Практическая работа № 19 Престижность профессиональной деятельности
Оценка 4.8
Рабочие тетради
doc
обществознание
Взрослым
12.04.2017
Практическая работа по обществознанию включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям.
Составители: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 19.doc
Раздел 4.Социальные отношения
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация
Практическая работа № 19
Престижность профессиональной деятельности
Учебная цель:
формирование умения изучать письменные источники;
пользоваться учебной литературой, обобщать имеющиеся знания.
Учебные задачи: научиться проводить сравнительный анализ различных видов
профессиональной деятельности; научиться обосновывать свои выводы.
Предметные результаты: сформированность навыков оценивания социальной
информации, умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов общественного развития; сформированность умений обобщать,
анализировать и оценивать информацию.
Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Престижность профессиональной деятельности».
2. Ответить на вопросы.
3. Прочитать текст и выполнить задания
4. Ознакомиться с отрывком из книги А. И. Кравченко «Социология: справочное
пособие» и ответить на вопросы.
Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка 3. Тексты заданий
4. Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М.,
2014
Краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
Начало самостоятельной жизни человека в обществе связано с выбором
профессии, ориентацией на ту или иную сферу общественной жизни; с идеалами и
целями, определяющими общественное поведение и отношение.
Наиболее ответственным в профессиональном самоопределении выпускников
является этап выбора направления и способа получения профессионального
образования. Именно на этом этапе происходит конкретизация личностных целей,
под которой выстраивается новая модель деятельности и идёт переориентация
внутренних ресурсов.
В профессиональной ориентации учащихся одним из важных факторов
самоопределения является «престижность выбираемой профессии».
Самореализация личности в труде может осуществляться по разным
направлениям.
Это может быть утверждение своего достоинства через качественное
выполнение поставленных производственных задач,
самореализация через поиск новых задач и смыслов в труде.
это может быть
Это может быть самореализация через утверждение своего превосходства над
другими людьми или через альтруистический труд, ориентированный на то, чтобы
делать людям добро. Стремление быть уважаемым и достойным членом общества
может реализоваться разными путями.
Профессиональное самоопределение уместно понимать как деятельность
человека, принимающего то или иное решение в зависимости от его развития как
субъекта труда. Таким образом, учащиеся осознают, что стоят на пороге жизни.
Поэтому они склонны рассматривать знания не как самоценность, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить профессию, обеспечить
себе большой доход и высокий уровень жизни. Само понимание «успеха» (тесно
связанное с представлением об элитарном) неоднозначно. Неоднозначность
проявляется не только в этическом плане (что имеет общественную ценность, а что
нет), но и в самом процессе профессионального самоопределения. Например, на
ранних этапах развития субъекта труда многое определяется тем, насколько
воспитатели и родители сумеют сформулировать у ребёнка позитивное отношение
к честному и творческому труду. Для абитуриента успех нередко связан с
поступлением в престижное (в его понимании) учебное заведение. Для студента на
первый план выходит «успешная учёба», а также и учебнопрофессиональные
контакты с наиболее авторитетными и «престижными» преподавателями. При
этом и абитуриент, и студент уже начинают понимать, что кроме реальных
успехов, связанных с усвоением и демонстрацией своих знаний, существует еще и
«успех», связанный с выстраиванием престижных и «выгодных» для дальнейшей
В целом у каждого человека есть
карьеры межличностных отношений.
возможность выбрать критерии самоуважения и профессионального
самоощущения: либо это ориентация на ценность самого труда, либо это
ориентация на мнение своих сверстников.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому
занятию
1. Что является важнейшим фактором в выборе профессии?
2. Назовите основные направления реализации личности в труде.
3. Что такое профессиональное самоопределение?
Задания для практического занятия
1. Прочитайте текст и выполните задания. Деление на «престижные» и «непрестижные» профессии – скорее, следование
стереотипам, чем проявление действительной практичности, адекватного оценивания
своих способностей и объективных обстоятельств, потому что не существует
«рыночных» и «нерыночных» профессий. Среди «престижных» профессий подростки
чаще всего называют профессии юриста, экономиста, менеджера, дизайнера,
психолога, а среди «непрестижных» – профессии дворника, уборщицы, плотника,
врача, учителя.
В Словаре русского языка С.И. Ожегова «престиж» определяется как «влияние,
уважение, которым пользуется ктолибо или чтонибудь» (от франц. prestige —
обаяние, очарование; лат. — praestigium — иллюзия, обман чувств). В
социологическом словаре престиж определяется как отрицательная или
положительная оценка индивидуальных качеств или социальной эффективности. В
этом значении термин «престиж» близок к социальному смыслу понятия «статус».
Престиж профессии определяется на основании сложившейся системы ценностей
и является феноменом общественного сознания, в котором отражается существующая
в обществе иерархия профессий, складывающаяся из уровня образования,
ответственности, величины оплаты труда и т.д.
Престиж профессии представляет собой оценку социальной значимости
профессии, выработанную обществом, и является элементом представления о
профессии, тесно связанным с социальным аспектом самоопределения.
Задания.
1. Назовите пять престижных и пять не престижных, на Ваш взгляд, профессий.
2. По каким критериям Вы составили свой список?
3. Назовите основные требования к работе, которая бы Вас устроила.
2. Ознакомьтесь с отрывком из книги А. И. Кравченко «Социология:
справочное пособие» и ответьте на вопросы.
Социология об удовлетворенности трудом Люди поразному относятся к своему труду. Одни не переобременяют себя
работой и трудятся с прохладцей. Другие буквально «горят» на работе. Приходя
домой, они про должают думать о том, что не успели сделать за день. Вторые
привязаны к труду, а первые отчуждены от него. Именно для «горящих» на работе
труд становится центральным жизненным интересом.
Понятие «центральный жизненный интерес» ввел в 1956 г. специалист по
индустриальной социологии Роберт Дабин. Идея оказалась столь плодотворной, что на
ее основе возникла целая концепция. Она включает следующие положения:
1. Цель жизни работающего индивида является его работа; все, что происходит на
работе, влияет на любую другую сторону жизни.
2. Люди постоянно стремятся к удовлетворенности, чем бы они ни занимались:
если работа не приносит удовлетворения, они ее меняют.
3. Люди работают только ради удовлетворения, и ничего больше
4. Удовлетворенный служащий обладает наибольшей продуктивностью; напротив,
тот, кто не удовлетворен работой, менее продуктивен.
5. Люди могут быть мотивированны увеличением степени удовлетворенности.
6. Удовлетворенный рабочий сильно интегрирован как в сфере работы, так и вне
ее.
7. Удовлетворенный рабочий обычно не испытывает таких депрессивных эмоций,
как разочарование, страх, подавленность, чувство вины, мстительность, ужас и
зависть.
8. Удовлетворенность равносильна счастью; поэтому все усилия должны быть
направлены на то, чтобы сделать существование рабочего в сфере его занятия как
можно более счастливым...
Психологи и социологи считают, что удовлетворенность трудом в
действительности не имеет того значения, какое ей придают. Работа является лишь
одним из аспектов жизни человека, но не единственной его целью, оправданием всего
его существования. Но такое верно до тех пор, пока человек не потерял работу. В этот
момент мы осознаем, что труд — это нечто такое, без чего человек не может обойтись... Если без работы человеческое существование теряет смысл, значит, труд
превращается в первую жизненную потребность, т. е. центральный жизненный интерес.
Вопросы и задания.
1. Какое место в мотивации отношения к работе занимает удовлетворенность
трудом? Почему работа человека, удовлетворенного трудом, наиболее продуктивна?
2. Приходилось ли вам общаться с людьми, привязанными к труду и
отчужденными от него? Как объясняют свое отношение к труду те и другие?
Совпадает ли объяснение «горящих» на работе с той характеристикой, которая дана в
документе?
3. Согласны ли вы с заключительным утверждением в этом тексте? Свое
отношение к нему аргументируйте.
Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к
практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 2 балла
Задание 2 – 3 балла
Форма контроля выполнения практической работы Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения
практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов
1.
Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений. – М.: «Академия», 2014.
2.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей Практикум: учеб.
пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.
3.
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально
экономического профиля: учебник для учреждений начального и среднего
профессионального образования. М.: «Академия», 2014.
4.
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально
экономического профиля: практикум для учреждений начального и среднего
профессионального образования. М.: «Академия», 2014.
Практическая работа № 19 Престижность профессиональной деятельности
Практическая работа № 19 Престижность профессиональной деятельности
Практическая работа № 19 Престижность профессиональной деятельности
Практическая работа № 19 Престижность профессиональной деятельности
Практическая работа № 19 Престижность профессиональной деятельности
Практическая работа № 19 Престижность профессиональной деятельности
Практическая работа № 19 Престижность профессиональной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.