Практическая работа "Культура Руси"

  • docx
  • 02.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Практическая работа Культура древней Руси..docx

Практическая работа.

Тема: «Древнерусская культура»

Инструкция по выполнению: выполняйте задания, используя текст учебника В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков – История, дополнительные материалы, карты.

- на «3» надо ответить на задания №1, 2, 3;

- на «4» надо ответить на задания№ 1, 2, 3, 4;

- на «5» надо ответить на задания № 1, 2, 3, 4, 5.

Задание №1: Охарактеризуйте развитие древнерусского изобразительного искусства.

Задание №2: Назовите архитектурные памятники Древней Руси.

Задание № 3: Заполните таблицу «Древнерусская литература»

Произведение

литературы

автор

Время создания

Содержание

 

Задание №4: Устное народное творчество. Охарактеризуйте образ былинного героя.

Задание №5: Сравните уровень развития культуры Руси и стран Западной Европы того же времени. К каким выводам вы пришли?

Влияние христианства на развитие культуры Древней Руси.

До принятия христианства

После принятия христианства

образование

архитектура

литература

быт

правовые нормы

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Культура Киевской Руси: 9 – 13 вв.

1. Особенности древнерусской культуры:

а). тесная связь с христианством, с церковью, христианской идеологией,

б). анонимность большинства памятников – по православной традиции художник не должен оставлять своего имени на произведении,

в). большое влияние Византии и слабая связь с Зап. Европой,

г). сохранение языческих традиций и переплетение их с христианством,

в). взаимосвязь с природой.

2. Письменность.

Точной даты возникновения славянской письменности неизвестно, но многие ученые предполагают, что у славян до 9 века была письменность, но сведения о ней не сохранились. Основателями славянской письменности являются братья Кирилл и Мефодий из Византии. В 60-х гг. 9 в. они придумали систему письменности, отражающую особенности звучания славянской речи. Принятие христианства и возникновение письменности способствовали расцвету культуры у славян.

3. Образование.

Развитие образования началось после принятия христианства в 988 г. При князе Владимире Святом:

- в 10 в. появились первые школы на Руси,

- началось переписывание книг в мастерских при монастырях,

- в 11 в. появились первые школы для девочек, этому содействовала сестра Владимира Мономаха - Янка.

- при Ярославе Мудром появились школы для «лучших людей» (11 в.)

4. Литература.

Русская литература начинает свою историю с устного народного творчеств: легенд, сказок, пословиц, загадок, былин.

Былина  народный эпос, поэтическое воспоминание народа о минувших эпохах. Главными героями былин являлись богатыри. Исследователи разделяют их на «старших» и «младших». Богатыри «старшие» олицетворяют силы природы в дохристианскую эпоху (Святогор, Волх Всеславьевич и др.)

Богатыри «младшие» связаны с христианской эпохой, представляют образ русского воина времен Владимира Святого и Владимира Мономаха (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

С принятием христианства на Русь хлынул поток книг из Византии. Поначалу это были богослужебные книги. Древнейшим из сохранившихся книг является Остромирово Евангелие (1056-57 гг.), написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира. Книга является подлинным произведением искусства, украшена изображениями, орнаментами.

Другое знаменитое Евангелие написано для сына Владимира Мономаха князя Мстислава (1115 г.)

Наиболее известные памятники древнерусской литературы:

Название

Автор

Краткое содержание

Время написания

«Слово о законе и благодати»

священник Илларион

политико-религиозное произведение, прославляющее деятельность Владимира Святославича, защищает идею равноправия Руси с Византией и Европой

12 в.

«Хождение Даниила»

игумен Даниил

рассказ о паломничестве в Палестину (Иерусалим)

12 в.

«Сказание о Борисе и Глебе»

неизвестный автор

рассказ о жизни 1-х русских святых, философские рассуждения о жизни вообще

13 в.

«Поучение детям»

Владимир Мономах

рассказ о своей жизни, советы по воспитанию детей, политические советы своим сыновьям, рассуждение о том, каким должен и каким не должен быть государь

12 в.

«Повесть временных лет»

монах Нестор

летопись, попытка установить происхождение славян и Киевской Руси, рассказ о 1-х князьях

12 в.

«Русская правда»

Ярослав Мудрый, его сыновья и внуки

сборник законов

11-12 вв.

«Слово Даниила Заточника»

«Моление Даниила Заточника»

некий Даниил, кто он - ?

рассуждения о сильной княжеской власти, рассуждения о роли умных и образованных людей, об их отношении к власти, критика богатых

конец 12 – начало 13 вв.

«Слово о полку Игореве»

неизвестный автор

рассказ о неудачном походе на половцев новгород-северского князя Игоря (1185 г.); рассуждения о вреде княжеских усобиц и призыв к единству русской земли.

12 в.

5. Искусство.

Развитие архитектуры связано с принятием христианства. Русь переняла греческий крестово-купольный тип храма. Архитектурный стиль древней Руси называется – русско-византийский.

а). Церковь Богородицы (Десятинная церковь) в Киеве – 1-й каменный храм на Руси, построен в 996 г., была разрушена монголо-татарами.

б). Софийский собор в Киеве – построен в 1036 г. при Ярославе Мудром в честь его победы над печенегами, имел 13 глав, которые символизировали Иисуса Христа и 12 апостолов. Внутри храм украшен мозаиками и фресками.

Мозаика – это картина, выложенная на стене из кусочков цветного стекла.

Фреска – это картина, написанная на стене по сырой штукатурке.

Этот храм был призван стать усыпальницей киевских князей и митрополитов. Первым из князей там был похоронен Ярослав Мудрый. Храм сохранился в сильно перестроенном виде.

в). Софийский собор в Новгороде – построении в 1052-57 гг. По площади меньше, но более высокий, чем в Киеве.

Основным строительным материалом была плинфа – плоский и широкий красно-розовый кирпич.

Период феодальной раздробленности сопровождался расцветом культуры. Культурные достижения каждого региона Руси имели неповторимые особенности. Владимиро-Суздальское княжество (Северо-Восточная Русь) знаменита своей архитектурой. Большое внимание уделял строительству Андрей Боголюбский. Особенно он укреплял и украшал Владимир, он сделал его столицей своего княжества. При нем были построены:

а). Золотые ворота во Владимире (2-я пол. 12 в.) – это была большая каменная башня с аркой для проезда. На вершине этой башни находилась небольшая одноглавая церковь.

б). Успенский собор во Владимире (1158-60) – это был большой высокий храм, фасады которого украшали фигуры из позолоченной меди, фрески и каменная резьба.

в). Княжеская резиденция в селе Боголюбово – это был целый архитектурный ансамбль, включавший княжеский дворец, несколько церквей, стены, величественные ворота. Именно здесь Андрей и был убит. До наших дней этот архитектурный ансамбль не сохранился.

г). Храм Покрова на Нерли (1165) – главный шедевр владимиро-суздальской архитектуры. Он построен на искусственной насыпи, это небольшой одноглавый храм, изящный по своим пропорциям. Храм идеально вписан в окружающий ландшафт.

При Всеволоде Большое Гнездо во Владимире в к. 12 в. был построен Дмитриевский собор (христианское имя князя при крещении – Дмитрий). Все его фасады снизу доверху украшены фресками.

Главный строительный материал – известняк – белый, сложный в обработке камень.

Новгородская архитектура отличалась от владимиро-суздальской. Суровая северная природа словно откладывала свой отпечаток на архитектурные традиции. Вместо тщательно обработанных каменных плит здесь строят из необработанного местного серого известняка. Храмы были приземистыми с толстыми стенами с широховатой поверхностью – Георгиевский собор Юрьева монастыря (12 в.), церковь Спаса на Нередице (12 в.) и др.

6. Живопись.

Влияние Византии было особенно сильным в живописи. Живопись эпохи средневековья – это иконопись. Самой древней из сохранившихся до наших дней икон является Богоматерь Владимирская, написанная византийским художником в 12 в. По легенде икона была привезена Юрию Долгорукому из Константинополя неким киевским купцом. Иконы сначала находилась в Киеве, но по приказу Андрея Боголюбского была выкрадена оттуда и привезена во Владимир.

Виды древнерусской живописи:

- иконы,

- мозаики и фрески, которые украшали интерьеры храмов и княжеских дворцов,

- книжные миниатюры – небольшие иллюстрации, сопровождавшие тексты книг.

 

 

 

 

 

§ 26. Древнерусская культура

Условия развития культуры.

 Долгое время определяющим в ду­ховной жизни славян являлось язычество. После принятия хрис­тианства на смену ему пришло другое, во многом противополож­ное мировоззрение. Язычество было основано на культе природы и ее явлений, любви к земной жизни. В христианстве все земное считалось бренным и преходящим, а настоящей жизнью являлась

жизнь после смерти,

В результате взаимодействия язычества и христианства на Руси сложилась своеобразная культура. Она развивалась в рамках хрис­тианства, но вобрала и себя многие языческие мотивы, обряды, сохранившиеся и поныне, например такие, как масленица.

Через христианство на Руси были восприняты многие дости­жения античной, особенно древнегреческой культуры. Велико было влияние культуры южных славян, прежде всего болгар. Большую роль сыграли некоторые черты культуры ассимилированных сла­вянами финно-угорских и балтийских племен. Немилое значение имело влияние кочевых народов, как древних (скифов), так и со­временных Руси (хазар, половцев). Наконец, Русь имела широкие связи с Западной Европой и воспринимала ее культуру.

Письменность и литература. Для Руси было характерно широ­кое распространение грамотности. Это было необычно для Европы того времени. Неслучайно дочь князя Ярослава Мудрого коро­лева Франции Анна в письме отцу высказывала свое удивление низким уровнем образованности жителей ее королевства по срав­нению с Русью. Католичество считало важной письменность лишь на латинском языке, недоступном большинству населения. Пра­вославие же допускало чтение Библии на национальных языках. Это делало грамотность более доступной и распространенной.

Древнейшая письменность существовала на Руси еще до при­нятия христианства. Свидетельство тому сообщение летописи о русском тексте договоров Олега и Игоря с Византией. Вместе с христианством на Русь попала общеславянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием.

Об уровне образованности на Руси говорят берестяные грамо­ты — письма друг к другу людей самого различного социального статуса, найденные археологами. О грамотности горожан свиде­тельствуют также надписи на стенах церквей, на гончарных и других изделиях.

Наряду с книгами, привезенными из других стран, появились и книги русских авторов. В настоящее время мы знаем лишь о раз­розненных остатках этих книг: большинство их погибло в после­дующие годы. Первым из русских писателей считается митропо­лит Иларион. В своем философски публицистическом труде «Слово о Законе и Благодати» он обосновывает полноправное место Руси среди других христианских стран, показывает смысл Крещения Руси.

Важнейшим произведением древнерусской литературы явля­ется «Повесть временных лет». По традиции, ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Однако это устояв­шееся мнение не подтверждается научными данными. Нестор был автором «Чтения о Борисе и Глебе» и «Жития Феодосия Печерского». Описание событий жизни и гибели первых русских святых в «Чте­нии о Борисе и Глебе» Нестора кардинальным образом расходит­ся с описанием этих сюжетов в «Повести временных лет». «По­весть» — сложное произведение, вобравшее в себя фрагмент, разных летописей и литературные труды многих авторов. Они были собраны вместе в Киеве в начале XII в,

Крупным писателем был Владимир Мономах, автор многих посланий и «Поучении» детям, которое читали и через несколько столетий после его создания. «Поучение» наполнено глубокими Философскими размышлениями о смысле жизни, об обязанно­стях правителя, о соотношении нравственности и политики.

Философско-религиозные искания отразились в таких известных произведениях, как «Слово» и «Моление» Даниила Заточника "Др.

Все эти произведения написаны в русле христианской традиции. Но были и произведения, где языческие черты преобладали над христианскими. Это самый выдающийся памятник древнерус­ской литературы — «Слово о полку Игореве». В нем рассказывается о неудачном походе Новгород- северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В поэтической форме дается широ­кая панорама жизни Руси того времени. Неизвестный автор «Сло­ва» призывал князей объединиться для борьбы с общим врагом. Кроме письменной литературы существовала и устная. Это на­родные сказания — былины. Они записаны в основном в XIX в., а до того передавались из поколения в поколение сказителями. Д'Х  

 

 

 

Архитектура и изобразительное искусство.

Первые каменные ^христианские храмы строили мастера из Византии. Но уже в них проявились самобытные черты русской архитектуры. Древнейшая из сохранившихся построек — Софийский собор XI в. в Киеве. Од­нако его много раз перестраивали. Совсем немного уступает ему по древности Софийский собор в Новгороде. Он сохранился почти в первозданном виде. Это величественное и суровое сооружение, характерное для Северной Руси.

В XII в. вырабатывается особый русский тип однокупольных хра­мов. Больше всего их во Владимиро-Суздальской земле. Самый известный храм — церковь Покрова на Нерли, возведенная при Андрее Боголюбском. Правда, ныне она также несколько измени­ла свой вид по сравнению с первоначальным. Храм поражает кра­сотой и гармонией. Не менее прекрасны Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, многие церкви Суздаля, Переплавляли Залесского и т.д. Самостоятельные школы сложились в новгород­ской архитектуре, архитектуре других земель.

Многие соборы украшены каменной резьбой и рельефами. В них проявилось не всегда совпадающее с аскетическими идеала­ми церкви стремление древнерусских мастеров к прекрасному. Изображения животных, растений, людей говорят о сохранении языческих мотивов в изобразительном искусстве.

Художественное творчество Древней Руси представлено фрес­ками, иконами, мозаиками. В живописи велико было влияние ви­зантийского искусства.