Практическая работа 16-17 Среда программирования. Тестирование программы. Программная реализация несложногоалгоритма Тема: Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера.
Оценка 4.7

Практическая работа 16-17 Среда программирования. Тестирование программы. Программная реализация несложногоалгоритма Тема: Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера.

Оценка 4.7
docx
19.11.2021
Практическая работа 16-17 Среда программирования. Тестирование программы. Программная реализация несложногоалгоритма  Тема: Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера.
Л2-002334.docx

Практическая работа 16-17

Среда программирования. Тестирование программы. Программная реализация несложногоалгоритма

 

Тема: Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера.

Цель занятия: изучить среду программирования и структуру программы Turbo Pascal, научиться составлять несложные программы в этой среде программирования, производить тестирование программы.

Оборудование, программное обеспечение: ПК, ОС Windows, среда программирования Turbo Pascal.

 

Методические рекомендации

Теоретическая часть

Паскаль - язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан в 1968- 1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.

 

Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:

·         Прост дляобучения.

·         Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектироватьпрограммы.

·         Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организацииданных.

·         Использование простых и гибких структур управления: ветвлений,циклов.

·         Надежность разрабатываемыхпрограмм.

 

Турбо Паскаль - это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо в названии системы программирования - это отражение торговой марки фирмы-разработчика Borland International (США).

Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration - объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.

Основные файлы Турбо Паскаля:

Turbo.exe - исполняемый файл интегрированной среды программирования; urbo.hlp - файл, содержащий данные для помощи;

Turbo.tp - файл конфигурации системы;

Turbo.tpl    -    библиотека   стандартных   модулей,   в   которых   содержатся    встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS, PRINTER, GRAPH, TURBO3,GRAPH3).

Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7\BIN) и ввести команду: turbo.exe.


Окно программы содержит полосу меню, область окна и строку статуса.

Для входа в меню можно воспользоваться одним из способ:

·         с помощью"мышки";

·         с помощью клавишиF10;

·         с помощью комбинации Alt+<выделенная буква>. О том, что мы в меню свидетельствует курсор - прямоугольник зеленого цвета.

 

Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.

Активное окно - это окно с которым вы в настоящий момент работаете.

Команды меню File:

Open-F3 - открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый),

New - создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно изменить при записи файла на диск),

Save-F2 - сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск), Save as - сохранить с новым именем,

Save all - сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы),

Change dir - смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог),

Print - печать файла,

Get info - выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти, DOS Shell - выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit), Exit - выход и выгрузка из памяти.

 

Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:

Блок типа PROGRAM - имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов.

Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов: раздел описания модулей (uses);

раздел описания меток (label); раздел описания констант (const);

раздел описания типов данных (type); раздел описания переменных (var); раздел описания процедур и функций; раздел описания операторов.

 

Общая структура программы на языке Паскаль: Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы}

Uses ...; {раздел описания модулей}

Var ..; {раздел объявления переменных}

...

Begin {начало исполнительной части программы}

... {последовательность. операторов}

End. {конец программы}

 

Пример программы, которая осуществляет сложение двух чисел и выводит сумму на экран:

Program Summa; Uses

Crt;{Подключаем модуль Crt}

Var

number1, {переменная, в которой будет содержаться первое число} number2, {переменная, в которой будет содержаться второе число} rezult {переменная, в которой будет содержаться результат}

:integer; {указывает тип целых чисел} Begin

ClrScr;{Используем процедуру очистки экрана из модуля Crt} Write ('Введите первое число ');

{Выводим на экран символы, записанные между апострофами} Readln (number1);

{Введенное пользователем число считываем в переменную number1} Write ('Введите второе число ');

{Выводим на экран символы, записанные между апострофами} Readln (number2);

{Введенное пользователем число считываем в переменную number2} rezult := number1 + number2;

{Находим сумму введенных чисел и присваиваем переменной rezult} Write ('Сумма чисел ', number1, ' и ', number2, ' равно ', rezult);

{Выводим на экран строчку, содержащую ответ задачи} Readln;{Процедура задержки экрана}

End.

 

Практическая часть

 

Задание 1. Изучите внешний вид системы программирования Турбо Паскаль.

 

Задание 2. Откройте файл, в который Вы запишите программу, выполняющую сложение двух чисел. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New.

Найдите в этой программе заголовок, раздел описания переменных, признак начала программы, признак конца программы, тело программы, комментарий.

Ответьте на вопросы:

  1. Какое назначение переменных number1, number2, rezult?
  2. Что обозначает строка: number1, number2, rezult : integer; ?
  3. Если присвоить переменным number1 и number2 соответственно значение 5 и 7, то какую строчку выдаст компьютер при исполнении последней процедуры Write? Запишите ее в отчет.
  4. Переведите с английского языка слова: Write, Read. Как вы думаете, что должен делать операторы с таким названием?
  5. Как вы понимаете запись: readln(number1); ?

 

  1. Чему равно значение переменной rezult после выполнения оператора: rezult := number1 + number2; ?
  2. Что делает оператор присваивания в этой программе?

 

Задание 3. Измените программу, выполненную в задании 2 так, чтобы она находила произведение двух чисел. Сохраните текстом программы в файле Proizv.pas. Результат покажите преподавателю.

 

 

Задание 4. Измените программу, выполненную в задании 3 так, чтобы она выполняла расчет площади прямоугольника по его длине и ширине. Заполните по результатам  работы программы таблицу:

 

Параметры прямоугольника

длина

ширина

площадь

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

 

Контрольные вопросы

  1. Что такое среда программирования?
  2. Опишите среду программирования Тurbo Pascal.
  3. Как сохранить текст программы в Тurbo Pascal?
  4. Какова структура программы на языке Pascal?
  5. Как осуществить запуск программы?

 

Сделайте вывод о проделанной работе.

 

Литература

1.                  Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования. Цветкова Н.С., Великович Л.С. – Академия, 2011 г.

2.                  Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. Н. Е. Астафьева, С. А. Гаврилова, под ред. М.С. Цветковой, Академия, 2012г.

 

 



 

Практическая работа 16-17 Среда программирования

Практическая работа 16-17 Среда программирования

Окно программы содержит полосу меню, область окна и строку статуса

Окно программы содержит полосу меню, область окна и строку статуса

Общая структура программы на языке

Общая структура программы на языке

Какое назначение переменных number1, number2, rezult?

Какое назначение переменных number1, number2, rezult?

Практическая работа 16-17 Среда программирования. Тестирование программы. Программная реализация несложногоалгоритма Тема: Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера.

Практическая работа 16-17 Среда программирования. Тестирование программы. Программная реализация несложногоалгоритма  Тема: Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера.
Скачать файл