Обществознание 10 класс Правонарушения и правоотношения
Оценка 4.7

Обществознание 10 класс Правонарушения и правоотношения

Оценка 4.7
Презентации учебные +2
docx
обществознание
10 кл—11 кл +1
27.08.2023
Обществознание 10 класс  Правонарушения и правоотношения
Обществознание 10 класс тема Правонарушения и правоотношения
обществознание 10 класс.docx

Урок по обществознанию в 10 классе по теме: "Правоотношения и правонарушения".

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление обучающихся о понятиях правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность; применять полученные знания на практике.

Развивающая: продолжить формирование умения работать с учебным материалом; умение анализировать информацию , формулировать выводы; развитие умения работать в группах.

Воспитательная: продолжить формирование правовой культуры обучающихся.

 

Задачи урока:

1.Обеспечить усвоение учащимися новых понятий: правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность.

2.Создать условия для развития умения анализировать полученную информацию.

3.Организовать самостоятельную работу обучающихся по развитию навыков работы с учебным материалом.

4.Способствовать формированию уважительного отношения к правовому порядку.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока.

Организационный момент.

Учащиеся разделяются на 3 группы. Проверка готовности учащихся к уроку.

Мотивация.

Предыдущие уроки обществознания были посвящены изучению правовой сферы жизни общества и на сегодняшнем уроке мы продолжим её изучение. Прежде чем перейти к новому материалу, вам предлагается небольшая разминка. Задание по группам, для этого вам понадобится рабочий лист № 1. Каждой группе предлагается по 3 афоризма, необходимо вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.

На доске:  ответственность(была у группы 1)

                    права и обязанности(была у группы 2)

                    закон (была у группы  3)

Эти понятия являются важнейшей ценностью для человека, который желает быть членом свободного общества.

Изучение нового материала.

Учащиеся записывают число и тему урока: "Правоотношения и правонарушения".

План урока.

1.Понятие правоотношение.

2.Правонарушение: понятие и виды.  Презентация  Power  Point.

3.Виды юридической ответственности.

4.Судебная система РФ(индивидуальное сообщение).

5.Рефлексия.

 

1.Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные отношения. Какие? Личные, семейные, дружеские, деловые.

Характер этих отношений определяют правила, которыми люди руководствуются в своем поведении. Например, семейные  или дружеские отношения строятся на доверии и моральных нормах.

Но, существует область общественных отношений, которые могут быть урегулированы при помощи норм права.

Вспоминаем определение понятия права. Запись в тетради: право - это система общеобязательных норм , которые регулируют общественные отношения и охраняются силой государства, т.е. государство контролирует исполнение норм права и в случае нарушения применяет гос. принуждение,  т.е. силу. 

Отношения, которые регулируются нормами права, называются правоотношения. Само понятие состоит из двух слов: право и отношения(взаимодействие, которое регулируется с помощью права). Рассмотрим следующий пример.  Вы совершаете покупки. Вы покупаете в магазине хлеб. В данной ситуации участвуют две стороны: покупатель и продавец.

1)Права и обязанности сторон.

Покупатель: заплатить деньги, равные стоимости товара, получить товар.

Продавец: выдать качественный товар, получить деньги, сдать правильно сдачу.

2)Это пример отношений между людьми, значит общественных отношений. 

В юридической науке эти отношения являются  примером купли – продажи.

3)Вопрос: эти отношения регулируются нормами права?

Да, Закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс(ГК РФ гл.30 ст.454)

Теперь, исходя из признаков правоотношений, сформулируем и запишем определение:

Правоотношения – урегулированные  нормами права общественные отношения, участники которых связаны взаимными правами и обязанностями.

Ребята, как называется нарушение норм права в правоотношениях? Это правонарушение.

 

2.Второй вопрос урока мы рассмотрим с помощью презентации.

Итак, перед вами примеры правонарушений. Что общего в этих ситуациях ?

В ходе устного обсуждения выделяются следующие общие черты:

1)Противоправность

2)Нанесение вреда обществу

3)Виновность деяния

4)Деяние(активное и пассивное)т.е. действие и бездействие.

5)Правонарушитель будет привлечён к юридической  ответственности в зависимости от степени тяжести нарушения.

Итак, мы вспоминаем  виды правонарушений – преступления  и проступки.

Запись определений:

Преступление – это общественно опасное, виновное деяние, наносящее вред обществу, предусмотренное УК РФ.

Проступок – это виновное противоправное деяние, характеризующееся меньшей степенью опасности для общества.

Для  закрепления этого материала учащимся предлагается определить, какие виды правонарушений совершали сказочные персонажи  Буратино, Баба – Яга, Лиса из «Колобка», Мышка из «Курочки Рябы».  (дифференцированное задание).

 

3. Ребята, как вы понимаете фразу: «Каково деяние, такого воздаяние» ?

Ответ: речь идёт об ответственности за правонарушения.  Одним из средств борьбы с правонарушениями является юридическая ответственность.

Юридическая ответственность – реализация установленных в нормах права санкций, предусматривающих неблагоприятные последствия для правонарушителя.

Функции юридической ответственности: охрана правопорядка, предупреждение правонарушения, воспитание людей.

 Ребята, какие виды юридической ответственности вам известны ?

Уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная.

За совершенное преступление преступник несёт уголовную ответственность. Название уголовная связано с тем, что в старину провинившимся людям отрубали головы, т.е. отвечали головой.

Далее каждая группа получает задания на определение вида ответственности, для помощи группам выдаются листы с выдержками из соответствующих кодексов.

 

Самостоятельная работа в группах (для улучшения мышления включаются музыкальные  композиции Моцарта и Генделя).  Обсуждение.

 

4. Содержание  вопроса  о судебной системе РФ раскрывает ученик или ученица как индивидуальное сообщение.

Закрепление материала также на отдельных листах (может использоваться в качестве домашнего задания).

 

5.Рефлексия.

 

Подведение итогов, выставление оценок за работу, запись домашнего задания.

 

 

 


 

Урок по обществознанию в 10 классе по теме: "Правоотношения и правонарушения"

Урок по обществознанию в 10 классе по теме: "Правоотношения и правонарушения"

Эти понятия являются важнейшей ценностью для человека, который желает быть членом свободного общества

Эти понятия являются важнейшей ценностью для человека, который желает быть членом свободного общества

Да, Закон о защите прав потребителей и

Да, Закон о защите прав потребителей и

Уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная

Уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2023