Практическая работа по обществознанию включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям.
Составители: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 20.doc
Раздел 4.Социальные отношения
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты
Практическая работа № 20
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций
Учебная цель:
формирование умения изучать письменные источники;
пользоваться учебной литературой, сравнивать, обобщать, выявлять признаки
явлений, прослеживать причинноследственные связи
Учебные задачи: научиться приводить примеры социальных норм и социальных
санкций; научиться, обосновывать свою точку зрения.
Предметные результаты: сформированность навыков оценивания социальной
информации, умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов общественного развития.
Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Социальный контроль. Виды социальных норм и
санкций».
2. Ответить на вопросы.
3. Заполнить таблицу «Виды социальных норм».
4. Заполнить таблицу «Виды социальных санкций».
5. Объяснить выражение.
6. Прочитать текст и ответить на вопрос.
Обеспеченность занятия 1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М.,
2014
Краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
Социальная роль включает в себя два тезиса полностью не совпадающих аспекта:
ролевое ожидание и ролевое исполнение. Характер человека выступает в качестве
связующего звена между ними. Ролевые ожидания базируются на ролевых требованиях
общества и социальных групп в виде предписаний, пожеланий и ожидания
соответствующего поведения. Эти ролевые требования воплощаются в конкретных
социальных нормах, сгруппированных вокруг конкретного социального статуса.
Социальная норма (от лат. норма правило, образец) это средство социальной
регуляции поведения индивидов в социальных группах.
Виды норм: правовые, моральные, культурные, политические, эстетические,
организационные, религиозные.
Соблюдение обязательных нормативных требований контролируется и
обеспечивается со стороны общества определенными санкциями (юридическими,
политическими, моральными).
Социальный контроль это механизм, совокупность средств, с помощью которых
общество, социальная группа или организация обеспечивает следование сложившимся
образцам
поведения.
Выступая в качестве регулятора социального взаимодействия, социальный
контроль может реализовываться следующими способами:
1. Самоконтроль. Личность знает основные моральные и правовые нормы
общества или социальной общности и не поступает вопреки им. 2. Социализация. В процессе социализации у личности формируются качества,
привычки и правила поведения в соответствии с установлениями общества или
социальной общности.
3. Групповое требование. Каждая личность является членом какойлибо первичной
социальной группы, которая имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и норм.
Необходимым условием принадлежности индивида к социальной группе является
принятие и соблюдение им своеобразного кодекса поведения данной группы.
Нарушение сложившихся норм влечет, как правило, применение неформальных санкций
(бойкот, ограничение общения, отторжение из группы и т. п.).
4. Принуждение. Это способ контроля, когда индивид осознанно не желает
следовать общепринятым нормам и правилам, а общество или группа прибегает к
принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современном обществе
существуют строго разработанные правила набор санкций (групповых норм),
применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.
Социальные санкции (от лат. санкцио строжайшее постановление) это меры
воздействия, вознаграждение и/или наказание за социальные действия.
Выделяют следующие типы санкций:
1. Формальные позитивные санкции публичное одобрение со стороны
официальных организаций (правительства, учреждений): награды, премии, ученые
степени и звания и т. д.
2. Неформальные позитивные санкции публичное одобрение, исходящее не от
официальных организаций: похвала, признание, почет, слава.
3. Формальные негативные санкции наказания, предусмотренные законами,
указами, инструкциями и иными актами органов власти: арест, штраф, отлучение от
церкви и т. д.
4. Неформальные негативные санкции наказания, не предусмотренные
официальными институтами: замечание, порицание, насмешка, злая шутка и т. д.
Социальные санкции это реакция на социальное поведение, которое бывает
нормальным соответствующим требованиям, и анормальным, или девиантным. Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому
занятию
1. Что такое социальная норма?
2. Какие виды социальных норм вы знаете?
3. Какими способами может реализовываться социальный контроль?
4. Какие типы социальных санкций Вам известны?
Задания для практического занятия
1. Заполните таблицу «Виды социальных норм». Приведите по три примера
каждого вида социальных норм.
Примеры
Виды социальных норм
нормы морали (в них выражаются
представления людей о хорошем и
плохом, о добре и зле, о
справедливости и несправедливости)
религиозные нормы (к ним относят
правила поведения, содержащиеся в
текстах священных книг либо
установленные религиозными
организациями)
нормы традиций и обычаев (обычаем
называют исторически сложившееся
правило поведения, вошедшее в
привычку в результате его
многократного повторения)
политические нормы (нормы,
устанавливаемые различными
политическими организациями. Эти правила поведения, прежде всего,
должны соблюдать члены данных
организаций)
правовые нормы (формально
определенные правила поведения,
установленные государством)
эстетические нормы (закрепляют
представления людей о прекрасном и
безобразном)
нормы этикета (культура поведения
людей в обществе).
2. Заполните таблицу «Виды социальных санкций». Приведите по три примера
каждого виды санкций.
Виды санкций
Формальные позитивные санкции
Формальные негативные санкции
Неформальные позитивные санкции
Неформальные негативные санкции
Примеры
2. Объясните, как вы понимаете выражение.
Древнеримские юристы говорили: «Обычай ведет за собой того, кто хочет, закон
тащит за собой того, кто не хочет».
4. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
Обычай кровной мести существовал в Древней Руси достаточно долго.
Сначала кровная месть исполнялась любым способным на это членом рода.
Затем в Русской Правде возможность отомстить за убийство была ограничена
такое право предоставлялось только ближайшему кругу родственников убитого:
«Если убьёт свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить
брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за
убитого...» Впоследствии Ярослав Мудрый запретил кровную месть и заменил ее
исключительно денежной платой.
Вопрос. Как вы думаете, почему древнерусское государство сначала
ограничило, а потом и запретило обычай кровной мести?
Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к
практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 1 балл
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 1 балл
Задание 4 – 2 балла
Форма контроля выполнения практической работы
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения
практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 1. Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений. – М.: «Академия», 2014.
2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественнонаучного, гуманитарного профилей Практикум: учеб. пособие для
студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.
3. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально
экономического профиля: учебник для учреждений начального и среднего
профессионального образования. М.: «Академия», 2014.
4. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально
экономического профиля: практикум для учреждений начального и среднего
профессионального образования. М.: «Академия», 2014.
Практическая работа № 20 Социальный контроль
Практическая работа № 20 Социальный контроль
Практическая работа № 20 Социальный контроль
Практическая работа № 20 Социальный контроль
Практическая работа № 20 Социальный контроль
Практическая работа № 20 Социальный контроль
Практическая работа № 20 Социальный контроль
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.