Задание 1. Выполните тест. Подведите итог. Разработайте рекомендации.
Тест № 1.
Определение уровня общительности
Общительность - необходимое качество в профессиональной деятельности педагога. Данный тест поможет проверить, насколько развито оно у Вас и что Вам необходимо предпринять для совершенствования собственной техники общения.
Ответ "да" оценивается в 2 балла, "иногда"- 1 балл, "нет"- 0 баллов.Задание 1. Выполните тест. Подведите итог. Разработайте рекомендации.
Тест № 1.
Определение уровня общительности
Общительность - необходимое качество в профессиональной деятельности педагога. Данный тест поможет проверить, насколько развито оно у Вас и что Вам необходимо предпринять для совершенствования собственной техники общения.
Ответ "да" оценивается в 2 балла, "иногда"- 1 балл, "нет"- 0 баллов.
practical_work (2).doc
Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога в современных условиях ФГОС
Коммуникативная культура педагога. Педагогический артистизм.
Модуль 3.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание 1. Выполните тест. Подведите итог. Разработайте
рекомендации.
Тест № 1.
Определение уровня общительности
Общительность необходимое качество в профессиональной
деятельности педагога. Данный тест поможет проверить, насколько
развито оно у Вас и что Вам необходимо предпринять для
совершенствования собственной техники общения.
Ответ "да" оценивается в 2 балла, "иногда" 1 балл, "нет" 0 баллов.
1. Вам предстоит серьезная деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи ее
ожидание?
2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
3. Вызывает ли у Вас смятение неожиданное поручение выступить с лекцией в
незнакомой до этого аудитории?
4. Если Вам предложат поехать по профессиональным делам в город, где Вы
никогда еще не бывали, приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать
поездки?
5. Вы делитесь своими профессиональными переживаниями с малознакомыми
коллегами?
6. Раздражают ли Вас просьбы учащихся глубже пояснить им новый материал,
больше привести примеров на излагаемую теорию по предмету?
7. Считаете ли Вы, что педагогам и учащимся бывает трудно понять проблемы
друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить коллеге, что он забыл Вам вернуть деньги,
взятые в долг несколько месяцев назад?
9. Учащийся дает Вам на проверку работу, явно выполненную
несамостоятельно. Вы промолчите о своих подозрениях и поставите ему
оценку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы первым не
вступите с ним в беседу. Так ли это?
11. Избегаете ли Вы открытых конфликтов с учащимися?
1 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога в современных условиях ФГОС
12. Избегаете ли Вы участия в дисциплинарных комиссиях, посвященных
разбору поведения отстающих учеников?
13. Вы всегда имеете собственное мнение по поводу прочитанных книг,
просмотренных спектаклей и фильмов?
14. Предпочитаете ли Вы промолчать, если услышите явно ошибочное
суждение по хорошо известному вам вопросу или факту?
15. Тяготит ли Вас просьба родителей ученика индивидуально помочь ему
разобраться в учебной теме?
16. Предпочитаете ли Вы излагать свою точку зрения в письменной форме
устному изложению?
Подведение итогов
3032 балла. Вы явно некоммуникабельны, от чего сами сильно страдаете.
Коллегам и ученикам с Вами тяжело. Ha Вас трудно положиться в деле,
требующем групповых усилий. Вы слабы в проведении массовых и открытых
мероприятий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
2529 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете уединение. У Вас
мало друзей. Вы привыкаете к старым ученикам, трудно с ними расстаетесь и
долго налаживаете контакт с новыми. Вообще все новое: работа, обстановка,
поручения администрации, люди тяготят вас.
1924 балла. Вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя
уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. Вы умеете наладить контакт с
учащимися и легко управляете дисциплиной класса. Но с новыми людьми
(коллегами, членами родительского комитета) сходитесь с оглядкой, в спорах
и диспутах участвуете неохотно. Хотя многолетняя практика, вероятно,
изменила ситуацию.
1418 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны,
охотно слушаете учащихся, достаточно терпеливы в общении с ними,
отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости, спокойно и
аргументировано. В то же время не любите недисциплинированности
учащихся, их развязанность, экстравагантные выходки и многословие могут
вызывать у Вас раздражение.
913 баллов. Вы общительны, иногда даже сверх нормы и меры. Любопытны,
разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что иногда
раздражает окружающих. Интересуетесь делами своих учеников даже
выходящими за учебный процесс. Охотно даете им разнообразные советы. Вам
нравится организовывать внеклассные мероприятия: концерты, экскурсии и
2 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога в современных условиях ФГОС
т.д. Любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя
не всегда можете их выполнить. Вам недостает усидчивости, терпения для
успешности профессиональной деятельности.
38 баллов. Общительность бьет из Вас ключом... Вы слишком говорливы,
многословны. Ваша коммуникабельность для окружающих просто болезненна.
1. Учимся не избегать общения
Невозможно чемуто научиться заочно, без подкрепления теории практикой,
поэтому не избегаем разговоров, как обычно, а стараемся их поддерживать.
Пусть даже это будет неприятная соседка, бывший одноклассник, к которому
мы никогда не испытывали особых симпатий, или надоевшая коллега, с
которой мы не горим желания встречаться лишний раз. На ком, как не на них,
можно потренироваться в терпимости, толерантности и красноречии. Тем
более что совсем не обязательно вступать в пространные беседы.
«Дежурные» темы – нейтральные: погода, домашние питомцы, городские
новости и даже слухи. Говорить нужно о том, что людям близко и понятно,
что они могут с нами легко обсудить, что не заставляет их напрягаться и
прилагать усилия. Вопросы о личной жизни – табу. Чем чаще мы будем
общаться с людьми, тем легче и естественнее это будет происходить.
2. Будем активным слушателем
Быть коммуникабельным – это не значит тараторить без умолку, не давая
собеседнику высказать свое мнение. Недаром говорят, что слово – серебро, а
молчание – золото. Говорить красиво – это искусство, но уметь молчать –
искусство не меньшее.
Коммуникабельный человек молчит, когда другой говорит, и этим показывает
свое уважение к собеседнику. Он дождется, когда человек выскажется, и
лишь потом начнет говорить сам.
Но ведь как бывает чаще всего? Не дав договорить, мы тут же выступаем со
своими комментариями и единственно «правильным» мнением. В результате
такой беседы расходимся, испытывая обоюдное неудовольствие и желание
поменьше общаться в дальнейшем. Причем мало дослушать человека до конца
– перед тем как ему ответить, нужно выдержать 35 секундную паузу, ведь,
возможно, он еще не закончил говорить, а просто переводит дыхание.
Кроме того, мы проявим себя как внимательный и активный слушатель, если
время от времени будем утвердительно кивать головой, демонстрируя таким
образом, что мы не улетели в мыслях в заоблачные дали, а все во внимании.
3 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога в современных условиях ФГОС
Собеседник должен чувствовать, что он уважаем, а его рассказ нам важен и
интересен.
Не нужно отвечать кратко и однозначно. После того, как собеседник
выскажется, реагируем на его слова фразами вроде: «Представляю, каково
тебе было…», «Наверно, тебе пришлось очень переживать…», «Жаль, что
так случилось…», «Я рад, что все обошлось…» т. п. Они покажут, что мы
искренне сопереживаем человеку и заинтересованы в нем, в его мыслях и
чувствах.
Если мы будем внимательно слушать других людей, они скажут о нас, что мы
человек, «приятный во всех отношениях». Они будут хотеть находиться рядом
с нами, потому что в нашем обществе им будет комфортно. Ведь, давая
возможность другим людям высказаться, мы помогаем им почувствовать свою
значимость, растет их самооценка. Выслушивая других, мы завоевываем их
доверие. И чем лучше мы умеем слушать, тем больше нам доверяют.
Активное слушание приносит еще одну пользу: оно воспитывает
дисциплинированность, ведь удержать свое внимание, сфокусироваться на
словах собеседника, не давать своим мыслях блуждать гдето далеко,
непросто. Поэтому чем больше мы будем работать над своим вниманием к
словам другого человека, тем более дисциплинированными станем. Обучаясь
искусству слушать, мы фактически развиваем свою личность.
3. Будем оптимистичны, остроумны и
изобретательны
На душе скребут кошки, все валится из рук, но кому это интересно? Люди
подсознательно начинают избегать тех, кто все время ноет и жалуется.
Можно выслушать и помочь советом один, два, три раза – не больше. Кому же
понравится долго играть роль мусорного бака, в который сливается весь
негатив? К тому же пессимизм заразен, поэтому неудивительно, что
хронических пессимистов со временем начинают избегать даже их друзья.
Люди тянутся к оптимистам, к тем, от кого исходят позитив, жизненных
силжизненная сила и уверенность.
То же самое можно сказать и о скучных людях, в обществе которых и мухи
впадают в спячку. Ктото сказал, что скучный человек – этот тот, кто
обладает даром речи, но не имеет способностей к разговору. Эти способности
развить совсем несложно – было бы желание стать интересным
собеседником. К тому же наука о красноречии – умении говорить красиво и
заинтересовать других своей речью, довольно увлекательна.
4 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога в современных условиях ФГОС
4. Чаще обращаемся к собеседнику по имени
Людям нравится, когда к ним обращаются по имени, это располагает их к
себе. Поэтому стараемся запоминать имена новых знакомых. И если вдруг
чьето мы не расслышали или забыли, то лучше деликатно переспросить еще
раз, чем не обращаться никак. Например: «Простите, я так увлеклась нашей
беседой, что запамятовала, как вас зовут» или «Напомните, пожалуйста, ваше
имя – совсем вылетело из головы». Если есть возможность, можно попросить
напомнить имя когото другого.
5. Будем искренни и естественны
Поддерживаем разговор, задаем вопросы, интересуемся, обсуждаем – но
если нам действительно интересно. Поддельный интерес слишком заметен, и
это лишь оттолкнет человека от нас.
Однако писатель Роберт Стивенсон, автор «Острова сокровищ», говорил, что
«мир скучен для скучных людей». Из чего следует, что интересный человек
испытывает искренний интерес ко всем людям и едва ли не с любым найдет
тему для разговора, занимательную для обоих.
Задание 2. Основываясь на данных таблицы, охарактеризуйте манеру
поведения своих коллег.
Значение поз и жестов педагога
Жесты, позы педагога
Руки, раскрытые ладонями вверх
Пиджак расстегнут (или снят)
Руки спрятаны (за спину, в карманы)
Руки скрещены на груди
Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в
какойнибудь предмет так, что
побелели суставы)
Кисти рук расслаблены
Педагог сидит на краешке стула,
склонившись вперед, голова слегка
наклонена и опирается на руку
Голова слегка наклонена набок
Педагог опирается подбородком на
Интерпретация
Искренность, открытость
Открытость, дружеское расположение
Напряженное восприятие ситуации
Закрытость от информации, общения
Защита, оборона
Спокойствие
Заинтересованность
Внимательное слушание
Критическая оценка
5 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога в современных условиях ФГОС
ладонь, указательный палец вдоль щеки,
остальные пальцы ниже рта
Почесывание подбородка (нередко
сопровождается легким прищуриванием
глаз)
Ладонь захватывает подбородок
Педагог медленно снимает очки,
тщательно протирает стекла
Педагог ходит по классу
Пощипывание переносицы
Педагог прикрывает рот рукой во время
своего высказывания
Педагог прикрывает рот рукой во время
слушания
Педагог старается на вас не смотреть
Взгляд в сторону от ученика
Слушающий слегка касается века, носа
или уха
Педагог начинает собирать бумаги на
столе
Ноги или все тело педагога обращены к
выходу
Рука педагога находится в кармане,
большой палец снаружи
Педагог жестикулирует сжатым
кулаком
Пиджак застегнут на все пуговицы
Обдумывание решения
Обдумывание решения
Желание выиграть время, подготовка к
ответу, сопротивлению
Функция контроля или обдумывание
решения
Напряжение
Неискренность, обман
Сомнение, недоверие к учащемуся
Скрытность, утаивание своей позиции
Сомнение, отсутствие интереса к
мнению
Недоверие к говорящему
Урок окончен или разговор окончен
Желание уйти
Превосходство, уверенность
Демонстрация власти, угроза
Официальность, подчеркивание
дистанции
6
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.