Практическая работа.
Правописание суффиксов (6 класс).
Упражнение 1. Начертите таблицу (см. образец) и распределите в ней слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы. Составьте словосочетания.
При склонении гласная е суффикса выпадает |
При склонении гласная и суффикса не выпадает |
замочек – замочка, к замочку |
ключик – ключика, о ключике |
Человеч_к, дожд_к, кристалл_к, ореш_к, ножич_к, шалаш_к, работнич_к, сарайч_к, дружоч_к, звоноч_к, карманч_к, сыноч_к, графинч_к, словар_к, сучоч_к, подароч_к, колокольч_к, мешоч_к, дубоч_к, том_к, обрывч_к.
Упражнение 2.
Вставьте пропущенную букву, выделите суффикс. Составьте с ними словосочетания.
Развед..ик, дрессиров..ик, рассказ..ик, лёт..ик, попут..ик, захват..ик, счёт..к, постанов..ик, прогуль..ик, фонар..к, плеч..ко, двоечн..к, василёч..к, хвост..к.
Упражнение 3.
Вставьте пропущенные буквы, объясните правило выбора гласной в суффиксе.
1. Борщ…к, верблюж…нок, груш…вка, девч…нка, с плащ…м, зайч…нок, зрач…к, под крыльц…м, за зеркальц…м, камеш…к.
2. Алыч…вый, груш…вый, изразц…вый, холщ…вый, борщ…вый, глянц…вый, нож…вый, перц…вый, парч…вый, свинц…вый.
Упражнение 4.
От данных словосочетаний образуйте слова, обозначающие лицо, совершающее какое-то действие, называющее лицо по профессии или имеющее иное значение. Запишите слова, выделите суффиксы.
1 вариант Музыкант, играющий на трубе – Смелый человек – Музыкант, играющий на скрипке – Обучающийся в школе – Собирающий коллекцию – |
2 вариант Хитрый человек – Тот, кто любит шутить – Тот, кто любит озорничать – Играющий в футбол – Участник игры – |
Лингвистическая игра «Образуйте новые слова».
1. От глагола заносить взять приставку, от глагола погадать – корень, добавить суффикс -ыва-, от глагола леплю взять окончание.
2. От глагола облететь взять приставку, от существительного радость – корень, добавить суффикс -ова-, написать суффикс неопределённой формы глагола.
__________________________________________________________________
«Алгоритм правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ыв- (-ива-)».
Погор..вать (что сделать?)
1-й шаг: ставлю глагол в форму будущего времени 1-го лица единственного числа – Я (что сделаю?) погорюю.
2-й шаг: смотрю, на что оканчивается глагол – на –ЮЮ.
3-й шаг: пишу -ева- -- погорЕВАть.
Доклад..вать (что делать?)
1-й шаг: ставлю глагол в форму настоящего времени 1-го лица единственного числа – Я (что делаю?) докладываю.
2-й шаг: смотрю, на что оканчивается глагол – на –ЫВАЮ.
3-й шаг: пишу -ыва- -- докладЫВАть.
Задание. Вставьте гласные в суффиксы глаголов: оправд..вать, торжеств..вать, лакир..вать, исслед..вать, негод..вать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.