Практическая работа специальности 15.02.05. «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании»

  • docx
  • 26.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Расчёт мощности и подбор привода, составление кинематической схемы привода моечных машин (2).docx

Практическое занятие № 89

Расчёт мощности и подбор привода, составление кинематической схемы привода моечных машин.

 Цели: уметь правильно обслуживать моечную машину.

 

Что необходимо выполнить студенту для получения зачета

Изучить данную методическую разработку.

Выполнить конспект.

Ответить на контрольные вопросы.

Сделать вывод о проделанной работе.

Защитить практическую работу.

 

 

Общие сведения по изучаемой теме

Типы электродвигателей и их параметры

К основным типам современных электродвигателей переменного тока относятся следующие.

Электродвигателя единой серии

Электродвигатели трехфазного тока единой серии 4А мощностью 0,06-400 кВт с высотой оси вращения (50-355) мм предназначаются для привода механизмов, не предъявляющих особых требований к пусковым характеристикам, скольжению и другим качествам при температуре окружающего воздуха от -40 °С до +40 °С.

По степени защиты они изготавливаются:

- закрытыми обдуваемыми (IP44),

- защищенными (IP23).

Электродвигатели со степенью защиты IP44 выпускаются в трех исполнениях:

- на лапах М100 (основное исполнение),

- с лапами и фланцевым щитом М200,

- с фланцевым щитом М300.

Двигатели со степенью защиты IP23 выпускаются только в основном исполнении.

Многоскоростные электродвигатели имеют синхронные частоты вращения: 1500/3000, 750/1500, 750/1000, 500/1000, 1000/1500/3000, 750/1500/3000, 750/1000/1500, 500/750/1000/1500 об/мин.

Выпускают электродвигатели для работы от сети частотой 50 и 60 Гц.

В числе модификаций производятся:

- малошумные двигатели для работы в приводах с повышенными требованиями к уровню шума для машин третьего класса;

- встраиваемые электродвигатели, электродвигатели со встроенной температурной защитой для привода механизмов;

- электродвигатели тропического, влаго-, морозостойкого и химически стойкого исполнений.

Пример условного обозначения электродвигателя: 4АНХ315МВ4У3,

где 4 - номер серии;

А - асинхронный;

Н - защищенный (способ защиты от окружающей среды), при отсутствии этой буквы - закрытый обдуваемый;

Х -сочетание чугуна и алюминия в качестве материалов станины и щитов (А - станина и щиты алюминиевые), при отсутствии букв Х и А - станины и щиты - чугунные или стальные;

315 - высота оси вала, мм;

М - установочный размер по длине станины (либо S и L);

В - длина сердечника статора (или А) при условии сохранения установочного размера, отсутствие букв А и В означает наличие только одной длины сердечника;

4 - число полюсов;

У3 - климатическое исполнение и категория размещения.

Электродвигатели крановые и металлургические

Асинхронные электродвигатели трехфазного тока крановые и металлургические с короткозамкнутым ротором серии MTKF и МТKН и с фазным ротором серий MTF и МТН (в обозначении: М - металлургические и крановые, Т - трехфазного тока, F и Н - классы нагревостойкости) предназначены для привода крановых механизмов общепромышленного назначения, а также других механизмов с кратковременным и повторно-кратковременными режимами работы с большими кратностями перегрузок.

Для приводов, работающих в условиях повышенных температур окружающей среды (металлургическое производство и т.п.), рекомендуются электродвигатели серий МТН и МТKН.

Крановые и металлургические электродвигатели обладают повышенной нагрузочной способностью, большими пусковыми моментами, малым временем разгона. Отношение пускового (максимального) крутящего момента к номинальному колеблется в пределах 2,3-3,2. Диапазон рабочей температуры окружающего воздуха для крановых электродвигателей от -45 оС до +40 оС, металлургических от -45 оС до +50 оС.

Электродвигатели имеют синхронные частоты вращения n:

1000, 750 и 600 об/мин - при работе от сети с частотой 50 Гц;

1200, 900 и 720 об/мин - при работе от сети с частотой 60 Гц.

Пример условного обозначения электродвигателя: МТКН311-8Т2,

где первая цифра трехзначного числа после буквенного обозначения - условная величина внешнего диаметра пакета статора;

вторая цифра трехзначного числа после буквенного обозначения - порядковый номер серии;

третья цифра трехзначного числа после буквенного обозначения -условная длина пакета статора;

цифра, стоящая после тире - число полюсов электродвигателя.

Для работы в условиях тропиков вводится обозначение Т2, в условиях холодного климата - ХЛ2.

Электродвигатели всех габаритов изготавливают в закрытом обдуваемом исполнении, а с фазовым ротором 5-7 габаритов, кроме того, - в защищенном исполнении с независимой вентиляцией.

 

1.4. Основные характеристики асинхронных электродвигателей общего применения

В машиностроении применяют асинхронные электродвига­тели трехфазного тока с короткозамкнутым ротором, которые непосред­ственно включаются в сеть. Их преимущества: простота конструкции, сравнительно низкая стоимость, простота обслуживания и надежность. Недостатки: меньшие КПД и cosφ относительно синхронных электро­двигателей; ограниченная возможность регулирования по сравнению с электродвигателями постоянного тока и асинхронными электро­двигателями с фазовым ротором, имеющих контакты для включения реостата в цепь ротора.

К основным типам асинхронных электродвигателей трёхфазного тока, предназначенных для приводов общего применения, относят двигатели единой серии марок:

4АН – электродвигатели, защищенные от попадания капель и твёрдых частиц и от прикосновения к вращающимся и токоведущим частям;

− электродвигатели закрытые обдуваемые по ГОСТ 19523-74 (рис. 1.3). Формы исполнения: М100 − электродвигатели горизонтальные, станина на лапах (см. рис.1.3, а); М200 − то же и дополнительно с фланцем на щите (см. рис 1.3, б);

АО2 − электродвигатели закрытые обдуваемые по ГОСТ 13859-68  и их модификации.

Технические данные электродвигателей содержатся в каталогах, в табл. 1.6, 1.7 приведены краткие выдержки из них.

Кроме того, форма исполнения и способ установки  электродвигателя единой серии (общего назначения) обозначаются следующим образом:

IM1081 – электродвигатели со станиной на лапах;

IM2081 – горизонтальные на лапах и с фланцем на щите;

IM3081 – со станиной без лап и с фланцем на щите.

Пример условного обозначения трехфазного асинхронного короткозамкнутого закрытого обдуваемого двигателя единой серии горизонтального с чугунной станиной на лапах, с высотой оси вращения 90 мм, с установочным размером по длине станины L, четырех полюсного, климатического исполнения Y, категории размещения 3 по ГОСТ 15150-69.

            Двигатель исполнения IM10814АF90L4Y3 ГОСТ 19523-81.

Рис12б

а)

 

РИС12

б)

Рис. 1.3

 

Синхронная частота вращения соответствует холостому ходу. Под нагрузкой частота вращения электродвигателя уменьшается.

Номинальному (паспортному) режиму эксплуатации электродвига­теля соответствует номинальная частота nНОМ и номинальная мощность РНОМ. В этом режиме электродвигатель работает длительное время без перегрева и КПД близок к максимальному. Момент, соответствующий PНОМ, является номинальным – ТНОМ.

В каталоге указывается также отношение ТМАХ НОМ, ТПУСК/TНОМ. При пуске (n = 0) двигатель развивает момент TПУСК. В процессе разгона электродвигателя вращающий момент первоначально возрастает до TMAX (при nKP), а затем снижается до момента TНОМ (при  nНОМ). Участок харак­теристики от Т = 0 (холостой ход) до TМАХ близок к прямолинейному, т.е. момент в указанных пределах пропорционален скольжению, однако благодаря «жесткости» механической характеристики значительное изменение нагрузки вызывает несущественное изменение частоты вращения.

В каталоге указывается номинальная частота вращения nНОМ, мин-1, принимаемая за расчетную, например, при определении общего пере­даточного отношения механизма. Если электродвигатель работает при установившемся режиме (nНОМ и TНОМ), а затем подвергается перегрузке, его частота вращения падает. При этом должно быть обеспечено даже для кратковременного момента перегрузки TПУСК TМАХ. Поэтому частота вращения, соответствующая TМАХ , является критической пКР. Следовательно, при выборе электродвигателя необходимо согласовать его характеристику с режимом нагрузки механизма. Например, для конвейеров указывается характер нагрузки и отношение (ТПУСК / ТНОМ)≤ (TМАХ/TНОМ).

Если это условие не соблюдается для данного типа электродвигателя, необходимо выбрать другой тип или предусмотреть в системе привода устройство, позволяющее разгонять электродвигатель вхолостую, а затем плавно включать нагрузку, например, с помощью фрикционной управ­ляемой муфты.

Длительный режим работы характеризуется его продолжительностью, достаточной для того, чтобы температура нагрева двигателя достигала установившегося значения.

При выборе электродвигателя учитывают ряд требований, обусловлен­ных условиями и режимом работы привода: частотой вращения выход­ного вала, состоянием окружающей среды; типом передаточного меха­низма и т.д. Критериями оценки оптимальности выбора электродвигателей служат надежность и экономичность электромеханической системы, КПД, габариты и масса двигателя, его динамические характеристики.

В рамках учебного курсового проектирования эта задача решается ограниченно и заключается в подборе типоразмера по каталогу с учетом его механической характеристики.

Для определения мощности электродвигателя РЭД и частоты враще­ния его ротора nЭД  в техническом задании должны быть указаны мощ­ность на выходе РВЫХ  и частота вращения выходного (тихоходного) вала привода nВЫХ. В зависимости от сложности учебной задачи указывают синхронную частоту вращения вала электродвигателя nЭДС или проекти­ровщик (студент), исходя из кинематических возможностей привода, сам выбирает требуемую реальную частоту вращения ротора электродви­гателя nЭДР .

Основные параметры асинхронных короткозамкнутых электродвигателей трехфазной серии А4 приведены в табл.1.6.

При выборе электродвигателя следует учитывать следующие положе­ния.

Чем ниже частота вращения вала электродвигателя, тем больше его размеры, масса и стоимость. Высокооборотные двигатели, напротив, имеют меньшие размеры, массу, стоимость, чем тихоходные той же мощности. Поэтому применение тихоходного двигателя с пс = 750 мин-1 возможно при достаточном обосновании.

Следует также учитывать, что допустимая перегрузка не  должна превышать 8% при постоянной и 12% при переменной нагрузке;  допустимая недогрузка  - 20%.

На рис. 1.2 представлена характеристика асинхронного электродвигателя, выражающая зависимость частоты вращения двигателя от величин вращающего момента.

РИС11

Рис. 1.2

 

Здесь Тном − номинальный вращающий момент;

Тнач  (или  Тпуск) − момент, развиваемый при пуске двигателя;

Тmax − максимальный момент (кратковременный);

nном − номинальная частота вращения двигателя;

nкр − критическая частота вращения двигателя;

nс − синхронная частота вращения двигателя (при отсутствии нагрузки), то есть частота вращения магнитного поля, она зависит от частоты тока  f  и числа пар полюсов  рhttp://www.detalmach.ru/primer1.files/image128.gif 

Асинхронная угловая скорость, рад/сек:  http://www.detalmach.ru/primer1.files/image129.gif

При стандартной частоте  f = 50 1/c и числе пар полюсов  р  от 1 до 4 синхронная частота вращения двигателя  nс = 3000, 1500, 1000, 750 об/мин.

Частота вращения nном, указываемая в каталогах электродвигателей, относится к номинальному режиму, её и принимают во внимание при определении общего передаточного отношения привода.

Под действием нагрузки частота вращения вала электродвигателя nэд уменьшается по сравнению с nс, возникает скольжение s, определяемое по формуле  s = (nс – nэд) / nс. Следовательно, nэд = nс ∙ (1 – s).

Большинство технологических машин, следовательно, и их приводы работают в условиях переменных режимов нагружения, которые опре­деляются циклограммой, т.е. графиком изменения вращающего момента во времени.

Исследованием установлено, что при всем многообразии циклограмм моментов их можно приближенно свести к шести стандартным типовым режимам нагружения.

0постоянный режим  нагружения, характерен для машин, которые работают с отклонениями от номинального режима до 20%. Он является наиболее тяжелым.

1-й — тяжёлый режим  нагружения, характерен для машин, которые работают большую часть времени с нагрузками, близкими к номинальным, например, для горных машин.

11 — средний  равновероятный режим  нагружения, характерен для машин, которые работают одинаковое время со всеми значениями нагрузки, например, для транспортных машин.

111 — средний нормальный режим нагружения, характерен для машин, которые работают большую часть времени со средними нагрузками, например, для достаточно интенсивно эксплуатируемых машин. 

1V — лёгкий режим нагружения, характерен для машин, которые работают большую часть времени  с нагрузками ниже средних, например, для  широко универсальных станков.

V — особо лёгкий режим нагружения, характерен для машин, которые большую часть времени работают с малыми нагрузками, например, для металлорежущих станков. 

Сведения о режимах наружения используют при проектировании зубчатых передач на выносливость согласно табл. 1.5.

 

Таблица 1.5. Коэффициенты для вычисления эквивалентного числа циклов

Номер  режима

KHE

KFE*

0

1

2

3

4

5

1

0,500

0,250

0,180

0,125

0,063

1

0,300/0,200

0,143/0,100

0,065/0,036

0,038/0,016

0,013/0,004

*Числитель для зубчатых колес с однородной структурой, включая ТВЧ

со сквозной закалкой, и для шлифованной переходной поверхности

независимо от твёрдости. Знаменатель для зубчатых колёс азотированных,

цементированных и нитроцементированных

с нешлифованной переходной поверхностью.


Таблица 1.6. Двигатели асинхронные короткозамкнутые трёхфазные серии 4А общепромышленного применения;

закрытые обдуваемые. Технические данные

Номинальная

мощность

Рэ, кВт

Синхронная частота вращения, мин-1

3000

1500

1000

750

Тип двигателя, 4А

nэ (d)э

Тип двигателя, 4А

nэ (d)э

Тип двигателя, 4А

nэ (d)э

Тип двигателя, 4А

nэ (d)э

0,25

0,37

0,55

0,75

1,1

1,5

2,2

3,0

4,0

5,5

7,5

11,0

15,0

АМ56В2У3

АМ63А2У3

АМ63В2У3

М71А2У3

М71В2У3

М80А2У3

М80В2У3

М90L2У3

М100S2У3

М100L2У3

М112M2У3

М132M2У3

М160S2У3

2760(11)

2740(14)

2710(14)

2840(19)

2810(19)

2850(22)

2850(22)

2840(24)

2880(28)

2880(28)

2900(32)

2930(36)

2930(42)

АМ63А4У3

АМ63В4У3

М471А4У3

М71В4У3

М80А4У3

М80В4У3

М90L4У3

М100S4У3

М100L4У3

М112М4У3

М132S4У3

М1М2М4У3

М160S4У3

1370(14)

1365(14)

1390(19)

1390(19)

1420(19)

1415(22)

1425(22)

1435(24)

1430(28)

1445(28)

1455(32)

1450(36)

1460(42)

АМ63В6У3

М71А6У3

М71В6У3

М80А6У3

М80В6У3

М90L6У3

М100L6У3

М112MА6У3

М112MB6У3

М132S6У3

М132M6У3

М160S6У3

М160M6У3

890(14)

910(19)

900(19)

915(22)

920(22)

935(24)

950(28)

955(32)

950(32)

965(36)

970(36)

970(42)

970(42)

M71B8У3

М80А8У3

М80В8У3

М90LA8У3

М90LВ8У3

М100L8У3

М112МА8У3

М112МВ8У3

М132S8У3

М132М8У3

М160S8У3

М160М8У3

М180М8У3

680(19)

675(22)

700(22)

700(24)

700(24)

700(28)

700(32)

700(32)

720(36)

720(36)

730(42)

730(42)

730(42)

Примечание: Структура обозначения типоразмера двигателя (расшифровывается слева направо):

4 − порядковый номер серии;

А − вид двигателя − асинхронный;

А − станина и щиты двигателя алюминиевые (отсутствие знака означает, что станина и щиты чугунные или стальные);

М − модернизированный; двух- или трёхзначное число − высота оси вращения ротора;

А, В − длина сердечника статора;

K, L, M, S − установочный размер по длине станины;

2, 4, 6, 8 − число полюсов;

У3 − климатическое исполнение и категория размещения (для работы в зонах с умеренным климатом) по ГОСТ 15150-69.

 

Таблица 1.7. Двигатели. Основные  размеры, мм

Тип

двигателя

Число

полюсов

Исполнение

IM1081

IM1081,
IM2081,
IM3081

IM1081,
IM2081

IM2081,
IM3081

d30

l1

l30

d1

b1

h1

l30

l31

d10

b10

h

h10

h31

l20

l21

d20

d22

d24

d25

71А, В

2, 4, 6, 8

170

40

285

19

6

6

90

45

7

112

71

9

201

3,5

10

165

12

200

130

80А

186

 

300

22

100

50

10

125

80

10

218

 

 

80В

320

90L

208

 

350

24

8

7

125

56

140

90

11

243

4

12

215

15

250

180

100S

235

60

362

28

112

63

12

160

100

12

263

14

100L

392

140

112М

260

80

452

32

10

8

70

190

112

310

18

265

300

230

132S

302

480

38

89

216

132

13

350

5

18

300

19

350

250

132М

530

178

160S

2

358

110

624

42

12

108

15

254

160

18

430

15

4, 6, 8

48

14

9

160М

2

667

42

12

8

210

4, 6, 8

48

14

9

180S

2

410

662

48

14

9

203

121

279

180

20

470

18

350

400

300

4, 6, 8

55

16

10

180М

2

702

48

14

9

241

4, 6, 8

55

16

10

 

Таблица 1.8. Мощности и скорости вращения двигателей А2, АО2, и АОЛ2

Тип

электродвигателя

Номинальная мощность, кВт

Частота вращения, мин-1

Тип

электродвигателя

Номинальная мощность, кВт

Частота вращения, мин-1

Тип

электродвигателя

Номинальная мощность, кВт

Частота вращения, мин-1

АОЛ2-11-12

0,8

2830

АО2-51-2

10

2920

АО2-72-4

30

1460

АОЛ1-12-2

1,3

2830

АО2-52-2

13

2920

АО2-71-6

17

970

АОЛ2-11-4

1,6

1350

АО2-51-4

7,5

1460

АО2-72-6

22

970

АОЛ2-12-4

0,8

1350

АО2-52-4

10

1460

АО2-71-8

13

730

АОЛ2-11-6

0,4

910

АО2-51-6

5,5

970

АО2-72-8

17

730

АОЛ2-12-6

0,6

910

АО2-52-6

7,5

970

АО2-81-2

40

2940

АОЛ2-21-2

1,5

2860

АО2-51-8

4,0

730

АО2-82-2

55

2940

АОЛ2-22-2

2,2

2860

АО2-52-8

5,5

730

АО2-81-4

40

1460

АОЛ2-21-4

1,1

1400

АО2-62-2

17

2890

АО2-82-4

55

1460

АОЛ2-22-4

1,5

1420

АО2-61-4

13

1460

АО2-84-6

30

980

АОЛ2-21-6

0,8

930

АО2-62-4

17

1450

АО2-82-6

40

980

АОЛ2-22-6

1,1

930

АО2-61-6

10

970

АО2-81-8

22

735

АОЛ2-31-2

3,0

2880

АО2-62-6

13

960

АО2-82-8

30

735

АОЛ2-32-2

4,0

2880

АО2-61-8

7,5

725

АО2-81-10

17

585

АОЛ2-31-4

2,2

1430

АО2-62-8

10

725

АО2-82-10

22

585

АОЛ2-32-4

3,0

1430

А2-71-2

30

2900

АО2-91-2

75

2960

АОЛ2-31-6

1,5

950

А2-72-2

40

2900

АО2-92-2

100

2960

АОЛ2-32-6

2,2

950

А2-71-4

22

1460

АО2-91-4

75

1470

АО2-41-2

5,5

2910

А2-72-4

30

1460

АО2-92-4

100

1470

АО2-42-2

7,5

2910

А2-71-6

17

970

АО2-91-6

55

980

АО2-41-4

4,0

1440

А2-72-6

22

970

АО2-92-6

75

980

АО2-42-4

5,5

1450

А2-71-8

13

730

АО2-91-8

50

740

АО2-41-6

3,0

960

А2-72-8

17

730

АО2-92-8

55

740

АО2-42-6

4,0

955

АО2-71-2

22

2900

АО2-91-10

30

585

АО2-41-8

2,2

720

АО2-72-2

30

2900

АО2-92-10

40

585

АО2-42-8

3,0

720

АО2-71-4

22

1460

 

 

 

Примечание: Число после первого тире обозначает типоразмер, в котором первая цифра – порядковый номер наружного диаметра сердечника статора, вторая цифра – порядковый номер длины двигателя; цифра после второго тире – число полюсов.

 

Таблица 1.9. Основные стандарты по электродвигателям

Стандарт

Наименование

ГОСТ 9630-80 Е

Двигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000 В. Общие технические условия

ГОСТ 12049-75

Двигатели постоянного тока для машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 14191-88 Е

Машины электрические вращающиеся малой мощности. Двигатели для звукозаписывающей аппаратуры и электропроигрывающих устройств назначения

ГОСТ 16264.0-85Е

Машины электрические малой мощности. Двигатели.

Общие технические условия

ГОСТ 16264.1-85

Двигатели асинхронные. Общие технические условия

ГОСТ 16264.2-85

Двигатели синхронные. Общие технические условия

ГОСТ 16264.3-85

Двигатели коллекторные. Общие технические условия

ГОСТ 16264.4-85

Двигатели постоянного тока бесконтактные. Общие технические условия

ГОСТ 16264.5-85

Двигатели шаговые. Общие технические условия

ГОСТ 18058-80

Двигатели трехфазные асинхронные короткозамкнутые погружные серии ПЭД. Технические условия

ГОСТ 18200-90 Е

Машины электрические вращающиеся крупице свыше 200 кВт. Двигатели синхронные. Общие технические условия

ГОСТ 24915-81

Двигатели трехфазные асинхронные напряжением 6000 В, мощностью от 200 до 1000 кВт. Ряды мощностей и установочных размеров

ГОСТ 26771-85

Микроэлектродвигатели для игрушек. Общие технические условия

 

В качестве муфт, служащих для соединения валов, в приводах использовать следующие:

а) упругие: втулочно-пальцевые, с торообразной оболочкой;

б) компенсирующие: зубчатая, кулочково - дисковая.

Одним из основных узлов привода является редуктор, состоящий из одной или нескольких передач, заключенных в закрытый корпус.

Редуктор служит для понижения угловой скорости и увеличения вращающего момента на выходном валу.

 

Пример 1.

Произвести кинематический расчет привода, показанного на рис.1.4, при следующих данных: диаметр барабана D = 500 мм, тяговое усилие на ленте Р = 4000 Н, скорость ленты v = 0,8 м/с.

http://www.detalmach.ru/primer1.files/image130.jpg

Рис. 1.4. Кинематическая схема привода ленточного транспортера

 

Решение.

Принимаем КПД передач (табл. 1.2), показанных на рис. 1.4:

ременной передачи η1= 0,98;  

зубчатой пары η2= 0,98;

цепной передачи η3= 0,96;

потери в опорах трех валов http://www.detalmach.ru/primer1.files/image131.gif= 0,993.

КПД всего привода

http://www.detalmach.ru/primer1.files/image132.gif

Требуемая мощность электродвигателя

http://www.detalmach.ru/primer1.files/image134.gif

Частота вращения вала барабана

http://www.detalmach.ru/primer1.files/image135.gif

Из таблицы 1.6 выбираем ближайшие по мощности электродвигатели с повышенным пусковым моментом:

АО2-42-6, имеющий N = 4 кВт и n = 955 об/мин, и

АО2-41-4, у которого N = 4 Квт и n = 1440 об/мин.

Определяем передаточные отношения привода:

в первом случае

http://www.detalmach.ru/primer1.files/image136.gif

во втором

http://www.detalmach.ru/primer1.files/image137.gif

Приемлемы оба типа двигателя; в первом варианте передаточное отношение может быть реализовано, например, так: по таблице 1.3 выбираем для ременной передачи i1 = 2; для редуктора i2 = 4 и для цепной передачи i3 = 4. Общее i = i1i1i1 =244=32. Отклонение от заданного составит http://www.detalmach.ru/primer1.files/image138.gif (допускается отклонение до ±3%).

После выбора электродвигателя и определения передаточного отношения редуктора выполняют расчеты зубчатых передач.

 

Пример 2.

Выбрать электродвигатель к кормоприготовительной машине (рис. 1.5), выполнить кинематический расчет и определить моменты вращения на валах при следующих исходных данных: мощность на рабочем валу машины Р = 1,5 кВт, частота вращения рабочего вала пр = 30 мин-1, синхронная частота вращения вала электродвигателя nсэд = 3000 мин-1, режим нагружения — 5 (легкий).

http://www.detalmach.ru/primer1.files/image090.jpg

Рис. 1.5 Кинематическая схема привода:

1 — электродвигатель, 2 — муфта упругая; 3 — червячный редуктор;

4 — цепная передача; 5 — рабочий вал со спиральными лопастями; 6 — чан

 

Решение.

1. Определяем предварительное значение КПД привода.

http://www.detalmach.ru/primer1.files/image139.gif

Значения η отдельных звеньев приняты по табл. 1.2; КПД червячной передачи (при двухзаходном червяке) η12 = 0,78; КПД цепной передачи η23 = 0,94; КПД  муфты ηм = 0,98; КПД одной пары подшипников ηп = 0,99 (в нашем случае — три пары).

2. Определяем требуемую мощность на ведущем валу привода Р’:

P’=P /𝜂об = 1,5 / 0,71 = 2,1 кВт.

При заданном режиме нагрузки механизма принимаем по табл. 1.6, исходя из заданной синхронной частоты вращения (nсэд = 3000 мин-1), электродвигатель серии A4 типа М80В2У3 с номинальной мощностью Pэд = 2,2 кВт, асинхронной частотой вращения вала   nНОМ = 2850 мин-1; диаметр выступающего конца вала d1 = 22 мм (потребуется при подборе муфты).

3. Определяем общее передаточное число привода и разбиваем его по ступеням:

uоб = nном / np=2850/30 = 95 

Так как uоб = и12 u23, редуктор должен иметь стандартное передаточное значение (ГОСТ 2144–76), а привод в целом — компактные размеры, принимаем (табл. 1.10) u12 = 28, тогда передаточное число цепной передачи:

u23 =uоб/u12 = 94/28 = 3,36.

Таблица 1.10. Стандартные значения передаточных чисел червячных передач

1-й ряд

10

12,5

16

20

25

31,5

40

50

63

2-й ряд

­-

-

-

140

180

225

280

355

71

 Примечание: 1-й ряд следует предпочитать 2-му

 

4. Определяем частоты вращения (угловые скорости) валов привода:

n1 =nном = 2850 мин-1; ω1 = πn1 / 30 =3,142850/30 = 298,3 c-1;

n2 =n1 / и12 = 2850/20 =142,5 мин-1; ω2 =πn2/30=3,14100,7/30=10,5c-1;

n3 =n2/и23=100,7/3,36 = 29,97 мин-1; ω3 =πn3/30=3,1429,97/30=3,1c-1.

5. Определяем моменты вращения на валах

T1 =P1/ ω1= 2,1103/ 298,3 = 7,04 Нм;

P2 = P1 ηм η12http://www.detalmach.ru/primer1.files/image140.gif=2,10,98 0,78 0,992 = 1,57 кВт;

T2 = Р2 / ω2 =1,57103/10,5 = 149,52 Нм;

Т3 = Р3 / ω3 =2,1103/3,13 = 668,79 Нм.

 


 

Скачано с www.znanio.ru