ПРАКТИЧЕСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА
Оценка 4.7

ПРАКТИЧЕСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА

Оценка 4.7
Раздаточные материалы
doc
музыка
4 кл—11 кл +1
12.06.2023
ПРАКТИЧЕСКАЯ  ВОКАЛЬНАЯ  РАБОТА
ПРАКТИЧЕСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый. Регистровый порог. Механизм перевода регистра. Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных. Пропевание согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному. Рупор. «Зевок» и полузевок». Регулировочный образ: место и роль в пении.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА.doc

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ВОКАЛЬНАЯ  РАБОТА

 

Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков

    

 Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.

Гортань человека.  Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой,   грудной – натуральный (детский), фальцетный,  свистовой или флейтовый. Регистровый   порог. Механизм перевода регистра.

Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных,  их пение.  Речевой диапазон. Требования к пению гласных.

Пропевание  согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.

Рупор. «Зевок» и полузевок».

Регулировочный образ: место и роль в  пении.

Практические занятия:

 

1.                  Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение

            способности к пению.

2.                  Координационно-тренировочные занятия.

 

  Блок 1.

 

Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.

Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку,  двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.

Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.

Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией  «ММ»: от щек по всему лицу.

Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения,  касание звука, вибрации «ммм»).

Упражнение 6. Вибрация внутри тела.

 

  Блок 2.

 

Комплекс  № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.

Комплекс  № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.

Комплекс  № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).

Комплекс  № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром,  силой голоса  – через ощущения  с разными  энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.

Комплекс  № 5. Упражнения для осознания  связи режимов с разными участками диапазона.

Комплекс  № 6. Упражнения для осознания  связи  разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.

Комплекс  № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.

Комплекс  № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.

Комплекс  № 9. Упражнения по овладению приемами,  не позволяющими издавать звук  привычным способом.

Комплекс  № 10. Упражнения:  язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.

Комплекс  № 11. Упражнения  на   «Н - носовое».

Комплекс  № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).

 

Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.   Отработка полученных вокальных навыков  

Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.

«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».

Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра,  образованные аэродинамическим путем.

Соотношения работы  органов дыхания и гортани.

Резонаторная функция трахеи.

Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий  голос.

 

Практические занятия:

Дыхательная гимнастика.

Распевание 

Звук и механизм его извлечения.

Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование.

            Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

Важность  работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования  к  организации распевки. Порядок распевки.  Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.

Использование скороговорки  на начало распевки.

Практические занятия:

  1. Упражнения  по распеванию.  Задачи  занятий:  научить учащегося  правильно выполнять распевки (И.О. Исаева, стр. 160-164).

 

Дикция. Артикуляция 

     Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее   и отличное.   Важность умения говорить правильно в жизни человека.

     Восприятие искусства через интонацию.  Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.

Тембр певческого и речевого голоса.

Дикция и механизм ее реализации.

    Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для  произнесения  известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.

    Механизм перехода  от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный,  имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция.  Основные    выводы вокальной    педагогики  о требованиях к пению гласных.

   Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные  и сленговые слова и выражения.

          Три стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.

Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.

   Методы самостоятельной работы  по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

 

Практические занятия:

1)      Артикуляционная гимнастика  (методика и алгоритмы В.Емельянова – с. 161);

2)   Упражнения на  голосовые сигналы  доречевой коммуникации (программа В.Емельянова с.166-167);

3)   Упражнения  тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса  (программа  В. Емельянова  с. 168-172);

4)   Дыхательные  упражнения по методике  И.О.Исаевой  (стр.78-80);

5)   Тренажер самоконтроля развития дикции;

6)   Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой  (с.81-83).

 

 Гигиена певческого голоса 

Бережное отношение к здоровью – как  залог вокального успеха.

Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93).

Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.

Воспаление трахеи: как  последствие  - потеря голоса.

Меры профилактики  лор – болезней,  их необходимость.

Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.

Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.

О вреде  курения  на голосовые связки.

Защитная регулирующая  и эстетическая функция  вибрато –  основа и показатель самоконтроля.

Запреты:

-  грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы; 

- использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы;

-  переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.

Первая помощь голосовым связкам: молчание.  Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.

Практические занятия:

1.                  Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;

2.                  Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа  как ориентира на успех, а не путь к стрессу;

3.                  Упражнения по развитию вибрато  вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);

4.                  Составление памятки по гигиене голоса.

 

Сценическая культура и сценический образ

 

Жесты  вокалиста (солиста и участника ансамбля): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная  (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.

Мимика. Выражение лица, улыбка

Владение собой, устранение волнения на сцене.

Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.

«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть  и назначение.

Практические занятия:

1.        Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой с.93-95);

2.         Психологический  тренинг;

3.         Упражнение «Как правильно стоять»  (по методике И.О.Исаевой  с. 172-179);

4.         Упражнения на координацию движений;

5.          Практическая работа  по формированию сценического образа.

 

Движения  вокалистов под музыку (для работы с солистами)

 

Движения вокалистов на сцене.  Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ.   Пластичность и статичность вокалиста.

Практические занятия:

1.    Просмотр и анализ  выступлений вокалистов;

2.    Элементы  ритмической  гимнастики;

3.    Работа над возможными вариантами  движений сценического образа.

 

 

 

 

Вокальная позиция

 

Регулировочный образ вокалиста.  Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.

Развитие мышц глотки и языка.

Атака звука: твердая, мягкая, придыхательная.

Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.

Практические занятия:

1.         Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;

2.         Упражнения  на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;

3.         Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;

4.         Упражнения по инспираторной  фонации – изданию   звука во время вдоха. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист  - осознание вокально-телесных ощущений;

5.         Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в   фальцетный регистр

6.         Тренировочные программы для  фальцетного  регистра  детского и женского голоса Упражнения с твердой и  мягкой атакой.

7.         Подготовка к выходу на сцену.

 

Звуковедение 

 

Тембр и динамика своего голоса.

Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-,    проприорорецепции,    и отражающиеся в  сознании вокалиста, их  голосообразующее действие.

Многоголосное пение.

Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки  обучающихся услышать себя изнутри   и снаружи.

Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.

Работа с текстом: проговаривание и  заучивание  текста.

Вокальные  трудности в работе с песней  и пути их устранения.

Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление,  формирование сценического образа.

Ролевая подготовка: суть и назначение.

Практические занятия:

1.    Песенный репертуар;

2.    Заучивание текста;

3.    Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;

4.    Упражнения:  устранение трудностей в работе с песней.

 

 Концертно-исполнительская деятельность

 

 Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся,  их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального  произведения.

В основе репертуара воспитанников  план воспитательной работы школы, районных мероприятий.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА

ПРАКТИЧЕСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА

Комплекс № 11. Упражнения на «Н - носовое»

Комплекс № 11. Упражнения на «Н - носовое»

Гигиена певческого голоса

Гигиена певческого голоса

Вокальная позиция Регулировочный образ вокалиста

Вокальная позиция Регулировочный образ вокалиста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2023