Практическая работа по биологии: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
Оценка 5

Практическая работа по биологии: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Оценка 5
Лабораторные работы
docx
биология
11 кл
06.11.2022
Практическая работа по биологии: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
используется на занятиях по биологии
№31 л.р..docx

Практическая работа:

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

 

Цель: научиться составлять пищевые цепи, строить экологические пирамиды.

Ход работы

1. Интересный пример пищевых сетей можно обнаружить при прочтении стихотворения Э. Дарвина, деда знаменитого эволюциониста Ч. Дарвина:

"Свирепый волк с кормящею волчат волчицею - гроза невинных стад;

Орел, стремясь из-под небес стрелою, грозит голубке смертью злою;

Голубка ж, как овца, должна, кормясь, губить ростки и семена.

Охотнице-сове, средь ночи темной, не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка, не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживленный, вползая вверх, цветок съедает сонный".

Составьте пищевую цепь.

2.  Решение ключевых задач по взаимоотношениям живых организмов.

     В данной таблице приведены  примеры взаимоотношений организмов,  определите к какому типу взаимоотношений они относятся.

 

        Тип взаимоотношений

    Примеры взаимоотношений          

                данного типа

1.                

   Заяц – беляк -  заяц русак

   Пшеница - бодяк полевой

2.

   Человек – аскарида

   Смородина - тля

3.

   Береза – подберезовик

   Горох – клубеньковые азотфиксирующие  бактерии

4.

   Цапля – лягушка

   Росянка – муха

   Щука – карась

   Амеба – водные бактерии

5.

   Лев – шакал

   Акула – рыба - лоцман

 

3. Решение ключевых задач по пищевым цепям.

   Ниже предложены 4 группы организмов, объединенные по определенному признаку.

   Один организм в каждой группе не имеет этого признака и поэтому является лишним.

   Определите, какой организм лишний и почему?

                                                          

     1. Лошадь, овца, кролик, бабочка, лисица.

     2. Цианобактерии, подберезовик, ель, береза, боярышник.

     3. Дождевой червь, бактерия, гусеница бабочки, мокрица, рак речной.

     4. Уж, сокол, олень, лисица, волк.

                                 

4. Решение ключевых задач по экологическим факторам.

Распределите перечисленные ниже факторы на абиотические и биотические.

А) Химический состав воды

Б) Разнообразие планктона

В) Влажность, температура почвы

Г) Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых

Д) Скорость течения воды

Е) Засоленность почвы

Ж) Разнообразие растений

З) Химический состав воздуха

И) Наличие в воздухе бактерий

 

5. Решение ключевых задач по цепи питания.

а.  Из данных организмов составь 3 цепи питания.

 

Ястреб, карась, речной рак, короеды, бактерии, элодея, паразитические черви, снегирь, жуки – могильщики, клен, кукушка, рябина, бактерии гниения.

Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи. Биомасса растений составляет 40 тонн.

 

б.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

4

в. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

 

6. Вывод: что отражают правила экологических пирамид?

 


 

Практическая работа: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Практическая работа: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2022