Урок по обществознанию в 10 классе по теме: "Правоотношения и правонарушения".
Цели урока:
Образовательная: сформировать представление обучающихся о понятиях правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность; применять полученные знания на практике.
Развивающая: продолжить формирование умения работать с учебным материалом; умение анализировать информацию , формулировать выводы; развитие умения работать в группах.
Воспитательная: продолжить формирование правовой культуры обучающихся.
Задачи урока:
1.Обеспечить усвоение учащимися новых понятий: правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность.
2.Создать условия для развития умения анализировать полученную информацию.
3.Организовать самостоятельную работу обучающихся по развитию навыков работы с учебным материалом.
4.Способствовать формированию уважительного отношения к правовому порядку.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Организационный момент.
Учащиеся разделяются на 3 группы. Проверка готовности учащихся к уроку.
Мотивация.
Предыдущие уроки обществознания были посвящены изучению правовой сферы жизни общества и на сегодняшнем уроке мы продолжим её изучение. Прежде чем перейти к новому материалу, вам предлагается небольшая разминка. Задание по группам, для этого вам понадобится рабочий лист № 1. Каждой группе предлагается по 3 афоризма, необходимо вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.
На доске: ответственность(была у группы 1)
права и обязанности(была у группы 2)
закон (была у группы 3)
Эти понятия являются важнейшей ценностью для человека, который желает быть членом свободного общества.
Изучение нового материала.
Учащиеся записывают число и тему урока: "Правоотношения и правонарушения".
План урока.
1.Понятие правоотношение.
2.Правонарушение: понятие и виды. Презентация Power Point.
3.Виды юридической ответственности.
4.Судебная система РФ(индивидуальное сообщение).
5.Рефлексия.
1.Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные отношения. Какие? Личные, семейные, дружеские, деловые.
Характер этих отношений определяют правила, которыми люди руководствуются в своем поведении. Например, семейные или дружеские отношения строятся на доверии и моральных нормах.
Но, существует область общественных отношений, которые могут быть урегулированы при помощи норм права.
Вспоминаем определение понятия права. Запись в тетради: право - это система общеобязательных норм , которые регулируют общественные отношения и охраняются силой государства, т.е. государство контролирует исполнение норм права и в случае нарушения применяет гос. принуждение, т.е. силу.
Отношения, которые регулируются нормами права, называются правоотношения. Само понятие состоит из двух слов: право и отношения(взаимодействие, которое регулируется с помощью права). Рассмотрим следующий пример. Вы совершаете покупки. Вы покупаете в магазине хлеб. В данной ситуации участвуют две стороны: покупатель и продавец.
1)Права и обязанности сторон.
Покупатель: заплатить деньги, равные стоимости товара, получить товар.
Продавец: выдать качественный товар, получить деньги, сдать правильно сдачу.
2)Это пример отношений между людьми, значит общественных отношений.
В юридической науке эти отношения являются примером купли – продажи.
3)Вопрос: эти отношения регулируются нормами права?
Да, Закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс(ГК РФ гл.30 ст.454)
Теперь, исходя из признаков правоотношений, сформулируем и запишем определение:
Правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых связаны взаимными правами и обязанностями.
Ребята, как называется нарушение норм права в правоотношениях? Это правонарушение.
2.Второй вопрос урока мы рассмотрим с помощью презентации.
Итак, перед вами примеры правонарушений. Что общего в этих ситуациях ?
В ходе устного обсуждения выделяются следующие общие черты:
1)Противоправность
2)Нанесение вреда обществу
3)Виновность деяния
4)Деяние(активное и пассивное)т.е. действие и бездействие.
5)Правонарушитель будет привлечён к юридической ответственности в зависимости от степени тяжести нарушения.
Итак, мы вспоминаем виды правонарушений – преступления и проступки.
Запись определений:
Преступление – это общественно опасное, виновное деяние, наносящее вред обществу, предусмотренное УК РФ.
Проступок – это виновное противоправное деяние, характеризующееся меньшей степенью опасности для общества.
Для закрепления этого материала учащимся предлагается определить, какие виды правонарушений совершали сказочные персонажи Буратино, Баба – Яга, Лиса из «Колобка», Мышка из «Курочки Рябы». (дифференцированное задание).
3. Ребята, как вы понимаете фразу: «Каково деяние, такого воздаяние» ?
Ответ: речь идёт об ответственности за правонарушения. Одним из средств борьбы с правонарушениями является юридическая ответственность.
Юридическая ответственность – реализация установленных в нормах права санкций, предусматривающих неблагоприятные последствия для правонарушителя.
Функции юридической ответственности: охрана правопорядка, предупреждение правонарушения, воспитание людей.
Ребята, какие виды юридической ответственности вам известны ?
Уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная.
За совершенное преступление преступник несёт уголовную ответственность. Название уголовная связано с тем, что в старину провинившимся людям отрубали головы, т.е. отвечали головой.
Далее каждая группа получает задания на определение вида ответственности, для помощи группам выдаются листы с выдержками из соответствующих кодексов.
Самостоятельная работа в группах (для улучшения мышления включаются музыкальные композиции Моцарта и Генделя). Обсуждение.
4. Содержание вопроса о судебной системе РФ раскрывает ученик или ученица как индивидуальное сообщение.
Закрепление материала также на отдельных листах (может использоваться в качестве домашнего задания).
5.Рефлексия.
Подведение итогов, выставление оценок за работу, запись домашнего задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.