Практическая работа по географии в 6 классе "Съемка местности"
Оценка 4.8

Практическая работа по географии в 6 классе "Съемка местности"

Оценка 4.8
docx
06.05.2021
Практическая работа по географии в 6 классе "Съемка местности"
практическая работа на местности.docx

 

ГБОУ НАО «СШ с. Тельвиска

 

 

Съемка  местности

 

Практическая работа по географии             в 6 классе

Загудалова Татьяна Владиимровна

  учитель географии   высшей квалификационной категории

 

 
 

 


                                                                                             

 

 

 

 

 

 

                                                                          

    География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика  - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать  и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении  практических работ. Таким образом,   практические работы - неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ, сопоставление  карт, и др. +  практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного  географического образования.

Организация же и проведение практических работ — «головная боль» учителей географии: количество работ, примерное содержание работ, поиск времени на их проведение .

 

Сегодня я хочу познакомить вас с проведением практической работы по географии  «Съёмка местности»

Изучение темы "План местности" в курсе географии имеет ряд особенностей. Одна из них состоит в том, что данная тема, изучаемая в 6 классе, не имеет продолжения в следующих классах. Это принижает ее значимость в глазах учителей, что незаслуженно, ведь знания и умения учащихся по ориентированию и топографии имеют большое прикладное значение. Ведь любая практическая работа на местности связана с умениями наносить изучаемые объекты на план.

       Не надо забывать и об огромном воспитательном значении данной темы. Первые уроки по географии в 6 классе могут оказать значительное влияние на отношении к предмету на все последующие годы.

        Изучение данной темы предполагает наличие в кабинете географии компаса - одного из немногих приборов, которые используются на уроках географии. Как показывает практика, чаще всего, увы, компасы отсутствуют, или имеется один в руках учителя. И, как правило, это компас Адрианова, а с жидкостным компасом и преимуществами работы с ним многие незнакомы вовсе

Внеклассная работа по предмету (я веду кружок «Географический») помогает мне отработать многие приемы работы с  компасом и использовать его при изучении данной темы.

Начинаю работать по данной теме с планирования:

1.     Тематическое планирование 3 часа

1 урок. Топографический план и условные знаки. Ориентирование на местности и по плану.

2 урок. Масштаб. Измерение расстояний по лану

3 урок. Изображение на плане неровностей земной поверхности.

4 урок. Основные виды съёмки местности. составление простейших планов местности.

      2.Практическая работа по географии в 6 классе

Съёмка  местности.

(3 часа)

1. Цель работы

2. Средства обучения

3. Виды съёмок (1 урок)

4. Что нужно вспомнить

5. Работы на местности (2 урок)

6. Работа в классе (3 урок)

7. Дополнительный материал

8. Методические рекомендации

1.                 Цель работы: научиться составлять  план местности                                                                                                                   

     Составить план местности (или, иначе говоря, произвести ее съемку) — значит изобразить эту местность на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных знаков.

2.                 Средства обучения

Для составления плана местности вам потребуется:  компас, карандаш, ластик, цветные карандаши, булавка.

Таблица 1

Имя ученика

№ точки

 

расстояние
п. ш.

то же расстояние

на плане в см

Азимут

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды съёмок (1 урок)

Полярная съёмка производится из одной точки, с которой виден весь участок.

 

 

PICT0184

 

Маршрутная съёмка производится по ходовой линии.

По пути обозначаются предметы, угодья, находящиеся слева и справа от дороги, насколько видно на открытой местности.  

 

PICT0183

 

 

4.     Что нужно вспомнить?

1.     Как измерить азимут на местности до объекта? (см Приложение 1)

     2. Как измерить расстояние на местности? Как перенести на план   расстояния, измеренные на местности? (см Приложение 2)

     3. Как нанести азимут на план? (см Приложение 3)

5.     Работы на местности (2 урок)

2.     Измерьте расстояние до объектов шагами

3.     Определите азимут до объектов (см Приложение 1)

4.     Запишите данные в таблицу 1,2,3 и 5 колонки

Таблица 1

Имя ученика


точки

Расстояние
      п. ш.

То же расстояние на плане  в см

Азимут

Дима

1

110 

1,2 м  х 110 :20=6,6 

(см Приложение 2)

30 градусов

 

 

6. Работа в классе (оформление плана 3 урок)

1. Обозначьте на плане произвольно точку, с которой производилась съемка (полюс).

2. Нанесите тонкой линией линии север-юг

3. Подпишите, кто выполнял съёмку

Чтобы перенести любую другую точку местности на план, необходимо отметить направление на нее и расстояние до нее от полюса.

Для этого возьмите данные из таблицы 1

4. С помощью компаса на плане отложите соответствующий азимут

( из таблицы 1 колонка 5 – 30 градусов) проведите в данном направлении сплошную вспомогательную линию (см приложение 3);

5.     На этой линии отложите длину отрезка от «полюса» съемки до искомой точки.

Данные возьмите из таблицы 1 колонка 4         =  6,6 см

6. Обозначьте в полученной точке объект   условным знаком.

7. Вспомогательную линию, указывающую азимут, сотрите.

Оформление работы

1.     Возьмите чистый лист бумаги

2.     Отметьте на нём стрелочку СЮ, можно несколько стрелочек как показано на рисунке, масштаб съёмки и свои Ф.И.

3.     Положите свою работу, выполненную на местности, на чистый лист бумаги так, чтобы линии СЮ совпадали по направлению.

4.     Булавкой проткните нанесённые точки.

5.     Нанесите условные знак

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция 1.

                        Как измерить азимут на местности?

1.     Направьте линию прицела на объект, азимут которого надо определить.

2.  Вращайте шкалу на компасе с делениями до совмещения северного конца магнитной стрелки с буквой N (С или 00).

3.  Напротив линии прицела на градусной шкале определите азимут, для этого возьмите на шкале ближайшее число слева и прибавьте количество рисок (штрихов),  умноженное на цену деления

  Например,      90 + 2 х 2 =94

               Первые годы работы в классе то, что выделено курсивом, я ученикам в инструкции не давала. В итоге - не могла понять, почему многие дети не могут правильно определить азимут. Обратите внимание, что я сознательно не даю   вариантов поиска ближайшего числа на шкале слева-справа, а только слева, так как ученики быстрее усваивают один вариант и, к тому же, прибавляют устно лучше, чем отнимают. Ученики с более высокими учебными возможностями сами догадываются, что можно взять и ближайшее число справа, но тогда нужно будет произвести действие вычитания.

·        Обучая приему измерения расстояний на местности с помощью пар шагов лучше взять среднюю длину пар шагов - 1 м. Ребятам можно объяснить, что это удобнее при расчетах. Тем, кто выше ростом, можно посоветовать делать небольшие шаги при измерении расстояний.

               Ученики с высокими учебными возможностями могут вычислить  свою величину пар шагов, но для этого предварительно следует обучить их приему определения средней длины своих пар шагов (у учеников 6 класса она может быть от 1м до 1,5 м)

 

 

 

 

 

Инструкция 2

Как измерять расстояния на местности?

1. Вспомните среднюю длину своих пар шагов (например, 1 м).

2. Измерьте указанное расстояние парами шагов   -    например, 110 п.ш.

3. Умножьте среднюю длину пары шагов на число пар шагов                         

                              1 м  х 110 п.ш. = 110 м

·        Выбирая масштаб для съёмки плана местности, лучше самому учителю предложить масштаб 1:1000 (в 1 см 10м) по двум причинам:

1.     Появляется возможность взять небольшой участок местности для съемки (как показывает практика, большие участки ученики не успевают снять за 1 урок).

2.     У учеников со слабыми учебными возможностями будет меньше ошибок при расчетах по следующей инструкции:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция 3

Как перенести на план расстояния, измеренные на местности?

Произведите расчеты и заполните колонку 4 в следующей таблице:

Имя ученика


точки

 

Расстояние
п. ш.

То же расстояние на плане в см

Азимут

Дима

1

110

1 м х 110 : 10 =11см

 30

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

Для этого следует

1) среднюю длину своих пар шагов (1м) умножить на количество пар шагов (110 п.ш.);

2) разделить на величину масштаба (в 1 см 10 м).

               /Может кому-то показаться, что это уже слишком умножить на 1, разделить на 10. Но когда у вас в классе из 15 человек   только треть занимаются на 4 и 5, а треть учеников по математике имеют пробелы, то хочется оградить результат работы от лишних проблем./

1. По направлению, проведенному методом визирования, и расстоянию.

2. По расстоянию и азимуту.

3. Способом засечек.

4. Методом обхода.

Знание всех этих способов необходимо, так как за ограниченное время соревнований приходится снимать довольно большие участки, а самый трудоёмкий прием - это измерение расстояний на местности.

При съёмке, в основном, используют 1 способ, главным здесь является умение работать планшетом и визирной линейкой.

Способ засечек обычно применяется при съемке подробностей на открытой местности, а также при определении труднодоступных точек.

Метод обхода удобно использовать для нанесения на план площадных объектов: контур снимаемого участка, озера, леса и т.п.

 Мы же на уроках имеем возможность выбрать участки для съемки небольшие и попроще, поэтому можно ограничиться одним способом.   Имея жидкостные компасы, лучше остановиться на 2 приеме, так как он основывается на умении работать с компасом, и мы можем проверить, как наши ученики усвоили эти навыки.

 

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для повторения

Общее правило составления плана местности

Составить план местности (или, иначе говоря, произвести ее съемку) — значит изобразить эту местность на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных знаков.
1.     Выберите точку, с которой будет производиться полярная съемка (от этой точки должен быть хорошо виден весь участок местности, который будет наноситься на план).                                                                                                                 2.       Выберите масштаб для вашего плана.

3.       Сориентируйте планшет. Для этого положите компас на планшет и определите направление на север. После этого поверните планшет так, чтобы стрелка была параллельна его правому (или левому) краю. Нарисуйте в верхнем углу плана стрелку, направленную наверх, и подпишите букву «С» возле нее. Эта стрелка будет показывать направление с юга на север.

4.                 Обозначьте на плане точку, с которой производится съемка.

5.                 Нанесите на план с помощью визирной линейки направление на объекты основные ориентиры местности (отдельно стоящее дерево, поворот дороги, мост через реку и т. п.).

Для этого для каждой точки выполните следующие действия: – с помощью компаса измерьте азимут искомой точки;– с помощью транспортира на плане отложите соответствующий угол и проведите в данном направлении сплошную вспомогательную линию (Здесь ошибка! Если использовать планшет, то компас и транспортир не требуется, направление на план наносится  визирной линейкой, всё, что подчеркнуто,  считаю лишним, нужное дополнено курсивом);
– на этой линии отложите длину отрезка от «полюса» съемки до искомой точки. Для этого вам потребуется измеренное на местности расстояние перевести в сантиметры
– в соответствии с избранным масштабом;
– подпишите отмеченную точку.

6.      Используя нанесенные ориентиры, обозначьте контуры главных объектов местности (реки, овраги, дороги, озеро и т. п.).
7.      С помощью условных знаков обозначьте, чем занята местность (лес, луг, болото, сад, пашня и т. п.).
8.      Сотрите вспомогательные линии. Подпишите необходимые названия. Дайте заголовок плану и обозначьте его масштаб.

 

 


 

ГБОУ НАО «СШ с. Тельвиска

ГБОУ НАО «СШ с. Тельвиска

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность

Топографический план и условные знаки

Топографический план и условные знаки

Виды съёмок (1 урок) Полярная съёмка производится из одной точки, с которой виден весь участок

Виды съёмок (1 урок) Полярная съёмка производится из одной точки, с которой виден весь участок

Дима 1 110 х 110 :20=6,6 (см

Дима 1 110 х 110 :20=6,6 (см

Инструкция 1.

Инструкция 1.

Инструкция 2 Как измерять расстояния на местности? 1

Инструкция 2 Как измерять расстояния на местности? 1

Инструкция 3 Как перенести на план расстояния, измеренные на местности?

Инструкция 3 Как перенести на план расстояния, измеренные на местности?

При съёмке, в основном, используют 1 способ, главным здесь является умение работать планшетом и визирной линейкой

При съёмке, в основном, используют 1 способ, главным здесь является умение работать планшетом и визирной линейкой

Для повторения Общее правило составления плана местности

Для повторения Общее правило составления плана местности

Практическая работа по географии в 6 классе "Съемка местности"

Практическая работа по географии в 6 классе "Съемка местности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2021