Практическая работа № 11 «Особенности выбора поставщика материальных ресурсов»
Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики. Она является одной из четырех основных задач отдела снабжения/закупок компании. Некоторые менеджеры недооценивают значения правильного выбора поставщика для эффективного функционирования всей компании. Собственный успех компании покупателя в обеспечении потребителей качественной продукцией и услугами зависит во многом от того, насколько четко поставщики выполняют свои функции. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из-за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики. Поэтому выбор «правильного» поставщика является основой успешного функционирования и создания устойчивой базы снабжения любой компании. Возможны два направления выбора поставщика:
1.Выбор поставщика из числа компаний, которые были поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок компании располагает точными данными о деятельности этих поставщиков (хотя так бывает не всегда). Основные этапы решения этой задачи:
сбор информации о поставщиках;
анализ информации на основе критериев выбора поставщика;
принятие решения о выборе поставщика.
2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа интересующего рынка: рынка, с которым компания уже работает, или совершенно нового рынка (например, если принято решение диверсифицировать деятельность). Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ.
От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается более высокая эффективность. Выбор поставщика (или группы поставщиков) определяется системой критериев, но как для промышленной, так и для торговой компании обычно основными критериями выбора являются: цена, качество товара и надежность поставки. Установление системы критериев для первоначального отбора поставщиков зависит от маркетинговой (производственной) и логистической стратегий конкретной компании. В ряде случаев (в зависимости от корпоративной стратегии) на первое место могут выходить такие, например, параметры, как время доставки, надежность поставщика, предоставление поставщиком кредита, поставка товаров на основании взаимозачета, и другие.
Задача 1.
Принять решение по выбору поставщика
ТМЦ(товарно-материальные ценности), если их поставляют на предприятие три фирмы
(А, Б и С), производящие одинаковую продукцию, одинакового качества.
Характеристики фирм следующие:
– удаленность от предприятия: А – 236 км, Б – 195 км, С – 221 км;
– разгрузка: А и С – механизированная, Б – ручная;
– время выгрузки: при механизированной разгрузке – 1 час 30 мин., при ручной –
4 часа 30 мин.;
– транспортный тариф: до 200 км – 0,9 тыс.руб./км, от 200 до 300 км – 0,8
тыс.руб./км;
– часовая тарифная ставка рабочего, осуществляющего разгрузку – 450 руб./час.
Решение задачи. Выбор поставщика будем осуществлять по критерию минимальности суммарных затрат, так как качество продукции одинаково, а другие данные нам не известны. По приведенным характеристикам фирм можно определить только затраты на транспортировку и затраты на разгрузку транспортного средства. Очень странно, что продукцию от поставщика Б можно выгрузить только вручную …
Определим затраты на транспортировку. Они равны
произведению транспортного тарифа и расстояния до поставщика.
А: 0,8 тыс.руб./км * 236 км = 188 800 руб.
Б: 0,9 тыс.руб./км * 195 км = 175 500 руб.
С: 0,8 тыс.руб./км * 221 км = 176 800 руб.
Затраты на разгрузку = время выгрузки * тарифная
ставка рабочего.
А: 1,5 час. * 450 руб./час. = 675 руб.
Б: 4,5 час. * 450 руб./час. = 2 025 руб.
С: 1,5 час. * 450 руб./час. = 675 руб.
Занесем результаты расчетов в таблицу.
Критерий |
А |
Б |
С |
Суммарные затраты, руб. |
189 475 |
177 525 |
177 475 |
Затраты на транспортировку, руб. |
188 800 |
175 500 |
176 800 |
Затраты на разгрузку, руб. |
675 |
2 025 |
675 |
Как видно из таблицы, минимальные суммарные затраты соответствуют поставщику С, поэтому с чистой совестью можно рекомендовать предприятию заключить договор на поставку с этим поставщиком.
P.S. Но лучше бы перейти на механизированную разгрузку и работать с поставщиком Б. Это будет дешевле.
Задачи для самостоятельной работы:
Задача №1.
Принять решение по выбору поставщика ТМЦ, если их поставляют на предприятие три фирмы (А, Б и С), производящие одинаковую продукцию, одинакового качества.
Характеристики фирм следующие– удаленность от предприятия: А – 360 км, Б – 250 км, С – 220 км;
– разгрузка: А и С – механизированная, Б – ручная;
– время выгрузки: при механизированной разгрузке – 1 час 30 мин., при ручной – 3 часа 30 мин.;
транспортный тариф: до 200 км – 0,9 тыс.руб./км, от 200 до 400 км – 0,8 тыс.руб./км;
– часовая тарифная ставка рабочего, осуществляющего разгрузку – 450 руб./час
Задача №2
Принять решение по выбору поставщика ТМЦ, если их поставляют на
предприятие три фирмы (А, Б и С), производящие одинаковую продукцию,
одинакового качества.
Характеристики фирм следующие– удаленность от предприятия: А – 256 км, Б – 295
км, С – 321 км;
– разгрузка: А , Б – механизированная, С – ручная;
– время выгрузки: при механизированной разгрузке – 1 час 30 мин., при ручной –
4 часа 30 мин.;
транспортный тариф: до 200 км – 0,9 тыс.руб./км, от 200 до 400 км – 0,8
тыс.руб./км;
– часовая тарифная ставка рабочего, осуществляющего разгрузку – 450 руб./час
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.