Ни одно заседание ППк не проводится без согласия родителя или законного представителя.

 

Алгоритм подготовки и проведения ППк.

1. Председатель ППк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ППк о необходимости обсуждения проблем ребёнка и организует подготовку и проведение заседания ППк. На данном этапе берется согласие родителя.

2. Председатель ППк по согласованию с родителями (законными представителями) устанавливает график проведения обследования ребёнка каждым специалистом с учётом возрастной физической нагрузки на ребёнка и дату заседания ППк.

3. К заседанию ППк организуется сбор необходимой первоначальной информации. Специалисты, участвовавшие в обследовании ребёнка, представляют заключения на него и рекомендации. В ходе заседания ППк ведётся протокол. Протокол ППк подписывается председателем и всеми членами ППк.

4. На заседании ППк организуется коллегиальное обсуждение результатов обследования и формируется коллегиальное заключение, содержащее обобщённую характеристику структуры нарушения психофизического развития ребёнка (без указания диагноза) и программу психолого-педагогической помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Коллегиальное заключение подписывается председателем и всеми членами ППк.

5. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ППк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

6. Родители (законные представители) воспитанников имеют право присутствовать при обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать своё мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

7. При направлении ребёнка на ПМПК копия коллегиального заключения выдаётся родителям на руки.

 

Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся

 

1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации могут включать в том числе:

- проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся;

- разработку индивидуального учебного плана обучающегося;

- адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;

- профилактику ассоциального (девиантного) поведения обучающегося;

- другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции Школы.

2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе:

- дополнительный выходной день;

- организация дополнительной двигательной нагрузки;

- предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;

- снижение объема задаваемой на дом работы;

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

- другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции Школы.

3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:

- разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;

- разработку индивидуального учебного плана обучающегося;

- адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;

- предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся в Школе / учебную четверть (триместр), полугодие, учебный год / на постоянной основе;

- другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции Школы.

4. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей).


 

Организация и содержание деятельности психолого-педагогического консилиума (ППК) в условиях образовательной организации

Организация и содержание деятельности психолого-педагогического консилиума (ППК) в условиях образовательной организации

Специалисты консилиума выполняют работу в рамках основного рабочего времени в соответствии с должностными обязанностями, корректируя индивидуальный план работы с реальным запросом

Специалисты консилиума выполняют работу в рамках основного рабочего времени в соответствии с должностными обязанностями, корректируя индивидуальный план работы с реальным запросом

Цель – оценка актуального уровня развития обучающегося на момент окончания определённого этапа коррекционно-развивающей работы: степени социализации, состояния эмоционально-волевой и поведенческой сфер, высших психических функций; разработка…

Цель – оценка актуального уровня развития обучающегося на момент окончания определённого этапа коррекционно-развивающей работы: степени социализации, состояния эмоционально-волевой и поведенческой сфер, высших психических функций; разработка…

При направлении ребёнка на ПМПК копия коллегиального заключения выдаётся родителям на руки

При направлении ребёнка на ПМПК копия коллегиального заключения выдаётся родителям на руки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2024